Научная статья на тему '2006. 02. 018. Малола Э. НЕПАД и его критики. Malola E. nepad and its critics // Africa insight. - Pretoria, 2004. - Vol. 34, n 4. - P. 3-11'

2006. 02. 018. Малола Э. НЕПАД и его критики. Malola E. nepad and its critics // Africa insight. - Pretoria, 2004. - Vol. 34, n 4. - P. 3-11 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМОЩЬ АФРИКАНСКИМ СТРАНАМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 02. 018. Малола Э. НЕПАД и его критики. Malola E. nepad and its critics // Africa insight. - Pretoria, 2004. - Vol. 34, n 4. - P. 3-11»

по мере увеличения ВВП, а темпы этого увеличения невысоки. Кроме того, бесконечно сдерживать иностранную конкуренцию в условиях современной глобализации невозможно - открыть свой внутренний рынок от Саудовской Аравии требуют ведущие индустриальные страны и ВТО1.

«И все-таки у Саудовской Аравии есть перспективы и в условиях глобализации. Хотя связи в высших сферах государственной власти были решающими в получении выгодных контрактов и обеспечении крупных состояний, сейчас в Саудовской Аравии больше конкуренции и прозрачности ведения бизнеса, чем в любой другой арабской стране. Более того, - и это является ключевым обстоятельством - значительные состояния, нажитые многими сау-довцами, инвестируются не внутри страны, а за границей, и находятся вне государственного контроля. Исследование Саудовско-американского банка показало, что в 2001 г. 85 тыс. саудовских семей имели за рубежом активов на 700 млрд. долл. Их будущее зависит больше от процветания глобальной экономики и мировых финансовых рынков, чем от государственного покровительства. Само королевство, может быть, еще и не добилось устойчивого и самостоятельного экономического развития, но его богатейшие граждане, без сомнения, добились» (с. 4).

С.В. Минаев

2006.02.018. МАЛОЛА Э. НЕПАД И ЕГО КРИТИКИ. MALOLA E. NEPAD and its critics // Africa insight. - Pretoria, 2004. -Vol. 34, N 4. - P. 3-11.

Директор института Африки ЮАР оценивает роль недавно созданной межправительственной организации - Нового партнерства для развития Африки (НЕПАД), призванного разработать программу действий для возрождения Африки. В основу программы заложены три принципа: 1) приверженность демократии и эффективное управление; 2) принятие стратегии действий, предусматривающей определение условий устойчивого роста, выделение приоритетных секторов и механизм мобилизации ресурсов; 3) создание институционных механизмов - Комитета глав государств как верховного органа и исполнительного секретариата.

1 Членом ВТО Саудовская Аравия стала в декабре 2005 г. - Прим. реф.

Создание новой организации вызвало волну откликов за пределами и внутри Африки. В западной критике преобладают культурологические аргументы. Например, П. Чебел полагает, что «неопатримониальная политическая система глубоко укоренена в африканскую социокультурную матрицу и имеет три характерные черты: неформальность, ретрадиционализм и неспособность побуждать к устойчивому развитию. Если эти соображения не будут приняты всерьез, то вполне вероятно, что НЕПАД не оправдает ожиданий. НЕПАД выражает стремление части африканской элиты к поддержке «демократической ортодоксии», чтобы гарантировать передачу Африке ресурсов (столь необходимых для поддержания патронажно-клиентских отношений), то есть продолжение, а не разрыв того типа отношений с международным сообществом, который установился с момента независимости» (с. 3-4)1.

Африканская критика исходит из различных сегментов гражданского общества и сосредоточена вокруг шести тем:

1. Отсутствие консультаций с гражданским обществом при разработке НЕПАД. Этот мотив доминирует во всех дискуссиях по НЕПАД.

2. Концептуальные и идеологические принципы, заложенные в базовые документы НЕПАД. Некоторые критики признают значение этой инициативы. Дани Набудере считает, что НЕПАД -«продукт продолжающихся поисков африканцами и их лидерами панафриканских структур, которые смогут возглавить социальную и экономическую трансформацию континента в быстро глобали-зующемся мире. Эта инициатива - инструмент борьбы между теми, кто стремится к самоопределению путей развития, и теми, кто хочет продолжения эксплуатации ресурсов Африки ради накопления своих богатств»2. В итоговой декларации форума ученых в Найроби (2002 г.), посвященного будущему Африки, утверждается, что идеологической основой НЕПАД являются идеи неолиберализма. Необходимо учитывать альтернативные модели развития, которые

1 P. Chabal the quest for good government and development in Africa: Is NEPAD the answer // International affairs. - 2002. - Vol. 78, N 3. - Описание здесь и далее по реф. источнику.

