Научная статья на тему '2007.01.045. ФРАНЦУЗСКИЙ ЖУРНАЛ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. RéVUE FRANçAISE DE DROIT ADMINISTRATIVE. - P., 2004-2006. - 2004. - N 1-6; 2005. - N 1-6; 2006. - N 1'

2007.01.045. ФРАНЦУЗСКИЙ ЖУРНАЛ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. RéVUE FRANçAISE DE DROIT ADMINISTRATIVE. - P., 2004-2006. - 2004. - N 1-6; 2005. - N 1-6; 2006. - N 1 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО - ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007.01.045. ФРАНЦУЗСКИЙ ЖУРНАЛ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. RéVUE FRANçAISE DE DROIT ADMINISTRATIVE. - P., 2004-2006. - 2004. - N 1-6; 2005. - N 1-6; 2006. - N 1»

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ЖУРНАЛОВ

2007.01.045. ФРАНЦУЗСКИЙ ЖУРНАЛ

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.

Révue française de droit administrative. - P., 2004-2006. - 2004. -N 1-6; 2005. - N 1-6; 2006. - N 1.

«Révue française de droit administrative» - один из ведущих французских юридических журналов. Выходит 6 раз в год. У него два главных редактора: почетный профессор права Университета Пантеон-Сорбонна (Париж I) Франк Модерн и Пьер Дельвольве -профессор Университета Пантеон-Ассас (Париж II). На страницах журнала освещается самый широкий круг вопросов и не только административного, но и смежных с ним областей - конституционного, международного, европейского сравнительного, иностранного, публичного, частного и т.д. права. Достаточно часто рассматриваются правовые аспекты экономики и финансов, окружающей среды, государственной службы и т.д., уделяется значительное внимание текущим решениям и заключениям Государственного и Конституционного советов, тексты которых публикуются практически целиком и снабжаются комментариями видных юристов. Интерес представляет и анализ практики французских и европейских судов в сфере административных отношений. На страницах журнала проходят дискуссии по ключевым проблемам различных правовых дисциплин.

2004 № 1

Ж.-Л. Местр. Собственность как одна из фундаментальных свобод в Учредительном собрании 1789 года.

Досье: Децентрализованная организация Республики

П. Девольве. Локальный референдум.

Ф. Крузатье-Дюран. Локальный эксперимент.

Л. Калс. Об упрощении межкоммунальных структур: между провалом и надеждой.

А. Орезон. Критические замечания о сохранении институционального статус-кво на Гваделупе и Мартинике.

Б. Фламан-Леви. Новая децентрализация и унитарная форма государства.

Рубрики

Д.-А. Каму. Размышления о рекламировании административного акта в периодической печати.

Ж. Антуан. Возможность изменить или расторгнуть контракт в результате появления новых фактов, не зависящих от подписавших его сторон. Сравнительный анализ права административных контрактов и частного обязательственного права.

Судебные споры

Б. Пакто. Споры административного характера в суде и влияние на них отмены гербового сбора.

Ж.-Л. Рей. Юридические последствия реформы срочного решения суда по немедленному использованию в результате декрета от 22 ноября 2000 года.

Сравнительное и иностранное право

Ф. Модерн. Под знаком юридического субъективизма (анализ трудов Эдуардо Гарсиа де Энтерриа).

Публичное право экономики

Контроль над концентрациями в сфере экономики

Г. Гуиар. Контроль в банковской сфере.

Ф. Сенерс. Применяемые законы общего права.

Ф. Сенерс. Природа контроля.

Права и свободы

М.Э. Митжавиль, Б. Дюкамен. Юридический порядок дарений культурным ассоциациям.

Государственная служба

Ж.-А. Сталь. Заинтересованность в деятельности профсоюзов чиновников.

Ответственность

Ф. Лами. Определяемая законами ответственность за нанесение ущерба охраняемым видам животных.

Н. Альбер. Новые положения относительно ответственности служб оказания помощи детям.

