6. Analyse de l'avant-projet de loi modifiant le code de l'entrée et du séjour des étrangers et du droit d'asile (CESEDA). - Mode of access: http://jetable.rezo.net/index.php
7. Le Code de l'entrée et du séjour des étrangers et du droit d'asile (CESEDA). -Mode of access: http://www.legifrance.gouv.fr/
8. Chetail V. La réforme française de l'asile: prélude à la banalisation européenne du droit des réfugiés // J. du droit intern. - P., 2004. - № 3. - P. 817-865.
9. Loi n° 2005-32 du 18 janvier 2005 art. 145 Journal Officiel du 19 janvier 2005. -Mode of access: http://www.legifrance.gouv.fr/
10. Loi n° 2006-64 du 23 janvier 2006 art. 24 VI Journal Officiel du 24 janvier 2006. -Mode of access: http://www.legifrance.gouv.fr/
11. Ordonnance n° 2005-759 du 4 juillet 2005 art. 19 V Journal Officiel du 6 juillet 2005 en vigueur le 1er juillet 2006. - Mode of access: http://www.legifrance.gouv.fr/
12. Robson D. Projet de loi réformant le Code de l'entrée et du séjour des étrangers et du droit d'asile (Ceseda) : vers une immigration «Kleenex»? - Mode of access: http://www.djrobson.net/article-1858697.html
2007.02.017. ТИНГ Я.С. ЭМИГРАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
TING I.C. Immigration and national security // Orbis. - Philadelphia, 2006. - Vol. 50, № 1. - P. 41-52.
Терроризм стал злободневной темой последних лет, особенно в свете взрывов небоскребов в Нью-Йорке 11 сентября и взрывов в Лондоне в июне 2005 г. Угроза исламизма, по мнению автора, одинаково нависла как над Европой, так и над Америкой с той разницей, что в Европе эта угроза исходит от эмигрантского населения, постоянно там проживающего (второе и третье поколения молодежи, рожденные в Европе), а США испытывают опасность извне -от лиц, пребывающих в страну любыми путями.
Европа в настоящее время по большому счету платит за политику открытых границ. Несмотря на правительственные усилия интегрировать исламское население, такие факты, как высокие налоги, большая безработица, европейские экономические модели, не принимаются жителями Востока, что ограничивает экономическую и культурную интеграцию. В свете актов жестокости, проявляемых европейскими мусульманами, европейцы убедились, что исламская угроза исходит не из Ирака, а непосредственно от мусульман, проживающих в Европе.
Что касается Америки, считает автор, то после 11 сентября национальные границы США с Мексикой остаются открытыми и
бесконтрольными, хотя правительство Америки тратит миллионы на борьбу с терроризмом в Ираке и Афганистане, предпринимает меры для защиты от террористов жизненно важных объектов. Статистические данные свидетельствуют о том, что количество незаконных эмигрантов значительно превышает количество законных. По данным пограничных служб на одного задержанного приходится 10 человек, благополучно перешедших нелегально границу с США. Поскольку незаконно находящиеся в США исповедующие ислам иностранцы пересылают заработанные деньги домой, мексиканское правительство смотрит сквозь пальцы на факты незаконного пересечения границы своими гражданами.
Важно отметить, считает автор, тот факт, что резко растет количество иностранцев - неграждан Мексики, нелегально пересекающих южную границу США. Если в 2000 г. их было зафиксировано 28 598 человек, то в 2005 г. было задержано 100 142. Мексиканцев американские власти просто возвращают на границу. С лицами, не имеющими мексиканского гражданства, дело обстоит иначе, ибо мексиканское правительство запрещает властям США депортировать таких лиц в Мексику, несмотря на дипломатическое давление правительства США. Нелегальные эмигранты направляются в суд для рассмотрении их дел о выдворении за пределы США. Эмиграционный суд может рассматривать подобные дела в течение нескольких дней или недель. Согласно американскому законодательству лицо, в отношении которого вынесено решение, может его обжаловать в апелляционной инстанции (эмиграционное судебное производство). В случае отказа апелляционной инстанции нелегал может обратиться в федеральный суд. Правительство США стоит перед дилеммой: держать под арестом иностранца-нелегала до окончания всех судебно-процессуальных действий или освободить данное лицо под его «собственное обязательство» в надежде, что последний добровольно явится в суд и после вынесения судом решения о депортации также добровольно покинет пределы США. Поскольку американские власти располагают ограниченным количеством мест заключения для эмигрантов-нелегалов, растет количество освобожденных под «собственное обязательство» (в 2005 г. их насчитывалось порядка 70 тыс.).
Когда эмигрант-нелегал исчерпал все гражданско-процессуальные возможности без всякого для себя успеха, его имя
пополняет список лиц, скрывающихся от правосудия и активно разыскиваемых эмиграционными службами и полицией США. Число таких лиц - 465 тыс. В реальности количество эмигрантов-нелегалов, скрывающихся от американского правосудия, достигает 8-12 млн. человек, но называется цифра и в 20 млн.
