Научная статья на тему 'Особенности борьбы с терроризмом b Центральной Азии в современных условиях'

Особенности борьбы с терроризмом b Центральной Азии в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
435
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности борьбы с терроризмом b Центральной Азии в современных условиях»

мую конфронтацию с родителями. В то же время в условиях тотальной нищеты и при отсутствии реальных карьерных перспектив ислам предоставляет городской молодежи «благородный» путь повышения социального статуса. Он «служит опорой молодым в поисках идентичности, в их борьбе за признание обществом, за статус взрослых».

Реферат подготовила Н.Б. Шувалова.

«Реферативный журнал: Востоковедение и африканистика», М., 2011 г., № 11, с. 56-61.

Л. Васильев,

старший научный сотрудник (ИДВ РАН) ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Экстремизм и сепаратизм в Центрально-Азиатском регионе, а также сопутствующий им терроризм представляют собой сложные и многоаспектные явления, содержащие политический, экономический, социальный, криминальный и военный компоненты. Здесь оперируют международные террористические организации или их подразделения, радикально настроенные исламские фундаменталисты, экстремистские группировки, что вызывает обеспокоенность как государств региона, так и всего мирового сообщества. Важно учитывать и тот факт, что их возникновение имеет внутренние причины, схожие для разных стран. В то же время их деятельность прочно связана с идейными течениями за пределами региона, а террористические организации Центральной Азии тесно сообщаются с международным криминальным сообществом, контролирующим торговлю оружием, наркотиками, людьми.

Следует учитывать, что сепаратизм представляет собой определенное политическое течение, в то время как экстремизм и терроризм - это способы достижения политических целей, которые достаточно широко используют как сепаратисты, так и представители некоторых других политических течений. Иными словами, если сепаратизм является содержанием определенных политических идей, то экстремизм и терроризм - это формы их реализации.

Основные причины возникновения сепаратистских движений в Центральной Азии состоят в следующем.

Дезинтеграция бывших республик Советского Союза в новые независимые государства вызвала усиление национализма и межэтнических трений, несущих угрозу их дальнейшего дробления. Эту опасность усиливала слабость государственной власти, сопутствующая обычно начальному периоду их становления. Так, российские ученые подсчитали, что в период распада СССР на его территории существовали 180 районов, где наблюдалась повышенная межэтническая напряженность, причем в среднеазиатских республиках она тогда была весьма высокой. Это объяснялось, в частности, тем, что в этих государствах существует большое число сложно перемешанных этнических анклавов. К примеру, в Ферганской долине они представляют практически все центрально-азиатские национальности. Положение усугублялось еще и тем, что административные границы этих республик в советское время многократно и произвольно передвигались, порождая ряд пограничных проблем, которые окончательно не урегулированы до сих пор. Это тоже не способствует этническому добрососедству, вызывая желание воссоединиться с основной массой своих соплеменников.

Одной из причин сепаратизма в Центральной Азии является неравномерность социально-экономического развития различных центральноазиатских государств. Так, например, уровень жизни в Казахстане и Узбекистане существенно выше аналогичных показателей в Киргизии и Таджикистане. Этим объясняется стремление национальных меньшинств, проживающих в приграничных районах менее развитых государств, к территориальному воссоединению со своим этносом, живущим, соответственно, в Казахстане и Узбекистане.

Нынешний сепаратизм в государствах Центральной Азии дополняется также борьбой за территориальную автономию внутри конкретной страны, когда одной ее части не нравятся засилье и диктат выходцев из другой ее части, что является следствием кланового подхода к формированию властных структур. Все это, помноженное на непростые межгосударственные отношения в регионе, перенаселенность многих его районов, ограниченность водных ресурсов и другие проблемы, препятствует укреплению стабильности в нем. К тому же местные сепаратисты время от времени используют террористические методы борьбы, что в ус-

ловиях сложной межэтнической обстановки может привести к тяжелым последствиям.

К районам Центральной Азии, в которых наиболее сильно проявляются сепаратистские настроения, в первую очередь следует отнести узбекские анклавы Сох и Шахимардан, расположенные на территории Киргизии, с общей численностью проживающего в них населения, по разным данным, от 40 до 50 тыс. человек.

Данные анклавы оторваны от основной территории своих государств, что создает значительные трудности для их населения. Узбекским руководством предпринимаются попытки заключить со своими киргизскими коллегами соглашение об обмене территориями, с тем чтобы анклав Сох был присоединен широкой полосой земли к «материковой» части Узбекистана. В обмен Киргизии предлагалось передать южную часть Соха. Однако киргизская сторона считает для себя невыгодным заключать подобное соглашение, так как в этом случае два района страны - Лейлекский и Баткенский - почти полностью будут отрезаны от остальной территории. Вопрос обостряется еще и тем, что в Сохе открыты нефтяные месторождения. В настоящее время наблюдается насильственный захват конкретных месторождений как с той, так и с другой стороны. Причем Узбекистан, имея более мощные вооруженные силы, активно пользуется этим, наращивая свой военный контингент на границах с Киргизией и в анклаве Сох. В последние годы наблюдался явный рост националистических настроений в узбекской диаспоре и в других районах Киргизии. Ее представители, используя коррумпированность местных должностных лиц, стремятся занять ключевые посты в ряде отраслей экономики, торговли, сельхозпроизводства, в сфере обслуживания и особенно - в органах власти и управления. Появлялись организации, лидеры, выдвигались требования об обязательной квоте для узбеков в парламенте и органах государственной власти, о необходимости законодательного закрепления поста губернатора Ошской области и мэра города Ош за лицами узбекской национальности.

