2007.02.026. УЭЙТС Р., ДИЕС Дж. КОРПОРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ: ВЗАИМОВЫГОДНОЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЕ.
WAITES R., DIES G. Corporate research and venture capital can learn from each other // Research-technology management. - Wash., 2006. -Vol. 49, N 2. - P. 20-24.
Руководящие сотрудники исследовательского подразделения корпорации «Hewlett-Packard» (НР) отмечают существование в современных условиях целого ряда моделей взаимодействия корпораций с венчурными компаниями, описанных в научной литературе. Одной из них является финансируемая венчурным капиталом передача технологии, полученной в исследовательских подразделениях корпораций. Венчурные фонды корпораций могут использоваться с целью проведения корпоративной стратегии применительно к возникающим стартовым предприятиям. Нередки примеры приобретения стартовых предприятий с помощью венчурных фондов как средство выхода на новые рынки, создания инкубаторов для поддержки ранних этапов функционирования стартовых предприятий, разрабатывающих технологические решения, используемые затем в качестве компонентов новой продукции. По мнению авторов, интерес представляет также малоисследованный феномен длительной связи между крупной централизованной исследовательской организацией и крупной компанией венчурного капитала и выгода, которую несет такая связь обеим сторонам.
Будучи крупной мультинациональной компанией, НР имеет множество различного типа связей с венчурными капиталистами и финансируемыми ими компаниями, расположенными во многих странах мира. Сюда входят как официальные программы, так и неформальные контакты с бывшими сотрудниками НР, которые теперь занимаются как венчурным финансированием, так и стартовыми предприятиями. Департамент стратегии и корпоративного развития НР (Strategy and Corporate Development Department), согласно своей программе, регулярно встречается с 10-20 крупными фирмами венчурного капитала, с тем чтобы определить технологические тренды и возможности совместного бизнеса.
В целях реализации своей бизнес-стратегии подразделения НР осуществляют как миноритарные инвестиции в акционерный капитал, так и приобретения компаний, финансируемых венчур-
ным капиталом. Прежде чем совершить подобную сделку, НР в обязательном порядке рассматривает до двух десятков кандидатов по конкретному направлению. Отобранные технологии, родившиеся в лабораториях НР, но не нашедшие применения в производстве, предлагаются венчурным капиталистам в качестве вариантов для передачи. Пенсионный фонд компании инвестирует небольшую часть своих активов в фонды венчурного капитала.
Лаборатории НР (НР Labs) объединены в крупное централизованное исследовательское подразделение компании, на долю которого приходится примерно 5% общих расходов НР на исследования и разработки, составивших в 2005 фин. г. 3,5 млрд. долл. (с. 21). В 2002 г. руководство НР Labs сформулировало конкретные задачи, не нашедшие отражения в действующих программах, и выступило с инициативой выбора фирмы венчурного капитала, с помощью которой можно было бы решить эти задачи. При этом было необходимо: выявить сферы инноваций, интересующие венчурный капитал; провести сравнение направлений венчурных инвестиций с инвестициями НР, не связанными с конфиденциальностью информации; учесть степень перспективности рассматриваемых инвестиций и радикальности соответствующих изменений; получить знания о стартовых предприятиях - потенциальных партнерах или объектах приобретения и учесть степень риска; воспользоваться преимуществом расположения штаб-квартиры НР Labs в г. Пало-Альто (Калифорния), который является крупнейшим в мире центром сосредоточения фирм венчурного капитала; создать форум для получения обратной связи.
Выбор варианта тесных связей с одной ведущей фирмой венчурного капитала потребовал выработки методики отбора среди многочисленных первоклассных фирм региона. Были проведены интервью с фирмами, которые характеризовались интересом к инвестициям на начальных этапах формирования стартовых предприятий и активным участием в менеджменте компаний, состоящих в их портфеле. Оказалось, что многие фирмы венчурного капитала так или иначе избегают инвестиций в начальные этапы из-за опасения высокого риска, предпочитая вкладываться в более зрелые технологии. В целом НР столкнулась с большим разнообразием подходов и принципов инвестирования, ведущим также и к различиям
в практике функционирования, чем подтверждается тезис о высокой степени специализации венчурного бизнеса.