Урбанизм

С. Траоре. Новые локальные планы частичного благоустройства населенных пунктов и расширение категории их резидентов.

М. Кюркджан. Право преимущественной покупки: закон о солидарности и городском обновлении и коммерческие фонды.

№ 2

Б. Женевуа. Университетский ученый в Конституционном совете: дуайен Жорж Ведель.

Б. Матье. Кассационный суд и законодательная власть, или как сохранить за собой последнее слово.

С. Теорон. Подмена закона судебной практикой по административным делам: кодифицированная судебная практика или пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений с помощью закона.

П. Бон. Какой орган власти компетентен издавать декларацию об общественной полезности.

Ж.-Э. Шоттль. Новый статус Французской Полинезии после конституционной ревизии от 28 марта 2003 года. Анализ решений Конституционного совета от 12 февраля 2004 года.

С. Кармели. Итальянский правопорядок между международным и европейским правом.

Э. Глазер. Применение к операции по концентрации теории неплатежеспособного предприятия.

Б. Фор. Замечания о мутациях принципа свободы торговли и промышленного производства.

Ж.-А. Сталь, П. Кассьа. Право на забастовку как одна из фундаментальных свобод и требования персонала учреждений здравоохранения.

Ж. Ле Шателье. Создание технического комитета, паритетного Институту Франции и заинтересованность в деятельности профсоюза.

И. Тома. Принцип участия пользователей в функционировании государственных служб.

А. Нури. Разрешение на строительство, природные риски и их проверки.

Д. Рузи. Новшества законодательного, регламентирующего и судебного характера в международном праве.

М. Гийомар, А. Кутан. Принцип беспристрастности ведения чужих дел без поручения на перепутье.

М. Лакомб, К. Ванденрисше. Необходимость проведения новой реформы в сфере финансов.

№ 3

Досье

Б. Евен. От советов префектуры к административным трибуналам.

К. Лавиалль. Административный судья и изъятие собственности.

Ф. Лемер. Обычные истцы в административном суде.

Ж. Пети. Применение во времени законодательства о контроле над экономическими концентрациями.

Ж. Шателье. Обязательная вакцинация: полномочия главы медицинской службы.

Э. Кольбер. Ношение исламского платка при исполнении служебных обязанностей в государственном учреждении.

Ф. Лами. Судебное решение споров о сроках начала охоты на птиц в государственных морских территориальных водах.

Э. Прада-Борденав. Неудовлетворительные действия государства в предупреждении рисков, связанных с производством и использованием асбеста.

№ 4

Б. Женевуа. Конституционный совет и производные международно-правовые нормы сообщества.

Досье. Варьирование во времени последствий аннулирования судебного спора.

А. Лабей. Суд ЕС и последствия его судебной практики: другие места или другие обычаи?

О. Жуанжан. Варьирование последствий решений конституционных и административных судебных органов в немецком праве.

П. Бон. Варьирование последствий решений конституционных и административных судебных органов в исламском праве.

П. Бон. Варьирование последствий решений конституционных и административных судебных органов в португальском праве.

Т. Ди Манно. Варьирование последствий во времени решений итальянского Конституционного суда.

Судебные споры

Принцип беспристрастности и примирительная роль судьи

Судья, выносящий решения по срочным вопросам.

И. де Сильва. Судья, оказывающий помощь в отправлении правосудия.

Субституция в судебных спорах, связанных со злоупотреблением властью

Ж.-А. Сталь. Субституция правовой базы административным судьей.

И. де Сильва. Субституция обоснований в делах, рассматриваемых административным судьей.

О. Езникян. Субституция обоснований в апелляционном суде.

Э. Золлер. Федеральные американские агентства и регулирование демократии.

С. Буассар. О праве собственности.

С. Буассар. О тайне переписки.

М. Гийомар. О компетенции автономного регламентирующего органа власти изымать в качестве наказания разрешение на занятие какой-либо профессией.

