Научная статья на тему '2006. 04. 030. Демираг Й. Политика ЕС по отношению к Закавказью и турция. Demirağ Y. EU policy towards South Caucasus and Turkey // perceptions. - Ankara, 2004-2005. - Vol. 9, n 4. - p. 91-105'

2006. 04. 030. Демираг Й. Политика ЕС по отношению к Закавказью и турция. Demirağ Y. EU policy towards South Caucasus and Turkey // perceptions. - Ankara, 2004-2005. - Vol. 9, n 4. - p. 91-105 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС И ЗАКАВКАЗСКИЕ РЕСП / ТУРЦИЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЗАКАВКАЗСКИЕ РЕСП
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 04. 030. Демираг Й. Политика ЕС по отношению к Закавказью и турция. Demirağ Y. EU policy towards South Caucasus and Turkey // perceptions. - Ankara, 2004-2005. - Vol. 9, n 4. - p. 91-105»

Можно ли считать события в Аксу первым шагом к «революции тюльпанов»? «Механизмы, движущие событиями марта 2002 г. и марта 2005 г., удивительно схожи», - считает автор (с. 422). В обоих случаях большинство участников - деревенские жители. Аксу продемонстрировало, что в автократиях ЦА народ не бессилен. «Простые люди, пресытившись коррупцией и медленностью перемен, знали об успехе Аксу в отвоевании уступок правительства, и это вдохновило их использовать снова те же методы» (с. 422-423).

С.И. Кузнецова

2006.04.030. ДЕМИРАГ Й. ПОЛИТИКА ЕС ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗАКАВКАЗЬЮ И ТУРЦИЯ.

DEMIRAG Y. EU policy towards South Caucasus and Turkey // Perceptions. - Ankara, 2004-2005. - Vol. 9, N 4. - P. 91-105.

Йелда Демираг (Башкентский университет, Турция) выделяет в политике ЕС по отношению к государствам Закавказья два периода: 1990-1999 гг. и с 1999 г. до наших дней.

В первый период основное внимание уделялось экономической помощи как главному средству решения проблем региона. Различные проекты осуществлялись в рамках программы TACIS (Technical assistance to the Commonwealth of Independent States), а также непосредственно финансировалась гуманитарная помощь. Всего ЕС с 1992 г. предназначил для трех республик свыше 1 млрд. евро, в том числе за 1992-2000 гг. 317,78 млн. евро на гранты Грузии (с. 92-93), за 1991-2000 гг. 280,33 млн. евро Армении (с. 94) и 335,69 млн. евро Азербайджану (с. 95). Таким образом, за десятилетие последний получил больше всего, учитывая важность его энергетических ресурсов для Европы. Затем ЕС предназначил Грузии после «революции роз» 150 млн. евро на 2004-2006 гг. (с. 95).

Подписание в Люксембурге в 1999 г. Соглашений о партнерстве и сотрудничестве означало новую фазу взаимоотношений ЕС и закавказских государств - помимо экономической помощи предусматривался политический диалог и культурное сотрудничество, ЕС выразил готовность помогать установлению мира в Закавказье. В июле 2003 г. назначен специальный представитель ЕС в регионе, который становится ближе к «Большой Европе» по мере расширения ее границ.

Турция давно стремится стать полноправным членом ЕС. Геополитическое положение, этнокультурные и языковые связи дают ей особые преимущества, делают ее центром Евразии, мостом между Азией, Ближним Востоком и Европой. «В новой стратегии Запада в регионе ему нужна страна, являющаяся мусульманской, но светской, демократической, с рыночной экономикой и тесными связями со странами региона. Это делает Турцию незаменимым партнером» (с. 101). Полное членство Турции в ЕС, в свою очередь, очень важно для государств Закавказья, ибо они станут по-граничьем Европы. Так, Армения сможет выйти к Черному морю и установить прямую связь с Европой только через сближение с Турцией - это наиболее безопасный и кратчайший путь для решения армянских экономических проблем. «Ее полная независимость от России и тесные связи с Западом станут возможными благодаря хорошим отношениям с Турцией» (с. 102). С 2002 г. начался официальный диалог между двумя странами, Турция помогла вступлению Армении в ВТО, турецкие авиалинии открыли маршрут Стамбул-Ереван с ноября 2003 г. Полностью дипломатические отношения пока не восстановлены из-за территориальных претензий Армении и проблемы признания Турцией геноцида армян в 1915 г.

