Научная статья на тему 'Стратегия привлечения инвестиционных ресурсов в промышленный комплекс Мурманской области в рамках инновационно-активной промышленной политики'

Стратегия привлечения инвестиционных ресурсов в промышленный комплекс Мурманской области в рамках инновационно-активной промышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Е. С.

Инновационно-активная промышленная политика, усиленная эффективной стратегией привлечения инвестиционных ресурсов, способна обеспечить устойчивый качественный рост в экономике субъекта федерации и ускоренную диверсификацию структуры промышленного производства в пользу выпуска наукоемкой продукции мирового уровня конкурентоспособности. Необходимыми элементами инвестиционной стратегии Мурманской области являются улучшение институциональной среды региона, использование схем инвестирования, способных запустить инновационный процесс в условиях повышенного риска, развитие кадрового потенциала. Из возможных источников капитала несомненный интерес представляют венчурные инвестиции с учетом современных модификаций схемы венчурного финансирования (появление венчурных посредников и агентских сетей венчурных ярмарок).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On attraction of investment resources as part of active industrial policy in the Murmansk region

The work considers the problem of active industrial policy of the region, which is able to improve economical situation and competitiveness of the territory in terms of integrating into the global market. One of the most important components of the active industrial policy is an investment strategy including institutional improvement, using of standard and some new schemes of financing (e.g. venture financing). The author has paid special attention to the effective modification of the venture financing schemes.

Текст научной работы на тему «Стратегия привлечения инвестиционных ресурсов в промышленный комплекс Мурманской области в рамках инновационно-активной промышленной политики»

УДК 332.146 : 330.322 (470.21)

Стратегия привлечения инвестиционных ресурсов в промышленный комплекс Мурманской области в рамках инновационно-активной промышленной политики

Е.С. Кузнецова

Экономический факультет МГТУ, кафедра менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы

Аннотация. Инновационно-активная промышленная политика, усиленная эффективной стратегией привлечения инвестиционных ресурсов, способна обеспечить устойчивый качественный рост в экономике субъекта федерации и ускоренную диверсификацию структуры промышленного производства в пользу выпуска наукоемкой продукции мирового уровня конкурентоспособности. Необходимыми элементами инвестиционной стратегии Мурманской области являются улучшение институциональной среды региона, использование схем инвестирования, способных запустить инновационный процесс в условиях повышенного риска, развитие кадрового потенциала. Из возможных источников капитала несомненный интерес представляют венчурные инвестиции с учетом современных модификаций схемы венчурного финансирования (появление венчурных посредников и агентских сетей венчурных ярмарок).

Abstract. The work considers the problem of active industrial policy of the region, which is able to improve economical situation and competitiveness of the territory in terms of integrating into the global market. One of the most important components of the active industrial policy is an investment strategy including institutional improvement, using of standard and some new schemes of financing (e.g. venture financing). The author has paid special attention to the effective modification of the venture financing schemes.

1. Введение

Для успешной реализации инновационно-активной промышленной политики Мурманской области необходимо качественное изменение инвестиционного процесса, способное обеспечить защищенность инвестиций и прогресс рыночной инфраструктуры.

Грамотные управленческие решения в рамках инвестиционной стратегии должны обеспечить снижение финансового риска в экономике субъекта федерации, а также устойчивую положительную динамику следующих показателей:

1) темпы роста инвестиций (вовлечение в воспроизводственный процесс собственных финансовых ресурсов предприятий, внешних инвестиционных кредитов, прямых инвестиций);

2) уровень капитализации производства в приоритетных отраслях экономики;

3) валовой региональный продукт;

4) эффективность хозяйственных связей на рынке товаров, услуг, капитала;

5) эффективность структуры производства и потребления.

Необходимым элементом инвестиционной стратегии Мурманской области является улучшение институциональной среды территории, которое способно положительно повлиять на процесс привлечения капитала.

