Научная статья на тему '2006.02.023. ХЕРЛЬТ Й. ПЕВЕЦ ЛОМАНЫХ ЛИНИЙ: ПОЭТИЧЕСКОЕ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО ИОСИФА БРОДСКОГО. HERLTH J. EIN SäNGER GEBROCHENER LINIEN: IOSIF BRODSKIJ DICHTERISCHE SELBSTSCHöPFUNG. - KöLN, 2004. - 435 S'

2006.02.023. ХЕРЛЬТ Й. ПЕВЕЦ ЛОМАНЫХ ЛИНИЙ: ПОЭТИЧЕСКОЕ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО ИОСИФА БРОДСКОГО. HERLTH J. EIN SäNGER GEBROCHENER LINIEN: IOSIF BRODSKIJ DICHTERISCHE SELBSTSCHöPFUNG. - KöLN, 2004. - 435 S Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006.02.023. ХЕРЛЬТ Й. ПЕВЕЦ ЛОМАНЫХ ЛИНИЙ: ПОЭТИЧЕСКОЕ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО ИОСИФА БРОДСКОГО. HERLTH J. EIN SäNGER GEBROCHENER LINIEN: IOSIF BRODSKIJ DICHTERISCHE SELBSTSCHöPFUNG. - KöLN, 2004. - 435 S»

Форрестер (Суортморский колледж, Пенсильвания) - материалы 5-го Международного конгресса центрально- и восточноевропейских исследований «Русская литература ХХ века»1, Джонатан Людвиг (Иллинойсский ун-т, Урбана-Чампейн) - монографию Эдит Хабер «Михаил Булгаков: Ранние годы»2, Н.Н. Шнейдеман (Торонтский унт) - сборник эссе «Реконструкция канона: Русская литература и критика в 1980-е»3, Элиот Боренстейн (Нью-Йоркский ун-т) -исследование М.Н. Эпштейна, А.А. Гениса, Слободанки М. Владив-Гловер «Русский постмодернизм: Новые перспективы в постсоветской культуре»4. В журнале отрецензированы также книги по истории, истории культуры, экономики, политики России и шире -Восточной Европы.

Т.Н. Красавченко

2006.02.023. ХЕРЛЬТ Й. ПЕВЕЦ ЛОМАНЫХ ЛИНИЙ: ПОЭТИЧЕСКОЕ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО ИОСИФА БРОДСКОГО. HERLTH J. Ein Sänger gebrochener Linien: Iosif Brodskij dichterische Selbstschöpfung. - Köln, 2004. - 435 S.

В реферируемой монографии молодой исследователь из института славистики Кельнского университета Йенс Херльт анализирует разные аспекты воплощения «образа автора» в творчестве Иосифа Бродского; связи данного образа с личным опытом и биографией поэта, с особенностями традиционного для русской литературы восприятия фигуры поэта как облеченной высшим авторитетом. Рассматривая хронологически ранние и поздние сочинения Бродского, его произведения «русского» и «американского» периодов, приводя высказывания поэта по вопросам «жизнетворчества» в многочисленных англоязычных эссе и интер-

1 Twentieth-Century Russian literature: Sel. papers from the Fifth World congress of Central and East European studies, Warsaw, 1995 / Ed. by Ryan K., Scherr B.P. -N.Y., 2000. - 348 p.

2 Haber E.C. Mikhail Bulgakov: The early years. - Cambridge (MA), 1998. -

285 p.

3 Reconstructing the canon: Russian writing in the 1980s / Ed. by McMillin A. -Amsterdam, 2000. - 324 p.

4 Epstein M.N., Genis A.A., S.M.Vladiv-Glover. Russian postmodernism: New perspectives in post-Soviet culture. - N.Y., - 1999. - 528 p.

вью, автор книги приходит к выводу, что взгляд через призму стратегии воплощения «образа автора» позволяет «увидеть» творчество Бродского целиком, в уникальном единстве его исключительного своеобразия. Предлагая свой собственный обобщающий взгляд, исследователь параллельно критически переосмысливает большинство существовавших до сих пор методологий восприятия творчества Бродского, представленных в работах ученых из разных стран.

