1.5. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ВО ФРАНЦИИ1
Артемьева Юлия Александровна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра гражданского и трудового права. E-mail: [email protected]
Галкина Марина Владимировна, канд. юрид. наук. Должность: профессор. Место работы: Московский государственный Юридический университет им. О.Е. Ку-тафина. Подразделение: кафедра административного права и процесса. E-mail: [email protected]
Аннотация: Проводимая последние десять лет судебная реформа отчетливо показывает стремление законодателя создать максимально комфортную для граждан и предпринимателей судебную систему, обеспечивающую не только принятие законных и обоснованных решений, но и оперативно разрешающую возникающие судебные дела. Учитывая особую значимость защиты прав и законных интересов граждан в сфере публичных правоотношений, судебный контроль за исполнительно-распорядительной деятельностью органов управления приобретает особую значимость. Принятие Кодекса административного судопроизводства не смогло устранить все возникающие противоречия процессуальной формы защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан-предпринимателей. Отсутствие системного подхода к совершенствованию механизма контроля за соблюдением законности органов исполнительной власти порождает множество конфликтных ситуаций и правовую неопределенность. В связи с этим несомненный практический интерес представляет зарубежный опыт организации административной юстиции. Принятие Кодекса административного судопроизводства РФ вызвало оживленную дискуссию о правомерности тех или иных систем контроля за государственными органами. В связи с этим представляет интерес система административной юстиции во Франции. В статье рассматриваются вопросы структурной организации административной юстиции Франции, компетенции органов. Анализируются основные проблемы и пути совершенствования системы административного судопроизводства Франции. В работе используются материалы и статистические данные Кассационного суда Франции, Государственного совета Франции.
Ключевые слова: правовая защита, публичные правоотношения, административная юстиция, Государственный совет Франции, Кассационный суд Франции, Трибунал по конфликтам Франции.
Artemyeva Yulia Alexandrovna, PhD at law, associate professor. Position: Associate Professor. Place of employment:
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ по программе повышения конкурентоспособности РУДН «5-100» среди ведущих мировых научно- образовательных центров на 201б-2020г.
Peoples' Friendship University of Russia. Department: Civil and Labor Law chair. E-mail: [email protected] Galkina Marina Vladimirovna, PhD at Law. Position: Professor. Place of employment: Moscow State Law University named after O.E.Kutafin. Department: Administrative law and process chair. E-mail: [email protected]
Annotation: Held the last ten years, judicial reform clearly shows the desire of the legislator to create the most comfortable for the citizens and entrepreneurs judicial system that provides not only the adoption of laws and informed decisions, and quickly resolving litigation arising. Given the particular importance of protecting the rights and legitimate interests of citizens in the field of public relations, judicial review of executive and administrative management bodies is of particular importance. The adoption of the Code of Administrative Procedure could not eliminate all the contradictions arising from the procedural forms of protection of subjective rights and legitimate interests of organizations and individual entrepreneurs. The lack of a systematic approach to improve the mechanism for monitoring compliance with the law enforcement authorities raises many conflicts and legal uncertainty. In connection with this undoubted practical interest is the foreign experience of the organization of administrative justice. Adoption of the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation led to a lively discussion on the legality of certain state bodies for the control systems. In this connection it is of interest the system of administrative justice in France. This article discusses the structural organization of French administrative justice, the competence of bodies. Analyzes the main problems and ways to improve the system of administrative justice in France. We use materials and statistics Court of Cassation, France's State Council.
Keywords: legal protection, public relations, administrative justice, Conseil d'Etat, France's Court of Cassation, France's Tribunal conflicts.
