Научная статья на тему '2011.02.056. ЖАННО Л., ПЕШ Т. О РЕФОРМЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ ВО ФРАНЦИИ. JANNEAU L., PECH T. RETRAITES: MéFIONS-NOUS DES APPARENCES // ALTERNATIVES éCON. - P., 2010. - N 293. - P. 34-36'

2011.02.056. ЖАННО Л., ПЕШ Т. О РЕФОРМЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ ВО ФРАНЦИИ. JANNEAU L., PECH T. RETRAITES: MéFIONS-NOUS DES APPARENCES // ALTERNATIVES éCON. - P., 2010. - N 293. - P. 34-36 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТАРЕЛЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.02.056. ЖАННО Л., ПЕШ Т. О РЕФОРМЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ ВО ФРАНЦИИ. JANNEAU L., PECH T. RETRAITES: MéFIONS-NOUS DES APPARENCES // ALTERNATIVES éCON. - P., 2010. - N 293. - P. 34-36»

редких стран, в которых расходы на выплату пенсий, выраженные в процентном отношении к ВВП, должны со временем сократиться.

В Германии в 2002 г. начали проводить политику развития индивидуальных пенсионных сбережений в соответствии с планом Рейстера, по имени министра по вопросам труда в правительстве Г. Шрёдера. В конце 2008 г. треть немецких наемных работников открыли для себя план Рейстера, и этот режим стал распространяться также на трудящихся, не являющихся наемными работниками.

В Дании, где пенсионные фонды были созданы в 1980-х годах, развитие систем дополнительных пенсий на предприятиях далеки от завершения. В Нидерландах и Швеции, по-видимому, значение дополнительных пенсий через капитализацию сохранится. Подобные системы получили развитие в Бельгии, Италии и Испании. Во Франции такой пенсионный режим не получил распространения, и на него приходится около 2% от выплачиваемых пенсий.

В целом реформы систем пенсионного обеспечения направлены на то, чтобы переложить увеличение расходов на выплату пенсий, связанных с демографическим ростом, на заинтересованных лиц. В зависимости от их поведения и темпов экономического роста такая политика приводит к различным результатам. Разнообразие пенсионных систем и их реформы в европейских странах показывают, что в условиях старения населения не существует чудодейственного решения проблемы. Сохранение удовлетворительного уровня жизни на пенсии трудящихся возможно только путем увеличения экономически активного периода жизни.

С.Н. Куликова

2011.02.056. ЖАННО Л., ПЕШ Т. О РЕФОРМЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ ВО ФРАНЦИИ.

JANNEAU L., PECH T. Retraites: Méfions-nous des apparences // Alternatives écon. - P., 2010. - N 293. - P. 34-36.

Сравнение систем пенсионного обеспечения в европейских странах показывает, что положение во Франции далеко не самое худшее. Однако, если правительство доведет до конца реформу пенсионного обеспечения во Франции, то пенсионная система станет одной из самых жестких в Европе.

По мнению французского правительства, пенсионеры Франции самые молодые в Европе, так как имеют право выйти на пенсию в 60 лет. В связи с этим предлагается увеличить минимальный пенсионный возраст, начиная с которого можно претендовать на получение пенсии1. Однако сравнение с другими странами не позволяет приходить к столь однозначным выводам.

Минимальный возраст выхода на пенсию является только одной их составляющих пенсионной системы. Необходимо учитывать и другие параметры, а именно срок и продолжительность отчислений в пенсионную систему, условия доступа к получению полной пенсии, реальный возраст выхода на пенсию и условия, позволяющие выйти на пенсию досрочно.

В качестве обоснования своей позиции власти Франции ставят в пример Германию, Испанию, Нидерланды, Великобританию, Грецию, Польшу, Данию, где минимальный пенсионный возраст составляет 65 лет. Однако не уточняется, что осуществление планов увеличения пенсионного возраста в этих странах намечено на значительно более поздние сроки, чем во Франции. Достижение 67-летнего пенсионного возраста в Испании и Нидерландах предусмотрено к 2025 г., в Дании - к 2027 г., в Германии - к 2029 г. и в Великобритании - к 2046 г. (с. 34). Но в действительности разрыв в возрасте выхода на пенсию между странами не столь велик. В Германии, например, возможен выход на пенсию в возрасте 63 лет при условии имеющегося срока отчислений в пенсионную систему в течение 35 лет, а в Нидерландах досрочный выход на пенсию возможен при условии наличия 40 лет отчислений. В Великобритании работники также имеют право на досрочный выход на пенсию. Начиная с 2006 г. наемный работник в Великобритании может получить свою дополнительную пенсию с 50 лет, т.е. даже раньше, чем базовую пенсию, уровень которой невысок. В некоторых странах имеются различия в предоставлении пенсий мужчинам и женщинам. Так, женщины в Великобритании, Италии, Греции и Польше могут выйти на пенсию в 60 лет, также как и во Франции.

Однако возраст, по достижении которого работник имеет право на получение пенсии, не означает, что он получит пенсию в

1 В конце 2010 г. в рамках реформы пенсионной системы, проводимой президентом Франции Н. Саркози, пенсионный возраст был повышен с 60 до 62 лет. -Прим. реф.

полном объеме. Во Франции, например, необходимо достичь 65 лет для получения полной пенсии при наличии определенного срока и объема отчислений в пенсионную систему. В этих условиях при выходе на пенсию в возрасте 60-65 лет размер пенсии уменьшается на некоторую величину. В Испании, Нидерландах, Дании и Великобритании не имеется различий между минимальным возрастом получения права на пенсию и возрастом получения пенсии в полном объеме. Если сравнивать возраст, начиная с которого можно получать пенсию без вычетов, то Франция находится на том же уровне, что и Германия, Канада, США, Испания, Великобритания и Дания.

