2007.01.006. НЬЮМАН Б. СВЯТАЯ ЕРЕТИЧКА: ГИЛЬЕЛЬМА -СВЯТАЯ БОГЕМИИ, БУРНАТЕ И МИЛАНА.
NEWMAN B. Heretical saint: St.Gugliema of Bohemia, Bumate and Milan // J. of Church hist. - Cambridge (Mass.), 2005. - Vol. 74, N 4. -P. 5-38.
Ключевые слова: Гильельма - святая Богемии, Бурнате и Милана, втор. пол XIII в., средневековые культы, формирование и распространение.
Барбара Ньюман - специалист по церковной истории, профессор университета Северо-Западных штатов (США). Главный предмет ее научных интересов - роль женщин в средневековой Церкви. Данная статья представляет собой исследование в жанре «микроистории», автора интересуют события, связанные с одной конкретной личностью: женщина, которая пользовалась всеобщим уважением при жизни, спустя 20 лет после смерти была объявлена еретичкой, а потом, так и не будучи канонизирована, «вернулась в мир» уже в качестве святой, чей культ просуществовал до середины XX в.2 Б. Ньюмен сопоставляет судьбу этой женщины, святой Гильельмы, с судьбой Жанны д’Арк. Однако ее история, поразительная уже сама по себе, дает возможность для более широких выводов. На примере св. Гильельмы можно проследить, какие силы и механизмы обеспечивали формирование и распространение средневековых культов святых, порой даже вопреки официальной точке зрения.
Гильельма появилась в Милане в 1260 г. Ей было тогда около 50 лет, у нее имелся сын. Будучи вдовой, она поселилась в городе на правах pinzochera - так назывались благочестивые женщины, посвятившие себя религии, но живущие независимо в собственном доме. Гильельма поддерживала тесные связи с располагавшимся по соседству цистерцианским монастырем Чиравалле, опекала бедных и страждущих. Со временем вокруг нее сформировалась группа
2 Второй Ватиканский собор исключил св. Гильельму (наряду со св. Мариной, св. Христофором и пр.) из числа официально признаваемых католической церковью святых на том основании, что ее житие явно носит фольклорный характер.
единомышленников, в которую входили, среди прочих, представители самых влиятельных миланских семейств и монахини из уми-литского ордена. Они помогали Гильельме в ее добрых делах и часто собирались на молитвы в ее доме. Гильельма умерла 24 августа 1281 г.; ее похоронили в монастыре Чиравалле. Почти сразу после ее смерти в Милане начались разговоры о том, что Гильельма была святой и нужно обратиться к папе с просьбой о ее канонизации. Однако этому помешало весьма неожиданное обстоятельство. Ближайшие друзья Гильельмы, в частности, знатный горожанин Андреа Сарамита, которого она называла своим приемным сыном, и сестра Майфреда да Пировано, монахиня-умилитка, стали открыто заявлять о том, что Гильельма была воплощением Святого Духа. Собравшиеся вокруг них сторонники начали именовать себя апостолами новой «спиритуалистической» Церкви, в задачи которой входит довершить обращение иудеев и сарацинов, а Майфреде присвоили титул papessa, с соответствующими полномочиями. Были написаны Евангелия, послания и жития «новой Церкви», читались литании к Гильельме. В обители умилиток появилось несколько фресок, якобы изображавших св. Екатерину, покровительницу ордена, но на самом деле имевших отдаленное сходство с Гильельмой. «Гильельмилиты» поклонялись им, как изображениям «женского двойника Христа». В 1300 г. 33 человека предстали перед судом инквизиции по обвинению в ереси, Майфреда и Сарамита были сожжены. Затем, воспользовавшись собранными во время процесса материалами, инквизиторы обвинили в ереси саму Гиль-ельму, и она, казалось бы, навеки была вычеркнута из памяти благочестивых христиан.
Однако в начале XV в. Антонио Бонфадини, францисканец из Феррары (ум. 1428), пишет сочинение, названное «Житием св. Гильельмы». Это «житие» построено на фольклорных мотивах и в целом следует сюжету сказок о добродетельной жене, которую несправедливо обвиняет друг мужа, домогавшийся (в отсутствие мужа) ее благосклонности и получивший отказ. В тексте Бонфадини, как и в сказке, героиня (Гильельма) по навету теряет расположение супруга, короля Богемии, и, чудесным образом избежав смерти, отправляется в изгнание. Она долго скитается, страдает, благодаря добродетели и смирению обретает дар и славу великой целительницы, исцеляет (оставаясь неузнанной) своего супруга и оговорив-
шего ее придворного (которых Бог покарал, наслав на них проказу), но предварительно добивается от последнего признания и раскаяния в некогда совершенном неблаговидном поступке. Затем Гильельма открывает им свое настоящее имя, и справедливость торжествует. Одна из копий этого «Жития», по-видимому, оказалась у Антонии Пулки (1452-1501), писательницы из Флоренции, сочинявшей пьесы для представления в монастырях. Ее пьеса о Гильельме, созданная на основе «Жития» Бонфадини, пользовалась огромной популярностью - за 100 лет, с 1490 по 1597 г., она была издана во Флоренции 13 раз. Вероятно, именно благодаря пьесе культ святой Гильельмы получил достаточно широкое распространение. Ее почитали как целительницу, а несколько позднее ей была приписана особая «специализация»: считалось, что именно к ее заступничеству следует прибегать тем матерям, у которых не хватает грудного молока. В деревне Бурнате (Ломбардия), где, по легенде, Гильельма прожила отшельницей свои последние годы, до сих пор сохранилась часовня, в которой можно видеть остатки росписи середины XV в. На одной из фресок изображена святая Гильельма.
