АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК
ЭКОНОМИКА
2006.02.017. УИЛСОН Р. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В САУДОВСКОЙ АРАВИИ.
WILSON R. Бсопотю development in Saudi Arabia. - L., N.Y.: Routledge. - Curzon, 2004. - XVI,193 р.
Профессор Даремского университета (Великобритания) рассматривает Саудовскую Аравию в качестве обычной развивающейся страны, оспаривая распространенное мнение, что саудовская экономика полностью построена на нефтяной ренте и нельзя применять к ней какие-либо теории экономического развития. Сторонники этой точки зрения ссылаются на то, что по формальным показателям никакого развития в Саудовской Аравии вообще не происходит: в 2001 г. ВВП на душу населения составлял 8480 долл. -вдвое меньше, чем в 1970-е годы. «Однако саудовская экономика до сих пор не рухнула, как это предсказывали ее критики в течение двух десятилетий. В своем исследовании я отстаиваю оптимистичный взгляд на экономическое развитие Саудовской Аравии, признавая его неравномерность и парадоксальность. Падение национального дохода на душу населения отражало просто снижение нефтяных цен в какой-то период, между тем как численность местного населения быстро росла. Этот рост, в свою очередь, следует рассматривать не как бремя для экономики, а как ее актив... В стране имеется 374 тыс. студентов, и по этому показателю она занимает в арабском мире второе место после гораздо более населенного Египта... В абсолютных цифрах ВВП продолжает расти, и в 2001 г. он превысил 186,7 млрд. долл. - экономика Саудовской Аравии является крупнейшей и на Ближнем Востоке, и в исламском мире в целом» (с. 1).
В случае с Саудовской Аравией можно провести параллели с развитием ведущих индустриальных стран. Когда-то у них была экономика, построенная на сельском хозяйстве, и изменяться она начала по внутренним причинам, и по мере развития средств сообщения внутренний рынок стал увеличиваться. Рост населения, в свою очередь, способствовал росту спроса на товары и услуги. В 70-е гг. примерно то же происходило и в саудовской экономике. До тех пор королевство, несмотря на то, что было в политическом отношении единым, экономически оставалось совершенно разрозненным. Джедда являлась крупным портовым и коммерческим центром, но ее связи с Эр-Риядом - ограничены. В свою очередь, Восточная провинция, центр нефтедобычи, была своеобразным анклавом, где господствовала «Арабо-американская нефтяная компания - АРАМКО», на которой работали в основном американцы и другие иностранцы. «Важнейшим достижением 70-х годов было не увеличение саудовских доходов в результате двух нефтяных шо-ков, а появление единого национального рынка товаров, услуг и, в меньшей степени, рабочей силы. В это время распределение импортных товаров, купленных за нефтедоллары, впервые стало не региональным, а общенациональным. Создана национальная промышленность, финансируемая за счет субсидируемых кредитов Саудовского индустриального фонда развития - и эта промышленность поставляла товары на общенациональный рынок, защищенный от иностранной конкуренции системой лицензирования и высокими импортными тарифами» (с.7).
Успехи в экономическом развитии Саудовской Аравии с тех пор очевидны и по меркам развивающихся стран, и по меркам ведущих индустриальных стран. Построены хорошие дороги, порты и аэропроты, вложены большие деньги в производство общедоступных услуг - прежде всего в водоснабжение. Инфляция очень низка и составляла в среднем всего 0,9% в год в 1991-2000 гг. Саудовская Аравия отличается валютной стабильностью - ей удается поддерживать фиксированный курс риала - 3,74 риала за американский доллар. Промышленность, которая в 1981 г. производила всего 5% ВВП, в 2001 г. давала уже 10,2%. При этом значительную долю этой промышленности составляли первоклассные ориентированные на экспорт предприятия, производящие продукты нефтехимии, сталь, удобрения и строительные материалы. Наибольшими
темпами росло производство услуг: в 1981 г. оно составляло 18,4% ВВП, а в 2001 г. - уже 43,1%. Две самые крупные компании Ближнего Востока находятся именно в Саудовской Аравии и действуют в промышленности (Saudi Arabia basic industries corporation) и сфере услуг (Saudi telecom). Наконец, несмотря на сухой климат, здесь развивается сельское хозяйство - 1,1% ВВП в 1981 г. и 5,2% в 2001 г. В 1970-е годы страна полностью зависела от поставок зерна из Судана, а сейчас сама экспортирует туда зерно (с. 2).
