Научная статья на тему '2007. 01. 034. Гунасекара К. Функции университетов в региональных инновационных системах. Gunasekara Ch. The generative and developmental roles of universities in regional innovation systems // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 2006. - Vol. 33, n 2. - P. 137-150'

2007. 01. 034. Гунасекара К. Функции университетов в региональных инновационных системах. Gunasekara Ch. The generative and developmental roles of universities in regional innovation systems // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 2006. - Vol. 33, n 2. - P. 137-150 Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
61
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ / НОВОВВЕДЕНИЯ - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ / НАУКА И ПРОИЗВОДСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 01. 034. Гунасекара К. Функции университетов в региональных инновационных системах. Gunasekara Ch. The generative and developmental roles of universities in regional innovation systems // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 2006. - Vol. 33, n 2. - P. 137-150»

2007.01.034. ГУНАСЕКАРА К. ФУНКЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ. GUNASEKARA Ch. The generative and developmental roles of universities in regional innovation systems // Science a. publ. policy. - Guildford, 2006. - Vol. 33, N 2. - P. 137-150.

Сотрудник Школы менеджмента Технологического университета штата Квинсленд (Австралия) исследует роль университетов в развитии региональных инновационных систем (РИС) и определяющие эту роль факторы, действующие в различных местных условиях. Автор отмечает, что проблематика РИС вызывает в последнее время повышенный интерес с точки зрения экономического развития и стратегий его стимулирования как в развитых, так и в развивающихся регионах. В целом ряде стран, а также в рамках ЕС обсуждаются и принимаются меры, направленные на региональное развитие, укрепление конкурентоспособности и экономических связей в рамках регионов. В этих условиях роль университетов приобретает особое значение.

Возрастанию роли регионального анализа инновационных процессов и значения РИС в рамках государственной промышленной политики способствуют ряд факторов: 1) интеграция национальной, региональной и технологической политики и вытекающее из нее значение локальных рынков для инноваций; 2) переход от политики регионального экономического развития, направленной в основном на предприятия, базирующейся на методах стимулирования, инициируемой государством и носящей стандартизированный характер, к политике, реализуемой по принципу «снизу-верх», учитывающей специфику регионов, носящей долгосрочный характер и объединяющей многих участников; 3) замена господствующей парадигмы производства в виде крупного, внутренне согласованного и иерархически организованного предприятия на вертикально дезинтегрированную и географически концентрированную организацию с использованием разнообразных механизмов, обеспечивающих сочетание конкуренции и сотрудничества; 4) так называемый «аргумент садовника»: невозможность применения единых простых приемов по отношению к различным объектам экономики подобно различным растениям в саду (с. 138). Именно на городском и региональном уровнях можно наилучшим

образом приспосабливать политику к потребностям и создавать благоприятный для бизнеса климат.

В научной литературе широко признано наличие следующих ключевых элементов РИС.

1. Пространственное сосредоточение фирм и других организаций, принадлежащих к одной или связанным отраслям, на определенной территории. В качестве определений здесь фигурируют «плотные сети социальных, профессиональных и местных общественных взаимоотношений», концентрация инновационной деятельности, «ядро компетенций» в региональных и отраслевых кластерах и т.д. (с. 139). Исследователи подчеркивают важность локальной доступности инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие и обучение, для функционирования инновационных венчуров.

2. Доступность и качество необходимых ресурсов, особенно человеческого капитала. Фактор близости материальных, финансовых, человеческих ресурсов (определяемый как «капитал близости» - proximity capital) относится к разнообразным видам инфраструктуры, обеспечивающей инновационную деятельность фирм. Сюда входят венчурный капитал, структуры обслуживания бизнеса, транспортные инфраструктуры, телекоммуникации, квалифицированная рабочая сила. Недавние исследования РИС подчеркнули важность местных ресурсов квалифицированной рабочей силы для стимулирования притока инвестиций и развития местного предпринимательства.