Ж. К. Только субъекты публичного права могут быть собственниками публичного государственного имущества. (Замечания по поводу юридического статуса штаб-квартиры агентства Франс Пресс.)

Ж. Шаврие. Юридическая квалификация воды в государственных реках.

Ж.-М. Фавре. «Правильное руководство» административным правосудием.

С. Дабу-Бен Айед. Двойственность или исключительность юрисдикции.

Ж.-А. Сталь. Контролирование изменений тарифов внутреннего налогообложения потребления нефтепродуктов.

Р. Келлер. Правомерность циркуляра о ношении религиозных символов в государственных, учебных учреждениях.

Н. Лабей, Ф. Судр. Судебная практика Европейского суда по правам человека и административное право.

Ж. Андриантсимбазовина, Л. Серме. Административная судебная практика и Европейская конвенция по правам человека.

П. Роллан. Существует ли в СМИ право уважения религиозных убеждений.

Ж. Берту, Ж.-Г. Маенга. Юридическое положение чиновника-стажера.

№ 6

Досье: Социология права: Леон Дюги, Пьер Бурдье

Л. Фонбостье. Попытка полной переделки права. Двойственное воздействие социологии на теорию Леона Дюги.

Ф. Мерн. Пьер Бурдье и кодификация. Точка зрения специалиста по публичному праву.

П. Комбо. Юридические функции административного толкования.

П. Дельвольве. Глобальные контракты.

Ж.-Ф. Оби. Необходимы ли новые виды контактов партнерства?

Д. Казас. Является ли легальным ордонанс о контрактах партнерства?

М. Дегофф, А. Аке. Компетенция автономного регламентирующего органа власти в плане изъятия в качестве санкции разрешения на занятие какой-либо профессией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М. Дуанс. Когда судья обнаруживает административные решения, позволяющие проводить какие-либо работы.

Децентрализованная организация Республики

Б. Фор. Парадоксальные взаимосвязи принципа экспериментаторства и принципа равенства.

Б. Ванде. Финансовая солидарность в отношениях между коммунами их органами, занимающимися межкоммунальной кооперацией.

И. Робино. Замечания о десятилетней деятельности Вуда по спорам о подсудности дел (1994-2003 гг.).

М. Совеплан. Административный судья и декларация о недействительности какой-либо сделки.

Э. Глазер. Банализация ответственности государства по причине вмешательства его учреждений в управление коммунальной системы путей сообщения.

П. Мелей. Ответственность государства за принятие закона, противоречащего праву сообщества.

Ж.-М. Белоржей, С. Жервазони, К. Ламбер. «Рекомендации» решений Европейской комиссии и «выводы» Европейского совета. Замечания о нормах пакта стабильности развития.

Интеллектуальная собственность и административное право

Э. Кольбер. Положение о вознаграждении музыкальных исполнителей, приглашенных какой-либо местной администрацией.

Ж.-Ж. Луи. Личное неимущественное право автора в экспозиции, организованной каким-либо государственным органом.

2005 № 1

Досье. Отношения между национальным и европейским правопорядком

А. Лабейль, Ж.-Л. Сорон. Испытание Конституции Франции Конституцией для Европы.

С. К. Могюс. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы.

Ф. Модерн. Вопрос о примате права ЕС в Испании и Португалии.

Б. Бонне. Государственный совет, конституция и международная теория.

П. Дола. Французское гражданство: наложение гражданств.

КБомнотт. Конвенции о публичных службах и время.

К. Лавиалль. Дело о «соломенных хижинах» и правовой режим публичной государственной собственности.

М.-Э. Митжавиль, Ф. Донна. Судебные споры вокруг нового Собрания французской Полинезии.

П. Музураки. Принцип легитимного доверия в греческом административном праве.

Ж. Моранж. Можно ли пересмотреть закон 1905 года?

