Научная статья на тему '2006. 02. 019. Мкандавире Т. Плохо адаптированные африканские экономики и глобализация. Mkandawire Th. Maladjusted African economies and globalization // Africa development. - Dakar, 2005. - Vol. 30, n 1/2. - P. 1-3'

2006. 02. 019. Мкандавире Т. Плохо адаптированные африканские экономики и глобализация. Mkandawire Th. Maladjusted African economies and globalization // Africa development. - Dakar, 2005. - Vol. 30, n 1/2. - P. 1-3 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ ЭКОНОМИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 02. 019. Мкандавире Т. Плохо адаптированные африканские экономики и глобализация. Mkandawire Th. Maladjusted African economies and globalization // Africa development. - Dakar, 2005. - Vol. 30, n 1/2. - P. 1-3»

6. Отношения между НЕПАД и институтами Африканского союза. Критики полагают, что НЕПАД самим своим существованием ослабляет Африканский союз и создает угрозу африканскому единству.

Причинами такой критики Малола считает слабую информированность африканской общественности о документах НЕПАД; неверие африканцев своим лидерам, сохранившееся со времен авторитаризма; политическую и идеологическую борьбу в африканских странах; начатую ранее борьбу против структурных реформ, навязанных Африке Мировым банком и МВФ, а также влияние антиглобалистского движения; изменение отношения ряда африканских лидеров к роли ЭКА в разработке программных инициатив и проектов: по их мнению, ключевая роль в фундаментальных вопросах развития Африки должна принадлежать африканским политикам, а не институтам ООН.

Малола рассматривает НЕПАД как логическое развитие всех предыдущих региональных и панафриканских проектов и инициатив, тесно увязанных с деятельностью ОАЕ и Африканского союза. Политические лидеры стремятся учесть конструктивную критику идеологии и программы НЕПАД. В итоговую декларацию саммита Африканского союза в Дурбане (июль 2002 г.) были включены положения о социально-экономических правах как одной из центральных целей развития и о важной роли государства. «Глобализация и либерализация не означают, что правительство не играет никакой роли в социально-экономическом развитии. Это только означает другой тип управления» (с. 10). Эти положения были включены также в план действий НЕПАД, обнародованный в июле 2003 г. По мнению Малолы, активное участие африканского гражданского общества в обсуждении нового панафриканского проекта способствует демократизации африканской политической жизни.

Ю.И. Комар

2006.02.019. МКАНДАВИРЕ Т. ПЛОХО АДАПТИРОВАННЫЕ АФРИКАНСКИЕ ЭКОНОМИКИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. MKANDAWIRE Th. Maladjusted African economies and globalization // Africa development. - Dakar, 2005. - Vol. 30, N 1/2. - P. 1-3.

Директор института проблем социального развития при ООН определяет глобализацию как «процесс, который побуждает поли-

тиков вольно или невольно поощрять внутреннюю и внешнюю либерализацию. В Африке лучше, чем где-либо видно, что глобализация - это прежде всего политически мотивированный процесс. В других регионах, возможно, и подтверждается точка зрения, что движущей силой глобализации являются технология и «невидимая рука» рынка, но в Африке она формируется международными институтами, которые требуют открытия рынков» (с. 2).

Вопрос не в том, глобализуется ли Африка, а в том, при каких условиях это происходит, и почему, несмотря на высокую степень интеграции в мировую экономику, ее экономический рост остается низким.

В последние 20 лет политика африканских стран радикально изменилась. Либерализация торговли, приватизация и акцент на свободные рынки заменили политику лидирующей роли государства и импортзамещения. Однако это не ускорило роста африканских экономик. Более того, «глобализация в Африке сопровождалась промышленной стагнацией и даже деиндустриализацией» (с. 16). Доля обрабатывающей промышленности в ВВП упала в 2/3 африканских стран (с. 18). К концу 90-х годов доля Африки в мировом экспорте (без нефти) сократилась вдвое по сравнению с началом 80-х годов, что означает уменьшение дохода на 68 млрд. долл. - 21% регионального ВВП (с. 4). Вывоз частного капитала из Тропической Африки за 1970 -1996 гг. составил 193 млрд. долл., что превышает суммарный внешний долг (178 млрд. долл. в 1996 г.) (с. 8).

Сосредоточение только на проблеме «открытия» экономики свело на нет прежние усилия по созданию внутренне интегрированных экономик и индустриальной структуры, которые могли бы стать основой для последующей диверсификации африканского экспорта. «Акцент исключительно на обслуживание внешнего сектора отвлекает скудные ресурсы и лишает политических возможностей влиять на более фундаментальные основы экономического развития» (с. 24).

Структурные экономические реформы, навязанные Африке международными институтами, обусловили низкий уровень роста, ухудшение социальных условий жизни населения и маргинальный характер и статус в мировой экономике. Конкретная программа структурных реформ оправдывалась утверждающейся идеологией

неолиберализма, отрицавшего стратегическую роль государства, национализм и принцип справедливости в экономическом развитии.

В «доглобализационный» период влияние внешних факторов на экономическое развитие принималось всерьез, а в эру глобализации, наоборот, решающая роль отводится внутренним факторам экономической политике, управлению и прочим. Сегодня зависимость Африки от внешних факторов совершенно очевидна, тем не менее, она не учитывается современной теорией. Только в последние годы международные институты стали нехотя признавать этот факт, однако настаивают на том, что время все исправит и африканские страны в конечном счете получат выгоды от проведенных реформ.

«Политические ошибки, особенно такие системные, как в программах структурных реформ, оказывают длительное влияние на развитие экономики даже после отказа от такой политики. Эти ошибки создают плохо адаптированные экономики, неспособные извлечь выгоды из глобализации... Такая ситуация настоятельно требует, чтобы сами африканцы взяли на себя задачу восстановления механизмов развития в своих странах и в коллективных формах. Чтобы извлекать выгоды от взаимодействия с остальным миром, африканские политики должны осознать масштабные задачи корректировки своих неотрегулированных экономик. Они должны будут проводить более определенную, более гибкую и более смелую политику, чем до сих пор» (с. 26).

Ю.И. Комар

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2006.02.020. ХОЛЛИДЕЙ Ф. ИСЛАМ И МИФ О КОНФРОНТАЦИИ. РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. HALLIDAY F. Islam and the myth of confrontation. Religion and politics in the Middle East. - L.,N.Y.: Pauris, 2003. - 255 p.

Английский политолог, специалист по Ближнему Востоку, отмечает, что события 11 сентября 2001 г. воспринимаются многими на Западе и на Востоке как веское доказательство тезиса Хантингтона о «конфликте цивилизаций». Сами организаторы терактов, считают себя участниками конфликта между исламом и хри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.