Система защиты прав граждан от действий во Франции является признанной во всем мире и послужила основой создания административной юстиции в США, Великобритании, Германии [6;78]/ Ежегодно во Франции административными судами принимается около 170000 решений, 26000 - апелляционными судами, 12000 - Государственным советом. По данным Государственного совета количество жалоб на действия и акты органов управления в среднем увеличивается более чем на 10% в год [8]. Споры касаются всех сфер деятельности: общественных свобод, налогов и сборов, административных контрактов, сферы административного контроля, деятельности органов государственной службы, здравоохранения, антимонопольной деятельности, охраны окружающей среды, строительства. Однако, необходимо отметить, что 75% французов считают, что судебная система по Франции работает со сбоями. Недовольство граждан вызывают с длительность судебного разбирательства, сложность судебной системы, запутанность компетенций судебных органов. Такое негативное отношение к судебной системы не было во Франции с 1964г.[13]
Характерный для Франции дуализм права проявляется и в сложившейся системе оспаривания административных или иных споров, вытекающих из публичных правоотношений. По мнению Боональ Н. , французские судебные учреждения образуют две пирамиды- административных судов и судов общей юрисдикции. На вершине системы административных судов находится Государственный совет, системы су-
дов общей юрисдикции- Кассационный суд.[2;45] Возникающие споры о подведомственности разрешаются Трибуналом по конфликтам ( le Tribunal des conflits). Данный Трибунал был создан в соответствии со ст. 89 Конституции 1848г. для разрешения спорных ситуаций связанных с компетенцией судов общей юрисдикции и административных. Его деятельность регламентировалась Положением от 28.10.1849 и Законом от 4.02.1850. С целью совершенствования деятельности Трибунала и упрощения процедуры 27 февраля 2015г. были внесены значительные изменения порядка рассмотрения дел. [11] Необходимо почеркнуть Трибунал по конфликтам, не рассматривает вопросы затрагивающие существо спора, его деятельность ограничивается установлением компетенции органов судебной власти и установлением общих принципов судопроизводства.^^] Несмотря на проведенную реформу в 2014-2015годах, количество поступающих в Трибунал дел изменилось незначительно. Так, согласно отчету Трибунала по конфликтам в 2015г. было принято 57 решений (49 в 2014 году). Из них 13 решений по запросам об определении компетенции ( 5-2014).[9] Для обеспечения независимости и объективности в состав Трибунала включены равное число членов Кассационного суда (la Cour de cassation) и Государственного совета (Conseil d'État) . В случае равенства голосов, мнение министра юстиции является решающим.
Французская система административных судов, ведет свою историю от советов префектур, расположенных в департаментах, осуществлявших свою деятельность под контролем департамента судебно-административных дел Государственного совета. Зависимость от административных органов, служила причиной многочисленных обвинений советов префектур в потворстве произволу должностных лиц. В результате реформы 60-х годов 19 века, введения публичности гласности в деятельности советов префектур, широкому освещению проводимых заседаний в прессе, совершенствования процессуального порядка разрешения дел, доверие населения к деятельности данного органа значительно выросло. В 1953году Советы префектур были преобразованы в административные суды, продолжив тенденцию к обособлению от административных органов, но сохранив в основе своей деятельности основные принципы деятельности советов префектур. 22 июля 1980 г. Конституционный совет ( le Conseil constitutionnel) подчеркнул, что независимость судебных административных органов была гарантирована Конституцией. Учитывая специфику их обязанностей деятельность данных органов не может подвергаться контролю ни со стороны законодателя, ни правительства. Соответственно ни какой другой государственный орган не вправе заменить их при разрешении вопросов отнесенных к их компетенции.[12]
Современная система административной юстиции Франции имеет трехуровневую структуру. Это административные суды, административные апелляционные трибуналы, Государственный совет (его специальная секция). В настоящее время действует 42 административного суда первой инстанции, 8- апелляционных.[9]
Деятельность административных судов регламентирована Кодексом административного судопроизводства (Code de justice administrative).
