Научная статья на тему 'Особенности организации венчурных инвестиций в региональные инновационные проекты'

Особенности организации венчурных инвестиций в региональные инновационные проекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1170
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ / ВЕНЧУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Р.А.

В настоящее время, когда очевидно, что одними сырьевым ресурсами страна не способна потянуть экономику вперед, на первый план встает идея перепрофилировании экономики на инновационный путь развития. В данной статье рассматриваются вопросы организации венчурных инвестиций в инновационные проекты регионов России. Характеризуются их особенности. Приведены методы инвестирования в инновации. Определены новые механизмы инвестирования инноваций и роль государства в них. Также приведены виды венчурных инвесторов в мировой экономике. Рассмотрен опыт зарубежных стран и их влияние на отечественные инвестиционные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации венчурных инвестиций в региональные инновационные проекты»

особенности организации венчурных инвестиций в региональные инновационные проекты

Р. а. АБРАМОВ,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Национальная и региональная экономика» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова

В настоящее время очевидно, что на первый план выходит идея перепрофилирования экономики на инновационный путь развития. В данной статье рассматриваются вопросы организации венчурных инвестиций в инновационные проекты регионов России. Характеризуются их особенности. Приведены методы инвестирования в инновации. Определены новые механизмы инвестирования инноваций и роль государства в них. Также приведены виды венчурных инвесторов в мировой экономике. Рассмотрен опыт зарубежных стран и их влияние на отечественные инвестиционные проекты.

Ключевые слова: инновации, инновационные системы, инвестиции в инновации, венчурные инвестиции, венчурные фонды, региональные проекты, организация процесса.

Методы инвестирования в инновации имеют свою специфику, определяемую высокой степенью риска, всегда присущего движению в новом направлении развития технологий. Поэтому так важна роль государства в поддержке инновационной деятельности, чтобы частично компенсировать негативный эффект высоких рисков как за счет снижения затрат, так и за счет привлечения инвестиционных ресурсов. Характерно, что в России финансирование инновационных разработок со стороны коммерческих предприятий в 2-2,5 раза меньше, чем в развитых странах [1].

Финансирование создания нового продукта также имеет разные формы реализации в разных странах. В Израиле, например, разработки продукции высоких технологий поддерживаются не только финансированием от государства, но и от персонального высококвалифицированного ме-

неджмента частных компаний, которые берут на себя организацию предложения этого продукта. В США роль государства существенно меньше и основывается на грантах федеральных агентств. Большая часть финансирования новых технологий осуществляется за счет грантов частных фондов и финансирования со стороны венчурных фондов.

Венчурный инвестиционный бизнес представляет собой финансирование за счет частного капитала инвестиционных проектов, успешная реализация которых не гарантирована. Опыт свидетельствует, что наиболее эффективным в этом бизнесе является инвестирование в малые инновационные компании, ориентированные на разработку и вывод на рынок наукоемкой продукции. Венчурное инвестирование в развитых странах представляет собой важнейший источник внебюджетного финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности.

Средства венчурных инвесторов вкладываются в основном в уставный капитал вновь созданных компаний. В последующем, после развития и закрепления на рынке технологического предприятия, венчурный фонд продает свой многократно возросший в цене пакет акций в этом предприятии, обеспечивая тем самым значительную прибыль на вложенный капитал [2, с. 64].

В современной американской экономике существует несколько видов венчурных инвесторов [1]:

• независимые частные венчурные компании,

аккумулирующие средства нескольких частных

инвесторов в форме «ограниченного партнерс-

тва», которые являются основными игроками на рынке венчурного инвестирования;

• компании, действующие в рамках специальных инвестиционных программ федерального или муниципального уровня, инвестиционные ресурсы которых могут быть увеличены за счет средств федерального или местного бюджета;

• «зависимые» венчурные компании, аффилированные с банками или страховыми компаниями, а также с промышленными предприятиями, которые используют для целей венчурного инвестирования средства своих «материнских» организаций.

Обычно выделяют следующие виды вложений венчурного капитала. Это финансирование на ранней стадии развития. Основой его является «посевной» капитал. Стартовый капитал представляет собой финансирование перед выводом продукта на рынок. Финансируется разработка продукта и первичный маркетинг, а также подготовка полномасштабного производства.

