Научная статья на тему '2007. 02. 013. Толипов Ф. Центральная азия - это пять «Станов»: полемика с казахскими евразийцами // центр. Азия и Кавказ. - шей, 2006. - № 2. - С. 18-29'

2007. 02. 013. Толипов Ф. Центральная азия - это пять «Станов»: полемика с казахскими евразийцами // центр. Азия и Кавказ. - шей, 2006. - № 2. - С. 18-29 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАЗАХСТАН / •·ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ •КАЗАХСТАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 02. 013. Толипов Ф. Центральная азия - это пять «Станов»: полемика с казахскими евразийцами // центр. Азия и Кавказ. - шей, 2006. - № 2. - С. 18-29»

2007.02.013. ТОЛИПОВ Ф. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ - ЭТО ПЯТЬ «СТАНОВ»: ПОЛЕМИКА С КАЗАХСКИМИ ЕВРАЗИЙЦАМИ // Центр. Азия и Кавказ. - Шей, 2006. - № 2. - С. 18-29.

Автор (Национальный университет Узбекистана, Ташкент) пишет, что в Казахстане укрепляется «евразийское направление». Он цитирует следующие слова Д. Назарбаевой: «Казахстан географически граничит с Центральной Азией, но это не центральноази-атская страна. Мы - евразийское государство, где исключительно сильно влияние Европы и западных ценностей в целом. Мы не еще один «стан» в понимании некоторых политиков и журналистов. Наши «исторические ориентиры» - не Саудовская Аравия, а Норвегия и такие страны, как Южная Корея, Сингапур» (с. 18).

В противовес этой концепции Толипов утверждает, что евразийство Казахстана «не более чем миф или даже геополитическая провокация... Евразийским является только Российское государство» (с. 19). С распадом СССР потеряла смысл и евразийская доктрина как основа межгосударственного объединения, она сохранилась лишь как один из вариантов национальной идеологии России, а Центральная Азия (ЦА) может «войти в Евразию только в качестве геополитической целостности, образуемой пятью "станами"» (с. 20).

Политическая независимость пяти республик ЦА, провозглашенная в 1991 г., не должна оставлять в тени «действительную историческую и политическую взаимозависимость этих стран и народов» (с. 23. - Выделено автором). В определенной степени можно говорить, что «Казахстан - не стан» только применительно к его северной части, тогда как Южный Казахстан всегда входил в те или иные центральноазиатские политии (например, государство Шайбанидов, Бухарское и Кокандское ханства). Об этом писали многие казахские политические деятели и историки. В наши дни казахские коллеги ошибочно подчеркивают «исключительно сильное влияние Европы и западных ценностей в целом» в Казахстане: несменяемость Н.Назарбаева разве не свидетельствует «о вопиющей недемократичности политической системы, мало отличающейся от откровенно авторитарных режимов Узбекистана, Туркменистана и других соседних республик? В этом смысле Казахстан классическая азиатская/центральноазиатская страна» (с. 25).

«Не становая», евразийская идея отражена в опубликованном в ноябре 2003 г. докладе Международного института современной политики (Казахстан), названном «Казахстан, Россия, Украина: лидерская тройка Евразии». В нем говорилось: эта тройка «должна взять на себя ответственность за стабильность и продвижение ценностей цивилизованного мира во всем регионе СНГ. Мы должны нести демократию и безопасность нашим ближайшим соседям» (с. 27). Автор полностью отвергает подобное лжемиссионерство: единственная состоятельная геополитическая доктрина для Казахстана — центральноазиатская.

Он призывает Казахстан, как и все другие республики региона: «возвращайтесь в Центральную Азию, на свою родину. Оставайтесь с нами - оставайтесь "станом"» (с. 29).

СИ. Кузнецова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.