Разбирательство в административном суде происходит, как правило, на основе жалобы физического или юридического лица на действия власти. Административный суд устанавливает наличие, содержание и реальное значение субъективного права гражданина, ко-
торое нарушено актом администрации и которое гражданин (юридическое лицо) отстаивает перед судом. Между тем, значительную сложность составляет правильное определение подведомственности спора. Административные суды рассматривают:
-споры, связанные с оформлением проектной градостроительной документации, а также получением разрешения на проведение градостроительных работ (L778-1 - L778-2 Code de justice administrative);
- заявления об оспаривании актов, регламентирующих места стоянок, передвижных жилищ путешествующих лиц ( L779-1 Code de justice administrative);
-дела о признание недействительным решений и постановлений об отказе во въезде на французскую территорию по праву убежища ( L777-1 Code de justice administrative);
-законность постановлений о депортации (L776-1 -L776-2 Code de justice administrative );
-споры, связанные с основной сетью путей сообщения ( L774-1 - L774-13 Code de justice administrative );
-дела об оспаривании актов наблюдательных советов и решений директоров общественных учреждений здравоохранения;
-споры о признании недействительными актов, принятых управляющими органами коммун, департаментов или регионов, связанных с передачей права на имущество в какой-либо форме, и ставящие под угрозу функционирование или целостность сооружения или иного объекта, имеющего оборонное значение;
-споры об оспаривании актов коммун, департаментов или регионов, ставящих под угрозу осуществление одной из публичных или индивидуальных свобод, устанавливаемых положениями Общего кодекса местных сообществ;
-дела о признании недействительными актов коммун по вопросам градостроительства, рынков, соглашений о сотрудничестве и делегирования публичных функций;
-заявлением о запрете оператору спутникового телевидения, попадающего под юрисдикцию Франции, транслировать телевизионные передачи, нарушающие базовые принципы телевещания.
-споры, связанные с косвенным налогообложением (L279 Livre des procedures fiscales);
- дела по оспариванию государственных контрактов, заключенных посредством проведения конкурса;
-споры, связанные с лишением водительских прав (R 222-13 Code de justice administrative).
В соответствии со ст. L311-1 - L311-12 Кодекса административного судопроизводства административные суды являются судами первой инстанции в отношении административных споров, за исключением случаев, когда с учетом предмета спора или в интересах надлежащего отправления правосудия рассмотрение дела отнесено к компетенции другого органа административной юстиции.
Государственный совет обладает юрисдикцией в первой и последней инстанции при обжаловании:
- постановлений и указов Президента Республики (les ordonnances du Président de la République et les décrets);
- нормативных актов министерств;
- актов, найма и дисциплинарной ответственности государственных должностных лиц , назначаемых указом Президента Республики в соответствии с положениями статьи 13 (третий абзац) Конституции и статьи 1 и 2 Указа № 58 -1136 от 28 ноября 1958
- решений, принимаемых исполнительными органами следующих организаций, в рамках их компетенции:
- Французским агентством по борьбе с допингом (l'Agence française de lutte contre le dopage);
- Органом контроля за банковской и страховой деятельностью (l'Autorité de contrôle prudentiel et de résolution) ;
- Органом по вопросам конкуренции (l'Autorité de la concurrence );
- Органом контроля финансовых рыноков (l'Autorité des marchés financiers) ;
- Регулирующим органом в области электронных коммуникаций и сообщений (l'Autorité de régulation des communications électroniques et des postes);
- Органом контроля за интернет играми ( l'Autorité de régulation des jeux en ligne);
- Органом путей сообщения (de régulation des transports ferroviaire) ;
- Органом ядерной безопасности (l'Autorité de sûreté nucléaire);
- Комиссией по регулированию энергетики ( la Commission de régulation de l'énergie) ;
- Высшим советом по телерадиовещанию (le Conseil supérieur de l'audiovisuel)
- Национальной комиссией по информатике и свободам (la Commission nationale de l'informatique et des libertés);
- Высшим органом для обеспечения прозрачности в общественной жизни ( la Haute Autorité pour la transparence de la vie publique) ;
- Комитетом национальной безопасности (Commission nationale de contrôle des interceptions de sécurité)
К подведомственности Государственного совета также относятся иски о взыскании компенсации за длительное судопроизводство в административных судах (Article R311-1
Code de justice administrative).
Правом на обращение с заявлением об оспаривании административного акта обладает любое физическое или юридическое лицо, чье права и интересы нарушает данный акт. Срок обжалования составляет два месяца с даты :
- получения по почте или нарочным ненормативного правового акта;
- даты публикации ненормативного правового акта в официальном бюллетене, в сборнике административных актов, размещения на официальном стенде административного органа отображение (например, ратушей панель), если данный акт прямо не адресован заявителю, но затрагивает его права и интересы;
- даты публикации нормативного правового акта в официальном бюллетене, в сборнике административных актов, размещения на официальном стенде административного органа отображение (например, ратушей панель).
