Научная статья на тему '2006. 03. 014. Оберхейм Э. К историческим истокам современного понятия несоизмеримости: пол Фейерабенд критикует концептуальный консервативизм. Oberheim E. on the historical origins of the contemporary notion of incommensurability: Paul Feyerabend's assault on conceptual conservativism // studies in history A. philosophy of Science. - L. , 2005. - Vol. 36. - P. 363-390'

2006. 03. 014. Оберхейм Э. К историческим истокам современного понятия несоизмеримости: пол Фейерабенд критикует концептуальный консервативизм. Oberheim E. on the historical origins of the contemporary notion of incommensurability: Paul Feyerabend's assault on conceptual conservativism // studies in history A. philosophy of Science. - L. , 2005. - Vol. 36. - P. 363-390 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСКОМБ Э / БОР Н / ВИТГЕНШТЕЙН Л / ДЮГЕМ П / КЕЛЕР И / КОНСЕРВАТИЗМ / КУАЙН У / НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ / ПОЛЯНИ М / ФЕЙЕРАБЕНД
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 03. 014. Оберхейм Э. К историческим истокам современного понятия несоизмеримости: пол Фейерабенд критикует концептуальный консервативизм. Oberheim E. on the historical origins of the contemporary notion of incommensurability: Paul Feyerabend's assault on conceptual conservativism // studies in history A. philosophy of Science. - L. , 2005. - Vol. 36. - P. 363-390»

2006.03.014. ОБЕРХЕЙМ Э. К ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОКАМ СОВРЕМЕННОГО ПОНЯТИЯ НЕСОИЗМЕРИМОСТИ: ПОЛ ФЕЙЕРАБЕНД КРИТИКУЕТ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ

КОНСЕРВАТИВИЗМ.

OBERHEIM E. On the historical origins of the contemporary notion of incommensurability: Paul Feyerabend's assault on conceptual conserva-tivism // Studies in history a. philosophy of science. - L., 2005. -Vol. 36. - P. 363-390.

Эрик Оберхейм (философский факультет Берлинского университета им. А. Гумбольдта, Германия) обсуждает понятие несоизмеримости (incommensurability), «чтобы улучшить наше понимание этого понятия, освещая различные темы, которые вносили вклад в его развитие» (с.363).

Статья начинается с краткого исследования исторического происхождения понятия несоизмеримости в работах Т. Куна. Однако основное внимание автор уделяет менее известным исследованиям этого понятия П. Фейерабенда.

В независимых публикациях 1962 г. и Фейерабенд, и Кун использовали термин «несоизмеримый», чтобы описать некоторые виды радикальных теоретических переходов в ходе развития науки. Кун первоначально использовал это понятие, чтобы обозначать методологические, наблюдательные и концептуальные различия между последовательными научными парадигмами. Позже он использовал эту идею для утверждения, что имеются ошибки перевода, связанные с различиями в таксономических структурах последовательных научных теорий. Развитие Куном понятия несоизмеримости привлекло большое внимание и продолжает вызывать множество дискуссий. В то же время он подвергался острой критике за заимствование идеи несоизмеримости без отдачи должного ее первым авторам.

В своей работе «Интерпретация, редукция и эмпиризм» (1962) Фейерабенд ввел термин «несоизмеримое» как элемент критики концептуального консервативизма, который он нашел в теории редукции Э.Нагеля и теории интерпретации Гемпеля - Оппен-гейма. Он аргументировал, что формальные основания редукции и толкования невозможны для общих теорий по двум причинам.

Первая причина состоит в том, что некоторые пары сменяющих друг друга научных теорий, которые, как предполагается, являются формально взаимно сводимыми, на самом деле логически несовместны. Однако идею о подобной несводимости высказал К. Поппер еще в 1957 г. Кроме того, Поппер использовал тот же самый пример, что и Фейерабенд, чтобы указать, что ни дедуктивная, ни индуктивная логика не могут обеспечить переход от теории Галилея к теории Ньютона.

Вторая качественная причина - существование несоизмеримых концепций. Фейерабенд использовал понятие несоизмеримости, чтобы охарактеризовать соотношение между двумя сменяющими друг друга фундаментальными научными теориями. Под фундаментальными научными теориями он подразумевал теории, которые имеют онтологические следствия; это те теории, которые делают выводы относительно самой природы действительности. Называя две таких теории несоизмеримыми, Фейерабенд подразумевал, что они концептуально несовместимы.

В 1962 г. Фейерабенд проиллюстрировал несоизмеримость теорий сравнением шести пар концепций, берущих начало из трех эпизодов изменения фундаментальной теории в ходе развития науки: 1) динамическое исследование импетуса (первоимпульса, первотолчка) в теории движения и понятия силы в концептуальном аппарате ньютоновской механики; 2) понятия температуры и энтропии при переходе от феноменологической термодинамики к кинетической теории; 3) понятий массы, длины и времени при переходе от ньютоновской к релятивистской механике. Фейерабенд утверждал, что несоизмеримость появляется в старых философских задачах, а именно, в проблеме соотношения тела и разума (психофизическая проблема), в проблеме существования внешнего мира и в проблеме других разумов. Он считал, что эти философские проблемы не были решены.