Ж. Андриантсимбазовина. Вновь создан орган административного правосудия после осуждения Франции Европейским судом по правам человека.

Ф. Лагранж. Комбинирование полномочий общей и специальной полиции в области контроля над отстойниками грязи, образовавшейся после очистки сточных вод.

Б. Набли. Принцип культурной и языковой диверсификации в рамках расширенного ЕС.

Э. Глазер. Принцип преемственности трудовых договоров в случае установления нового управления хозяйствующим субъектом.

№ 2

Досье. Отношения между национальным и европейским правопорядком (Продолжение).

Б. Женевуа. Конституционный совет и примат права сообщества.

Ф. Дельпере. Государственный совет Бельгии и Договор, учреждающий Конституцию для Европы.

Г. Альбертон. О необходимой интеграции международных и конституционных норм.

Ж.-П. Пасторель. Размышления о территориальном размещении производительных сил: продвижение в сторону «межрегиональной европейской интеграции».

А. Нури. Рассмотрение плана перемещения населенных пунктов в регионе Иль-де Франс в Государственном совете.

Р. Остьу. Контроль Конституционного совета над признанием действительным в законодательном порядке признания общественной полезности, аннулированного в результате процессуального нарушения.

Органы местного самоуправления и новые информационные технологии

Э. Форей. Роль органов местного самоуправления в обеспечении своей территории цифровой связью.

К. Боннер. Воздействие органов местного самоуправления на развертывание местных сетей электронных коммуникаций.

Ж.-Н. Кобе-Иллуту. Право пребывания во Франции членов баскской террористической организации ЭТА.

Я. Агила. Понятие несчастного случая при исполнении служебных обязанностей на государственной службе.

Б. Плесси. Административный судья, споры, связанные с социальной помощью, и применение гражданского права.

Ж.-А. Сталь. Понятие «наиболее репрезентативных профсоюзных организаций».

Р. Дардалон. Рассмотрение реформы права коллективных соглашений в Конституционном совете.

М. Лакомб, К. Вандендрисше. Зачаточное состояние финансовой самостоятельности местных органов самоуправления.

К. Монду. Финансовая автономия местных органов самоуправления или иллюзия реформы.

№ 3

Досье. Отношения между национальным и европейским правопорядком.

П. Сассиа. Административный судья, примат права Европейского союза и французская Конституция.

З. Пеербю-Божандр. Сила судебного постановления до его вступления в законную силу и право сообщества.

Д. Касас. Аннулирование некоторых норм кодекса частноправовых сделок государственных организаций и его последствия.

Обустройство территории. Материалы коллоквиума, состоявшегося 4 декабря 2004 года в Университете Экс-Марсель-Ш

В. Ренар. Обустройство горных районов и экономика сельского хозяйства; продвижение к реверсивности и устойчивому развитию.

Н. Кальдераро. Судебные тяжбы новых туристических фирм, созданных в связи с законом об освоении горных районов.

Ю. Амьель. Основные понятия и правила урбанизации в горных районах.

Э. Жакке-Монсарра, П. Ибанес. Политика обустройства горных районов: выделение их специфичности или униформизация?

Ж.-П. Раффен. Политика защиты окружающей среды: между централизацией и децентрализацией.

Э. Глазер. Экспертиза и примирительное производство.

Ж.-А. Сталь. Кассационный контроль и жалобы на злоупотребление властью.

К. Леклерк. Статус культурной ассоциации и секты.

М. Кариус. Ответственность государства, вытекающая из доклада о парламентском расследовании.

Ж.-А. Сталь. Ответственность государства, вытекающая из заключенных международных соглашений.

Н. Мерлей. Неподтверждение Конституционным советом фундаментальных принципов, признаваемых законами Франции.

№ 4

Досье. Децентрализованная организация Республики (Продолжение)

Ж.-М. Понтье. Культурная децентрализация и закон от 13 августа 2004 года.

