Таким образом, тяготы проводимых реформ усугубили деление в обществе - прежде всего этническое. Население вынуждено обращаться к традиционным формам взаимопомощи. «Семья и соседская общность стали самыми эффективными социальными единицами» (с. 164). Надежды и ожидания людей в основном связаны с будущим семьи, детей, а в общенациональном плане - с экономическим возрождением и политической стабильностью.
Сохранение уважения к институту государства выражается в одобрении его деятельности по поддержанию единства страны и межэтнического мира. Одновременно «стереотип общественного сознания (сильное государство, представленное сильной исполнительной властью, может вести к экономическому росту, а затем к демократическим реформам) может ослабевать, как свидетельствуют данные о недовольстве общества правительственной экономической политикой и состоянием демократии в стране»; поскольку 12 лет экономических реформ не привели к росту благосостояния населения, «кредит общественного доверия, полученный правительством после провозглашения независимости, иссякает, народ выражает все большее нетерпение относительно провалов в осуществлении экономических реформ» (с. 165).
С. И. Кузнецова
2006.01.026. ВЕЙЦ Р. ШТОРМОВЫЕ ТУЧИ НАД ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИЕЙ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСЛАМСКОГО ДВИЖЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА (ИДУ)?
WEIZ R. Storm clouds over Central Asia: Revival of the Islamic movement of Uzbekistan (IMU)? // Studies in conflict and terrorism. -Wash., 2004. - Vol. 27, № 6. - P. 505-530.
По мнению автора (Институт анализа внешней политики, Вашингтон), террористические акты в 2004г. в Узбекистане свидетельствуют о жизнеспособности партии Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Однако эти выступления быстро подавляются, так как ИДУ не пользуется широкой народной поддержкой, а США, Россия и Китай проявляют солидарность в борьбе против терроризма в Центральной Азии (ЦА).
ИДУ создана в 1988 г., ее лидер Тахир Юлдашев (мулла из Намангана) участвовал в гражданской войне в Таджикистане 19921997 гг. на стороне исламистов, после заключения там мирного со-
глашения присоединился к Усаме бин Ладену в Афганистане. Оценки численности членов ИДУ разноречивы: от нескольких сотен человек до 9 тыс., среди них не только узбеки, но и чеченцы, уйгуры из Синьцзяна (с. 506). В июне 2001 г. ИДУ переименовала себя в Исламское движение Туркестана, что подразумевает претензии на создание исламского государства во всей ЦА и Синьцзяне, но во властных структурах и СМИ сохраняется прежнее название - ИДУ.
ИДУ поддерживает тесные связи с «Аль-Каидой» и «Талибан», ее члены участвовали вместе с ними в сопротивлении антитеррористической кампании в Афганистане, возглавляемой США. Правительство Хамида Карзаня стремилось уничтожить остатки ИДУ на своей территории, но, по заявлению министра иностранных дел Киргизии в декабре 2003 г., «деятельность ИДУ в Афганистане продолжает угрожать странам Центральной Азии» (с. 507). ИДУ также координирует свою деятельность с «Хизб ут-Тахрир».
Финансовая база ИДУ - наркоторговля, помощь от «Аль-Каиды» и этнических узбеков в Саудовской Аравии. Тренировки боевиков ведут инструкторы из Ирана, Пакистана и Саудовской Аравии. В частности, один из лидеров ИДУ Джума Намангани получал указания и помощь от Interservices intelligence agency (ISI) Пакистана, Юлдашев базировался в Пешаваре в 1995-1998 гг., с ним были связаны некоторые исламистские политические партии Северо-Запада Пакистана, сюда бежали в конце 2001 г. Юлдашев и члены его группы после успешных военных действий антиталибской коалиции в Афганистане (в 2003 г., по агентурным данным, они оставались в Пакистане). Правда, после 11 сентября пакистанские власти усилили сотрудничество с правительствами ЦА в усилиях последних подавить выступления ИДУ, Юлдашев был ранен, а несколько членов ИДУ выдворены в Узбекистан.