Грузия и Азербайджан хотят интеграции с Западом, но этому мешают «замороженные» конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осетии и Абхазии. Их решение необходимо для обеспечения стабильности в регионе, что одновременно важно ЕС, стремящемуся к диверсификации своих энергетических ресурсов и обеспечению безопасности энергетического коридора Восток-Запад.

Турция может оказать ЕС существенную помощь. У нее уже установились тесные политические и военные связи с Грузией и Азербайджаном, она стремится создать атмосферу стабильности и сотрудничества во всем Закавказье. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум должны послужить улучшению отношений между Европой и Закавказьем, способствовать их связи с Западом. Турция также может стать посредником между Абхазией и Тбилиси, имея хорошие отношения с последним и значительное число абхазов на своей территории (это посредничество предлагал турецкий премьер-министр во время визита в Тбилиси летом 2004 г., упомянув про 300 тыс. абхазов в Турции, тогда как в Абхазии их только 70 тыс.) (с. 105).

«Без стабильности на Кавказе, - заключает автор, - трудно ожидать стабильности в Европе. Конечно, очень важно установление региональной стабильности посредством иностранной политической и экономической помощи. Но Грузия, Армения и Азербайджан не должны ожидать чуда. Будущее Закавказья зависит от усиления регионального сотрудничества. Всем трем государствам следует отказаться от попыток решить свои проблемы самостоятельно. Они не могут добиться своей безопасности и процветания в ущерб безопасности и процветанию других» (с. 105).

С.И. Кузнецова

2006.04.031. АРДИЛЛЬЕ-КАРРАС Ф. АРМЯНСКАЯ ДЕРЕВНЯ. ПОСТСОВЕТСКАЯ ПЕРЕХОДНАЯ ЭПОХА В КАВКАЗСКОЙ СТРАНЕ.

ARDILLIER-CARRAS F. L'Armenie des campagnes: La transition post-sov. dans un pays du Caucase / Pref. de Pitte J.-R. - P., etc.: Harmattan, 2004. - [2],406 p. - Ill. - Bibliogr.: p. 394-401.

Профессор Лиможского университета (Франция), географ Франсуаза Ардиллье-Каррас исходит из тезиса о сложности географического положения Армении на перекрестке Европы и Азии, Запада и Востока, об особом ее свойстве возрождаться после очередной катастрофы. Истоки возрождения она видит в деревне. В монографии подробно и всесторонне описывается положение во многих районах, опыт и условия жизни отдельных сельских хозяев. Наряду с собственными наблюдениями приводятся данные опросов и статистических источников1.

В 20-е годы в процессе советизации Армения потеряла населенные армянами территории: Карс и Ардаган отошли к Турции, Нахичевань и Нагорный Карабах стали автономными единицами в Азербайджане, Ахалкалаки, Джавах и Лори вошли в состав Грузии. Это не могло не сказаться на экономике не только Армянской ССР, но и независимой Республики Армении (РА) после 1991 г. Вооруженный конфликт с Азербайджаном в 1992-1994 гг. из-за Нагорного Карабаха (20 тыс. убитых), последующее состояние «ни мира, ни

1 Один из наиболее важных: Socio-economic condition of rural farms and indices of agricultural goods in the Republic of Armenia. - Yerevan, United Nations development programme & Ministry of statistics of the R.A., 1999. (UNDP). Описание здесь и далее по реф. источнику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.