П. Кассиа. Исключительная компетенция законодателя навязывать органам местного самоуправления расходы, которые возложены на государство.

Э. Матутано. Сфера деятельности Министерства юстиции при подготовке законов и регламентов.

М. Ланор Фаринелли. Является ли техническая норма легитимным источником права?

И. де Сильва. Принцип беспристрастности и формирование суда, в который направлено дело на новое расследование.

К. Латур. Новый общий статус военнослужащих и согласование позиций в вооруженных силах.

Г. Боссис. Эволюция дисциплинарного режима военнослужащих между волей законодателя и контролем судьи: иллюстрация границ сближения статуса военнослужащих и общего права функционеров.

A. Нури. Ответственность, вытекающая из факта посредничества.

С. Жервазони. Неприменимость договора о Евратоме к военным ядерным исследованиям.

№ 5

Досье. Упадок или возрождение законодательства

П. Дельвольве. Лето ордонансов.

Материальная концепция закона

Г. Гленар. Обыкновенный закон, принятый парламентом.

B. Сабете. Исключительность закона о финансировании определенной программы в течение ряда лет.

Г. Тюссо. Административный судья и делегирование полномочий временного отстранения от должности чиновника.

Ф. Сенер. Непредубежденность и независимость членов Государственного совета.

Коллоквиум, организованный в Сенате 27 мая 2005 года на тему: Итоги и перспективы обществ со смешанной экономикой

К. Буато. Общества со смешанной экономикой и делегирование полномочий органов государственного аппарата.

А. Сантини. Будущее локальных обществ со смешанной экономикой.

Ж.-М. Пейрикаль. Что происходит с контрактами in hause, т.е. контрактами, заключенными между государственным органом,

распределяющим контракты на торгах, и юридически автономными, но фактически контролируемыми ими частными компаниями.

Г. Эккер. Проблема обществ со смешанной экономикой в праве ЕС.

М.-И. Бенжамен. Конкуренция частного капитала в обществах со смешанной экономикой.

А. Делион. Общества со смешанной экономикой: это локальная или также национальная проблема?

Административное право и Европейская конвенция о правах человека

А. Лабей, Ф. Сюдр. Судебная практика Европейского суда по правам человека и административное право.

Ж. Андриантсимбазовина, Л. Сермен. Судебная практика органов административной юстиции и Европейская конвенция по правам человека.

К. Девис. Принцип равенства полов и контроль за конвен-циональностью законов о подтверждении правительственных декретов, аннулированных судом.

Д. Шово. Право касс социального обеспечения на апелляцию в судебных спорах, связанных с компенсациями.

Э. Глазер. Пределы незаконности плана захвата земель для административного органа.

Ж.-Э. Шоттль. Рассмотрение реформы законов финансирования социального обеспечения в Конституционном совете.

Ж. Бонне. Начало «настоящей юридической революции»: ответ обычного суда и парламента на цензуру промульгированного закона со стороны Конституционного совета.

№ 6

Досье. Односторонние действия и контракты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д. Казас. Квалифицирование частноправовой сделки, заключаемой с государственной организацией. Пример заключения контрактов по городской движимости.

М.-К. Винсен-Легу. Подписание торговой сделки: порядок подготовки.

Ф. Аллер. Прекращение действия договора по волеизъявлению одной из сторон. Пример частноправовых сделок с государственной организацией в сфере страхования.

А. Видаль-Наке. Жесткая теория перехода прав на государственное имущество.

П.-О. Кай. Государственный совет и политический кризис во французской Полинезии.

С. Веро. Конфликт законов между правом метрополии и местным правом заморских территорий.

Ф. Донна. Украшение флагами государственных учреждений в заморских территориях Франции.

С. Верклитт. Относительная и абсолютная сила судебного решения при кассации.

К. Мейер-Карпантье. Отказ председателя Коллегии адвокатов назначить адвоката на рассмотрение дела в Государственном совете.

Х. де Кампош-Аморим. Новая реформа административной юстиции в Португалии.