Обжаловать в суде можно только акт, который возлагает дополнительные обязанности или непосредственно нарушает права и интересы заявителя. Разъяснения, декларации о намерениях обжалованью не подлежат. В административные суды возможно предъявление заявлений:
-об оспаривании актов принятых административным органов с нарушением компетенции;
-об оспаривании актов, нарушающих субъективные права;
-о разъяснении содержания акта административного органа;
-о признании актов, несоответствующими действующему законодательству;
-о возмещении ущерба, причиненного административными органами.
По заявлениям о компенсации ущерба установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Заявитель обязан предварительно направить заказным письмом с уведомлением о вручении в данный орган с заявление. Отказ в удовлетворении его требования и подлежит, в последствие, обжалованию в административном суде
Заявление может быть направлено в суд, заказным письмом с уведомлением о вручении или сдано в канцелярию суда. Допускается направление заявления по факсу, однако в этом случае заявитель должен представить позднее подлинник заявления. С 31 декабря 2013 года для столичных юрисдикций и 31 декабря 2016 года для судов за рубежом была введена система дистанционного электронного документооборота по административному судопроизводству. В соответствии со ст. R414- 1 кодекса административного судопроизводства, адвокат, юридическое лицо, административный орган государственной службы вправе направить заявление в административный суд, административный апелляционный суд , Государственный совет в электронном виде через специализированное интернет приложение www.telerecours.fr .
В обращении в суд необходимо указать:
- Полное наименование и реквизиты заявителя. (В обязанности заявителя входит немедленное извещение о любых изменениях адреса).
-Оспариваемый акт, с указанием, каким образом нарушаются его права и интересы.
- Обоснование требования, правовые аргументы, факты.
Заявление представляется в суд с учетом копий для сторон процесса.
Обжалование ненормативного правового или нормативного акта в административном суде не приостанавливает его действие. Однако, учитывая, что административное судопроизводство нередко может носить сложный, длительный характер, а частные лица находятся в неблагоприятном положении и испытывают трудности в осуществлении своих прав Законом 2000г. в кодекс административного судопроизводства были внесены изменения, регламентирующие процедуру принятия временных мер.
Принятие временных мер допускается при наличии следующих условий:
-Сложившаяся ситуация должна быть чрезвычайной, т.е. оспариваемый акт затрагивает основные права и свободы и его действие с очевидностью наносит непоправимый вред. (Так при рассмотрении дела 28 марта 2003 года Государственный совет указал на неправомерность принятия судьей административного суда Амьена (tribunal administratif d'Amiens) временных мер, так как не было доказано, что оспариваемый акт может причинить реальный ущерб стороне процесса и неопределенному кругу лиц до рассмотрения спора по существу. По мнению же судьи первой инстанции нахождение ассоциации в помещениях муниципальной собственности ставило под угрозу полноценное функционирование муниципальной службы ).
- Принимаемые меры должны быть полезным ( Государственный совет рассмотрев жалобу Министра обороны на решение судьи Ниццы об обязании представить краткую информацию о деятельности армии на
муниципальной территории в границах военного лагеря Canjuers для обоснованности расчета налога на имущество на неосвоенных землях причитающихся за 2007 год, указал, что полный отчет должен быть представлен муниципалитетом только в 2008 таким образом, никакой необходимости в раскрытии информации в июле 2007г. не было, данная информация не является полезной для судебного процесса );
- Временные меры должны быть неразрывно связаны с предметом заявления. Поэтому при оспаривании акта, незаконность которого не вызывает сомнение, судья вправе приостановить действие данного акта до принятия конечного судебного акта (Article L521-1 Code de justice administrative).
-Предварительные меры не могут предвосхищать судебное решение по существу.