Количество эмигрантов-нелегалов очень велико, а судебные дела по рассмотрению их правового статуса идут так медленно, что по свидетельству пограничных служб вместо того, чтобы скрываться от американских властей, эмигранты-нелегалы стараются заполучить документ, в котором определены дата и место рассмотрения дела. Американские полицейские называют данный документ «уведомлением об исчезновении», позволяющим эмигранту-нелегалу до решения суда ездить куда угодно.
Конечно, по мнению автора, абсолютное большинство иностранцев, нелегально пересекших границу США, нельзя отнести к категории террористов. Но это море нелегалов порождает такие условия, при которых террористы могут с комфортом существовать. Достаточно вспомнить террористов в Испании (взрывы в поездах). Многие из них прибыли из Маргово, где свободно говорят по-испански. Пограничные службы отмечали, что среди лиц, нелегально пересекших границу в 2004-2005 гг., были сотни людей -выходцев из 35 стран, представляющих специальный интерес, население которых исповедует ислам (Афганистан, Египет, Иран, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сомали, Судан, Сирия, Йемен и др.). Выходцы из Пакистана занимают первое место среди мусульман - нарушителей южной границы США.
Одним из аспектов угрозы национальной безопасности США является большое количество уголовников, нелегально пересекающих границы США (например, в Лос-Анджелесе примерно 95% криминальных лиц - это нелегалы, незаконно пересекшие границу США). Следует отметить, что правительство Мексики отказывается экстрадировать преступников в США, поскольку в Мексике по Конституции запрещена смертная казнь, а в США в большинстве штатов такое наказание широко практикуется. Более того, в октябре 2001 г. Верховный суд Мексики определил, что содержание человека в тюрьме - это нарушение Конституции. Таким образом, нелегальные иностранцы, совершившие серьезное преступление в
США (включая убийство полицейского), имеют возможность найти убежище в Мексике.
Установить жесткий контроль на границе, ограничить поток нелегалов-иностранцев, по мнению автора, невозможно без наличия на то политической воли. Простые американцы опасаются бесконтрольного наплыва нелегальных иностранцев, а политические элиты обеих партий убеждены, что на границе ничего не нужно менять.
Политики испытывают давление американского бизнеса, влияющего на пополнение партийных фондов и заинтересованного в дешевой рабочей силе и развитии определенных направлений экономики. Некоторые американские банки даже дают гарантии под поручительство нелегальным эмигрантам.
Другой источник влияния на политиков в отношении нелегальной эмиграции - электорат. Имеется в виду опасение, что любое ограничение нелегальной эмиграции активизирует этнических избирателей. Тот, кто легально прибыл и находится в США, остро ощущает конкуренцию по стороны рабочих - нелегальных эмигрантов, а также отражение ее на уровне заработной платы. Таким образом, два обстоятельства - бизнес и политика - приводят политическое большинство к выводу, что в вопросе о нелегальной эмиграции не следует предпринимать резких решений.
Администрация президента Дж. Буша разработала эмиграционный план, согласно которому незаконно проживающие иностранцы могут уклониться от получения правового статуса в случае, если они находят работу. Фактически этот план не только амнистировал незаконных эмигрантов, но и уравнял тех, кто грубо нарушает законы США, и тех, кто дольше года проводит на родине, ожидая разрешения американских властей на въезд и постоянное проживание.
До 1986 г. американские власти требовали въездную визу от всех иностранцев, за исключением граждан Мексики и Канады. В 1986 г. Конгресс принял программу, согласно которой граждане из «благоприятных» стран, в основном Европы (27 государств), могли въехать в США без визы сроком на 90 дней. Эту программу усердно поддерживали туристические фирмы и Государственный департамент. В настоящее время порядка 130 млн. человек ежегодно пересекают границу США, используя эту программу. Лица, принявшие участие в захвате самолетов и уничтожении небоскре-
бов в Нью-Йорке, при въезде в США предъявили европейские паспорта (Франция, Англия и т.д.).
Требования к техническим характеристикам паспортов резко ужесточились, но это дает незначительный результат в поиске потенциальных террористов, к тому же в Европе проживает огромное количество мусульман.
Каждый легальный эмигрант, прибывший в США, получает так называемую «зеленую карту», а вместе с этим документом -определенный правовой статус. По прошествии пяти лет постоянного проживания данное лицо становится «натурализированным гражданином США». В США разрешено двойное гражданство. Лица с двойным гражданством вправе путешествовать по любому паспорту, участвовать в выборах в любой стране, служить в армии и выбирать гражданство для своих детей.
Автор заключает, что эмиграционная политика США содержит много проблем, решение которых зависит от политической воли лидеров Америки. Это особенно актуально с учетом того, что население США каждый год увеличивается на 1 млн. человек за счет эмигрантов.
Б. Л. Полунин