Саудовские экономические проблемы также вполне типичны для индустриальных и развивающихся стран. «Главной проблемой стала слабость экономической политики государства - ему не удалось обеспечить независимость бюджета от нефтяных доходов. Не были найдены значительные налоговые источники - и это привело к большому бюджетному дефициту и ежегодным внешним заимствованиям, начиная с 1982 г. Единственным исключением стал 2000 г., когда нефтяные цены были относительно высоки. Нефтяные доходы составляли примерно 3/4 общих бюджетных доходов в 1982 г., и, если не считать падения этой доли в 1988-м и в 1998 годах (из-за очень низких мировых цен на нефть), не было никаких серьезных попыток расширить налоговую базу» (с.21).
Немалой проблемой стали неудачные попытки экономического планирования. Планирование в этой стране было мало похоже на советское, египетское, сирийское или иракское - власти не увлекались социалистическими экспериментами, не вводили ограничений на хождение иностранной валюты и поощряли частное предпринимательство. Первоначально планированием в Саудовской Аравии занялись потому, что нужно было упорядочить нефтяные расходы - уже в 50-х годах нефтедолларов у правительства стало довольно много, однако из-за бессмысленных и случайных расходов в 1955-м и 1957-м годах произошли валютно-экономи-ческие кризисы. Инициатором планирования был Анвар Али - первый глава Саудовского арабского денежного агентства (аналога центрального банка, надзирающего за коммерческими банками и отвечающего за курс национальной валюты). В 1959 г. создан Комитет экономического развития, включающий министров нефти, сельского хозяйства, образования и связи. В 1961 г. по предложению Мирового банка создан также Совет по планированию, на который официально возложена разработка стратегии экономическо-
го развития. Однако министерства явно не желали руководствоваться рекомендациями Совета в расходовании госсредств, давая понять, что министры обладают большим политическим весом, чем члены Совета. В результате в 1965 г. он был упразднен. Взамен создана Организация центрального планирования (ОЦП) - полномочий у нее было меньше, чем у Совета, и они сводились к консультациям министерствам и финансовой оценке решений, принимаемых Советом министров.
Тем не менее, ОЦП была назначена ответственной за выполнение первого пятилетнего плана 1970-1975 гг. Его целью объявлено «сохранение Саудовской Аравией ее религиозных и моральных ценностей, повышение уровня жизни народа и обеспечение экономической и социальной стабильности». Никаких особых достижений этот план не принес, кроме того, что министерства при составлении собственных программ расходования средств были вынуждены помнить, что еще есть пятилетний план - иногда они учитывали его ориентиры, иногда нет. Некоторые плановые задания были даже превзойдены (в частности, в строительстве транспортной инфраструктуры и в развитии системы образования), однако это объяснялось увеличением нефтяных доходов и созданием Государственного инвестиционного фонда, а не тем, что ОЦП имела какой-то контроль над распределением финансовых ресурсов. Плановые задания по жилищному строительству и телекоммуникациям были провалены, но и к этому составители плана не имели никакого отношения.
Относительно успешным оказался второй пятилетний план (1975-1980 гг.). В результате учетверения мировых нефтяных цен в 1973-1974 гг. власти получили значительные финансовые средства и запланировали строительство двух индустриальных центров -Джубаила и Янбу, - где должны были располагаться нефтехимические, сталеплавильные и алюминиевые предприятия. Об образовании во втором пятилетнем плане говорилось меньше, чем в первом, однако указывалось, что необходимо вдвое увеличить приток иностранной рабочей силы, прежде всего преподавателей. Несмотря на то, что в 1975 г. ОЦП была преобразована в министерство планирования, его роль не возросла. Во-первых, в том же году число министерств увеличилось с 14 до 20, и министерство планирования было наименее влиятельным. Во-вторых, выполнение пятилетнего
плана (прежде всего строительство Джубаила и Янбу) было возложено на министерство торговли и промышленности под надзором специальных королевских комиссий.