Финансирование на стадии расширения деятельности производится с целью налаживания полномасштабного производства и начала коммерческих продаж. Пополнение оборотных средств компании используется тогда, когда компания приближается к точке безубыточности, и средства выделяются на масштабное расширение деятельности и разработку новых продуктов. Эта фаза называется расширенное финансирование.

Следует отметить, что в зарубежных странах наряду с фондами и специальными компаниями, активными участниками инвестиционных венчурных проектов являются индивидуальные инвесторы. Данная группа инвесторов направляет свои средства преимущественно на развитие новых динамично растущих малых фирм. Как правило, индивидуальные инвесторы размещают средства в пределах своего географического региона. При этом подобные инвестиции способствуют более равномерному распределению капитала внутри регионов, использованию финансовых ресурсов на развитие малого бизнеса в этих регионах и, следовательно, более динамичному региональному развитию [3, 125]. Следует констатировать, что в нашей стране в настоящее время деятельность индивидуальных венчурных инвесторов практически отсутствует.

Однако и в России постепенно создаются новые механизмы инвестирования инноваций. Одним из центральных инструментов является Инвестиционный фонд Российской Федерации. Фонд осуществляет поддержку проектов в таких формах,

как предоставление государственных гарантий, со-финансирование проектов, направление средств в уставные капиталы юридических лиц. На 2006 г. Фонд включал в себя сумму в 70 млрд руб. [1]. Эта сумма была многократно перекрыта поступившими заявками. Фонд нацелен, в том числе, на создание и развитие элементов инновационной системы, т. е. речь идет, очевидно, об инфраструктурной составляющей инноваций.

Приведем другой пример. Министерство информации и связи инициировало проект создания венчурного фонда для поддержки отрасли информационных технологий (1Т-отрасли) объемом в 100 млн долл. Фонд создается как акционерное общество со 100-процентным государственным участием, но в течение года 51 % его акций предполагается продать на открытом рынке [1].

Прежде всего, венчурных инвесторов интересуют промышленная реструктуризация, новые технологии и малый бизнес. Предполагается, что именно эти секторы экономики станут объектами рисковых инвестиций. В настоящее время наблюдается возникновение интереса зарубежного венчурного капитала к промышленно развитому Центральному, Северо-Западному и Приволжскому регионам, что свидетельствует о серьезной диспропорции в распределении привлекательных для венчурных инвесторов объектов инвестирования в России [4, с. 18]. Однако и в некоторых других регионах имеются социально-экономические условия и предпосылки для становления и развития венчурного инвестирования.

Так, А. А. Вишняков отмечает, что в Республике Коми существуют потенциальные объекты, представляющие интерес для венчурного инвестирования, а также результаты научных исследований и разработки, нуждающиеся в привлечении венчурных инвестиций. Объектами рисковых инвестиций могут стать промышленная реструктуризация, новые технологии и малый бизнес. Учитывая, что основными отраслями специализации северных регионов являются топливная, горнодобывающая и лесная промышленность, особое внимание должно уделяться развитию и внедрению новых, в т. ч. высоких технологий в данных отраслях с целью их экологизации и дальнейшего качественного развития. Важную роль здесь могут сыграть корпоративные инвесторы — крупные компании, осуществляющие активную деятельность в этих отраслях [5].

Кроме того, с 1994 г. постепенно начали создаваться и развиваться региональные венчурные фонды. Региональные Венчурные Фонды (РВФ) образованы в таких регионах России, как Моск- 27

ва, Московская область, Санкт-Петербург, Волгоградская область, Воронежская область, Калужская область, Краснодарский край, Нижегородская область, Свердловская область, Томская область, Тюменская область и др.

Структура активов РВФ: 25 % — средства федерального бюджета, 25 % — средства бюджета региона, 50 % — вложения частных инвесторов. Управляющие компании фондов выбраны на конкурсной основе.