Как отмечает Й. Херльт, понимание значимости внешней «фигуры автора» для восприятия произведений Бродского присуще большинству исследователей его творчества во всем мире. Одни отмечают работу поэта над конструкцией фигуры автора как нечто само собой разумеющееся, другие же, напротив, видят свою главную задачу в том, чтобы выступить против «фальсифицированного» текста и в противовес ему представить читателю исключительно «саму поэзию». Кельнский славист полагает, что неизменно провозглашаемая Бродским неприязнь к «вуайеристскому» жанру биографии объясняется следующим убеждением поэта (в какой-то мере определяющим его творческую стратегию): если значение поэта в читательском восприятии связывается прежде всего с событиями его жизни, ценность его творчества как такового невысока.

По мнению автора монографии, Бродский на протяжении всей жизни прилагал заметные усилия к тому, чтобы по возможности обессмыслить какие бы то ни было трактовки собственного творчества и выведенного в нем образа поэта. Тут он противостоял русской традиции восприятия поэтического творчества, которая по умолчанию приписывает настоящему поэту жизнь, полную легендарных событий. Хотя сам он отнюдь не отказывался от системы ценностей, доминирующей в русской культуре. Для Бродского поэзия неизменно представляет собой «наивысшую цель человеческого рода», а поэтический текст и сам Поэт как его «транслятор» обладают незыблемым авторитетом. Таким образом, предложенная Бродским разработка «образа поэта» сочетает в себе как тонкое противостояние принятым ранее формам и схемам поэтического «самовоплощения» в русской литературе, так и парадоксальную попытку примирения «образа автора» в русской традиции (отме-

ченного печатью легендарности) и его западного образа, нивелированного постмодернизмом.

Усилия поэта, предпринимаемые в описанном направлении, Й. Херльт исследует «изнутри» поэзии, анализируя, какими чертами обладает «образ поэта Иосифа Бродского», формируемый в его текстах, или, скорее, как именно его тексты влияют на сформировавшийся публичный образ поэта. Исходя из перспективы текста, исследователь рассматривает стратегию, называемую им «самости-лизацией» или «самовоплощением» автора в литературном произведении, в качестве поэтического и риторического проекта, который имеет более важное значение для осмысления категории «жизнетворчества» у Бродского, чем публичное поведение реального автора.

В первом разделе изложены основные исторические и теоретические предпосылки. Исследователь объясняет, какие культурноролевые контексты формируют его прочтение «образа автора» и каковы образно-риторические и рецептивно-эстетические механизмы, задействованные в конструкции данного образа. «Концепция себя» в поэтическом творчестве должна рассматриваться как один из центральных моментов его восприятия, считает Й. Херльт.

Сознательная разработка собственного образа прослеживается уже в раннем творчестве Бродского. В «поэтических истоках» исследователь вскрывает одновременно и феномен инициации, и осознанную его инсценировку. Процесс Бродского, состоявшийся в 1964 г., и последовавшая за ним ссылка на север в ранних стихах превращаются в элементы стратегической для всего последующего творчества литературно-интертекстуальной концепции Себя и Других. Личный опыт подвергается разнообразным перекодировкам с учетом достижений предшествующей литературы и мифологических архетипов, - за счет чего и обретает осмысленность как для читателя, так и для самого поэта (второй раздел).

По мнению Й. Херльта, описанная двойная структура «само-воплощения» Бродского в виде, во-первых, сознательно инсценированного представления подлинной жизни подлинного поэта, и, во-вторых, системы узнаваемых отсылок к литературным предшественникам и «модельным биографиям», характерна для всего его творчества. В третьем разделе исследователь обращается

к отдельным деталям и компонентам «образа автора»: выявляет, каким образом кодируются имя, лицо, одежда, жесты, и как они влияют на формирование цельного «образа автора», несомненно, вписывающегося в рамки русской литературной традиции.