3. «Ассоциативный режим» местного самоуправления. Этот элемент связан с усилением региональной политики и децентрализацией управления, переходом от централизованного государственного регулирования к регулированию на основе расширения местного самоуправления, поддерживаемого соответствующей инфраструктурой, а также со стратегией создания регионального инновационного потенциала. На региональном уровне возникает соответствующее «институциональное наполнение», совокупность административных органов, агентств развития, других правительственных учреждений, посреднических организаций с функциями регионального управления и развития, разработки региональной стратегии и осуществления инновационных программ, поддержки бизнеса и т.д. Эффективность ключевых институтов государственного управления зависит от их компетентности в области форми-

рования сетей, консультирования, информационной обеспеченности, анализа показателей регионального развития, дополнительных потребностей в инфраструктуре, внутренних и внешних угроз и благоприятных возможностей. В литературе «ассоциативное управление» определяется как «склонность к созданию сетей, означающая активное взаимодействие ключевых механизмов регионального государственного управления, прежде всего региональной администрации, с другими организациями в области инноваций» (с. 140).

4. Формирование культурных норм открытости к обучению, доверия и сотрудничества между фирмами. Здесь в качестве существенного фактора фигурирует способность региональных институтов и организаций «функционировать на основе общих норм сотрудничества, доверия и некоммерческих взаимосвязей вместо принципов конкуренции, индивидуализма, рыночных отношений и иерархии» (с. 140). Описывая этот фактор, исследователи указывают на «локальную культурную общность», склонность к сотрудничеству и обучению в рамках региональной системы во взаимодействии с местными университетами, государственными лабораториями, венчурными компаниями и т.д.

5. Интерактивный инновационный процесс, являющийся следствием эффективного функционирования первых четырех элементов.

Университеты длительное время рассматривались как источники фундаментальных научных знаний, используемых в производственных инновациях. Функция знания и создающих его институтов рассматривалась как важная, но экзогенная по отношению к производственной системе. Согласно этой модели знание, создаваемое в университетах и лабораториях крупных фирм, «передавалось» в производство для прикладных разработок и освоения. Связь науки с производством в смысле совместного, кооперационного генерирования знаний была слабой.

Появление концепции национальных инновационных систем (НИС) изменило отношение к роли университетов, введя их «под единую крышу». Инновационные системы были представлены как динамические комплексы, осуществляющие в целях создания и освоения знаний взаимодействие между промышленностью, правительством, организациями по поддержке бизнеса, организациями

по созданию знаний, а также рынками труда, капиталов и товаров. Концепция НИС подчеркнула не только роль университетов в инновационном процессе, но также их функции в области регионального развития, и в целом превратила создание и освоение знания в эндогенную функцию, локализованную в соответствующих сетях. Дальнейшим развитием этой концепции в литературе послужила модель «обучающейся экономики», согласно которой экономические достижения индивидов, фирм и регионов зависят от их способности к обучению и осуществлению изменений.

Теоретическая модель «тройной спирали» еще более выделила роль университетов в региональной экономике, указав на новые взаимоотношения между университетами, промышленностью и правительством, включающие формирование общих ресурсов и совместные проекты. В этой модели подчеркивается нелинейный, интерактивный характер инновационного процесса, основанного на взаимодействии участников - сфер науки, промышленности и государства, представленных в виде трех спиралей. Дальнейшие исследования подчеркнули различные механизмы, с помощью которых университеты участвуют в региональном развитии.

Значимость сетевого знания и интерактивного обучения означает необходимость более тесной связи университетской науки и образования с местными и региональными потребностями. Университеты, обладая ресурсами кадров и знаний, играют все более существенную роль в формировании региональной институциональной структуры и сетей. Их представители на формальной и неформальной основе могут участвовать во многих организациях на местном уровне - от школьных советов, учреждений культуры и агентств развития до органов власти. Такой подход подчеркивает вклад университетов в региональное экономическое и социальное развитие, возрастающий в условиях «обучающейся экономики», а также развития местного производства и управления.

Автор предлагает дополнительную методику анализа функций и роли университетов в развитии РИС и различий в этих функциях в зависимости от условий конкретных регионов. Методика основана на выделении двух направлений анализа участия университетов в этом процессе - более узком, рассматривающем университеты как генераторы и инструменты передачи технологий, и более широком -как инструменты регионального развития, и их приложении к каж-

дому из указанных выше элементов РИС. Результаты такого анализа представлены в таблице (с. 143). Сравнение показывает, что оба подхода имеют общие и особенные черты. Центральным для обоих подходов является роль университетов в обеспечении регионального экономического и социального развития. В них подчеркивается также значение предпринимательской активности академической сферы и ее воздействие на региональные культурные нормы.