Например, банк ВТБ совместно с банком ВТБ24 и Фондом содействия развития венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере завершили процесс формирования венчурного закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ) «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Нижегородской области» под управлением «ВТБ Управление активами». Общий объем фонда оценивается в 280 млн руб. Доля ВТБ в проекте составила 15 %, ВТБ24 — 35 %, Фонда содействия развития венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере — 50 % [6].

Уральский венчурный фонд (УВФ) действует с февраля 2001 г. УВФ осуществляет полный цикл мероприятий, необходимых для доведения научных идей до воплощения в серийном производстве, их капитализации, а именно:

• поиск научно-технических разработок, в том числе по заданным темам;

• комплексную экспертизу инновационных проектов (научно-техническую, юридическую, финансово-экономическую) и создание инновационных фирм;

• помощь в разработке конструкторской документации;

• юридические услуги по патентованию и лицензированию (патентный аудит интеллектуальной собственности, подача регистрационных документов, судебная защита авторских прав);

• юридическое сопровождение проектов (определение правовой формы, переговоры с инвесторами, оформление правоустанавливающих документов);

• маркетинговые исследования и реклама проектов;

• составление бизнес-планов;

• финансирование инновационных фирм на стадии реализации инновационного проекта;

• поиск инвесторов.

УВФ привлекает к сотрудничеству независимых высококвалифицированных специалистов в различных областях науки и промышленности.

28 -

Партнерами фонда выступают такие авторитетные организации, как Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций Уральского федерального округа, Некоммерческое партнерство патентных поверенных «Новация», Уральский межрегиональный сертификационный центр, УралТрансБанк.

УВФ принимает к рассмотрению проекты по следующим направлениям: энергетика, металлургия, машиностроение, строительство, сельское хозяйство, информатика, медицина. Заявителями инновационных проектов могут быть юридические и физические лица, имеющие права на интеллектуальную собственность, лежащую в основе проектов.

В марте 1997 г. в России была создана Российская Ассоциация венчурного инвестирования. Сегодня в эту организацию входят несколько десятков частных инвестиционных компаний. Так, за последние несколько лет в стране было создано несколько государственных венчурных фондов. В частности, такие фонды действуют в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России.

Особенности функционирования венчурного капитала и его направленность преимущественно на наукоемкие инновационные проекты не могли не вызвать интерес у Правительства РФ; тем более в условиях недостатка бюджетного финансирования научно-технической сферы и необходимости развития внебюджетных источников инвестиций в инновации.

В нашей стране «венчурный» способ инвестирования впервые был упомянут в документе «Основные направления развития внебюджетного финансирования высоко рисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 гг.», который был подготовлен при участии членов Российской Ассоциации Венчурного Инвестирования (РАВИ) и одобрен 27 декабря 1999 г. правительственной комиссией по научно-инновационной политике. В данном документе определены состояние проблемы и цель развития системы венчурного финансирования.

10 марта 2000 г. вышло распоряжение Правительства РФ № 362-р об учреждении венчурного инновационного фонда (ВИФ) — некоммерческой организации с государственным участием, создаваемой для формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования в высоко рисковые инновационные проекты [7]. Одной из целей данной организации является содействие созданию отраслевых и региональных венчурных фондов через долевое участие в их уставном капитале.

С 2000 г. получила свое развитие ежегодная Российская венчурная ярмарка, где компании представляют свои проекты венчурным инвесторам. Участие в венчурных ярмарках дает возможность предпринимателям рассчитывать на значительные вложения в свой инновационный бизнес.

Очевидно, что результаты деятельности венчурного бизнеса в России пока не идут в сравнение с масштабами рынка венчурного капитала в США, в других индустриально развитых странах. Для исправления сложившейся ситуации Министерство промышленности и науки РФ разработало и в конце 2002 г. представило на рассмотрение проект Концепции развития венчурной индустрии в России, являющейся, по сути, государственной системой стимулирования венчурных инвестиций.

Распоряжением Правительства РФ от 21.08.2003 г. № 1187-р [10] утвержден план мероприятий на 2003—2005 гг. по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать план мероприятий при формировании и реализации региональных программ инновационного развития.

Основной проблемой развития системы венчурного инвестирования в России признается отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей деятельность венчурных предприятий и инвестиционных институтов. Отмечено также, что отсутствуют достаточные меры государственной поддержки и стимулирования венчурного предпринимательства.

Развитие системы венчурного финансирования в нашей стране сдерживают следующие проблемы:

1) неразвитая инфраструктура, которая могла бы обеспечить возникновение новых и развитие существующих малых и средних инновационных компаний;

2) недостаток отечественного капитала в российской венчурной индустрии, представляющего важный фактор инвестиционной привлекательности страны;

3) низкий уровень ликвидности венчурных инвестиций, вызванный неразвитостью фондового рынка;

4) отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в инновационные предприятия.

Помимо этого, факторами, не позволяющими отечественному венчурному финансированию развиваться быстрыми темпами, являются:

5) недостаток информации о венчурных проектах;

6) отсутствие необходимого количества квалифицированных специалистов в области венчурного инвестирования и управляющих венчурными фондами;

7) сложность процедуры регистрации венчурных фондов в России.

Государственная поддержка в решении данных проблем позволит значительно ускорить развитие системы отечественного венчурного инвестирования.

В сложившейся ситуации требуется ряд государственных инициатив, которые, как представляется, должны быть следующими:

• создание правовой основы деятельности венчурных фондов, а также венчурного инвестирования пенсионными фондами и страховыми компаниями;

• организация нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, а также отнесения на себестоимость продукции, затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, внутренние инвестиции и т. д., что повысит доверие инвесторов к компаниям, в которые они собираются инвестировать;

• поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно-технической сферы, которые являются первоочередными реципиентами венчурного капитала, что могло бы увеличить число проектов, соответствующих требованиям, общепринятым в среде инвесторов, размещающих средства в рискованные проекты;

• развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями;

• прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала для избежания двойного налогообложения, государственные гарантии под кредиты и инвестиции для малых предприятий, основанных на прогрессивных технологиях;

• активизация вторичного фондового рынка с целью обеспечения ликвидности инвестиций в венчурный капитал и для того, чтобы дать возможность предприятиям-реципиентам получать дальнейшее инвестирование;

• снижение процентных ставок, т. к. инвестирование в венчурный капитал более привле-

- 29

кательно при низких процентных ставках, которые повышают ценность акционерного капитала и увеличивают вознаграждение;

• формирование системы информирования предпринимателей в малом и среднем бизнесе с тем, чтобы они привлекали рисковый капитал под перспективные проекты вместо того, чтобы полагаться на внутреннее финансирование или получение кредитов;

• финансовая поддержка в форме целевых грантов, а также налоговых льгот на исследования и разработки, которая может оказать помощь проектам на этапах идей, изготовления опытных образцов, когда перспективы получения коммерческих кредитов или венчурного финансирования не определены;

• поощрение более равномерного распределения активности рискового капитала по регионам;

• разработка мер регулирования и контроля процесса венчурного инвестирования. Следует отметить, что проблемы венчурного

инвестирования являются достаточно новыми. При этом слабо разработаны вопросы, связанные с организацией и стимулированием венчурной инвестиционной деятельности в регионах.

Для развития венчурного инвестирования необходимо создание региональной и отраслевой инновационной системы. В целях эффективного государственного регулирования и стимулирования венчурного инвестирования необходимо разработать систему государственных приоритетов в области развития науки и технологии. Исследования и разработки должны проводиться на основе научно-технического прогноза, планирования результатов исследований и изучения долговременных тенденций развития рынка.

В настоящее время мировая экономическая система переживает системный кризис, который сказывается, прежде всего, на инвестиционных процессах. Последствиями кризиса являются снижение производства, увольнение части персонала, а также повышение процентных ставок и отказы в получении кредитов. На первый взгляд, все происходящее негативно влияет на развитие венчурного инвестирования — так, повышение процентных ставок по кредитам, а во многих случаях и отказ в нем не дает возможности инвесторам вкладывать заемные средства в инвестиции. Сокращение производства также негативно влияет на инвестиционный климат и уменьшает возможности осуществления венчурных инвестиций.