В четвертом разделе рассмотрен центральный, по мнению Й. Херльта, аспект данной темы: жизнетворчество как ауторефлексивный процесс, проявляющийся, в частности, в весьма существенном влиянии предшествующих авторских (и не только) текстов на последующие. «Жизнетворчество как прочтение самого себя» проявляет себя везде, где Бродский продолжает одну из своих главных тем или же подвергает собственное творчество пересмотру, где он дистанцируется от существующих трактовок или же интегрирует их в собственные размышления. Ведущую роль здесь играет стремление поэта утвердить приоритет значимости собственно поэзии над «фигурой автора» и отстраниться не только от плакатно-политического восприятия своего образа и творчества («Бродский - диссидент»), но и от чересчур научного литературоведческого конципирования собственных методов создания образа «Иосифа Бродского».

В пятом разделе предметом исследования становятся поздние тексты поэта и отражение в них представлений Бродского о возможных путях посмертного восприятия его поэзии и жизни, их дальнейшего существования в культурной памяти человечества. По мнению исследователя, Бродский и в последние годы чаще всего прибегает к перекодировке в привычную модель посредничества между поэтом и грядущими поколениями. Однако традиционной модели, рассматривающей смерть поэта в качестве неизбежной жертвы (во имя народа, нации, страны, культуры) он противопоставляет собственную - модель продолжения жизни в виде «фрагментаризованного памятника». В такой модели находят отражение как утрата значимости фигурой поэта в условиях современности (современная западная традиция), так и представления о постоянстве его культурного авторитета (российская традиция). Прочтение в рамках описанной модели позволяет увидеть в образе поэта и его текстах аллегорию особых персонализирующих функций, приписываемых поэтам начиная с рубежа ХУШ-Х1Х вв. Учитывая, что такая персонализация предполагает и антропомор-физацию «категорий и языковых форм», направленных на поэзию

(Х. Шлаффер), поэтическое жизнетворчество Бродского, благодаря его метарефлексивной направленности, следует понимать прежде всего как выявление аллегорического характера фигуры поэта, считает исследователь.

Е.В. Соколова

2006.02.024. РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ ПРОТИВ ФАШИЗМА / Отв. ред. Безбородов А.Б. Сост., предисл., коммент. Цурганова Ю.С. -М.: «Русский мир», 2005. - Т. 2. - 592 с. - (Антология рус. зарубежья).

Вошедшие в антологию воспоминания, письма, политическую публицистику, дневники, созданные деятелями русского зарубежья, объединяет тема борьбы с фашизмом в годы Второй мировой войны.

В антологии пять разделов: «Люди»; «Идеи»; «Организации»; «Борьба», «Победа». С людей, замечает автор предисловия и составитель Ю.С. Цурганов, «все начинается. Они генерируют идеи. Они объединяются для реализации этих идей. Они ведут борьбу. Они одерживают победу» (с. 5)

В антологии опубликованы воспоминания писателя Р. Гуля об аресте и гестаповской тюрьме, главы о евразийстве, сменовеховстве и возвращенчестве, о совпатриотах и коллаборантах из книги «Я унес Россию. Апология эмиграции»1, дневниковые записи 1940-х годов И. А. Бунина, назвавшего и этот период «окаянными днями» и русского историка Сергея Мельгунова2; письма (19391946) А.И. Деникина другу и единомышленнику полковнику П.В. Колтышеву; воспоминания философа Николая Лосского о Праге и Братиславе (1939-1945)3, философа Г. Федотова и политического деятеля, одного из лидеров Партии социалистов-

1 Т.1: Россия в Германии. - М., 2001- С. 210-230; Т.3: Россия в Америке. -Нью-Йорк, 1989. - С.101-116.

2

Устами Буниных: Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие архивные материалы / Под ред. Грин М. : В 3 т. - Франкфурт-на-Майне: Посев, 1982. - Т.3. С. 96-180; Мельгунов С.П. Воспоминания и дневники / Сост., примеч., подг. Емельянова Ю.Н. - М., 2003. - С. 453-474.

3 Лосский Н. Воспоминания. Жизнь и философский путь. - СПб., 1994. -С. 304-323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.