В качестве факторов, определяющих специфику участия университетов в развитии РИС различных регионов, автор приводит ряд институциональных и связанных с ними условий, воздействующих на функции, выполняемые университетами в процессе развития РИС. Некоторые из них связаны с особенностями конкретного университета, другие - с особенностями конкретного региона. К таким факторам относятся: ориентация университета и его руководства по отношению к участию в развитии региона и механизмам такого участия; история взаимоотношений между университетом и регионом; степень соответствия между профилем университета и потребностями региона; наличие лидеров в научной среде и в регионе, заинтересованных и оказывающих влияние в пользу связей университета с промышленностью региона; отраслевая структура, характер предприятий региона и их спроса в области связей с наукой; политические и экономические условия в регионе.

Таблица

Вклад университетов в развитие РИС_

Элементы РИС Генерирующие функции Функции развития

1 2 3

Региональная концентрация производства Накопление знаний и инвестиционные проекты, способствующие созданию предприятий и их региональной концентрации (инкубаторы, научные парки и т.п.) Предпринимательская активность, учебная и научная деятельность, сконцентрированная на потребностях региона

Накопление человеческого капитала Интеграция образовательной и исследовательской деятельности, реализующаяся, в том числе, в создании фирм; Набор студентов, сохранение выпускников, разработка/адаптация программ и организация процессов обучения с учетом регио-

разработка перспективных программ обучения, способствующих развитию и мобильности кадров и бизнеса нальных потребностей и условий

«Ассоциативное управление» Стимулирование региональной инновационной стратегии за счет анализа преимуществ и недостатков и налаживания связей между промышленностью и органами власти Формирование региональных сетей и институциональных структур путем участия представителей, предоставления информации и анализа для принятия решений, установления контактов и т.д.

Продолжение табл.

1 2 3

Формирование региональных культурных норм Укрепление традиционных связей между наукой и производством, включая капитализацию знаний Укрепление традиционных связей между наукой и производством, включая капитализацию знаний и совместные исследования

Имеющиеся в литературе описания указывают на существенное влияние, которое оказывает ориентация руководства университетов на участие в развитии РИС. Наиболее существенную роль в региональном развитии можно ожидать от университетов, обладающих предпринимательским подходом к такому участию, придающих большое значение связям с промышленностью, коммерциализации изобретений. Предпринимательская модель исходит из общественных потребностей как основы для планирования исследовательских проектов. Примером может служить Массачусетский технологический институт (MIT), ставший пионером в создании компании венчурного капитала, обеспечивающей стартовый капитал и консультационное обслуживание по управлению для предпринимателей из академической среды (с. 145).

Очевидно, что более длительная традиция участия университета в развитии региона способствует его большей интенсивности. Так, исследования Силиконовой долины в США, Кембриджского и Оксфордского университетов в Великобритании показали, что исторический характер отношений сфер науки и производства фор-

мирует культуру сотрудничества в исследованиях, которая составляет ключевой элемент региональной инновационной среды.

Исследования показывают, что концентрация в регионе наукоемких отраслей, а в них стартовых предприятий и фирм мелкого и среднего масштаба, открывает наибольшие перспективы для связей науки с производством. Высокотехнологичные производства предъявляют высокий спрос на внешние знания. Исследование региональных производственных инноваций, проведенное в Германии, обнаружило корреляцию между концентрацией новых наукоемких фирм и МСП и научным вкладом со стороны университетов и государственных исследовательских институтов, особенно в области физики, химии и фармацевтики.

Локальные экономические и политические условия могут оказывать различное влияние как на судьбу регионов, так и на роль университетов в их развитии. Связям с наукой, привлечению партнеров, ищущих возможности создания новых венчуров, способствуют подъем региональной экономики, политическая поддержка, оказываемая региону или конкретному университету в нем. Этот фактор воздействует различными способами, в том числе путем активного использования механизмов экономического регулирования, создающих соответствующие стимулы и благоприятные возможности, например, за счет целевой государственной поддержки регионов.

В заключение автор подчеркивает значение институциональных и региональных особенностей, объясняющих характер участия и функции университетов в РИС. Их анализ может быть полезен как инструмент принятия политических решений для понимания факторов эффективности политики регионального развития, в том числе в области высшего образования, и направлений ее совершенствования, а также применен в целях улучшения процессов планирования в университетах.

И.Г. Минервин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.