Таким образом, понятие несоизмеримости, согласно Фейера-бенду, предназначено, чтобы выразить идею концептуальной несовместимости, которая возникает при изменениях значений терминов, происходящих при «теоретических прорывах», которые влияют на онтологические понятия. Две фундаментальные теории несоизмеримы, потому что значения входящих в них понятий определяются теоретическими принципами, которые определяют их

правильное использование, но эти принципы качественно несовместимы. Фейерабенд использовал это понятие, чтобы пытаться показать догматический элемент, присущий современным эмпирикам. Этот догматизм происходит из допущения, что значения эмпирических понятий сохраняют устойчивость при теоретических переходах. Он называл это «принципом инвариантности значения» и считал, что этот принцип несовместим с существованием несоизмеримых концепций.

Развитие Фейерабендом понятия несоизмеримости до 1962 г. находилось под сильным влиянием множества исследователей, обсуждавших широкий диапазон различных тем. Одна из них, оказавшая влияние на развитие Фейерабендом понятия несоизмеримости, - гештальт-психология. В 1920 г. И. Келер предполагал, что в то время как гештальты являются общими в психологии, их существование в физике «нарушило бы основы точной науки». Стратегия Келера в направлении преодоления проблемы соотношения психологического «целого» с редукционистскими концепциями физики состояла в попытке найти «органические блоки» в физике. Но какова связь между идеями Келера и понятием несоизмеримости Фейерабенда 1962 г.?

Одной из центральных тем ранней философской деятельности Фейерабенда был анализ «Исследований» Л. Витгенштейна. Эта книга достаточно подробно обсуждает гештальт-формы. Кун использовал понятие гештальт-переключения, чтобы пояснить свое понятие научных революций и несоизмеримости. Сам Келер был не только отцом-основателем гештальт-психологии, но он также был активен в философии, особенно в философии мышления. Подобно Фейерабенду он интересовался следствиями, которые психология восприятия имеет для философского объяснения науки, а также зависимостью между традиционными психологическими концепциями и физическими концепциями. Вполне вероятно, что термин «несоизмеримый» вошел в философию науки Фейерабенда через влияние идей целостности из гештальтпсихологии, а также через возникновение потенциальных проблем, которые эти идеи могли вызвать в формальных основаниях редукционизма.

Фейерабенд отстаивал идею, согласно которой значение термина, даже наблюдательного, определяется его теоретическим контекстом. В работе «Попытка реалистической интерпретации

опыта» (1958) он, используя понятие несоизмеримости, бросил вызов концептуальному консервативизму в логическом позитивизме: установке, что теоретические понятия получают свои значения исключительно через их связь с опытом. Согласно Фейерабенду опыт нельзя принимать как данное: опыт принимает свои значения в рамках теорий, которые к нему применяются.

В своей автобиографии Фейерабенд подтвердил влияние Н. Бора на развитие его представлений о несоизмеримости. Фейе-рабенд использовал понятие несоизмеримости в одной из публикаций о принципе дополнительности Бора (1962). Он утверждал, что принцип Бора является примером необоснованного концептуального консервативизма в науках, не соглашаясь с уверенностью Бора в том, что объяснение всех квантово-механических данных будет всегда обязательно выражаться в классических понятиях. Согласно фаллибилистским представлениям Фейерабенда об эмпирическом знании никакой элемент нашего знания не может быть необходимым или абсолютно точным. В нашем поиске удовлетворительных объяснений мы вольны изменить любые элементы нашего существующего знания, какими бы фундаментальными они ни казались, включая концепции классической физики. Таким образом, аргументы Фейерабенда 1958 г. против подхода Бора были основаны на предположении, что могут быть изобретены новые несоизмеримые друг с другом концепции, которые могут использоваться для замены даже классических описаний.

Первое использование понятия несоизмеримости появилось в статье «Физика и онтология» (1954). В ней Фейерабенд утверждал, что научный прогресс - это не процесс, в котором улучшаются существующие идеи или увеличивается число известных фактов. С его точки зрения, новые теории вынуждают пересмотреть онтологический статус старых идей, и, соответственно, формируется новая концепция действительности. Доводы в пользу этого представления о научном прогрессе он обосновывал с помощью утверждения, что значения научных понятий определены в соответствии с теориями, в которых они используются. Там, где происходит смена теории, имеет место смена значения понятий.

