Научная статья на тему '2007. 03. 006. Мебиус С. Пауль Людвиг Ландсберг - забытый социолог. Moebius S. Paul Ludwig Landsberg - ein vergessener Soziologe. Zu Leben, Werk, Wissens - und Kultursoziologie Paul Ludwig Landsbergs // Sociologia Intern. - B. , 2005. - bd. 41, H. 1. - S. 77-111'

2007. 03. 006. Мебиус С. Пауль Людвиг Ландсберг - забытый социолог. Moebius S. Paul Ludwig Landsberg - ein vergessener Soziologe. Zu Leben, Werk, Wissens - und Kultursoziologie Paul Ludwig Landsbergs // Sociologia Intern. - B. , 2005. - bd. 41, H. 1. - S. 77-111 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДСБЕРГ П.Л / СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 03. 006. Мебиус С. Пауль Людвиг Ландсберг - забытый социолог. Moebius S. Paul Ludwig Landsberg - ein vergessener Soziologe. Zu Leben, Werk, Wissens - und Kultursoziologie Paul Ludwig Landsbergs // Sociologia Intern. - B. , 2005. - bd. 41, H. 1. - S. 77-111»

2007.03.006. МЕБИУС С. ПАУЛЬ ЛЮДВИГ ЛАНДСБЕРГ -ЗАБЫТЫЙ СОЦИОЛОГ.

MOEBIUS S. Paul Ludwig Landsberg - ein vergessener Soziologe. Zu Leben, Werk, Wissens - und Kultursoziologie Paul Ludwig Landsbergs // Sociologia intern. - B., 2005. - Bd. 41, H. 1. - S. 77-111.

Статья Стефана Мебиуса посвящена описанию жизни и анализу творчества Пауля Людвига Ландсберга, ученика Макса Шеле-ра. Его научная активность пришлась на 20-30-е годы ХХ в., но ее значимые достижения и по сей день недостаточно оценены. Автор реконструирует воззрения Ландсберга на социологию знания и культуры в биографическом контексте.

Вышедшая в 1924 г. в Германии книга М. Шелера «Опыт социологии знания»1, наряду с работами К. Маннгейма (но иным содержательным образом), положила начало изучению отношений между формами знания и социальными группами. Таким образом, возникла самостоятельная исследовательская область - социология науки, расширяющая теоретический горизонт социологии культуры (с. 77). Шелер отстаивал позицию плюрализма форм познания в противоположность позитивистской позиции Конта, который, по его мнению, ошибочно оценивал динамику становления социального знания, замыкаясь на европоцентризме.

В обширном предисловии к своей книге, характеризуя методологию, систему понятий и политическую функцию социологии знания как «фундамента рациональной культурной политики», он отдает должное вкладу Ландсберга в развитие этой проблематики.

Известность Ландсбергу принесла уже ранняя работа 1922 г., «Мир Средневековья и мы. Историко-философский поиск смысла поколения»2, а также появившаяся вслед за ней в 1923 г. диссертация «Сущность и значение Платоновской Академии»3. В них он размышляет об образе жизни и организации ученого сословия в Средние века, в Академии Платона, в Школе перипатетиков. Во-

1 Scheler M. Versuche zu einer Sociologie des Wissens. - München; Leipzig,

1924.

2 Landsberg P.L. Die Welt des Mittelalters und Wir. Ein geschichtphilosophi-sche Versuch über den Sinn eines Zeitalters. - 2 Aufl. - Bonn, 1923.

3 Landsberg P.L. Wesen und Bedeutung der Platonischten Akademie. Ein er-kenntnis-sociologische Untersuchung. - Bonn, 1923.

просы социологии знания он обсуждает и позже, например в статье «К социологии теории познания»4, опубликованной в «Шмолле-ровском ежегоднике в 1931 г., а также в книге «Опыт смерти»5. С этой книгой и с «Введением в философскую антропологию»6 сегодняшняя научная общественность немного знакома, ранние же работы совсем забыты. И автор ставит задачу восстановить в коллективной памяти социологов идейный «гештальт» этого мыслителя, вернуть его имя в социологический дискурс, уделив особое внимание трудам по социологии знания.

П. Л. Ландсберг родился в 1901 г. в семье профессора права (впоследствии ректора Боннского университета). В 1920-1921 гг. два семестра он учился во Фрайбургском университете, где в ту пору преподавали Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Р. Кронер, Г. Канторович. Затем продолжил обучение в Кёльне. Здесь его учителями были Л. фон Визе и Макс Шелер, ставший научным руководителем его диссертации и оказавший огромное влияние на интеллектуальное развитие Ландсберга.

