Научная статья на тему '2006. 02. 051. Пестье П. Мифы относительно выхода на пенсию. Pestieau p. Contreverites sur le depart a la retraite // rev. d`economie polit. - p. , 2005. - А. 115, n 2. - p. 163-172'

2006. 02. 051. Пестье П. Мифы относительно выхода на пенсию. Pestieau p. Contreverites sur le depart a la retraite // rev. d`economie polit. - p. , 2005. - А. 115, n 2. - p. 163-172 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ - - И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 02. 051. Пестье П. Мифы относительно выхода на пенсию. Pestieau p. Contreverites sur le depart a la retraite // rev. d`economie polit. - p. , 2005. - А. 115, n 2. - p. 163-172»

вызывает беспокойство, так как основную часть безработных составляет молодежь до 25 лет (41% молодых мужчин и 43% молодых женщин в Польше) и длительная безработица охватывает значительную часть населения.

Новые участники ЕС столкнулись с демографическими проблемами и проблемами занятости, которые характерны в целом для всех стран - членов ЕС. Чтобы предотвратить сокращение своего населения, эти государства должны, во-первых, модернизировать свою экономику, повысить ее конкурентоспособность и увеличить занятость; во-вторых, они должны обеспечить женщинам возможность работать, не отказываясь при этом от рождения детей. За исключением Кипра и Мальты, во всех новых странах есть традиции занятости женщин вне дома. Увеличению возможностей занятости, особенно в сфере услуг, в новых странах ЕС будет способствовать также рост географической мобильности населения внутри европейского региона.

С.Н. Куликова

2006.02.051. ПЕСТЬЕ П. МИФЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ.

PESTIEAU P. Contreverites sur le depart a la retraite // Rev. d'economie polit. - P., 2005. - А.115, N 2. - P. 163-172.

Статья посвящена вопросу стимулирования уровня экономической активности пожилых трудящихся в промышленно развитых странах. Указывается, что в таких странах, как Франция, Германия и Бельгия, трудящиеся часто прекращают экономически активную деятельность раньше нормального возраста выхода на пенсию, предусмотренного законодательством.

Как показывают исследования, французы и бельгийцы предпочитают выходить на пенсию в возрасте 54-55 лет, в то время как продолжительность их жизни не перестает увеличиваться. Однако не во всех странах, как во Франции и Бельгии, досрочный выход на пенсию является добровольным. Иная ситуация сложилась, например, в Швеции, Ирландии, США и Японии, что, как считает автор, объясняется «плохим коллективным пониманием» проблемы выхода на пенсию, которое основывается на комплексе мифов и неправильных суждений.

Для иллюстрации ситуации, возникшей в связи с увеличением продолжительности жизни и досрочным выходом на пенсию, приводятся следующие данные. Во Франции в течение последних четырех десятилетий средняя продолжительность жизни женщин увеличилась на 7,5 года, а их средний возраст выхода на пенсию уменьшился на такую же величину. В связи с тем что продолжительность жизни увеличивается на три года каждые 20 лет, можно подсчитать, как будет нарастать средняя продолжительность нахождения на пенсии, если средний возраст выхода на пенсию и прекращения экономически активной жизни останется стабильным.

В условиях постоянно увеличивающейся продолжительности жизни такое положение нарушает финансовое равновесие системы социального обеспечения, особенно социального обеспечения по состоянию здоровья, и пенсионной системы. Однако в указанных странах всякая реформа, направленная на повышение пенсионного возраста или уровня экономической активности пожилых трудящихся, наталкивается на серьезное сопротивление общества.

По мнению автора, это обусловлено плохим пониманием экономических механизмов и социальной реальности, которые лежат в основе принятия решения о выходе на пенсию. В качестве примера такого плохого понимания автор представляет серию утверждений, регулярно повторяющихся в СМИ или в выступлениях политических деятелей. Автор рассматривает десять мифов, касающихся пожилых трудящихся и выхода на пенсию.

Увеличение заработной платы в зависимости от возраста является экономическим законом. Статистические данные свидетельствуют, что есть немало стран, где не происходит непрерывного увеличения доходов в течение экономически активной жизни граждан. В условиях, когда производительность труда работников перестает расти после достижения ими определенного возраста, а кривая заработной платы продолжает расти, предприятия стремятся освободиться от своих пожилых работников. Интересно отметить в этой связи, что во Франции и Бельгии, где кривая заработной платы повышается, возраст выхода на пенсию значительно ниже, чем в Японии и Швеции, где кривая заработной платы снижается начиная с 50-54 лет.

Выход на пенсию пожилых работников высвобождает рабочие места для молодых безработных. Это утверждение лежит в основе программ досрочного выхода на пенсию. Но несколько исследований показывают, что такая политика формальна и часто имеет лишь ограниченный эффект в борьбе с безработицей среди молодежи.