Но, с другой стороны, финансовый кризис является своеобразным катализатором развития вен-

30 -

чурного инвестирования: при недостаточном финансировании даже самые крупные предприятия и компании будут стремиться минимизировать свои издержки. Нынешнее положение в банковской системе «заставит» предпринимателей обратиться в фонды венчурных инвестиций, несмотря на то, что венчурное инвестирование является самым рисковым. Денежные средства будут выделяться только при условии высокой ликвидности проектов. Так как кризис имеет мировой характер, то могут возникнуть ситуации, когда вследствие ухудшения экономического состояния стран Европы и США будут существенно облегчены условия доступа на них отечественных компаний. Примером такого доступа является изучение «Газпромом» возможности покупки у испанской строительной компании SACYR VALLEHERMOSO 20 % акций нефтегазовой компании REPSOL, несмотря на то, что рынок Испании сейчас закрыт для «Газпрома». Таким образом, кризис может иметь и положительные последствия для российских предпринимателей, в том числе в сфере венчурного инвестирования.

Таким образом, методы инвестирования в инновации имеют свою специфику, определяемую самим объектом инвестирования — высокой степенью неопределенности коммерческого успеха. Предпро-ектная стадия инвестирования в инновационные проекты является одной из основных, и именно от полученных результатов этой стадии зависит, будет ли проект принят для дальнейшего рассмотрения и реализации или же будет отклонен.

Венчурное инвестирование, представляющее собой финансирование проектов, успешная реализация которых не гарантирована, играет важную роль в обеспечении инновационных проектов. В некоторых российских регионах успешно функционируют региональные венчурные фонды. Однако в целом в России существует ряд значительных проблем, которые препятствуют развитию венчурной индустрии. К ним относятся: неразвитость инфраструктуры, низкая ликвидность венчурных инвестиций, отсутствие российского капитала в венчурной индустрии и др. Также в нашей стране недостаточно развито участие индивидуальных инвесторов в венчурных проектах малых фирм. Следует отметить, что подобные инвестиции могли бы способствовать более равномерному распределению капитала внутри регионов, использованию финансовых ресурсов на развитие малого бизнеса в этих регионах и, следовательно, более динамичному региональному развитию.

Производство является одной из самых привлекательных сфер ведения бизнеса и, соответс-

твенно, инвестирования. Эта привлекательность определяется уникальностью положения производства по отношению к конечному потребителю. Вместе с тем, инвестиции в производство обладают и повышенным риском в связи с особой спецификой предмета. Многофакторный анализ таких инвестиций включает в себя изучение и прогнозирование рынка конечной продукции (товара), материально-технического обеспечения производства (поставки сырья, материалов, энергоносителей), действий и возможностей конкурентов, общего налогового, административного, психологического, организационного и прочего климата, в котором будет действовать производство, и т. п.

Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Инвестиции в производство подразделяются на инвестиции в долгосрочные средства производства и инвестиции в запасы (см. рисунок), в частности:

• инвестиции, идущие на возмещение (реинвестиции) — замену изношенного или устаревшего оборудования. По объему соответствуют амортизационным отчислениям и служат сохранению величины капитала;

• инвестиции, идущие на развитие производства: на расширение или повышение научно-технического уровня производства. Они подразделяются на экстенсивные капиталовложения (направлены на увеличение производственной мощности без изменения технологии или организации производства) и интенсивные

Виды инвестиций в производство

(направлены на создание новых или переоснащение действующих производств на новой технологической основе). Эти инвестиции приводят к созданию нового реального капитала или увеличению действующего капитала; • инвестиции в запасы: необходимость в них вызвана изменениями в размере средств производства. К таким инвестициям относят вложения средств в сырье, вспомогательные материалы, продукцию поставщиков и еще не проданную собственную продукцию [8, с. 349]. В целом, по темпам прироста затрат на технологические инновации среди регионов Центрального федерального округа России (Москва, Санкт-Петербург и Московская и Ленинградская области не рассматриваются) лидируют Калужская область, Орловская область и Курская область. При этом лидерами по объему отгруженной инновационной продукции являются Орловская область, Калужская область и Владимирская область [9, с. 824-825].