Институциональные преобразования призваны создать необходимые предпосылки для экономического роста и повышения отдачи от инвестиций. Если макроэкономические условия создают необходимую среду для экономического роста, то институциональные преобразования призваны, прежде всего, сформировать и совершенствовать институты, способные этот рост осуществить (Бендерская, 2007).

2. Основные направления улучшения институционной среды региона

Современные требования промышленной политики определяют следующие основные направления формирования и развития рыночных институтов: управление государственной собственностью, приватизация и развитие рынка недвижимости; развитие финансовых рынков и финансовых институтов, в частности, совершенствование рынка ценных бумаг и банковского сектора; поощрение конкуренции и активизация антимонопольной политики, регулирование естественных монополий; совершенствование законодательства, укрепление судебной системы (в том числе развитие системы арбитражных судов), усиление борьбы с преступностью.

Применительно к Мурманской области институциональные преобразования должны коснуться, прежде всего, нормативно-правовой и законодательной базы, регулирующей жизнедеятельность субъекта федерации в целом, его муниципальных образований, хозяйствующих субъектов и физических лиц.

На сегодня для области очень важно активное развитие местного фондового рынка. Основополагающим фактором этого развития является капитализация акций предприятий региона. Поэтому необходимо способствовать организационной и технологической реструктуризации местных предприятий, передаче убыточных предприятий эффективным инвесторам (при этом предпочтение при прочих равных условиях должно отдаваться именно стратегическим инвесторам).

В целом в Мурманской области к настоящему времени сложились все предпосылки для активного инвестирования. Оптимизации процесса привлечения инвестиций могут способствовать следующие мероприятия:

- разработка и реализация программы правового обеспечения инвестиционной деятельности;

- принятие нормативных актов, регулирующих отдельные, специфические для Мурманской области, аспекты инвестиционного процесса;

- формирование банка данных инвестиционных проектов и подготовка справочных материалов о правовых условиях инвестиционной деятельности;

- разработка унифицированных правил прохождения согласительно-распорядительных процедур;

- организация специальных налоговых режимов (особых экономических зон);

- внедрение правового режима софинансирования по актуальным направлениям социально-экономического развития области.

3. Источники финансирования в рамках реализации инвестиционной стратегии

Очевидно, что одной из самых актуальных проблем для Мурманской области является поиск источников финансирования в рамках реализации инвестиционной стратегии. Обозначим круг возможных источников капитала:

- средства областного и федерального бюджетов;

- прямые и портфельные инвестиции частного капитала;

- средства коммерческих банков;

- средства страховых компаний и пенсионных фондов;

- средства международных организаций и банков;

- средства, полученные в результате межправительственных соглашений (в том числе гранты и средства международной технической помощи);

- доходы от приватизации объектов региональной и федеральной собственности;

- средства населения;

- средства предприятий области;

- целевые средства специализированных фондов (в том числе венчурный капитал);

- целевые эмиссионные транши областных и муниципальных ценных бумаг.

В приведенном перечне есть как вполне традиционные источники инвестиций (например, бюджетные средства, или средства коммерческих банков), так и источники капитала, практически не задействованные на территории Мурманской области.

В частности, в регионе практически не используется такой источник инвестиций, как средства крупных зарубежных компаний, работающих на потребительском рынке товаров и услуг (оптовой и розничной торговли, общественного питания). Тем не менее, опыт многих субъектов РФ свидетельствует о том, что привлечение таких компаний в качестве стратегических инвесторов и содействие разворачиванию их бизнеса на территории региона может стать одним из перспективных направлений активизации инвестиционной деятельности (Агарков, 2005).

Кроме того, устойчивым источником инвестиционных ресурсов могут стать денежные накопления граждан, но для этого руководству субъекта федерации необходимо активно разрабатывать финансовые инструменты, ориентированные именно на работу с физическими лицами. Это могут быть, к примеру, региональные или муниципальные паевые инвестиционные фонды, специализирующиеся на вовлечении в организованный оборот сбережений населения Мурманской области.

