2006.04.033. ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США.
ETHNIC IDENTITY GROUPS AND U.S. FOREIGN POLICY / Ed. by Ambrosio Th. - Westport (Conn.); L.: Praeger, 2003. - VIII, 232 p.
Ключевые слова: США, положение этнических диаспор в структуре американского общества, механизмы и каналы их влияния на внешнюю политику страны.
В реферируемой работе рассматривается положение этнических диаспор в структуре американского общества, механизмы и каналы их воздействия на внешнюю политику США, соотношение их деятельности с национальными интересами этой страны и их исторической родины.
Растущее влияние этнических групп на внешнюю политику США началось в XIX в., с действий ирландской диаспоры - многочисленной, сплоченной, говорящей на английском языке. Ирландские эмигранты всячески стремились вовлечь Вашингтон в конфликт с Лондоном, рассчитывая таким образом добиться независимости своей родины.
Тем не менее в XIX в. пример подобной активности диаспоры является единичным. Для того чтобы этнический фактор стал играть важную роль в американской внешней политике, понадобились массовое переселение в США эмигрантов из Европы в конце XIX - начале ХХ вв. и выход США на мировую арену в ходе войны с Испанией в 1898 г.
В работе отмечаются три этапа в эволюции влияния этнических диаспор на внешнюю политику США в ХХ в. Первый этап охватывает период с 1910—1930-е годы, когда закончился период полного преобладания англосаксов. Он характеризуется значительным ростом наиболее активных в то время этнических диаспор - немецкой, скандинавской, ирландской и позднее итальянской, что несколько затормозило включение США в орбиту международной политики. Именно это обусловило первоначальный нейтралитет США в Первой мировой войне (первые три года войны), послужило причиной невхождения Америки в Лигу Наций в результате отказа Сената США ратифицировать Версальский мир и продолжительного изоляционизма 1930-х годов (с. 47-48).
Для второго этапа, совпадающего с периодом «холодной войны», характерна интернационализация влияния диаспор, выражавшаяся в практически всеобщей поддержке ими внешнеполитических усилий у себя на родине. Такие этнические меньшинства, как польское, способствовали формированию требований начинающейся «холодной войны».
В противоположность первой стадии, когда этнические интересы диаспор могли серьезно расходиться с национальными интересами США, теперь наблюдается тенденция к их совпадению. Особенно это касалось меньшинств из государств Балтии, Центральной и Восточной Европы (с. 93).
Новым для межобщинных отношений обстоятельством явилось то, что после 1945 г. европейские дела, соотношение сил в Европе уже не вносили рознь во взаимоотношения американских этнических диаспор. На формирование крепкого национального единства повлияла только что закончившаяся Вторая мировая война. В еще большей степени на такое развитие воздействовало начавшееся противостояние США с СССР. В ходе эволюции этого противостояния произошло очевидное сближение отдельных этнических интересов большинства диаспор с общими национальными интересами США. В этот период происходит активное включение диаспор в международные дела, что создало прочный фундамент американской внешней политики, направленной на предотвращение коммунистической угрозы (с. 115).
Важным достижением этого периода явилось то. что внешняя политика США помогла сплотить между собой западноевропейские общины, что способствовало введению в действие плана Маршала и появлению НАТО, примирив противоречия Англии, Франции и Германии, и открыть дорогу к будущему Европейскому союзу Италии, Испании, Португалии и Греции. Все это помогло и примирению соответствующих диаспор внутри страны (с. 121).
Схожим было и положение выходцев из Восточной Европы, этническая и общеамериканская идентичности которых совпали в том, что касалось американской внешней политики, направленной против советской империи.
Одним из наиболее важных последствий Второй мировой войны для международных дел явилось обнародование фактов массового геноцида в отношении еврейского народа. Это вызвало чувство симпатии и создало предпосылки оказания помощи еврейской общине в
Америке, результатом чего стало усиление в Америке движения в поддержку создания государства Израиль и рост сионистских настроений среди части американских евреев. Образование независимого израильского государства послужило мощным толчком к пробуждению в американских евреях чувства этнической солидарности, желания оказать помощь и сионистскому движению, и государству Израиль.