Временные меры обычно применяются при исках о выселении из общественных помещений или для получения административных документов, необходимых для осуществления юридических действий. Временные меры могут быть в виде :
-приостановления исполнения оспариваемого административного акта на определенный срок;
-приведения ситуации в состояние до принятия оспариваемого акта;
- возложения на административный орган определенных обязанностей, обычно представления документов или информации.
Заявление о принятии временных мер рассматривается специальным судьей в течение 48 часов. Это может быть либо председатель административного суда, либо специально назначенные судьи. Судья, уполномоченный на принятие временных мер, обязан иметь стаж работы судьей не менее двух лет и чин советника первого ранга. (Article L511-2 Code de justice administrative). Указанное заявление должно быть рассмотрено в судебном заседании. Однако, если суд сочтет ходатайство неприемлемым, то оно будет отклонено судьей без рассмотрения. Судебный акт о принятии временных мер может быть обжалован в течение 14 дней в Государственном совете (Article L511-2 Code de justice administrative
Необходимо отметить на определенное сходство административного процесса и гражданского. Оно проявляется в общих процессуальных принципах, порядке организации судебного процесса, порядка представления документов, прав и обязанностей участников процесса. Однако, существуют и особенности, вытекающие из правовой природы рассматриваемых споров. Несмотря на наличие элементов состязательности в административном процессе, необходимо отметить определенную инквизиционную роль суда. На судье лежит определение предмета доказывания, организация сбора доказательств. Заявитель обязан доказать обоснованность своих требований, незаконность оспариваемого акта, нарушение данным актом его прав, возложение на него дополнительных обязанностей. Ответчик, административный орган, в свою очередь должен представить аргументы, опровергающие доводы заявителя и факты, подтверждающие правомерность его действий.
Специализированные судебные органы.
Трибунал по делам социального обеспечения (Le tribunal des affaires de sécurité sociale (Tass)).
К компетенции Le tribunal des affaires de sécurité sociale в соответствии со ст. L142-2 Кодекса социальной безопасности ( Code de la sécurité sociale), относятся споры связанные с социальным обеспечением, и
указанные статьях L. 4162-13, L. 143-11-6, L. 1233-1266 , 1233-1269 , 351-3-1, L. 351-14 Трудового кодекса (Code du travail), т.е. по вопросам:
-регистрации в фонде социального страхования;
- порядка расчета и сбора взносов на социальное обеспечение;
- расчета семейных пособий, пособий в случае болезни, беременности и родам;
-возмещения возмещение медицинских расходов;
- порядка начисления и выплаты пенсионных пособий;
-предоставления льгот и пособий, предоставляемых в соответствии с законодательством о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- признание вины работодателя в причинении ущерба здоровью работника.
Не относится к компетенции Трибунала по делам социального обеспечения (Tass):
- уголовные преступления;
- споры, связанные с дополнительным пенсионным обеспечением;
- споры по расчету и выплатам пособий по безработице;
- споры по расчетам размера взносов работодателей в фонды страхования от несчастных случаев.
Гражданин, в случае обнаружения нарушения прав, предварительно обязан направить претензию в согласительную комиссию соответствующего органа ( la commission de recours amiable (CRA)). В течение месяца с момента поступления заявления комиссия должна дать мотивированный ответ с указанием сроков и порядка обжалования. Если данный ответ не устраивает заявителя он вправе обжаловать его в Трибунал по делам социального обеспечения. Заявление направляется в адрес трибунала (госпошлина отсутствует) и тот в течение 8 дней извещает стороны о поступившей жалобе и сроках рассмотрения дела.
По общему правилу подсудность определяется по месту нахождения получателя средств или заинтересованного работодателя, или месту нахождения ответчика организации. В ряде случаев подсудность определяется:
1. По месту аварии.
2. Последнему месту жительства потерпевшей в случае ДТП со смертельным исходом.
3. Месту нахождения работодателя в случае возникновения споров по вопросам, связанным с членством и размером социальных взносов работников.
4. По месту учреждения временного бизнеса занятости для споров в рамках несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5. По месту нахождения агентства по сбору платежей, к которому работодатель платит свои взносы на социальное обеспечение для предприятий более двух тысяч сотрудников или перечисленных постановлением министров.