Очевидно, что наиболее дешевым инвестиционным ресурсом остаются средства федерального и областного бюджетов. Однако внутренние и внешние бюджетные источники финансирования ограничены, поэтому следует искать возможности более активного привлечения внебюджетных инвестиционных ресурсов.

Расчеты показывают, что делать акцент на собственные средства предприятий области нецелесообразно. Финансовая потребность в обновлении лишь только основных производственных фондов предприятий области в два-три раза превышает собственные возможности компаний.

Необходимо использовать самые разные источники инвестиционных ресурсов, в том числе относительно новые для Мурманской области. Речь идет, в частности, о применении системы венчурного финансирования, которая, параллельно с развитием локального фондового рынка, может способствовать межотраслевому переливу капитала и росту инвестиций (особенно в инновационной сфере).

4. Венчурное финансирование как один из наиболее эффективных инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в промышленный комплекс

Венчурное финансирование является одним из наиболее эффективных инвестиционных инструментов, ориентированных в первую очередь на малый и средний бизнес с большим потенциалом роста (Спицын, 2004). Привлекательным является то, что венчурный инвестор может предоставить финансирование предприятию даже без предоставления какого-либо залога или заклада. Но, беря на себя высокий риск по проекту, инвестор, естественно, ожидает и больших доходов.

Венчурные инвестиции осуществляются посредством специально созданного рыночного механизма - венчурного комплекса, представляющего собой связку двух структур: венчурного фонда и управляющей венчурной компании. Инвестиции направляются либо в акционерный капитал акционерного общества в обмен на долю или пакет акций, или предоставляются в виде инвестиционного кредита. На практике очень часто встречается комбинированная форма инвестирования.

Доля венчурного инвестора должна позволять контролировать деятельность компании через участие в Совете директоров (с целью снижения степени финансовых рисков). Снижение степени технических, рыночных и других рисков достигается за счет участия венчурной (управляющей) компании в процессе управления финансируемым предприятием. Таким образом, контроль над стратегической направленностью деятельности осуществляется через участие в Совете директоров, над текущей деятельностью - через систему бюджетирования (управления текущими финансовыми потоками).

Рассматривая перспективы появления в Мурманской области венчурных структур, необходимо в первую очередь проанализировать предпосылки развития в регионе венчурного инвестирования.

На наш взгляд, основными предпосылками возникновения и динамичного развития венчуров являются:

1) наличие инновационных разработок с высоким коммерческим потенциалом;

2) наличие профессиональных менеджеров, способных выступить связующим звеном между капиталом и конкретным объектом его приложения;

3) наличие капитала, который мог бы быть инвестирован в высокорисковые вложения;

4) наличие достаточно развитого рынка ценных бумаг, позволяющего реализовать финансовые технологии выхода из инвестиций;

5) высокая емкость и платежеспособность потребительских рынков продукции компаний с венчурным капиталом.

Несомненно, полный перечень условий значительно больше, однако необходимыми и достаточными, с точки зрения автора, являются первые три. Без наличия хотя бы одного из них существование венчурного бизнеса было бы невозможно. Все остальные факторы (как присутствующие в данном перечне, так и не вошедшие в него) в значительной степени влияют на объем и динамику развития бизнеса, его технологию, но не на сам факт его существования.

Рассмотрим наличие первых трех основных условий применительно к Мурманской области.

Во-первых, необходимо наличие интересных бизнес-идей и технологических разработок. Мурманская область обладает высоким научным и интеллектуальным потенциалом. Кроме того, во всех институтах региона - и в академических, и в отраслевых - есть большой задел инновационных предложений. Есть они и у некоторых проектно-конструкторских организаций области. Однако для Мурманской области очень актуальна проблема коммерциализации подобных разработок. Как правило, ученые создают продукт или технологию, но достаточно слабо представляют себе проблемы, связанные с запуском экономически эффективного производства. Кроме того, остро стоит вопрос с привлечением инвестиций.