Что касается чернокожих американцев в этот период, то, отмечается в работе, для многих из них проблемы расизма и господства белых в Африке превосходили по важности опасения перед советской экспансией в этом регионе. В результате многие афроамериканцы испытывали недовольство внешней политикой Вашингтона, они дополнили лозунги возникшего в годы «холодной войны» Движения за гражданские права лозунгами деколонизации Африки, которая началась в 1957 г. с предоставления независимости Республике Гана. Позднее влияние черного лобби на администрацию Картера оказалось особенно эффективным в случае с Родезией, которая после получения независимости стала называться Зимбабве. Тем не менее, хотя роль чернокожей диаспоры в крахе апартеида в ЮАР продемонстрировала солидарность с общеамериканскими целями во внешней политике, ее оппозиция свержению американскими войсками коммунистического правительства в Гренаде во время правления президента Рейгана показала ограниченность этой солидарности (с. 91).
Особым предоставляется в этот период влияние греческой диаспоры на внешнюю политику США. В первые годы «холодной войны», когда в гражданской войне решалась судьба греческой демократии, интересы греческой диаспоры в США практически полностью совпадали с интересами официального Вашингтона. Американские греки опасались роста влияния коммунистов у себя на родине и с энтузиазмом поддержали обнародованную в 1947 г. «доктрину Трумэна», предложившую щедрую экономическую помощь греческому правительству. Но это длилось недолго. Впоследствии отношения этой общины с Вашингтоном стали натянутыми из-за диктатуры «черных полковников» и из-за нескольких конфликтов греческого государства с Турцией (учитывая при этом, что оба государства были членами НАТО).
Несмотря на то, что Турция стратегически была для США гораздо важнее в геополитическом плане, чем Греция, американское
правительство вынуждено было в конечном счете уступить мощному нажиму греческого лобби, в результате чего ввело трехлетнее эмбарго на продажу Анкаре американского оружия. Были закрыты расположенные в Турции натовские станции подслушивания, а Греции были выделены ассигнования на вооружение, составлявшие 70% от выделяемых Турции (с. 143).
Неожиданным окончанием «холодной войны» и противостояния Восток-Запад начался третий этап. Характерной чертой этого периода стало дальнейшее расширение участия этнических общин в определении внешней политики США. Интерес к регионам своего прежнего проживания или этническо-религиозной связанности не только не угасал, но весомо ощущался в национальной жизни США.
Так, греческая диаспора не прекращала внимательно следить за развитием событий на Балканах и в Эгейском регионе; еврейская - за событиями на Ближнем Востоке; афроамериканцы стали добиваться восстановления демократического правления и экономического сотрудничества ЮАР с США и с африканскими странами. Армянская диаспора с еще большей интенсивностью продолжала интересоваться событиями в Закавказье; американцы ирландского происхождения демонстрируют озабоченность развитием мирного процесса в Северной Ирландии. Выходцы из восточноевропейских стран приступили к весьма долгому процессу, ведущему к расширению НАТО. Наконец, появившиеся на политической сцене новые группы, такие как мексиканская диаспора и выходцы из азиатских стран, стали жестко бороться за либерализацию иммиграционного законодательства и др.
Самой сплоченной и мощной этнической общиной, влияющей на внешнюю политику США, остается еврейская диаспора. Одним из ее преимуществ является концентрация интересов этой группы вокруг Израиля. Другим - серьезные финансовые средства. Так, согласно оценкам, в 1996 г. еврейской диаспорой было собрано примерно 3,5 млрд. долл., а в 1997 - 4,5 млрд. (с. 199).
За еврейской диаспорой следуют армяне, афроамериканцы, ирландцы. Русская диаспора в США при всей своей многочисленности (6 млн. соотечественников) являет собой пока ещё достаточно рыхлое и неорганизованное сообщество людей, весьма смутно ощущающих общие начала и силу солидарности.
В.М. Соломатина