Научная статья на тему '2007. 04. 020. Кендзиор С. Новое определение религии: узбекская атеистическая пропаганда в Узбекистане в горбачёвский период. Kendzior S. Redefining religion: Uzbek atheist propaganda in Gorbachev-era Uzbekistan // Nationalities papers. - N. Y. , 2006. - Vol. 34, n 5. - P. 533-548'

2007. 04. 020. Кендзиор С. Новое определение религии: узбекская атеистическая пропаганда в Узбекистане в горбачёвский период. Kendzior S. Redefining religion: Uzbek atheist propaganda in Gorbachev-era Uzbekistan // Nationalities papers. - N. Y. , 2006. - Vol. 34, n 5. - P. 533-548 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС СССР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 04. 020. Кендзиор С. Новое определение религии: узбекская атеистическая пропаганда в Узбекистане в горбачёвский период. Kendzior S. Redefining religion: Uzbek atheist propaganda in Gorbachev-era Uzbekistan // Nationalities papers. - N. Y. , 2006. - Vol. 34, n 5. - P. 533-548»

2007.04.020. КЕНДЗИОР С. НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ: УЗБЕКСКАЯ АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В УЗБЕКИСТАНЕ В ГОРБАЧЁВСКИЙ ПЕРИОД. KENDZIOR S. Redefining religion: Uzbek atheist propaganda in Gorbachev-era Uzbekistan // Nationalities papers. - N.Y., 2006. - Vol. 34, N 5. - P. 533-548.

Сара Кендзиор (Университет штата Индиана, США) утверждает, что двойственное отношение к религии в Советском Узбекистане не получило достаточного освещения в литературе, хотя именно религия, наряду с национализмом, способствовала в 80-е годы упадку Советского Союза.

В 1986-1989 гг. группа узбекских пропагандистов под руководством директора Института научного атеизма издала три справочных издания по проблемам атеизма и ислама1 с целью доказать преимущество первого, причем «религиозная терминология в этих трех книгах оказалась коренным образом переписанной» (с. 534). На самом деле издания 1986 и 1987 гг. были идентичными и подверглись критике за «излишнюю скромность» в осуждении ислама, ибо в начальный период перестройки смягчение отношения государства к религии ограничилось только Россией, тогда как для Центральной Азии (ЦА) идеологический плюрализм отвергался: во время своего визита в Ташкент в ноябре 1986 г. Горбачёв призвал узбекское руководство «усилить атеистическую пропаганду в массах» (с. 535)2. В отличие от России в Узбекистане оставалось под запретом празднование мусульманских праздников (за участие в них можно было потерять работу), даже Навруз - доисламский праздник прихода весны - был запрещен в 1986 г., а в 1987 г. под эгидой Москвы в ЦА был проведен «атеистический месячник» с организацией атеистических кампаний в узбекской деревне (с. 536)3.

Советский режим не постигал, по мнению автора, двойственности религиозной ситуации в Узбекистане: «Центральноазиаты -мусульмане, потому что они центральноазиаты, и центральноазиа-

1 Усмонов М.А. Ислом справочник. - Ташкент, 1986; Ibid, 1987; Ibid, 1989. Описание здесь и далее по реф. источнику.

2 Fierman W. Policy toward Islam in Uzbekistan in the glasnost era // Nationalities papers. - 1994. - Vol. 22. - P. 225-226.

3 Haghayeghi M. Islam and politics in Central Asia. - N.Y., 1996.

ты потому, что они мусульмане. Иллюзия религии, которую Маркс высмеивал, а советский режим пытался уничтожить, неразрывно связана со столь же сильнодействующей иллюзией этнической идентичности» (там же).

В 1988 г. Узбекистан испытал ряд социальных и политических сдвигов («хлопковый» скандал, повлекший смену ряда лидеров, экономический спад, проигрываемая война в Афганистане), создавших атмосферу неопределенности, в которой и вышел «Энциклопедический словарь атеизма»1. В нем были частично пересмотрены многие дефиниции «Справочника» 1986 и 1987 гг.

