2007.04.010. ТИТЬЕ К. ПРАВО БЕЗ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА? ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ИНТЕРЕСАХ ЗАЩИТЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ БЛАГ.
TIETJE C. Recht ohne Rechtsquellen? Entstehung und Wandel von Völkerrechtsnormen im Interesse des Schutzes globaler Rechtsgueter im Spannungsverhaeltnis von Rechtssicherheit und Rechtsdynamik // Zeitschrift fuer Rechtssoziologie. - Stuttgart, 2003. - Н. 2. - S. 27-42.
«Возможно ли право без источников права?» - задает вопрос автор. По крайней мере для юристов, воспитанных в духе континентального европейского права, само собой разумеется, что правом являются только нормативные установления, записанные в признанном источнике права. Конституционное право и правовые традиции взяли на себя труд определения допустимости правовых источников. С этой точки зрения без правовых источников не может быть права. Несмотря на то, что в большинстве германских учебников по международному праву утверждается, что нормы международного права могут быть закреплены только в признанных источниках права, а первая глава учебников традиционно посвящена источникам права, международное сообщество сегодня во многом зависит от правовых решений, которые либо не вписываются в правовую догматику, либо делают это с большим трудом. Таким образом, международная система приобретает новые правовые рамки за счет потери правовой стабильности. Эта проблема обсуждается с различных точек зрения - глобализации, правовой догматики и даже социологии права. До сих пор, правда, концепции правовой догматики и социологии права никогда не пытались объединить, хотя и отмечалось недостаточное внимание, уделяемое юристами результатам исследований транснационального права в социологии права. Автор реферируемой статьи ставит перед собой цель представить разработанный социологией права инструментарий управления развитием международного экономического права, который мог бы дополнить изыскания правовой догматики. Для этого в статье рассмотрены: международно-правовое учение об источниках права; история развития и современное состояние правового феномена, называемого «право без источников права».
Структура международной системы и международно-правового учения об источниках права. С точки зрения социологии
права под международной системой понимается общность акторов, политические, культурные, экономические и иные действия которых пересекают границы, а также взаимоотношения этих акторов. Таким образом, международная система существенно шире, чем система государств, хотя государства являются основными акторами, по меньшей мере тогда, когда речь идет о субъектах права. В международной системе нет количественного ограничения дееспособных акторов. В связи с этим принципом признаются новые акторы, международные организации, индивиды, неправительственные организации, которые оказывают существенное влияние на международную систему. Это положение обосновывает следующие вопросы. Как возникает и изменяется международное право? Увеличивается ли в связи с увеличением количества субъектов международного права количество акторов, оказывающих влияние на формирование международно-правовых норм?
В отличие от внутригосударственного правового порядка, в международном праве нет централизованных систем правотворчества и правоприменения. За исключением Совета Безопасности ООН, государства творят международное право без вышестоящей инстанции. При этом возникает необычная юридическая ситуация, а именно идентичность акторов, занимающихся правотворчеством и правоприменением. Таким образом, источники международного права формируются на основе децентрализованной структуры с доминирующей ролью государств (это положение находит свое выражение в ч. 1 ст. 38 Устава Международного суда). Статья 38 Устава Международного суда называет источники международного права - это международное договорное право, международное обычное право, общие правовые принципы. Однако ст. 38 только перечисляет, в какие нормативные категории может быть заключена воля государств.
Историческое развитие и актуальное состояние «права без источников права». В международной системе управление отношениями акторов всегда производилось не только на основе классических источников международного права. Хотя и сегодня высказывается идея анархии в международной системе, с возникновения европейских территориальных государств, закрепленных Вестфальским миром 1648 г., наблюдается и может быть доказано многоуровневое управление отношениями акторов. Во времена свободного ведения войн особое значение имел принцип баланса власти. Этот принцип частично приобрел нормативное закрепление в Утрехтском договоре (1713), частично же
являлся исключительно «политическим» принципом поведения. Намного позже, во времена «холодной войны», мы находим аналогичный пример ядерного ограничения, которое управляло поведением государств, выходя за рамки классических источников права. Таким образом, международной системе уже давно известны важные инструменты управления, которые трудно или невозможно отнести к какому-либо из источников международного права.
Далее автор останавливается на двух аспектах развития сегодняшнего международного права: кодификации обычного права и так называемых динамичных режимах договоров.
Первой формой динамичных режимов являются так называемые рамочные конвенции и соглашения. Под ними понимаются международно-правовые договоры, направленные на процесс конкретизации права, но на момент заключения договора не закрепляющие оконченную нормативную структуру. Поэтому рамочные соглашения с точки зрения правовой теории являются правовыми принципами и подлежат дальнейшей конкретизации. Идея заключения рамочных конвенций и соглашений родилась в международном экологическом праве, и до сих пор особенно много таких документов принимается именно в этой отрасли. Структура рамочных договоров всегда одинакова: они закрепляют только отдельные положения материального и процессуального права, а не полноценную нормативную программу. Эти договоры носят обязательный характер для подписавших их государств и документируют на международно-правовом уровне то, что определенная сфера должна быть урегулирована нормами международного права, но отдельные моменты еще требуют согласования. При этом согласование «технических» деталей обычно переходит с политического на административный уровень.
Второй характеристикой динамичного формирования договоров является их упрощенное изменение и дополнение. Они могут быть быстро изменены большинством голосов. И в этом пункте международные договоры теряют свое действие стабилизации права (установление права раз и навсегда) и приобретают функцию изменения права. Третий признак - это многочисленные возможности толкования международного договора законодательными органами государств.
Четвертая процедура правообразования - это учащающаяся практика инкорпорации в договоры необязательных с точки зрения права решений государственных или частных коллективных органов.
Особенно много примеров такой инкорпорации в ВТО и морском праве. Так, члены ВТО обязаны учитывать действующие или находящиеся на стадии принятия международные технические нормы. В морском праве соблюдаются обычно необязательные стандарты в области охраны окружающей среды.
Что касается международного экономического права, то здесь развивается правовое регулирование, которое полностью отделилось от источников международного права. Особенно это заметно в финансовой и банковской сферах, в которых созданы комиссии и комитеты по контролю за деятельностью финансовых учреждений. Речь идет о международном регулировании, не связанном с внутренним правом государств.
Автор убежден, что существует прямая связь между описанными в статье изменениями инструментов управления в международном праве и образованием глобальных общих ценностей.
Правовая структура классической международной системы была сформирована интересами государств. Эта правовая картина начала меняться в 70-х годах. Так, в 1972 г. была ратифицирована Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, в которой отмечалось значение культурных и природных памятников для всей планеты. Международный суд в одном из своих решений заявил об интернационализации не принадлежащих государствам территорий и отметил, что глобальные правовые ценности подлежат защите и не могут быть связаны с интересами отдельных государств.
Признание необходимости охраны глобальных правовых благ на международном уровне влечет за собой потребность в соответствующих правовых нормах. Принципиально речь идет об увеличивающейся пропасти между необходимостью и возможностями правового регулирования. Кроме того, за счет международных организаций, неправительственных организаций и транснациональных фирм постоянно увеличивается круг акторов, задействованных в управлении международными отношениями.
В.Н. Гиряева