Во-вторых, для формирования венчурного бизнеса в Мурманской области необходимо наличие профессиональных менеджеров, способных оценить перспективу развития того или иного направления и эффективно реализовать имеющуюся бизнес-идею.

Утверждение о существовании в России высококвалифицированных менеджеров уже не требует каких-либо специальных доказательств. Достаточно сказать, что персонал большинства управляющих компаний зарубежных венчурных фондов, действующих на территории России, сформирован именно из наших специалистов, обладающих незаменимым российским опытом, знанием законодательства и традиций ведения бизнеса. Мурманская область в данном случае не является исключением. Кроме того,

необходимо отметить, что трудовые ресурсы региона имеют высокий образовательный уровень, что очень важно для развития венчурного предпринимательства.

Наконец, в-третьих, нужен капитал, который мог бы быть инвестирован в высокорисковые проекты. Вряд ли кто-либо станет утверждать, что источников такого капитала в Мурманской области нет. Если существует местный бизнес (в том числе и достаточно крупный), то, безусловно, существует и местный капитал.

Эффективность венчурного инвестирования в значительной степени зависит от наличия доступного долговременного источника финансирования венчурного фонда. Традиционно источниками формирования фонда являются средства частных инвесторов (юридических и физических лиц), банков, страховых компаний, государственных и иностранных фондов и организаций. Во многих государствах банковские учреждения считаются основным поставщиком венчурного капитала. Применительно же к Мурманской области (как, впрочем, и большинству других субъектов РФ) можно констатировать, что банки не могут быть рассмотрены как основные стратегические партнеры. Причиной этому является краткосрочность их инвестиционного горизонта и, следовательно, желание вложить деньги в более зрелый и менее рискованный бизнес.

Что касается ограничений для развития в регионе венчурного бизнеса, то необходимо в первую очередь сказать о недостаточности нормативно-правовой базы, регламентирующей специфическую деятельность венчуров в Мурманской области. Существует ряд документов федерального значения, посвященных развитию венчурного финансирования в России, однако местные предприниматели нередко плохо представляют себе схему функционирования венчурных фондов, преимущества этой схемы и технологию взаимодействия с венчурным инвестором. Кроме того, законодательно не предусмотрены и меры государственной поддержки этого механизма на субфедеральном уровне.

К числу препятствий на пути развития венчурного бизнеса в Мурманской области необходимо отнести также неразвитость местного рынка ценных бумаг. Из-за несовершенства фондового рынка венчурным инвесторам недоступна стратегия выхода из профинансированных компаний через публичное размещение акций на фондовом рынке. При этом практически отсутствуют другие отработанные процедуры различных стратегий выхода венчурного капитала. Именно поэтому так важна активизация местного фондового рынка, которая обеспечит совершенствование технологий выхода капитала, снизит уровень финансовых рисков и сделает венчурный бизнес более привлекательным для инвесторов.

К компании, решившей получить венчурные инвестиции, предъявляются достаточно серьезные требования. Прежде всего, она должна обладать командой управленцев, имеющих необходимые навыки и профессионализм для реализации идеи. Инвестор скорее вложит деньги в первоклассную команду и второразрядный проект, чем наоборот. Во-вторых, как уже отмечалось, компании необходимо разработать действительно привлекательную коммерческую идею. (Должна быть четко видна возможность получения высоких доходов от реализации этой идеи, конкурентные преимущества и рыночный потенциал новой продукции.) Кроме того, компания должна иметь вполне определенные возможности для развития, и потенциал роста должен быть больше, чем риск, связанный с инвестированием в эту компанию. И, наконец, компания должна иметь некоторые уникальные черты, как, например, использование специальных технологий или известных специалистов.