Заявитель вправе представлять свои интересы лично, либо в лице:
- супруга, родственника по восходящей линии или прямой потомок;
- адвоката;
- представителя профсоюзных организаций работников или работодателей;
- директора или сотрудника организации;
- представителя ассоциации инвалидов. ( Code de la sécurité sociale. R142-40 (V)).
Решения Tass могут быть оспорены в порядке апелляции, только по спорам на сумму более € 4000, или неопределенным суммам .
Национальный суд по вопросам убежища ( La Cour nationale du droit d'asile) ( CNDA)
В статье 120 Конституции от 24 июня 1793, говорилось, что французский народ готов предоставить убежище любым иностранцам, изгнанным из своей страны. В преамбуле Конституции от 27 октября 1946 года закреплено, что каждый человек, преследуемый за свои действия в пользу свободы, может получить убежище на территории Республики. В статье 53-1 Конституции установлено, что власти республики всегда могут предоставлять убежище любому иностранцу , который преследуется за его действия в пользу свободы или кто ищет защиту Франции по какой - либо другой причине .
В 2004г. все нормативные документы , регламентирующие порядок представления убежища иностранцам были объединены в Кодекс въезда и пребывания иностранцев и предоставления убежища ( Code de l'entrée et du séjour des étrangers et du droit d'asile (CESEDA)). Законом от 29.07.2015г. в данный кодекс были внесены значительные изменения, целью которых являлось повышение эффективности деятельности Национального управления по защите прав беженцев и лиц без гражданства ( l'Office français de protection des réfugiés et apatrides (OFPRA )) и Национального суда по вопросам убежища. К компетенции OFPRA относится предоставление правовой и административной защиты признанным в установленном порядке, беженцам, лицам без гражданства и лиц, обладающим правом на дополнительную защиту. По результатам проведенных проверок Национальное управления по защите прав беженцев и лиц без гражданства направляет свое заключение о возможности представления убежища и разрешения на въезд в страну, министру внутренних дел (ministre de l'intérieur). Согласно, Закона от 29 июля 2015 года, данное заключение является обязательным для министра, за исключением случаев, затрагивающих вопросы государственной безопасности.
Суд был создан на основании закона от 20 ноября 2007 года о контроле иммиграции, интеграции и предоставления убежища. Став правопреемником Апелляционной комиссии (CRR) созданной в 1952 г., судом были сохранены основные принципы деятельности CRR. В результате реформы 2015г. был усилен контроль Государственного совета за деятельностью суда, что повлекло за собой улучшение качества работы и повышение авторитета суда. Национальный суд ( CNDA ) является специализированным административным судом, осуществляющим контроль за решениями OFPRA о предоставлении убежища. Необходимо отметить, что решения Национального управления по вопросам проживания и условий приема беженцев обжалуются в суде общей юрисдикции, а постановления о депортации в административных судах. В случае оспаривания решения OFPRA, суд обладает полной юрисдикцией, т.е. вправе не только отменить решение, но и принять новое по просьбе заявителя. CNDA также дает консультации по запросам беженцев, подлежащих экстрадиции из страны или лицам, которым было отказано в предоставлении права на жительство. Jean-Marc Sauvé, Вице президент Государственного совета, подчеркнул, что в связи с эмиграционной волной в Европе Национальный суд не может более пол-
ноценно справляться с поставленными задачами. В 2015 году Национальным управлением было рассмотрено 79. 130 заявлений о предоставлении убежища (на 22% больше по сравнению с 2014 г.). А оспорены к CNDA 39.674 постановления решения OFPRA . Рост рассмотренных дел за период с ноября по декабрь 2015г. составил 17 % .
Гражданин, чье заявление о предоставлении убежища было отклонено французским Управлением по защите беженцев и апатридов (OFPRA), вправе обратиться в Национальный суд по вопросам убежища (CNDA). До принятия судебного акта он вправе оставаться во Франции. Жалоба должна быть подана в суд в течение одного месяца с уведомления о решении OFPRA . В случае проживания вне границ Французской Республики срок составляет 2 месяца. Жалоба может быть направлена по факсу, но в этом случае, к дню судебного разбирательства необходимо представить бумажную копию жалобы.