Р. Бутило Боладо, Э. Менедес Себастьян. Место гражданского судопроизводства в административной юстиции во Франции и Испании.

Д. Коста. Орган управления финансовыми рынками: юрис-дикционный, квазиюрисдикционный или псевдоюрисдикционный орган.

Р. До. Связи между явной ошибочностью оценки и мерами «полного» контроля в законодательстве об иностранцах.

2006 № 1

Досье. Административные контакты и их эволюция

Ф. Модерн. Является ли свобода заключения контрактов действительно и полностью конституционной?

Б. Плесси. Теория порока воли в административных контрактах.

Ф. Гартнер. Отношения между административными контрактами и общим интересом.

Ф. Ваксманн. Наличие условий принятия жалоб на злоупотребления властью при заключении контактов.

Р. Келлер. Имплицитная отмена закона путем принятия нового закона.

Ж.-А. Сталь. Имплицитная отмена закона с использованием статей конституции.

Э. Кадо. Местные интересы всего населения и интересы профессиональных организаций. К вопросу о субсидировании профсоюзов наемных трудящихся со стороны административно-территориальных образований.

Э. Глазер. Принцип беспристрастности и заявление об исправлении фактической ошибки в судебном решении.

Д. Деро-Бюньи. Компетенция административного суда, рассматривающего жалобу на незаконность оценки административного акта, уже рассматривавшегося в суде общей судебной системы.

Ж. Марку. Общие характеристики и эволюция административной юрисдикции в Западной Европе.

Ж.-Ф. Лашом. Идентификация государственного органа, занимающегося промышленной и коммерческой деятельностью: нейтрализация критерия, базирующегося на правовых формах его управления.

Ж.-Э. Шеттль. Рассмотрение в Конституционном совете закона о финансировании социального обеспечения в 2006 году.

А. Робло-Труазье, Ж.-Г. Сорбара. Конституционные нормы и деятельность Европейского суда по правам человека.

Аннотации

ЕВЕН Б. ОТ СОВЕТОВ ПРЕФЕКТУРЫ К АДМИНИСТРАТИВНЫМ ТРИБУНАЛАМ.

EVEN B. Des conseils de prefectures aux tribounaux administratifts // Rév. française de droit administrative. - P., 2004. - N 3. - Р. 475-495.

Автор, доктор публичного права и первый советник Апелляционного административного суда Парижа, рассматривает длительную историю становления административной юрисдикции во Франции, начиная с периода правления Людовика XIII и Ришелье. Важным шагом на пути решения административных споров стало создание Наполеоном советов префектур и Государственного совета, затем последовали реформы периодов Второй империи и Третьей республики. Подлинным началом современной административ-

ной юстиции стала реформа 1953 г., в результате которой появились во Франции административные трибуналы, но при этом продолжается процесс «юридикализации» советов префектур. ФАРИНЕЛЛИ М.Л. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ТЕХНИЧЕСКАЯ НОРМА ЛЕГИТИМНЫМ ИСТОЧНИКОМ ПРАВА?

FARINELLI M.L. La norme techique; une source de droit legétime?// Rév. française de droit administrative. - P., 2005. - N 4. - Р. 738-251.

Технические нормы охватывают все стороны жизни общества и число их постоянно растет; если на начало 1982 г. во французском праве насчитывалось чуть более 11 тыс. норм, то в 2005 г. во Франции уже применялось 28 600 технических норм. А ведь существуют еще нормы Европейского сообщества и Международной организации нормализации. Все более систематическое использование технических норм для разработки и дополнения норм юридических вызывает опасения, что между ними все более сглаживаются различия, причем преобладать начинают нормы технические, производством которых только на европейском уровне занимаются около десятка европейских организаций. Право должно опираться на технические нормы, которые являются лишь одним из его источников. Следует помнить, что право продолжает оставаться политическим выбором.

Г.А. Антонос

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.