Индекс промышленного производства в Москве вырос за 2003-2007 гг. почти вдвое — с 57 % от уровня 1990 г. до 100 %. Однако главная тенденция осталась неизменной — промышленные функции в столице замещаются сервисными, это подтверждает структура ВРП, в которой доля услуг составляет 78 % [11].

В Санкт-Петербурге промышленное производство восстановилось почти до среднероссийского уровня (79 %), хотя планируемое размещение в регионе новых автомобильных заводов может через несколько лет изменить цифры. Однако вероятность «новой индустриализации» второй столицы невелика, т. к. крупнейшие города мира постепенно сбрасывают промышленные функции, и Санкт-Петербург вряд ли будет исключением.

К слаборазвитым регионам относительно развития производства относятся автономные округа (Усть-Ордынский Бурятский, Корякский и Эвенкийский), которые фактически стали депрессивными территориями. Более крупные регионы, сократившие промышленный потенциал в 2-4 раза, отличаются не- 31

конкурентоспособными активами и проблемной отраслевой специализацией. Удаленность восточных регионов повышает издержки производства, это долговременный негативный фактор, и его воздействие будет усиливаться из-за роста транспортных тарифов и стоимости энергоресурсов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1) специфической особенностью региональных инновационных проектов является высокая степень риска, обусловленная высоким уровнем рыночной неопределенности в экономике большинства регионов;

2) региональные предприятия вынуждены приобретать импортное оборудование и иную продукцию инновационного характера у зарубежных производителей, оплачивая, в том числе, и затраты, связанные с правами иностранных разработчиков на интеллектуальную собственность, в то время как лишь небольшая доля научных трудов российских ученых в регионах сопровождается техническими открытиями и созданием технологических инноваций, которые впоследствии защищаются патентами;

3) по уровню развития инновационных производств российские регионы характеризуются значительной неоднородностью так, что наряду с достаточно развитыми регионами в центральной части страны, на востоке многие регионы находятся практически в депрессивном состоянии;

4) в реализации инновационных проектов большое значение имеет венчурное инвестирование, представляющее собой финансирование проектов, успешная реализация которых не гарантирована. Венчурное инвестирование в развитых странах представляет собой важнейший источник внебюджетного финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Минин В. Инвестирование в инновации / В. Минин // Журнал «Со-Общение», № 9, Труд. Творчество. Human resources, 2006. [Электронный

ресурс]. — Режим доступа: http://www. soob. ru/ n/2006/9/op/0.

2. Венчурные фонды и фонды прямых инвестиций // Рынок ценных бумаг. 2006. № 8.

3. Аммосов Ю. П. Венчурный капитализм: от истоков до современности /Ю. П. Аммосов — СПб.: Феникс, 2005. — 372 с.

4. Семенова Е. Возможности инновационного типа развития /Е. Семенова //Экономист. 2006. № 3. С. 14-26.

5. Вишняков А. А. Венчурное инвестирование как фактор инновационного развития российского севера /А. А. Вишняков //Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2006. № 3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// koet. syktsu. ru/vestnik/2006/2006-3/8.htm.

6. Сформирован Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Нижегородской области. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pif. investfunds. ru/news/8553.

7. Об учреждении Венчурного инновационного фонда. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2000 № 362-р //Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [М., 2009].

8. Круглова Н. Ю. Коммерческое право / Н. Ю. Круглова — М.: Русская деловая литература, 2000. — 848 с.

9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. сб. /Росстат. — М., 2008. — 981 с.

10. Об утверждении плана мероприятий на 2003-2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования. Распоряжение Правительства РФ от 21.08.2003 № 1187-р // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс] . — Электрон. дан. — [М. , 2009] .

11. Независимый институт социальной политики. Социальный атлас российских регионов. [Электронный ресурс] . — Режим доступа: http://atlas. socpol. ru/overviews/econ_condition/index.shtml.

09 ноября 2009 г. Торгово-промышленная палата РФ при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации проводит Международную Конференцию «Инновации и инвестиции как эффективная основа конкурентоспособности российского малого и среднего бизнеса на внутренних и международных рынках»

www.siora.ru,www.tpprf.ru,www.atlasinvest.ru (499) 783-49-10, 783-49-10, (499) 143-73-35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.