Именно эта фреска послужила отправной точкой для рассуждений Барбары Ньюман. Исследовательница отмечает несколько обстоятельств. Во-первых, изображение датируется временем до зарождения массового культа Гильельмы. Во-вторых, не вполне понятна связь между Флоренцией, где изначально получил распространение этот культ, и маленькой деревушкой в Ломбардии, где находится часовня. Наконец, сцену, изображенную на фреске, довольно трудно отождествить с каким-либо из эпизодов дошедшего до нас сочинения Бонфадини: на ней Гильельма, окруженная почитателями, величественно благословляет стоящих перед ней на коленях мужчину и женщину. При этом, как указывает Б. Ньюман, это изображение вполне соответствует той версии истории Гильельмы, которую создали в конце XIII в. миланские «гильельмили-ты». Но где связующее звено?
В поисках ответа на этот вопрос исследовательница обращается к более детальному анализу исторического и социального контекстов, в которые вписан процесс над «гильельмилитами». Майфреда, papessa, монахиня-умилитка, сожженная по обвинению в ереси в 1300 г., была двоюродной сестрой Маттео Висконти, отпрыска знатного миланского семейства, который в том же, 1300,
году стал правителем Милана. Их соперниками был род Делла Торе, представители которого принадлежали к партии гвельфов3, тогда как Висконти были гиббелинами4. История борьбы между этими двумя влиятельными семействами весьма сложна, но для рассуждений Б. Ньюман важны два обстоятельства: в 1311 г. Мат-тео Висконти занял пост императорского наместника в Милане и проводил весьма агрессивную территориальную политику, чем вызвал резкое недовольство папы Иоанна XII; в 1321 г. Маттео был вызван в Авиньон и предстал перед судом инквизиции - его и его сыновей обвиняли в колдовстве, ереси, непочтительном обращении с клириками (согласно обвинительному акту, Висконти в 1317 г. «жестоко изгнал инквизиторов» из своего города). Один из сыновей Маттео Висконти был женат на Беатрисе д’Эсте, сестре маркиза Феррары. Можно вспомнить, что именно там жил францисканец Бофадини, автор вымышленного «Жития», но факты, обнаруженные Б. Ньюман, выявляют еще более непосредственную связь. Оказывается, что герцогиня Бианка Мария Сфорза (1424-1468), супруга влиятельнейшего флорентийского аристократа Франческо Сфорзы, покровительствовавшая Антонии Пулке, была последним потомком рода Висконти.
Кроме того, в архиве Висконти-Сфорза Б. Ньюман обнаружила удивительный документ - колоду карт таро, на «рубашке» которых изображены гербы родов Висконти и Сфорза. Одна из карт именуется «1а Рарвъъа» и на ней изображена женщина в монашеском одеянии умилиток.
По-видимому, заключает исследовательница, история Майф-реды (и соответственно Гильельмы) стала частью семейных преданий рода Висконти, а впоследствии - Сфорза, одной из важных составляющих родовой памяти, значение которой сильно возросло в процессе долгого конфликта Висконти с папством. Одна из родственниц Сфорза - Магдалена Албрици в 1420 г. вступила в авгу-стинский монастырь Сан-Андреа, располагавшийся неподалеку от Бурнате. Впоследствии она стала аббатиссой этого монастыря, и ее
3 Гвельфы - политическая партия в Италии (Х11-ХУ вв.), сторонники римских пап.
Гиббелины - сторонники Священной Римской империи.
изображение находится в той же церкви, где сохранились остатки фрески с изображением Гильельмы.
Таким образом, политическое противоборство, родовая память, семейные связи и народная религиозность сыграли свою роль в превращении осужденной еретички, хотя в другом обличье и с иной историей, в почитаемую святую.
З.Ю. Метлицкая
2007.01.007. ГРИНБЕРГ С. БОРЬБА С БОГОМ И ЛЮДЬМИ: ГОМОСЕКСУАЛИЗМ В ИУДЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ.
GREENBERG S. Wrestling with God and Men: Homosexuality in the Jewish Tradition. - Wisconsin: Univ. of Wisconsin press, 2004. - 325 p.
Ключевые слова: гомосексуализм, иудейская традиция,
фрагменты Библии, Торы и Талмуда.
Книга, написанная раввином, посвящена интерпретации двух стихов Торы и нескольких фрагментов Талмуда в широком контексте истории иудейского народа. «Борьба с Богом и людьми» стоит на грани публицистики и богословского трактата. В соответствии с призывом Хейдена Уайта, здесь история, традиция, религиозное предание становятся руководством для жизни современного человека. Суть книги - в том, что традиция не должна быть ни отвергнута, ни слепо заимствована у предшествующих поколений, что ключ к ее переосмыслению, к ее новому оживлению содержится в ней самой.
В первой главе «Рождение пола и желания» автор анализирует, приводя существующие талмудические трактовки, библейские (в данном случае, зафиксированные в Торе) истоки традиции, в первую очередь, рассказ о творении Адама и Евы в Книге Бытия. Исследование он начинает с анализа возникновения концепций двоичности и иерархии как таковых. «И создал Бог два светила великие» (Быт 1:16): в Талмуде это сообщение сопровождается историей о том, как Луна спросила Бога, возможно ли двум королям делить одну корону; тогда Бог умалил ее, но потребовал за себя искупительной жертвы. Итак, «кажется, что сама суть творения подразумевает борьбу с проблемой двоих» (с. 46). Ключевой для рассказа о творении Адама стих «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину