Научная статья на тему '2006. 01. 034. Лозанский Э. Ф. Этносы и лоббизм в США. О перспективах российского лобби в Америке. - М. : междунар. Отношения, 2004. - 272 с'

2006. 01. 034. Лозанский Э. Ф. Этносы и лоббизм в США. О перспективах российского лобби в Америке. - М. : междунар. Отношения, 2004. - 272 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
720
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОСЫ И ЛОББИЗМ В США / РОССИЙСКИЙ ЛОББИ В АМЕРИКЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 01. 034. Лозанский Э. Ф. Этносы и лоббизм в США. О перспективах российского лобби в Америке. - М. : междунар. Отношения, 2004. - 272 с»

один их тех редких исторических феноменов, которые названы в книге «цивилизационными империями». Главной их особенностью (а к цивилизационным империям А. Ливин относит римскую, американскую и, в определенной мере, советскую) является то, что все они «представляли собой не только государства, но и целые цивилизации, в своих границах преодолевшие расовые и этнические различия и проецировавшие свое культурное влияние далеко за отведенные им пространственные и временные пределы» (с. 41). Именно по этой причине наследие этих империй не может быть списано в архив на протяжении многих столетий. Распад подобных цивилизационных образований вызывает масштабные социальные трансформации, задающие облик целых эпох мировой истории, но далеко не всегда способствующих устойчивому общественному прогрессу.

Заключая свою работу, А. Левин пишет: «В прошлом в силу уникальной успешности, изолированности и защищенности Америки, большинство американских интеллектуалов никогда не пыталось оценить свой собственный национализм так, как это пришлось сделать европейцам, прошедшим через потрясения ХХ в. Сейчас же пришло время со всей серьезностью задуматься об этом» (с. 268).

В.М. Соломатина

2006.01.034. ЛОЗАНСКИЙ Э.Ф. ЭТНОСЫ И ЛОББИЗМ В США. О ПЕРСПЕКТИВАХ РОССИЙСКОГО ЛОББИ В АМЕРИКЕ. - М.: Междунар. отношения, 2004. - 272 с.

Ключевые слова: Этносы и лоббизм в США, российский лобби в Америке.

В реферируемой работе Э. Лозанского, основателя Американского ун-та в Москве, президента компании «Русский дом - Вашингтон», раскрываются реально действующие механизмы воздействия этнических общин на внутреннюю и внешнюю политику США, соотношение их деятельности с национальными интересами их исторической родины.

Америка полиэтнична, являясь объединением разных этнических общин в 280 млн. человек. При своем основании ее население составляло 2 млн., ныне - более 280 млн. Каждый год население США увеличивается на 1,5 млн. человек и к концу текущего века приблизится в отметке 600 млн. Америка не знает доминирующей группы этнически

однородного населения, но самые крупные среди общин - англосаксы, немцы и ирландцы. Самые растущие - испаноязычные (37 млн.), афроамериканцы (35 млн.) и китайцы. По приблизительным оценкам, считается, что в Америке живут около 6 млн. выходцев из России и СССР.

Многие этнические общины создают культурные, социальные и религиозные организации, издают газеты и книги на языке исторической родины, а некоторые создают также этнические лобби - «особые организации, легальным образом воздействующие на законодателей от федерального до локального уровней» (с. 9).

Феномен лоббизма вызрел в социально значимое явление политической и социальной практики Соединенных Штатов. Главный автор текста американской Конституции - Джеймс Мэдисон употреблял этот термин в своих речах. Согласно же имеющимся данным, подлинным основателем лоббизма следует считать юриста Манассе Катлера, который в 1787 г. представлял интересы группы бывших офицеров, объединившихся в компанию «Огайо». Выработанный Катлером стиль лоббирования, предполагавший получение поддержки со стороны ключевых фигур законодательного корпуса (впоследствии председателей комитетов в палате представителей и сенате), просуществовал в неизменном виде почти 200 лет. Кардинальные изменения произошли лишь в результате разразившегося в 1972 г. «уотергейтского скандала».

В современной политической жизни лоббизм - «это фактически прямое проявление демократии», - считает автор (с. 12). Не запугиванием или подкупом, а информацией лоббист воздействует на народного избранника. Он применяет не силовые или коррупционные методы, а разрешенное законом выражение своего электорального предпочтения. Лоббизм в США превратился в политико-правовое явление, законодательно регулируемое обществом.

Рассматривая влияние этнических диаспор на внешнюю политику, автор пишет, что в XIX в. такая активность влияния была единичным явлением. Для того чтобы этнический фактор стал играть важную роль в американской внешней политике, понадобилось массовое переселение в США эмигрантов из Европы в конце XIX - начале ХХ в. и выход США на мировую арену в ходе войны с Испанией 1898 г.

В эволюции влияния этнических диаспор на внешнюю политику в ХХ в. Э.Лозанский выделяет три этапа.

Первый этап охватывает 1910-1930-е годы, когда закончился период полного преобладания англосаксов. Он характеризуется значительным ростом влияния наиболее активных в то время этнических диаспор - немецкой, скандинавской, ирландской и позднее итальянской, что несколько затормозило включение США в орбиту международной политики.

Для второго этапа, совпадающего с периодом холодной войны, характерна интернационализация влияния диаспор, выражавшаяся в практически всеобщей поддержке ими внешнеполитических усилий США в противостоянии с Советским Союзом и свободолюбивых устремлений у себя на родине. Подобная позиция, по словам автора, и позволила американцам западно-восточноевропейского происхождения почувствовать солидарность друг с другом и примирить противоречия между своими этническими лояльностями и американской национальной идентичностью» (с. 88). Противодействуя разрядке и прилагая усилия для продолжения холодной войны и доведения до ее победного конца, эти диаспоры действовали в национальных интересах Америки.

По-другому обстояло дело с чернокожими американцами, цели которых не всегда совпадали с Вашингтоном. Для многих чернокожих американцев проблемы расизма и господства белых в Африке превосходили по важности опасения перед советской экспансией в этом регионе. В результате многие афро-американцы испытывали недовольство внешней политикой Вашингтона. Наибольшего подъема влияние чернокожих американцев на американскую внешнюю политику достигло с приходом к власти администрации Картера, когда они впервые были официально допущены в Белый дом для обсуждения важных внешнеполитических вопросов. Влияние чернокожего лобби на администрацию Картера было особенно эффективным в случае с Родезией, получившей независимость. Чернокожие американцы сыграли существенную роль, выступив против апартеида в ЮАР.

Третий этап эволюции влияния отдельных этнических лобби на внешнюю политику США начался с окончанием холодной войны и противостояния Восток-Запад, когда интерес к регионам своего прежнего проживания или этническо-религиозной связанности весомо ощущался в национальной жизни Соединенных Штатов. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, крах советской империи породил множество этнических конфликтов, интенсивность и жертвы которых чрезвычайно сильно встревожили соответствующие этнические

диаспоры в США. Во-вторых, исчезновение явной внешней угрозы безопасности США в известном смысле ослабило целеустремленную мощь американского государства, сделав его более открытым для влияния групповых интересов - в первую очередь этнических меньшинств, хотя на наиболее важных направлениях интересы этнических групп и Вашингтона, как правило, совпадали.

Далее автор детально рассматривает роль таких влиятельных этнических общин после окончания холодной войны как европейской, армянской, афро-американской и ирландской общин (с. 94-112). При этом в любом случае эффективность этих условий напрямую зависит и от позиции официального Вашингтона в отношении той или иной страны. В реальной жизни этническая диаспора не может искать оптимум своего поведения на путях, радикально несовместимых с общим характером интересов Соединенных Штатов как единый страны и нации. Чтобы этническая группа могла оказывать эффективное влияние на внешнюю политику США, ее цели должны оставаться как минимум в рамках приемлемых для американского общества ценностей; и этнические общины способны стать проводниками этих ценностей в своих взаимоотношениях с прежней родиной. В этих условиях степень развития отношений США с той или иной страной оказывается в прямой зависимости от активности соответствующего этнического лобби, обретающего все большее влияние на выработку внешнеполитического курса Вашингтона. Хотя, уточняет автор, было бы неправильно представлять этнические меньшинства только в качестве «инициирующего поворота американской внешней политики активного элемента, а федеративное правительство в Вашингтоне и Конгрессе -только как пассивный» (с. 139). Если американское правительство желает оказать явное (или скрытое) влияние на политику тех или иных стран, оно в состоянии использовать для этой цели огромные возможности и рычаги федеральной, исполнительной и законодательной власти. В частности, оно вполне способно использовать проживающих в США выходцев из стран, представляющих для США интерес. В работе приводится пример, когда президенту Клинтону понадобилось выразить неудовлетворение позицией израильского премьер-министра Нетаньяху относительно мирного урегулирования арабо-израильского конфликта, он не стал конфликтовать с самим Нетаньяху, а обратился к лидерам еврейской диаспоры в Америке, и это возымело свое действие.

Далее автор рассматривает деятельность и влияние некоторых этнических диаспор на различных этапах на события в Югославии, Филиппинах, Китае, Гаити, Кубе, Африке.

Механизм воздействия этнических общин на политические структуры имеет сложное строение. Здесь и влияние прессы и телевидения, право голосовать и манипулирование общественным мнением. Очень важным каналом влияния являются средства, вкладываемые в избирательную кампанию кандидата на пост президента или на место в федеральном конгрессе, которые с каждым годом только увеличиваются. Участвуя в финансировании избирательной кампании, даже мелкие этнические общины, практически не имеющие возможности повлиять не ход выборов, могут найти представителей своих интересов, сконцентрировать средства на наиболее многообещающем направлении. В прессе публикуется огромное количество материалов, подтверждающих факт целенаправленного этнического финансирования.

Наиболее щедрой диаспорой в США является еврейская, средства которой составляют больше половины общего фонда демократической партии для выборов на национальном уровне, получаемые не без поддержки Израиля.

Для успеха лоббистской деятельности важной задачей является создание информационной сети, позволяющей иметь доступ к политикам и информировать их об интересах соответствующей этнической группы. Основное внимание этнические лобби концентрируют на конгрессе, особенно на нижней палате, где заседают 435 членов. Наиболее надежным для этнической группы способом донести свой голос до законодателей является проведение в конгресс собственных представителей.

В выдвижении законодательных предложений активную роль играют существующие в конгрессе этнические объединения. Так, в 1997 г. в конгрессе армянское объединение насчитывало 33 члена, греческое - 63, чернокожее объединение - 40. Существуют также латиноамериканское, португальское, албанское, индейское, ирландское. Представители еврейской группы не имеют единого объединения, представляют собой фактически «своего рода законодательный корпус внутри законодательного корпуса» и являются «ядром произраильской деятельности в Вашингтоне» (с. 178).

Чем теснее контакты с ответственными политиками, принимающими наиболее существенные решения, тем больше влияния

данного лоббистского аппарата. Так, согласно некоторым источникам, четыре советника Дж.Буша-старшего по Ближнему Востоку были евреями, что, безусловно, имело значение при принятии решений по этому региону. Один из исследователей полагает, что Израиль часто знает больше, чем Пентагон, о настроениях в Министерстве обороны.

К сегодняшнему дню лоббистская деятельность выполняет функцию «приводного ремня» от избирателей к властям. Она получила массовое воплощение - высокопрофессиональной, влиятельной, эффективной. Лоббизм - это неотъемлемая часть политической системы США.

В последней главе автор ставит вопрос о создании российского лобби в США, как инструмента сближения США и России. В работе отмечается, что все три мощные волны русской эмиграции в США, будучи разделенными и не найдя внутренних организующих структур, так и не сумели ни сорганизоваться, ни создать каналы воздействия на американских законодателей и на правящие администрации, и результатом этого стало слабое влияние российского меньшинства в Америке. В то же время некоторые другие страны бывшего СССР уже сумели использовать мощь этнического воздействия диаспор для достижения своих целей. Армения, Украина, страны Прибалтики сумели наладить теснейшие связи со своими общинами в США. Это пошло на пользу как самим этим странам, их государственному становлению, так и их диаспорам, ощутившим поддержку со стороны исторической родины. К сожалению, Россия не предприняла никаких попыток в решении этой проблемы. Э.Лозаннский считает, что абсолютно необходимо создать серьезные лоббистские структуры в Вашингтоне с отделениями в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Майами, Бостоне, которые могли бы послужить мощным катализатором процесса сближения России и США, способствовать созданию положительного имиджа России как надежного партнера и союзника Запада в борьбе с терроризмом, с распространением оружия массового поражения, а также по целому ряду взаимовыгодных экономических программ. Автор считает, что на начальном этапе работы подобных организаций нужно и можно опираться на американские про-

фессиональные лоббистские структуры и на общественные слои и группы, такие как бизнесмены, политики и международные эксперты, слависты, политологи и прочие русофилы.

Не дожидаясь инициативных попыток со стороны российского истеблишмента, американский конгресс по собственной инициативе начал самостоятельно лоббировать интересы американо-российского сближения. Так, конгрессмен Курт Уэлдон и группа из 50 экспертов в 2001 г. представили доклад, содержащий направления и конкретные проекты американо-российского сотрудничества в сельском хозяйстве, образовании, культуре, обороне и космосе. Этот важный документ под названием «Партнерство Россия - США: новые времена - новые начинания» подписали 142 конгрессмена и сенатора, включая председателей комитетов по международным делам и обороне сената и палаты представителей. В реферируемой книге представлен полный текст доклада «Партнерство между США и Россией: новые времена -новые начинания».

В.М. Соломатина

2006.01.035. ГАРБУЗОВ В.Н. АЛЕКСАНДР ХЕЙГ ИЛИ ТРИ КАРЬЕРЫ ОДНОГО ГЕНЕРАЛА / РАН. Ин-т США и Канады. - М.: Наука, 2004. -203 с.

Ключевые слова: А.Хейг, история его карьеры.

Основное внимание в реферируемой работе В.Н.Гарбузова, сотрудника Ин-та США и Канады РАН, уделено персонифицированной истории, а именно истории карьеры Александра Хейга, бывшего первого государственного секретаря США в администрации Рональда Рейгана (1980-1982), а также событиям, которые разворачивались вокруг нее, и людям, которые так или иначе повлияли на судьбу А.Хейга.

Госдепартамент, основанный еще в 1789 г., является одним из старейших министерств в структуре федерального исполнительного аппарата США. Госдепартамент не ограничивается чисто дипломатическими функциями и активно вторгается в сферы военной торгово-экономической и финансовой политики, разведывательную деятельность, энергетику, экологию и т.д. В списке глав 15 министерств (департаментов) должность главы дипломатического ведомства -государственного секретаря - стоит на первом месте, что уже

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.