Своей главной целью в Узбекистане ИДУ провозгласило свержение светского, авторитарного режима И. Каримова и установление исламской республики типа талибского правления. Попытки убийства И. Каримова и другие террористические акты ИДУ успешно подавлялись узбекскими властями, которые заявляли, что Киргизия и Таджикистан действуют недостаточно энергично против ИДУ на своей территории. Действительно, рейды ИДУ в Киргизии были более успешными, особенно на юге республики (взрывы бомб, захват заложников). Слабость Таджикистана использовалась ИДУ для
создания здесь своих баз, транспортировки наркотиков и неоднократных вторжений боевиков в Киргизию и Узбекистан.
Удастся ли организовать региональный отпор террористическим выступлениям ИДУ? СНГ создало антитеррористический центр в Бишкеке в 2000 г. и коллективные силы быстрого реагирования в ЦА в 2001 г., в мае 2002 г. учреждена Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ, вошли Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан), одновременно членами ШОС организован региональный антитеррористический центр (вначале в Бишкеке, затем переведен в Ташкент), который должен взаимодействовать с аналогичными центрами СНГ. В рамках ШОС проводились совместные маневры в 2002 г. и 2003 г. в Восточном Казахстане и Синьцзяне параллельно с оживлением деятельности НАТО в регионе (программа «Партнерство во имя мира»), хотя для НАТО приоритетны события в Афганистане и Ираке, а не противодействие ИДУ.
В основном антитеррористическое сотрудничество является не региональным, а двусторонним. Основная его сила - российские войска. Россия открыла новую авиационную базу в Канте (Киргизия) в октябре 2003 г. - первую за рубежом после распада СССР. Региональному сотрудничеству препятствуют противоречия между государствами ЦА, опасения многих относительно претензий Узбекистана на лидерство.
США включили ИДУ в список иностранных террористических организаций еще 15 сентября 2000 г., заморозив ее активы на американской территории. Помощь США (особенно военная) государствам ЦА возросла после 11 сентября и использования баз и транспорта региона во время антитеррористической операции в Афганистане. В зарубежной литературе дебатируется вопрос, насколько ИДУ угрожает американским интересам. Одни специалисты утверждают, что правительства стран ЦА преувеличивают угрозу, исходящую от террористических групп: 1) во имя оправдания репрессий против внутренней оппозиции, а также своих политических и экономических провалов; 2) для получения дополнительной прямой помощи Вашингтона и плюс косвенных доходов от присутствия американских военных баз. Другие аналитики протестуют против длительного американского военного присутствия в регионе, если одновременно здесь не будет поощряться процесс демо-
кратизации и искореняться наркоторговля; кроме того, это присутствие тревожит Россию и Китай. Наконец, третьи обозреватели верят, что длительное американское присутствие принесет мир, безопасность и справедливость в регион, столь важный с точки зрения глобальной антитеррористической войны и как источник нефтегазовых ресурсов.
В действительности «возросшее военное присутствие США не привело к появлению демократических режимов в регионе. В то же время Россия и, с меньшим энтузиазмом, Китай по достоинству оценили полезное воздействие возросшей роли США в Центральной Азии. Российские лидеры, не желая своего большего военного вовлечения в регион, признали американское военное присутствие здесь ценным инструментом борьбы с хаосом и экстремизмом вдоль южных границ России» (с. 520)1. Во время операции в Афганистане Россия оказывала содействие американским силам, так как, по признанию министра иностранных дел И. Иванова, эта операция способствовала укреплению безопасности южных границ. Правда, Россия ожидала ухода американских войск из ЦА по завершении операции в Афганистане.
В конце статьи автор отмечает, что террористические акты ИДУ в Узбекистане в марте и июле 2004 г. знаменовали переход к новой тактике - использованию смертников по примеру Ближнего Востока и Чечни. Кроме того, «нападения в Узбекистане предполагают, что ИДУ (так же как "Аль-Каида") могло децентрализовать командование и контроль за местными автономными ячейками» (с. 521). Ответные действия узбекских служб безопасности были весьма жесткими. Это вызывает опасения, что репрессии отпугнут умеренную оппозицию, а также вызовут критику в США за нарушения прав человека. Таджикский вариант включения исламской оппозиции во властные структуры в Ташкенте не пройдет. «В ближайшей перспективе ИДУ, очевидно, останется в Центральной Азии разрушительной силой, но с ней можно будет справиться» (с. 522).
С. И. Кузнецова
1 См.: Rumer B. The powers in Central Asia // Survival. - 2002. - Vol. 44, № 3. Описание по реф. источнику.