В жалобе на решение OFPRA должны быть указаны:
-полное имя, дата и место рождения, гражданство и место жительства;
-обстоятельства, на которых основаны Ваши требования;
- желательный язык судопроизводства;
-обжалуемое решение OFPRA.
Жалоба подписывается заявителем или его полномочным представителем. После принятия жалобы к производству суд направляет заявителю уведомление по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному адресу. После чего, в суд необходимо представить все необходимые документы. Документы на иностранном языке должны быть переведены на французский язык. Записи актов гражданского состояния, документы судебных или правоохранительных органов должны быть переведены присяжным переводчиком, состоящим в реестре суда. Общий срок рассмотрения жалобы составляет 5 месяцев . При рассмотрении по упрощенной процедуре, или если жалоба является неприемлемой срок рассмотрения не может превышать 5 недель. В сложных случаях, требующих толкования правовых норм, CNDA приостанавливает рассмотрение жалобы и обращается к Государственному совету с запросом, о чем заявитель уведомляется письменно. Срок рассмотрения запроса в Государственном совете составляет 3 месяца. Заявитель вправе направить свои замечания в Государственный совет.
По общему правилу слушания в CNDA производятся публично, стороны вправе давать устные заявления и объяснения. Однако, если, по мнению суда, в жалобе не приведены серьезные доводы в обоснование позиции заявителя, или жалоба не отвечает критериям приемлемости, публичное слушание не проводится, решение остается в силе жалоба возвращается без рассмотрения.
Решение OFPRA подлежит безусловное отмене если:
- в решении не дана полная оценка представленных документов заявителя;
- решение принято без личного интервью заявителем (за исключением тех случаев, когда это разрешено делать это).
По результатам рассмотрения жалобы суд может принять решение:
- О получении карты жителя (carte de résident), если предоставлен статус беженца,
- О разрешение на временное проживание "частной и семейной жизни" (carte de séjour temporaire "vie privée et familiale"), если вы имеете право на дополнительную защиту;
- Об отказе в удовлетворении жалобы и оставлении решения в силе.
Отказ в удовлетворении жалобы может быть обжалован в Государственном Совете. Срок подачи апелляции составляет 2 месяца с момента получения уведомления об отклонении жалобы. Интересы заявителя в Государственном совете может представлять только адвокат Государственного совета и Кассационного суда. В апелляции не должны приводиться доводы, и обстоятельства рассмотренные OFPRA и CNDA. К компетенции Государственного совета относится только проверка:
- соблюдения компетенции спора;
-обоснованность решения CNDA;
-соблюдение процедуры рассмотрения жалобы;
-правильность интерпретации законодательства.
Решение Государственного совета является окончательным и не подлежит обжалованию.
Французская система контроля за государственными органами вызывает множество критики, особенно со стороны Европейского суда по правам человека, подчеркивающего невозможность объективного контроля за деятельностью государственного органа структурой, в которую входят государственные чиновники. Несмотря на критику, французский опыт защиты публично-правовых отношений выдержал испытание временем и оказал значительное влияние на формирование административной юстиции в мире, особенно Канаде, Греции, Италии.
Список литературы:
1. Артемьева Ю.А. Сравнительно-правовой опыт судебной защиты налогоплательщика в России и зарубежных странах.// Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения .- №3 (сентябрь 2013) стр.474-479
2. Бонналь Н. Французские судебные учреждения // Судебная система и судебные учреждения / Под ред. П. Трюша / Посольство Франции в России. - М.: Гнозис /Логос. 2003. С. 45.
3. Ермакова Е.П. Ивановская Н.В . Он-лайн разрешение споров с участием потребителей в Европейском союзе: новые документы 2013 г.// Современное право. М.-2014. С. 128-133.
4. Рену Т.С., Константе Х.М. Специальные конституционные суды // Судебная система и судебные учреждения / Под ред. П. Трюша / Посольство Франции в России. - М.: Гнозис/Логос, 2003. С. 44.