В своих неопубликованных докторских тезисах (1951 г.) Фейерабенд обсуждал соотношение между общей теорией относительности и теорией Ньютона. Он писал, что общая теория относи-

тельности, сменив теорию Ньютона, говорит об абсолютно других закономерностях. Он утверждал, что эти две концептуально несовместимые теории могут предсказывать те же самые экспериментальные результаты в пределах их общей области применения. Однако, поскольку теории, используемые для интерпретации предложений, выражающих экспериментальный результат, концептуально несовместимы, будут существовать его несоизмеримые интерпретации. Таким образом, Фейерабенд ясно использовал идею несоизмеримости уже в 1951 г.

Кроме того, в этих тезисах Фейерабенд использовал идею несоизмеримости, чтобы критиковать то, что он рассматривал как необоснованный концептуальный консервативизм. Он критиковал концептуальный консервативизм, скрытый в методологическом правиле, согласно которому установленные результаты, как утверждал Гейзенберг, должны учитываться всем дальнейшим исследованием. В противоположность этому Фейерабенд считал, что наложение условий на дальнейшее исследование на основе установленных результатов может препятствовать прогрессу.

Имеются определенные различия между понятием несоизмеримости М. Полани и идеями Фейерабенда до 1970 г. Полани использовал понятие несоизмеримости, чтобы оспаривать возможность рационального сравнения несоизмеримых концептуальных систем. Между 1951 и 1970 г. Фейерабенд неоднократно настаивал, что существование несоизмеримости не исключает рационального сравнения. Он обсуждал понятие несоизмеримых концепций в кружке Крафта (1949-1951), созданного по образцу Венского кружка. Встречи с Витгенштейном и попытка переработать его <•(Исследования» имели глубокое и длительное влияние на философское развитие Фейерабенда. Однако он не развивал идею несоизмеримости непосредственно из анализа «Исследований» Витгенштейна. Им была отклонена идея о том, что значение термина определяется его использованием. Понятие несоизмеримости он выводил из контекстной теории значения.

Определенную роль в эволюции представлений Фейерабенда о несоизмеримости сыграли дискуссии 1949-1952 гг. с Э. Анскомб. Обсуждения с Анскомб касались природы восприятия и основополагающей роли наблюдения в позитивизме. Проблема состоит в противоречии между позитивистским принципом верификации и

позитивистскими же способами использования предложений наблюдения. Чтобы предложения наблюдения играли основополагающую роль для проверки теоретического знания, сами они должны быть устойчивы и интерсубъективно верифицируемы. Следовательно, они сами не могут быть открыты для проверок, иначе их основополагающая роль была бы подорвана. Таким образом, метафизический элемент проник в науку посредством основополагающей роли предложений наблюдения в процессе проверки знания. Критика этого положения Фейерабендом также была основана на том, что значения терминов предложений наблюдения определяются теориями, к которым они принадлежат. Он пробовал расширить и усилить принцип контролируемости в целостной системе: должны быть проверяемы не только теоретические утверждения, но также и предложения наблюдения, которые служат базисом для их проверки. Таким образом, Фейерабенд использовал понятие несоизмеримости, чтобы критиковать утверждения об основополагающей роли протокольных предложений как о неоправданной форме концептуального консервативизма в логическом позитивизме.

Фейерабенд использовал понятие несоизмеримых концепций для критики ряда форм концептуального консервативизма (принцип неопределенности В. Гейзенберга, попытки отличить философскую онтологию от физики, принципы логического позитивизм, принцип дополнительности, принцип редукционизма). Он также использовал идею несоизмеримости, чтобы критиковать формы концептуального консервативизма, присущие монистическим моделям проверок, предложенных классическим эмпиризмом, логическим позитивизмом, логическим эмпиризмом, Поппером и Куном; трансцендентальную необходимость И. Канта; традиционные философские решения проблем существования внешнего мира, других сознаний, в особенности психофизической проблемы; некоторые аспекты поздней философии Витгенштейна, такие как философская лингвистика, в которой допускается использование каждодневных понятий как нечто данного и которая просто пытается анализировать их без изменения их значения; концепцию правдоподобия Поппера; характеристику научного знания и научного прогресса с позиций научного реализма.

Нередко упускают из внимания влияние на творчество Фейе-рабенда Пьера Дюгема. Дюгем утверждал, что то, что физик принимает как исход эксперимента, есть не просто подробное описание некоторых наблюдаемых фактов, а скорее - интерпретация фактов на основе теорий, которые ученые расценивают как истину. Это положение, по словам Фейерабенда, является ранней версией его понятия несоизмеримости. Вместе с тем имеются два различия между понятиями несоизмеримости у Фейерабенда и Дюгема. Первое состоит в том, что, с точки зрения Фейерабенда, несоизмеримость возникает только при смене фундаментальных теорий, так как только они воздействуют на нашу онтологию, т.е. только тогда, когда теоретические сдвиги приводят к новой концепции действительности. Во-вторых, концепция несоизмеримости Фейерабенда связана с его критикой различных форм концептуального консер-вативизма.

Т.А. Карелина, В.А. Яковлев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.