Увеличение пенсионного возраста ведет к дополнительному налогообложению наименее квалифицированных работников. Это утверждение является одной из причин, по которой некоторые профсоюзы и политические партии выступают против повышения пенсионного возраста, так как пострадают якобы наименее квалифицированные работники, часто работающие на вредных производствах. Однако можно показать, что по сравнению с другими реформами поднятие пенсионного возраста наиболее благоприятно для трудящихся с низкими доходами. По мнению автора, существуют другие причины, которые обусловливают необходимость противодействия линейному и всеобщему увеличению пенсионного возраста. Так, некоторые трудящиеся должны прекратить работать в связи с ухудшением состояния здоровья (они чаще всего охвачены страхованием на случай инвалидности). Другие могут иметь привилегии, дающие им возможность досрочного выхода на пенсию. Эти работники также должны сохранить возможность выхода на пенсию с определенного возраста. Нормально, когда работникам, прекращающим свою экономически активную деятельность в 55 лет, дается более низкое пенсионное обеспечение, чем работникам, продолжающим работать до 65 лет.

Важно понять, что демографическое старение населения обязывает к проведению трудных реформ, предполагающих выбор между снижением современного уровня пособий и повышением пенсионного возраста. При определенных условиях все трудящиеся, особенно наиболее бедные, предпочтут второй вариант первому.

По мере старения населения увеличивается политический вес пенсионеров. Политический вес, даже в демократичном обществе, указывает автор, зависит не только от количества избирателей, но также от «экономической власти» различных социальных групп. «Экономическая власть» работающих граждан, даже

даже находящихся в меньшинстве, заключается в их праве производить или не производить какие-либо товары и услуги.

В 1999 г. средний возраст населения, имеющего право голоса, составлял в Испании и в США 43 года, а во Франции - 47 лет. В 2050 г. этот возраст достигнет 45 лет в США, 56 - во Франции и 57 лет - в Испании. Учитывая более высокий уровень неучастия в голосовании молодежи, фактический средний возраст голосующих будет еще выше. Это обстоятельство играет определенную роль, но не такую, которая предполагается. Прежде всего, кривая Лаффера не должна измениться в пользу пенсионеров и в пользу более высоких пособий для пенсионеров. Более того, известно, что в более молодом возрасте существуют другие факторы социального разделения людей и что коалиции могут формироваться необязательно в пользу наиболее многочисленного поколения. В конечном итоге отношения альтруизма внутри семьи помешают лицам старшего поколения эксплуатировать младшее поколение по простой причине их численного превосходства.

Окончание экономически активной жизни обязательно совпадает с моментом получения пенсии. Во многих странах, указывает автор, потеря пожилым гражданином работы не сопровождается автоматически вмешательством государства в форме предоставления пособия по безработице, страховки на случай инвалидности или досрочной пенсии. Работник может жить на свои сбережения или найти другую работу с более низкой зарплатой.

Очевидно, что, если с потерей занятости работник независимо от возраста (в 50 или 55 лет) может получить замещающий зарплату достаточный доход, ему вряд ли стоит искать другое место работы и продолжать трудовую жизнь до получения пенсии. Однако если пенсионная система нейтральна по отношению к принятию решения о выходе на пенсию и исходит из того, что уровень пенсии будет тем ниже, чем ниже возраст прекращения работы, то есть причины для отсрочки выхода на пенсию.

Если реформа пенсионной системы ожидается подавляющим большинством, она должна быть быстро проведена. Это утверждение также неверно. Удивительно, но кажущиеся благоприятными для большинства населения реформы не

не принимаются по причине неуверенности в ее результатах. Если работник не уверен, что он будет в выигрыше, то скорее всего он предпочтет статус-кво, сохранение прежнего положения дел.

По мере распространения пенсионного обеспечения, основанного на принципе капитализации пенсионных взносов, работники будут прекращать работать позже. На самом деле в англосаксонских странах участие в программах частных пенсионных фондов, основанных на капитализации взносов и гарантирующих определенный размер пенсий, часто является причиной досрочного выхода на пенсию. Только пенсионные системы, основанные на принципе фиксированных пенсионных взносов и принципе нейтральности по отношению к принятию решения о прекращении работы, могут привести к «более нормальному» выходу на пенсию (т.е. в близком к пенсионному возрасту).

В странах, в которых накоплены значительные пенсионные фонды, специфика государственной системы пенсионного обеспечения во многом объясняет досрочное прекращение экономической активности граждан. Например, в США государственная система пенсионного обеспечения относительно нейтральна по отношению к принятию решения о прекращении работы, но существует большое число дополнительных режимов пенсионных пособий, которые способствуют досрочному выходу на пенсию. Многие предприятия, получающие высокие доходы, предпочитают отправлять на досрочную пенсию работников, которых они считают слишком дорогостоящими.