5. Ситкарева Е.В. Гражданский процесс и гражданское законодательство в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: монография /В.В. Безбах и др.- Москва: РУДН, 2015, с.345.
6. Соловьев А.А, Остроумов А.А.. Зарубежные модели административной юстиции. Учебное пособие для аспирантов. МГЮА им. Кутафина О.Е. - М. 2015. С. 78.
7. Фролова Е.Е. К вопросу правового обеспечения формирования гражданского общества. //М., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Юридические науки, 2016, № 1, с. 36-40
8. Официальный сайт Государственного совета. Информация по состоянию на 1.07.2016г.// http://www.conseil-etat.fr
9. Официальный сайт Государственного совета. Информация по состоянию на 3.07.2016г. http://www.conseil-etat.fr/Conseil-d-Etat/Demarches-Procedures/Decouvrir-la-justice-administrative-et-son-organisation/Comment-fonctionne-la-justice-administrative &usg= ALkJrhi -IrnDNJZ0Vy_iZxXZC4 1 kriOIA.
10. Официальный сайт Трибунала по конфликтам. Информация по состоянию на 3.07.2016г.\\ http://www.tribunal-conflits.fr/documents/rapports-annuels/rapport-annuel-activite-tc 015.pdf&usg= ALkJrhgazpR 3uejet BUbmVPXoiK6k3aMCw.
11. Décret n° 2015-233 du 27 février 2015 relatif au Tribunal des conflits et aux questions préjudicielles . JORF °0051 du 1 mars 2015, page 4005, texte n° 9.
12. Décision n° 80-119 DC du 22 juillet 1980. Journal officiel de la République française du 24 juillet 1980, page 1868
13. Ajoute un sondage BVA pour Le Parisien Dimanche Pour 75% des Français, la justice fonctionne mal », L'Express , 16 février 2014.
Рецензия
На статью к.ю.н. доцента, доцента кафедры гражданского и трудового права Артемьевой Юлии Александровны, Галкиной Марина Владимировна «Рассмотрение споров, вытекающих из административных правоотношений, во Франции».
Одним из важнейших признаков правового государства является наличие гарантии соблюдения субъективных прав гражданина всеми государственными органами и должностными лицами. Правовые основы разрешения споров с государственными органами в Российской Федерации по сути начали закладываться в начале 90-х годов с началом демократических преобразований и правовых реформ. В советское время необходимость в такого рода законодательстве отсутствовала, т.к. спор между государством и гражданином (организацией) был просто невозможен. Расширение сферы судебного контроля на исполнительно-распорядительную деятельность органов управления в нашей стране идет сложно. Принятие Кодекса административного судопроизводства не смогло устранить все возникающие противоречия процессуальной формы защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан-предпринимателей. Вопросы совершенствования средств обеспечения законности в сфере исполнительной власти, по-прежнему, являются актуальными.
Отсутствие системного подхода к регламентации контроля за деятельностью органов порождает противоречивость и нарушения в деятельности органов исполнительной власти. В связи с этим несомненный практический интерес представляет зарубежный опыт организации административной юстиции. Статья Артемьевой Ю.А., Галкиной М.В. «Рассмотрение споров, вытекающих из административных правоотношений, во Франции» посвящена изучению системы защиты публичных прав граждан (организаций). Учитывая характерный для Франции дуализм права, нашедший отражение и в сложившейся системе защиты публичных правоотношений автор подробно анализирует две ветви французских судебных учреждений. В работе рассматривается деятельность специализированных судебных органов Франции, процедуры рассмотрения жалоб, анализируются проблемы компетенций данных органов. Автором проведено исследование нормативных источников Франции, публикаций в научных журналах и периодической печати, информационных материалов судебных и государственных органов. При этом автор использует материал ранее не используемый российскими специалистами и не переводимый на русский язык. Цитируемый материал имеет соответствующие ссылки на источники опубликования. Тема исследования в рамках, ограниченных форматом научной статьи, освещена полно, материал исследован.
Представленная статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к научным статьям, размещаемым в журналах, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК России.
Кандидат юридических наук, адвокат Титов Н.Ю.