В 1989 г., с трехлетним опозданием, гласность укоренилась и в Узбекистане. Начали вновь открываться мечети, перепечатывать-ся религиозные книги, легализовали Навруз, вспомнили о джади-дах и т.д. В этой новой обстановке появилось в 1989 г. 3-е издание «Справочника»: написанное и отредактированное теми же людьми, оно было действительно «коренным образом переписано», что знаменовало «радикальный пересмотр официального узбекского восприятия религии и политики по отношению к ней» (с. 537). На этот раз были добавлены многие материалы и понятия, изменились определения концепции национализма, ислама и узбекской национальной идентичности.

В ЦА оказалось весьма трудным искоренить обряды похорон или почитания предков, поскольку они были связаны с национальными доисламскими традициями, символизировали центральноази-атскую идентичность. Многие официальные лица посещали эти традиционные обряды, что свидетельствовало о сохранении прежних представлений о смерти и предках в центральноазиатском обществе.

Характерный пример отношения государства к религии - изменение описания значения Навруза: в 30-е годы он был запрещен как мусульманский праздник, в 60-е восстановлен, когда часть этнографов объявила его сельскохозяйственным праздником и потому безвредным2, через 20 лет снова запрещен как религиозный праздник, а в 1989 г. опять восстановлен как часть стратегии И. Каримова, частично заимствовавшего происламскую идеологию

1 Usmonov M.A., Jabbarov J. Ateistik ensiklopedik lug'at. - Tashkent, 1988.

2 Kandiyoti D., Azimova N. The communal and sacred // J. of the Royal anthropological inst/ - 2004. - Vol. 10, N 2.

своих оппонентов, что и позволило в 2004 г. правительственной пропаганде относить к числу славных деяний президента возвращение празднования Навруза («это пробуждало надежду на грядущее возрождение духовных ценностей»); соответственно, в 1-м издании «Справочника» нет ни слова о Наврузе, а в 1989 г. ему отведена одна из самых длинных статей (с. 541). Аналогичные изменения произведены в определениях ряда текстов Корана.

В «Справочнике» 1989 г. появились сведения о других мусульманских странах и народах; прямое упоминание о проживании мусульман в СССР, которые являются (или должны считаться) частью мусульманского сообщества - «идеологический прыжок, немыслимый год назад... Советский режим путем изменения алфавита, цензуры, ограничения поездок долгие годы пытался отделить узбеков и от мусульманского сообщства, и от их собственного мусульманского интеллектуального наследия. Включение в "Справочник" статей о джадидизме и моджахедах объясняется ассоциацией первого с революционной активностью, присущей региону» (с. 544). Поэтому были реабилитированы крупнейшие писатели-джадиды Чолпон, Фитрат, они служили для узбекской элиты свидетельством, что Узбекистан, как и Россия, обладает богатым современным интеллектуальным наследием. Описание моджахедов как «гази», «шахидов» в Средние века продолжалось их характеристикой как «участников реакционных движений против демократических и национальных правительств» в современных мусульманских странах; при этом ничего не говорилось о моджахедах в Афганистане, но о них, «весьма вероятно, вспоминал любой читатель "Справочника", осведомленный о самом печально известном военном поражении Советского Союза» (с. 545).

Автор заключает, что различия в тексте трех «Справочников» демонстрируют двойственность, расплывчатость определения религиозности в СССР, что позволяло пропагандистам использовать эту двойственность как для поддержки, так и для осуждения выдвинутых ими концепций. «В 1986 г. пропасть между Узбекистаном, описанным в первом "Справочнике" (земля безбожников, любящих Ленина и Россию), и миром, знакомым большинству узбеков, оставалась обширной. Советская политика насильственного внедрения атеизма серьезно изменила и почти уничтожила центральноазиатский ислам. Но она не смогла уничтожить иллю-

зии ислама... Они проявляются в обычаях и ритуалах ислама, казалось бы, утерянных в 1986 г., но вновь найденных теми же авторами в 1989 г. Узбекские пропагандисты, изменив собственные дефиниции, лишь помогли уничтожить иллюзию прочной власти самого Советского Союза» (с. 546-547).

С. И. Кузнецова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.