Французские пенсионеры, считают авторы, не имеют столь значительных привилегий, как принято думать. В случае осуществления реформы и повышения пенсионного возраста для получения минимальной пенсии и получения пенсии в полном объеме (соответственно 62 и 67 лет), пенсионная система Франции станет даже одной из самых жестких в Европе. Особенно в связи с очень высоким сроком отчислений в пенсионную систему: 40,5 лет в настоящее время и 41,5 года к 2020 г. (с. 35).

На самом деле большинство стран, решивших поднять возраст выхода на пенсию, компенсируют это повышение за счет снижения сроков отчислений в пенсионную систему. В Великобритании с некоторых пор требуется только 30 лет отчислений (против 44 лет ранее для мужчин и 39 лет для женщин). В Испании достаточно 15 лет отчислений для получения минимальной пенсии и 35 лет для получения пенсии в полном объеме, а в Нидерландах для этого требуется 50 лет проживания в стране. Таким образом, в большинстве других стран лица, не осуществлявшие отчисления в пенсионную систему в полном объеме, испытывают меньшие неудобства от этого, чем во Франции. Во Франции же планируется одновременное повышение минимального возраста для получения пенсии и срока отчислений. Только в Германии предполагается, что будут установлены к 2029 г. более жесткие правила предоставления полной пенсии - в 67 или в 65 лет для тех, кто осуществлял отчисления в пенсионную систему в течение 46 лет.

В других европейских странах имеются многочисленные возможности для получения пенсии до достижения пенсионного возраста. Так, в Испании представители некоторых профессий мо-

гут получить пенсию досрочно: шахтеры, моряки, железнодорожники. Кроме того, значительная часть граждан в предпенсионном возрасте имеют инвалидность, что определенным образом защищает 9,5% 50-65-летних граждан в Великобритании, 12,9 - в Нидерландах, 15,8 - в Дании против только 3,9% - во Франции в 2004 г. (с. 36). В Испании предоставляется минимальная пенсия наемным работникам, таким как уволенным по экономическим причинам, длительно безработным, имеющим 30-летний срок отчислений в пенсионную систему. В результате, несмотря на политические заявления, четверть новых пенсионеров в Испании получают право на получение пенсии до 60 лет.

В большинстве европейских государств предпринимались попытки максимально ограничить возможность получения досрочной пенсии. Но стали быстро разрабатываться и использоваться различные стратегии, позволяющие обойти такие меры. В Нидерландах в 2006 г. правительство создало так называемое «регулирование жизненного цикла»: наемным работникам предоставлено право откладывать часть своей заработной платы, для того чтобы воспользоваться отпуском в нужное время. С тех пор данный механизм стал использоваться в массовом порядке в предпенсионный период времени. Предприниматели могут таким образом капитализировать эквивалент отпуска в 2,1 года, оплаченный в размере полной заработной платы, или же отпуск в 3 года, оплачиваемый в размере 70% от полной заработной платы, и сделать соединительный период между прекращением экономически активной деятельности и выходом на пенсию.

В Дании эту роль выполняет так называемый режим «ейейеп» («зарплата после»), в соответствии с которым работники, которые вносили взносы в специальный накопительный фонд, начиная с 30-летнего возраста, с частичным получением заработной платы и правом закончить работу на пять лет раньше официального пенсионного возраста, т.е. в 60 лет вместо 65. Действие этого механизма позволило в Дании снизить возраст выхода на пенсию с 64 лет в 2000 г. до 61,3 года в 2008 г. Ситуация по меньшей мере парадоксальная для страны, которая теоретически стремится увеличить минимальный возраст выхода на пенсию до 67 лет.

Значительный разрыв между возрастом выхода на пенсию и фактическим прекращением экономической активности характерен

не только для Дании. Почти во всех странах Европы работники прекращают работать до официального возраста получения полной пенсии и даже до наступления минимального пенсионного возраста (по данным 2008 г.): во Франции в среднем в возрасте 59,3 лет, в Германии - в 61,7 года, в Испании - 62,9 года, в Великобритании -в 63 года и т.д. По данным ОЭСР, в Германии, Великобритании и Испании проходит в среднем два-три года между моментом, когда работники покидают рынок труда, и моментом, когда они могут официально предъявить права на получение пенсии.

При осуществлении реформ систем пенсионного обеспечения следует учитывать значительные различия в демографической ситуации в разных странах. В зависимости от демографической ситуации в предстоящее двадцатилетие страны должны будут прилагать различные усилия для финансирования своих пенсионных систем. Возможности Франции в этом плане более ограничены, чем в других сопоставимых государствах. Однако это не отменяет необходимость реформировать пенсионную систему Франции с учетом определенных условий, особенно тяжести и вредности некоторых видов труда. Желательно, чтобы улучшилась ситуация на рынке труда, так как увеличение безработицы среди пожилых работников делает мероприятия в области пенсионного обеспечения довольно противоречивыми. В этом контексте реформа пенсионной системы может выразиться в перекладывании нагрузки на страхование от безработицы и через некоторое время в снижении размеров пенсий.

С.Н. Куликова

2011.02.057. ХЭННЭН Р. ДОГОВОРЫ ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ С РАБОТЫ В США: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА. HANN AN R, Post-Employment covenants in the United States: Legal framework and market behaviours // Internat. labor rev. - Geneva, 2010. -Vol. 149. - N 1. - P. 107-119.

Профессор экономики университета штата Теннесси Р. Хэннэн рассматривает различные аспекты соглашений между работодателями и работниками после увольнения последних: в какой степени работодатели на законных основаниях могут ограничивать свободу своих бывших сотрудников? Какова роль судебной системы?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.