Уже в первом его сочинении о мире Средневековья (с посвящением Шелеру) речь идет о социальной обусловленности знания. Он представляет структуры средневековой мысли и пытается оценить их значимость для своего времени. Как многие его современники, он говорил о кризисной ситуации культуры и противопоставлял «распадающейся связи времен» «вечность» образцов

религиозной литургии и средневековых форм восприятия и истолкования. Он отмечал их величие, духовную живительность общения, диалога, передающего знание от учителя к ученику. Постепенно характер социальных институтов, в которых рождается знание, изменился. «Путь от Академии к Школе перипатетиков -это путь от школы спасения (Erlösungssekte) к корпорации наук (Universitas literarum)».

В своей диссертации Ландсберг различал гетерономную и автономную формы знания. Первую, которую он считал предпочти-

4 Landsberg P.L. Zur Sociologie der Erkenntnistheorie // Schmollers Jahrbuch für Gesetzgebung, Verwaltung und Volkswirtschaft im Deutschen Reiche, 1931. -Halbband n., Jg.55 - S. 769-808.

5 Landsberg P.L. Die Erfahrung des Todes. - Frankfurt a.M., 1973.

6 Landsberg P.L. Einführung in die philosophische Anthropologie. - Frankfurt a.M., 1934.

тельной в духовном поиске, демонстрировали Платон и Августин, размышляя о спасительном для человека знании. Начало второй положил Аристотель, возвеличив само знание. Но и в той, и в другой Ландсбергу важно было выявить «единство образа мысли», исследовать условия его образования, предугадывая в них направление движения к современности. Он стремился обозначить не столько умозрительный строй определенного временного периода, сколько обнаруживающиеся именно в нем истоки человеческих возможностей (с. 84).

Разные эпохи запечатлевают социологическую перспективу знания, благодаря наличному множеству интеллектуальных оппозиций, причем их противостояние относительно и зависит от общего для них конститутивного смысла. Мыслительная формация Средневековья, утверждал Ландсберг, была пронизана «метафизическим оптимизмом», доверием к конечному торжеству благого порядка. Его погружение в мир теоретизирования минувших веков вызвано отчасти, замечает Мебиус, неудовлетворенностью Ланд-сберга состоянием современной ему культуры и цивилизации. Однако это не было консервативной критикой, хотя и побуждало к известной идеализации интеллектуальной атмосферы прошлых времен. Разложение системы идей и знаний, полагал он, - внутренний процесс, что показывает пример средневековой схоластики, которая изменила отношение человека к миру и Богу вследствие метафизического и религиозного «поворота» к номинализму. Вместе с тем он подчеркивает, что коллективизм Средних веков был менее «коллективистским», чем в Новое время. При внешне сильной социальной связанности у каждого была свобода сокровенной религиозной внутренней жизни (с. 88). Со времени Ренессанса доктрины коллективизма и индивидуализма, которые в Средневековье еще примыкали друг к другу, жестко разделились, породив антагонистический конфликт, который в известном смысле предрешил современный культурный кризис. Но никакая неомистика не поможет его преодолеть. Бесплодно уповать на возврат к средневековому духовному опыту. Выход Ландсберг видит в последовательной реализации человеческих сущностных сил, не столько эволюционной, сколько цикличной: от порядка к привычке (Gewohnheit) и от привычки к анархии, а затем от анархии снова к порядку (с. 89). Хотя в дальнейшем он больше не упоминает в своих трудах о спекулятивной схеме исторической поступательности,

к определенным темам своей диссертации (к каковым относится, например, спор об универсалиях) он все же возвращается, обосновывая свой взгляд на социологию знания.

В 1923 г. Ландсберг получает докторскую степень за исследование «Сущность и значение Платоновской Академии». В этой работе он определяет предмет социологии знания как коллективный, осуществляемый многими объединенными людьми познавательный поиск и передачу знания от человека к человеку. Платоновская Академия дает тому пример, показывая, как социальные отношения приобретают вид «совместного философского осознания и сообщения знания» (с. 91). Важно не только социологическое описание феномена Академии, ее специфической формы человеческой связи и ее значения для конституции познания. Важно осознание того, что в современной кризисной ситуации такой образец не бесполезен, настраивая на критическое восприятие фактов духовной жизни. Ландсберг понимает связь между социологически осмысляемыми структурами и философскими учениями как взаимозависимый процесс, причем социальные обстоятельства служат базисом для реализации знания, которое затем, в свою очередь, воздействует на эти обстоятельства и может изменять их.

Платон стремится обособиться от «общего бытия полиса», создавая новую «социологическую форму» - школу. Из его отношения к осуждению Сократа можно также заключить об элитарной направленности его мысли и социальной позиции.

Примечательно, что школу, или общину, сократиков существенным образом конституирует миф. Творение сократического мифа одновременно создает Академию. Отдаление от народа было для сократиков не произвольным решением, но органическим процессом, отмечает Ландсберг. С помощью мифа школа утверждала социальную форму производства знания и его трансляции внутри общности. В результате изменялась сама функция философов. Если прежде они выступали и в роли законодателей, то с появлением Сократа и позже они удалились в отвлеченную действительность мысли. Это показывает, как именно теоретические позиции скептического номинализма, субъективизма и релятивизма необходимо следуют за выбором образа жизни данного сообщества. Ландсберг делает социологическое различение типов научной общности (вслед за Ф. Теннисом): в Сократе он видит родоначальника Gemeinschaft, в софистах - провозвестников Gesellschaft.