Важно, чтобы страны, желающие развивать указанный тип пенсионной системы, сделали эту пенсионную систему нейтральной. Постепенный отказ от всех пенсионных фондов с фиксированным размером пенсий и расширение прав на получение пенсий должны способствовать достижению этой нейтральности.

Здоровье пожилых работников старше 50 лет раньше времени ухудшается из-за стресса и вредного влияния производственных процессов. Это показывают все исследования, однако вредность производства в настоящее время значительно снизилась по сравнению с ситуацией, наблюдавшейся 100 или 50 лет назад, хотя и сейчас сохраняются виды работ, которые наносят вред здоровью работников задолго до выхода на пенсию. Так, к вредным относят-

вредным относятся профессии управляющих, сиделок и преподавателей колледжей и лицеев в районах, населенных трудными детьми. Такие работники представляют ничтожную долю в общей численности занятых, а потому решением проблемы для них может стать простая смена места работы в определенном возрасте. Экономический прогресс и рост благосостояния приведут общество к более здоровым видам занятости. Большинство специалистов соглашаются с тем, что в настоящее время состояние здоровья людей улучшилось и они живут дольше, чем раньше. Тот факт, что продолжительность жизни возросла на восемь лет за полвека, говорит о том, что в среднем здоровье сегодняшнего 60-летнего человека соответствует здоровью 40-летнего человека 50 лет назад. Нет ничего шокирующего, по мнению автора, в предложениях увеличить средний пенсионный возраст с учетом возросшей продолжительности жизни.

Досрочный выход на пенсию не порождает никаких проблем, если «молодые» пенсионеры продолжают производить богатства в неформальном секторе экономики. Даже если значительное количество пенсионеров останутся экономически активными и будут трудиться, в частности, в неформальном секторе, у многих из них будут вынужденные длительные перерывы в работе. Кроме того, неофициальная работа не дает налоговых отчислений в общественные финансы и социальное страхование. Наконец, политический вес пенсионеров выше при наличии официальной занятости. Учитывая перечисленные обстоятельства, автор предлагает минимизировать по мере возможности неформальный сектор экономики, который ничего не приносит государству, но порождает злоупотребления.

Богатые не только живут дольше, чем другие, но и выходят на пенсию раньше других. Напротив, в среднем работники, имеющие более высокие доходы, выходят на пенсию позже, чем другие работники. Это объясняется тем, что у них более высокая заработная плата, лучшее состояние здоровья и благодарная работа. Именно потому, что работники с более высокими доходами позже выходят на пенсию и вносят больший вклад в финансирование социального страхования, работники с более низкими доходами могут воспользоваться всеобщим правом выхода на пенсию в определенном возрасте. Другими словами, если стимулы для более раннего выхо-

если стимулы для более раннего выхода на пенсию исчезнут, то в первую очередь квалифицированные, высокооплачиваемые работники будут стремиться продолжить свою профессиональную карьеру.

Автор считает, что пенсионная система должна быть радикально реформирована с целью повышения ее эффективности. Предварительным условием для всякой реформы является хорошее понимание механизмов, приводящих к прекращению профессиональной активности людей в определенном возрасте.

С. Н. Куликова

2006.02.052. НИКЕЛЛЬ С. КАРТИНА ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ: УСПЕХИ И НЕУДАЧИ.

NICKELL S. A picture of European unemployment: Success a. failure. -L.: London school of economics a. polit. science, 2003. - [4], 46, [2] p. -(Discussion paper / Centre for econ. performance; 577). - Bibliogr.: p. 43-46.

Профессор Лондонской школы экономики и политических наук приводит текст своего выступления на конференции «Безработица в Европе: Причины и пути решения», прошедшей в Мюнхене 6-7 декабря 2002 г.

Как отмечается во введении, в 2001 г. средний уровень безработицы в Европе оставался относительно высоким (7,6%) в сравнении с другими развитыми странами ОЭСР, расположенными за пределами континента. При этом для европейских стран было характерно сохранение высокой доли иждивенцев. Все это вместе взятое составляет суть проблемы европейской безработицы.

Относительно высокий средний показатель безработицы для всей Европы обусловлен высоким уровнем безработицы в крупнейших странах Западной Европы (Франция, Германия, Италия, Испания - далее «большая четверка»). В отличие от них большинство других европейских стран ОЭСР имеют относительно низкие показатели безработицы. Если исключить из анализа указанную четверку, то европейская проблема безработицы становится менее острой (с. 1).

15 стран Западной Европы, рассматриваемых автором, имеют более-менее независимые рынки рабочей силы, что отнюдь не препятствует ее свободному перемещению через национальные грани-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.