Как показывает опыт венчурных фондов, которые уже функционируют на территории субъектов РФ, большинство инвестиционных проектов и инновационных предложений в предлагаемом варианте еще не готовы к нормальному коммерческому, в том числе венчурному, финансированию. Приблизительно к таким же результатам пришли устроители первых российских венчурных ярмарок. Они сделали вывод о том, что компаний, готовых к встрече с венчурным инвестором, на самом деле не так много, да и с ними нужно достаточно серьезно поработать, прежде чем они займут свое место в экспозиции венчурной ярмарки. Очевидно, что компании Мурманской области, претендующие на венчурное финансирование, окажутся примерно в таком же состоянии. Поэтому одна из первых задач, которую придется решать в ближайшее время, состоит в отборе инновационных проектов и их необходимой подготовке.

По мнению автора, часть функций по отбору и подготовке инвестиционных проектов может взять на себя центр коммерциализации технологий. Необходимость создания такой структуры в Мурманской области уже не вызывает сомнений. Центр коммерциализации технологий может разместиться в городе Апатиты, который претендует на статус наукограда и будет развивать соответствующую инфраструктуру. Кроме того, необходимо представительство центра в городе Мурманске. Это представительство планируется с целью выполнения функций "венчурного посредника".

"Венчурные посредники" несколько изменяют привычную схему венчурного инвестирования. Они являются связующим звеном между инвесторами и инновационными компаниями, помогая инвесторам выбрать оптимальный инвестиционный проект (отбор ведется, как минимум, по двум критериям: размер необходимых инвестиций и предпочтительные сферы деятельности).

Еще одним важным направлением для мурманского центра коммерциализации технологий может стать сотрудничество с координаторами венчурных ярмарок в Москве и Санкт-Петербурге. Координаторы венчурных ярмарок неоднократно заявляли о своей заинтересованности в формировании системы поиска, отбора, подготовки и даже "выращивания" компаний, привлекательных для венчурного инвестирования. Очевидно, что потенциала Москвы и Санкт-Петербурга, которые составили около 80 % участников первых российских ярмарок, на постоянные венчурные ярмарки не хватит. Поэтому организаторы поставили задачу поиска и отбора компаний-участниц прежде всего в других субъектах РФ (Шаповалюк, 2001).

С целью решения указанной задачи координаторами венчурных ярмарок предлагается достаточно интересная схема сотрудничества с субъектами федерации: создание так называемой "партнерской" или "агентской" сети. Суть предложения в том, что с одной из компаний субъекта федерации (этой компанией как раз и может стать центр коммерциализации технологий) заключается договор на представление интересов организатора венчурной ярмарки. Примечательно, что ставшая агентом компания получает доступ к методикам отбора и подготовки компаний-участниц ярмарки. Кроме того, субъекту федерации предоставляются время и стенды для презентации своих инвестиционных проектов, ориентированных на венчурного инвестора. Стенды также становятся рабочим местом компаний, отобранных для участия в ярмарке.

Подобное предложение, несомненно, представляет интерес для Мурманской области, и она может воспользоваться им в самое ближайшее время.

Отметим, что одной из заинтересованных сторон при подготовке компаний к получению венчурного капитала должна стать администрация области. В случае развития венчурного инвестирования на территории субъекта федерации увеличится количество динамично развивающихся предприятий, создающих новые рабочие места, пополняющих местный бюджет и предоставляющих потребителю современную отечественную продукцию. С такими компаниями легче решать социальные вопросы, потому что они заинтересованы готовить и закреплять за собой квалифицированную рабочую силу (Алисов, 2004).

Венчурная схема финансирования способствует возникновению новых жизнеспособных хозяйственных единиц, позволяет за короткий период приобщить к бизнесу и предпринимательству значительное количество людей, что способствует формированию в регионе так называемого "среднего класса", который считается основой экономической стабильности. Немаловажно и то, что появившиеся благодаря венчурам компании, имеющие инновационную направленность, обеспечивают занятость высококвалифицированных специалистов, потерявших по каким-либо причинам работу или желающих найти более перспективное рабочее место.