Платоновская Академия являлась своего рода элитарной «сектой», с особым религиозным учением, по мнению Ландсберга. Она искала освобождения только для некоторых, близких по духу групп, для друзей или приверженцев. Ее центр составлял сократовский миф, который скреплял эту общность. Платон учил усмотрению связи любви и познания, утверждая, что только любовь может привести к знанию. В дальнейшем возникновение сект, членами которых становились «произвольно», не по рождению, повторяло платоновский образец.

В 1923-1924 гг. Ландсберг посещает семинары Зомбарта и Вертхаймера в Берлине. В 1928 г. он получает звание доцента за работу об Августине, одобренную К. Шмитом и А. Фон Харнаком. Инаугурационный доклад в декабре 1928 г. был посвящен религиозной философии Паскаля. В качестве приват-доцента в университете Бонна Ландсберг читал лекции об Августине, Гердере, Гёте, Ницше, Шелере, отдельные курсы по социологии, антропологии, истории идей, истории философии, об учениях о свободе и о социализме. Все эти темы были связаны с его общим интересом к истории развития эпистемологии, исследованием проблем социологии знания. Последнюю он считал особым антропологическим методом, открывающим путь к познанию всевозможных исторических проявлений жизни и духа. Социология знания представляет собой герменевтическое исследование форм знания, идей, убеждений, структурно связывающих социальное бытие и познание.

В теории знания он выделяет две тенденции развития: от «солидаризма к индивидуализму» и от «аристократического образа понимания к демократическому» (с. 100). Об их наличии свидетельствуют способы образования понятий - главное средство человеческого познания. В уже упоминаемой статье о социологии познания (1931) Ландсберг так характеризует свое восприятие социологии: «Социология - дело зрелого разума, который сам определяет свои границы» (с. 102).

Ландсберг участвовал в политической жизни Веймарской республики и выступал против набирающей силу национал-социалистической рабочей партии. Наблюдая стремительное распространение расистских настроений, он пишет в 1933 г. статью «Расовая идеология и наука о расах», где анализирует высказывания о расах, общую схему их представления и объяснения, различая при этом научное и идеологическое учения о расах. В конце статьи говорится об опас-

ном моменте времени, когда характер народов начинают подводить под тот или иной расовый тип. «Тенденция гипостазирования типов оборачивается духовной угрозой» (с. 105). Социологам не следует забывать о понятии идеального типа, которое, согласно Веберу, не соответствует никакой конкретной реальности, но служит вспомогательным средством ее понимания.

Чтобы избежать ареста (его по национальным мотивам преследовали нацисты), Ландсберг в 1933 г. уехал вместе с женой Магдаленой Хоффман в Цюрих, затем в Барселону, где в 1934 г. получил место профессора в университете. Там он познакомился с Пабло Пикассо, Ортега-и-Гассетом, Бергамином, а также с Ж. Батаейем, вместе с которым сотрудничал в College de Sociologie, основанном в 1937 г. С началом гражданской войны в Испании Ландсберг перебрался в Париж, где писал статьи для журналов, в издававшийся здесь «Zeitschrift für Sozialforschung» и в католиче-ско-персоналистский журнал «Esprit». В последнем в 1935 г. появилось его эссе «Опыт смерти», переведенные на французский язык П. Клоссовским. В этой работе он попытался связать индивидуальное предчувствие смерти с социальным опытом смерти, то есть осознанием смерти «значимых других». Он считал осознание смерти чертой духовно-исторического и социального процесса индивидуализации, так называемого «самостановления» человека. «Чем больше усиливается индивидуальное чувство жизни, тем острее человек ощущает неизбежность смерти. Потеря близких приближает угрозу смерти» (с. 106). В 1937 г. по предложению Леона Брунсвика он вел семинары во Французском обществе философии (Société francaise de Philosophie). Ландсберг поддерживал также отношения с представителями «Groupe philosophique»: Ж. Валем, Г. Марселем, Ж. Гурвичем.

В 1939 г. его лишили немецкого гражданства. Какое-то время он комментировал программы «Немецкого вещания на радио Парижа», читал лекции в «Свободной немецкой высшей школе» («Freien Deutschen Hochschule»). В начале войны друзья попытались переправить его в Америку под чужим именем, но из-за болезни жены он отказался уезжать. Позже Ландсберг участвовал в движении Сопротивления. Зимой 1943 г. он был арестован как антифашист в городе По, на юге Франции, и отправлен в концлагерь Ораниенбург-Заксенхаузен, где умер от туберкулеза в 1944 г.

Л.В. Гирко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.