Дальнейшие пятилетние планы составлялись скорее под влиянием бюрократической инерции. После середины 80-х годов у государства уже было не так много нефтедолларов, и основные надежды в выполнении планов возлагались на частный сектор, который, прежде всего должен был обеспечить занятость саудовцев и заменить ими иностранных рабочих. Однако никаких стимулов выполнять плановые задания у частного сектора не было. «Так как никто ни в министерстве планирования, ни где бы то ни было еще не наказывался за провал плановых заданий и не награждался за их выполнение, планирование превратилось в интеллектуальное упражнение, оторванное от экономических реалий, с которыми сталкивалось большинство саудовских граждан» (с. 25). Дело кончилось тем, что после падения нефтяных цен в 1998 г. ответственность за планирование (а также за налоговую и внешнеторговую политику) была возложена на Высший экономический совет, возглавлявшийся наследным принцем (ныне королем) Абдаллой. Седьмой семилетний план (2000-2005 гг.) уже составлялся этим советом, который, в отличие от министерства планирования, обладал всеми экономическими полномочиями. Условия для выполнения плана, казалось, были идеальными - из-за роста цен на нефть в 2000 г. Саудовская Аравия получила 62 млрд. долл. (почти в два раза больше, чем прогнозировалось). Однако и в данном случае о планировании экономического развития можно говорить весьма условно. Слишком зависимы оказались плановые показатели от цен на нефть: предполагалось, что они будут достигнуты при цене в 25 долл. за баррель, а цена в 2000 г. оказалась гораздо выше. Поэтому вместо запланированных 3,16% ВВП вырос на 15%. Предполагалось, что рост инвестиций на 6,85% ежегодно обеспечит частный сектор, однако из-за роста цен бюджетный профицит в 2000 г. составил 7 млрд. долл., рост госрасходов на 84 млрд. долл., и государство стало склоняться к тому, чтобы наращивать именно госинвестиции. Кроме того, план ограничивался формальными показателями экономического роста и инвестиций - об экономических реформах в нем говорилось лишь в общих чертах. В частности, признавалась необходимость приватизации части госпредприятий, но
не было названо не только число таких предприятий, но и отрасли, в которых приватизация должна начаться в первую очередь.
Кроме слабости и непоследовательности экономической политики в Саудовской Аравии существует еще много проблем, делающих ее похожей на другие развивающиеся страны. В частности, иностранные инвестиции в 1984-1997 гг. составили всего 4 млрд. долл. и отток капитала из страны значительно превышал его приток. В 2000 г. пришлось принимать специальный закон, впервые позволяющий стопроцентное иностранное владение саудовскими предприятиями, чтобы привлечь инвесторов. Получается, что Саудовская Аравия с большим запозданием идет по пути восточноази-атских стран, делающих ставку именно на иностранные инвестиции - в 1984-1997 гг. Малайзия привлекла 40 млрд. долл. инвестиций, а Сингапур - 50 млрд. (с. 35).
Главной проблемой, однако, по-прежнему является чрезмерная зависимость экономики Саудовской Аравии от сырьевого экспорта. В 1930 г., после того как в соседнем Бахрейне была обнаружена нефть, западные советники рекомендовали королю Абдул Азизу поискать нефть и на саудовской территории. В 1933 г. король отдал поиски и разработку возможных запасов нефти в концессию на 60 лет американской компании Standard Oil of California (нынешняя Chevron), которая для саудовских разработок создала компанию с названием Californian-Arabian Standard Oil. В 1938 г. бурение на глубине 1440 метров дало результаты: было открыто самое крупное в мире месторождение нефти. В 1944 г. компания была переименована в Arabian American Oil Company (Aramco). В 1948 г. компания Standard Oil of New Jersey (нынешний Eхxon) стала одним из совладельцев Aramco. В 1973 г. саудовское государство на всякий случай купило 25% акций Aramco. В 1974 г. среднегодовая цена нефти увеличилась в 4 раза - до $12 за баррель. Саудовцы тут же купили еще 35% акций Aramco, а в 1980 году полностью национализировали компанию (с. 40).