Рассматривая первые итоги тесного сотрудничества с выбранной фирмой венчурного капитала «Foundation Capital», авторы отмечают следующие его преимущества.
Экспертные знания и опыт партнера, накопленные в результате взаимодействия с другими компаниями, разрабатывающими аналогичные технологии или обслуживающими сходные сегменты рынка, позволили модифицировать первоначальные проекты в нужном направлении. В ряде случаев сотрудничество с «Foundation Capital» помогло наладить ценные связи с другими компаниями или получить доступ к важной информации и объектам интеллектуальной собственности. НР приобрела одну из компаний, финансируемых «Foundation Capital», установила производственные связи с рядом других. Она в целом повысила требования и ужесточила отбор инвестиционных проектов, связанных с новыми технологиями, стала уделять больше внимания новым возможностям.
Презентации разработок, регулярно проводимые для «Foundation Capital», и последующие обсуждения позволили вырабатывать концентрированные стратегии выхода на рынок для ряда новых технологий, определять перспективные рыночные сегменты, способные быстро воспринимать нововведения. Партнеры венчурной фирмы проявили высокий профессионализм, умение формулировать новые бизнес-модели и рыночные стратегии. Нередко они сразу предлагали новые продукты и выходы на рынок для разрабатываемых НР технологий.
Фирма «Foundation Capital» также получила определенные выгоды от сотрудничества с НР как важного дополнительного источника идей и информации. НР является источником производственных и коммерческих связей для компаний, находящихся в ее портфеле, потенциально ведущих к более глубоким отношениям в форме инвестиций в акционерный капитал или к полному поглощению. Кроме того, НР смогла оказывать технические консультации компаниям, находящимся в инвестиционном портфеле «Foundation Capital», которые не конкурируют с НР.
Высоко оценивая описанный опыт сотрудничества, авторы указывают на целесообразность его распространения. Наукоемким организациям рекомендуется: разрабатывать программы установ-
ления стратегических связей производственных подразделений компании со стартовыми предприятиями как потенциальными деловыми партнерами, поставщиками технологии или кандидатами на поглощение; руководителям выделять достаточное время для персональных контактов; четко формулировать задачи и проводить тщательный отбор фирм-партнеров, способных помочь в их реализации.
И.Г. Минервин
ИНТЕРНЕТ И ЭКОНОМИКА
2007.02.027. ИНТЕРНЕТ И ПРЕДПРИЯТИЯ: МИРАЖИ И ШАНСЫ? Internet et enterprise: Mirages et opportunités? / Yolin J.-M. et al. -Ministère de l'economie, des finances et de l'industrie. - Р., 2005. -434 p. - Mode of access: http://www.yolin.net.mirage2005-f.zip; http://www.evariste.com/yolin/2005.
В девятом ежегодном докладе (издается с 1997 г.), подготовленном по заказу Министерства экономики, финансов и промышленности Франции (авторы: Ж.-М. Йолэн - руководитель, Ж. Бербино, К. Шерер, Ж. Бьетт), анализируются воздействие Интернета на деятельность предприятий, а также возможности его использования для повышения конкурентоспособности французских компаний. Доклад состоит из введения, восьми глав и заключения.
Во введении авторы отмечают, что после периода головокружительного развития Интернета в 1995-2000 гг. и последующих трех «парадоксальных» лет, когда наблюдались одновременно быстрое расширение использования интернет-услуг и падение курса акций высокотехнологичных компаний (биржевой кризис), началась новая фаза его развития. Для нее характерны: укрепление позиций «чемпионов»; появление нового поколения стартовых компаний, использующих новые технологические возможности Интернета; постепенное утверждение «новой экономики» на обычных предприятиях, сопровождаемое компьютеризацией всех сфер деятельности компаний (разработка продуктов, финансовые, торговые операции, снабжение, управление производством и т.д.) (с. 2).
В первой главе, подробно анализируя историю возникновения и развития Интернета и услуг, которые можно получить с его помощью, авторы приходят к выводу, что Интернет - это «новая