Понятно, что ни один инвестор не желает рисковать в одиночку, ему будет спокойнее, если его деятельность будет поддерживаться местной властью. Основными формами такой поддержки применительно к Мурманской области могут стать:

- разделение риска (финансовые гарантии со стороны бюджета, долевое вложение средств, использование лизинговых схем);

- разработка и реализация региональных венчурных программ, включающих отбор, "выращивание" и подготовку проектов, привлекательных для венчурного капитала;

- создание и развитие поддерживающей инфраструктуры (в частности, подготовка менеджеров, способных управлять венчурными проектами).

5. Кадровая составляющая инвестиционной стратегии

Вне зависимости от того, какие источники финансирования будут освоены в рамках инвестиционной стратегии Мурманской области, одним из важнейших аспектов является ее кадровое обслуживание.

На этапе реализации инвестиционной стратегии очень большое значение приобретает наличие квалифицированных кадров. Поэтому инвестиционная стратегия должна предусматривать, во-первых, грамотное использование имеющихся в регионе ценных кадров, во-вторых - систему их подготовки.

В этих целях необходимо осуществить "инвентаризацию" имеющихся специалистов по уровню их подготовленности к инвестиционной деятельности, что предполагает:

- формирование банка данных организаций (университетов, консалтинговых фирм, бизнес-школ и т.п.), располагающих подготовленными специалистами;

- формирование банка данных специалистов с указанием сфер их профессиональной компетенции;

- использование различных методик оценки профессионального уровня специалистов;

- создание коммуникационной среды (деловых форумов, консультационно-справочных пунктов,

сайтов в Интернете и т.п.) для информирования специалистов о возможностях их профессионального использования.

Стратегия развития кадрового потенциала требует повышения качества подготовки и переподготовки специалистов. В связи с этим, очень важно создать в регионе гибкую образовательную инфраструктуру, которая будет тесно связана с деловыми кругами и ведущими образовательными центрами и сможет быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям. Решению этой задачи может способствовать реализация проекта Школы Развития Бизнеса под патронажем Правительства Мурманской области.

6. Заключение

Таким образом, для формирования перспективного "технологического ядра" промышленного комплекса субъекта федерации необходимо создание сети инновационно-инвестиционной инфраструктуры.

Сеть инновационно-инвестиционной инфраструктуры представляет собой инфраструктурное образование организационно-экономической интеграции науки, образования, производства и венчурного финансирования в единую систему расширенного воспроизводства нововведений (от научной разработки идеи до ее коммерческой реализации), призванное обеспечить трансферт инноваций (технологий) и направленную трансформацию структуры промышленного производства в пользу выпуска высокотехнологичной наукоемкой продукции мирового уровня конкурентоспособности.

Стратегия развития промышленного комплекса Мурманской области, ориентированная на активную промышленную политику и грамотную, эффективную стратегию привлечения инвестиционных ресурсов, позволит переломить негативные тенденции, существующие в области в связи со значительной зависимостью промышленного роста от ценовых ограничений стоимости экспортируемого сырья, снизит негативное влияние процессов глобализации на систему воспроизводства (вхождение в ВТО, открытие рынков, низкая конкурентоспособность отечественного производства товаров конечного потребления) и обеспечит устойчивое долгосрочное развитие субъекта федерации по качественно новому сценарию ускоренной диверсификации структуры промышленного производства в пользу высокотехнологичной наукоемкой продукции мирового уровня конкурентоспособности.

Литература

Агарков С.А. Роль инновационно-инвестиционной политики государства в развитии экономики

региона. М., Экономика, 330 с., 2005. Алисов А.Н. Управление развитием социально ориентированной экономики региона. М., Каталог, 330 с., 2004.

Бендерская Е.А. Институциональная матрица как основа конкурентоспособности экономики страны.

Российское предпринимательство, № 1, с.29-31, 2007. Спицын А.Т. Стратегические приоритеты модернизации национальной экономики России. М.,

Экономика, 556 с., 2004.

Шаповалюк О. Венчурная ярмарка - эффективный инструмент привлечения инвестиций в регионы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рынок ценных бумаг, № 17, с.49-51, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.