«В результате нефть по-прежнему составляет 70% государственных доходов, 85% экспорта и 35% ВВП... Главный упор в саудовской экономической политике делается на тактические маневры в отношениях с другими странами ОПЕК и, через картель, в отношениях с западными покупателями нефти. Министр нефти докладывает о планах этих маневров королю и наследному принцу, а не
другим министрам. В частности, министр планирования считается намного менее важной фигурой, чем министр нефти, и между министерствами, в сущности, нет никаких контактов. Поэтому интересы экономического развития не имеют и никогда не имели никакого влияния на политику в области нефтедобычи; наоборот, задачи экономического развития рассматриваются как набор приоритетов расходования государственных средств, полученных от нефтедобычи за пятилетний период, - задачи которые могут быть выполнены, а могут быть и не выполнены» (с. 49). Зависимость экономической политики от нефти в последние годы даже выросла.
В 70 - 80-е годы у государства были значительные валютные резервы, которые выступали своеобразной страховкой, - если нефтяные цены падали, то это необязательно вело к сокращению госрасходов. Сейчас, когда у саудовских властей уже нет резервов, и государственный долг составляет 95% ВВП (в 2002 г. он равнялся 173 млрд. долл.), влияние нефтяных цен на госрасходы проявляется тут же. Например, когда цены в 1966 г. упали до 10 долл. за баррель, уже в 1999 г. саудовские власти были вынуждены сократить расходы сразу на 2 млрд. долл. - и это сокращение было бы еще более значительным, если бы не новый рост мировых цен на нефть в 1999 г. Особенно страдают расходы на инвестиции, так как расходы на зарплаты госслужащим власти стараются не уменьшать. «По иронии судьбы именно инвестиции в диверсификацию производства и достижение устойчивого промышленного роста, не зависящего от нефти, уменьшаются в период падения нефтяных цен, в то время как потребление в виде расходов госсектора на зарплаты остается прежним. В период падения нефтяных цен также нарушается нормальное распределение денег между центром и периферией: Эр-Рияд, как административный центр, зависящий от государственного финансирования зарплат чиновников, начинает получать относительно больше денег, а периферийные районы, зависящие от госрасходов на инфраструктурные проекты, - относительно меньше» (с.49).
Но даже если в дальнейшем цены на нефть будут относительно высоки, и у властей хватит денег на инвестиции в промышленность, ее будущее, как и в других развивающихся странах, остается неопределенным. Ориентация промышленности на внутренний рынок означает, что спрос на ее продукцию будет расти только
по мере увеличения ВВП, а темпы этого увеличения невысоки. Кроме того, бесконечно сдерживать иностранную конкуренцию в условиях современной глобализации невозможно - открыть свой внутренний рынок от Саудовской Аравии требуют ведущие индустриальные страны и ВТО1.
«И все-таки у Саудовской Аравии есть перспективы и в условиях глобализации. Хотя связи в высших сферах государственной власти были решающими в получении выгодных контрактов и обеспечении крупных состояний, сейчас в Саудовской Аравии больше конкуренции и прозрачности ведения бизнеса, чем в любой другой арабской стране. Более того, - и это является ключевым обстоятельством - значительные состояния, нажитые многими сау-довцами, инвестируются не внутри страны, а за границей, и находятся вне государственного контроля. Исследование Саудовско-американского банка показало, что в 2001 г. 85 тыс. саудовских семей имели за рубежом активов на 700 млрд. долл. Их будущее зависит больше от процветания глобальной экономики и мировых финансовых рынков, чем от государственного покровительства. Само королевство, может быть, еще и не добилось устойчивого и самостоятельного экономического развития, но его богатейшие граждане, без сомнения, добились» (с. 4).
С.В. Минаев
2006.02.018. МАЛОЛА Э. НЕПАД И ЕГО КРИТИКИ. MALOLA E. NEPAD and its critics // Africa insight. - Pretoria, 2004. -Vol. 34, N 4. - P. 3-11.
Директор института Африки ЮАР оценивает роль недавно созданной межправительственной организации - Нового партнерства для развития Африки (НЕПАД), призванного разработать программу действий для возрождения Африки. В основу программы заложены три принципа: 1) приверженность демократии и эффективное управление; 2) принятие стратегии действий, предусматривающей определение условий устойчивого роста, выделение приоритетных секторов и механизм мобилизации ресурсов; 3) создание институционных механизмов - Комитета глав государств как верховного органа и исполнительного секретариата.
1 Членом ВТО Саудовская Аравия стала в декабре 2005 г. - Прим. реф.