2 D. Nabudere. NEPAD: historical background and its prospects. Paper delivered at the African forum for envisioning Africa, 2002. (Nairobi, p. 3)

ориентированы на благополучие граждан. На другом форуме африканских ученых в Аккре (апрель 2002 г.) был сделан вывод, что «неолиберальная экономическая политика лежит в основе плана НЕПАД, который повторяет политический пакет структурных реформ двух предшествующих десятилетий и пренебрегает гибельными последствиями этой политики. Несмотря на риторику об африканских истоках НЕПАД делает ставку на иностранных доноров, прежде всего на Большую восьмерку» (с. 4)1. Центральный комитет конгресса южноафриканских профсоюзов критикует планы приватизации инфраструктуры, заложенные в базовые документы НЕ-ПАД. По их убеждению, приватизированная сфера услуг не будет обслуживать бедняков.

3. Интеграция в мировую экономику. Критики НЕПАД считают, что основная причина маргинализации Африки - существующие условия ее интеграции в глобальную экономику. Необходимо пересматривать отношения с международными экономическими институтами и транснациональными корпорациями. Однако программный документ НЕПАД не предусматривает такого пересмотра.

4. Сохранение в документах НЕПАД приверженности политическим и экономическим постулатам, реформ, предложенных Мировым банком и МВФ.

5. Отсутствие в базовых документах НЕПАД ссылки на преемственность принципов развития, выработанных под эгидой экономической комиссии ООН для Африки (ЭКА). Это - опора на собственные силы, социально-экономические преобразования и демократизация развития. Эти идеи «были подорваны институтами Бреттон-Вудса, и африканцы были лишены фундаментального права самим принимать решения о своем будущем» (с. 5)2.

1 Declaration on African"s development challenges adopted at the joint conference, organized by Coderia and Third world work. - Africa, Accra, Ghana, 23-26 April 2002.

2 A. Addeji. From the Lagos plan of action to the New Patneship for Afrocan development and final act of Lagos to the constitutive act whether Africa? //Keynote address to the African forum for envisioning. - Africa, 2002. - P. 5.

6. Отношения между НЕПАД и институтами Африканского союза. Критики полагают, что НЕПАД самим своим существованием ослабляет Африканский союз и создает угрозу африканскому единству.

Причинами такой критики Малола считает слабую информированность африканской общественности о документах НЕПАД; неверие африканцев своим лидерам, сохранившееся со времен авторитаризма; политическую и идеологическую борьбу в африканских странах; начатую ранее борьбу против структурных реформ, навязанных Африке Мировым банком и МВФ, а также влияние антиглобалистского движения; изменение отношения ряда африканских лидеров к роли ЭКА в разработке программных инициатив и проектов: по их мнению, ключевая роль в фундаментальных вопросах развития Африки должна принадлежать африканским политикам, а не институтам ООН.

Малола рассматривает НЕПАД как логическое развитие всех предыдущих региональных и панафриканских проектов и инициатив, тесно увязанных с деятельностью ОАЕ и Африканского союза. Политические лидеры стремятся учесть конструктивную критику идеологии и программы НЕПАД. В итоговую декларацию саммита Африканского союза в Дурбане (июль 2002 г.) были включены положения о социально-экономических правах как одной из центральных целей развития и о важной роли государства. «Глобализация и либерализация не означают, что правительство не играет никакой роли в социально-экономическом развитии. Это только означает другой тип управления» (с. 10). Эти положения были включены также в план действий НЕПАД, обнародованный в июле 2003 г. По мнению Малолы, активное участие африканского гражданского общества в обсуждении нового панафриканского проекта способствует демократизации африканской политической жизни.

Ю.И. Комар

2006.02.019. МКАНДАВИРЕ Т. ПЛОХО АДАПТИРОВАННЫЕ АФРИКАНСКИЕ ЭКОНОМИКИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. MKANDAWIRE Th. Maladjusted African economies and globalization // Africa development. - Dakar, 2005. - Vol. 30, N 1/2. - P. 1-3.

Директор института проблем социального развития при ООН определяет глобализацию как «процесс, который побуждает поли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.