Однако основным районом Центральной Азии, где наиболее активно действуют сепаратисты, является Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) Китая. Конфликт здесь носит не только этнический, но религиозный характер, так как уйгуры являются тюркоязычными мусульманами. Они желают создать независимое государство Уйгурстан, или Восточный Туркестан. Данное стремление имеет глубокие исторические корни. Уйгуры - одна из древнейших народностей Центральной Азии. И хотя факты появления

на исконной территории их проживания ханьцев (китайцев центральных провинций Поднебесной империи) отмечались уже во II в. до н.э., здесь со временем сложилось Джунгарское ханство, населенное преимущественно уйгурами. И лишь в 1757-1759 гг. эти земли были завоеваны Китаем, присвоившим им название «Синьцзян», что означает «новая территория». Однако коренное население не смирилось с аннексией и периодически поднимало восстания против китайского владычества. После образования КНР Пекин в 1955 г. предоставил краю определенную автономию и преобразовал провинцию Синьцзян в Синьцзян-Уйгурский автономный район. Но это не решило полностью национальный вопрос на Северо-Западе страны, и антикитайские настроения там сохраняются поныне.

Активизацию сепаратистских настроений в СУАР вызвали распад СССР и пример обретения независимости и реальной собственной государственности целым рядом народов Средней Азии. На этой волне лидеры движения заявили о намерении продолжать борьбу за отделение от Китая «в любом случае и не считаясь с жертвами».

Основной сепаратистской организацией уйгуров является Исламское движение Восточного Туркестана, которое пользуется наибольшей поддержкой среди представителей этого этноса в регионе. Вооруженный путь борьбы за свою независимость был избран Всемирным уйгурским курултаем, который проходил в Стамбуле в конце 1996 г. На нем большинство участников высказалось за «чеченский вариант» развития событий, как наиболее действенный в решении уйгурской проблемы, конечной целью которого является создание государства Восточный Туркестан. В настоящее время, по официальной статистике КНР, численность населения СУАР превышает 15 млн. человек, из них тюркоязыч-ных народов мусульманского вероисповедания около 9 млн., т. е. 60%. В том числе уйгуров - более 7 млн., казахов - 900 тыс., киргизов - 130 тыс. Однако устремления участников движения выходят за рамки территории СУАР. Ими предусматривается включение в состав нового государства областей других государств региона, прежде всего тех, в которых есть значительная уйгурская диаспора (Казахстан, Киргизия, Узбекистан).

Исламское движение Восточного Туркестана имеет до 600 боевиков, прошедших подготовку в лагерях исламистов в Афганистане, Таджикистане, Пакистане и Чечне. Структура организации включает религиозно-политический центр, центр оперативного

управления, мобильные бандформирования, подразделения разведки и контрразведки, а также органы, отвечающие за пропаганду и материально-техническое обеспечение. За пределами СУАР лидеры движения делают ставку прежде всего на многочисленные диаспоры уйгуров в перечисленных выше странах, а также проявляют внимание к другим частям региона. По некоторым данным, численность уйгуров, проживающих вне СУАР, составляет более 200 тыс. человек. В результате такой деятельности движению удалось не только добиться финансовой поддержки уйгурских диаспор в государствах Центральной Азии, но и создать в них собственные организации (например, «Уйгар озатшик ташлахты» в Казахстане), с которыми движение поддерживает тесные связи. Вследствие этих контактов новообразованные организации начинают склоняться к принятию на вооружение террористических методов достижения поставленных целей. Наиболее масштабными выступлениями уйгуров в последнее время стали события июля 2009 г. в г. Урумчи (СУАР), в ходе которого погибли 186 человек, более 1000 были ранены, а 1400 участников беспорядков - арестованы. Следует отметить, что эти события стали крупнейшими массовыми беспорядками в Китае после событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 г. и были остановлены только после введения в город частей регулярной армии.

Китайские власти считают, что волнения были спровоцированы находящейся в США предпринимательницей Р. Кадир - лидером «Всемирного уйгурского курултая». По утверждению самих представителей этой организации, причиной беспорядков являются такие факторы, как массовое переселение на территорию Синь-цзяна ханьцев и предоставляемые им экономические преимущества, лишающие коренное население СУАР возможности найти работу, а также ограничение сферы распространения языка и религии уйгуров. Причем следует учитывать, что прирост численности уйгуров вследствие более высокой рождаемости существенно выше, чем у ханьцев. Поэтому массовая иммиграция в СУАР ханьцев ограничивает экономические возможности увеличивающегося коренного населения, что еще более способствует распространению в уйгурской диаспоре сепаратистских и националистических настроений.

Второй основной причиной террористической деятельности в ЦАР является исламский экстремизм. Его истоки связаны в первую очередь с резкой политизацией ислама в Центральной Азии. Исламский экстремизм в ЦАР - это уже не какое-то радикальное

течение внутри религиозного общества, это экстремизм под флагом религии, цели которого лежат прежде всего в политической плоскости. Тенденция существенной политизации ислама в центральноазиатских государствах за последние годы превратилась в серьезный фактор, влияющий на рост социально-политической напряженности в регионе. На наш взгляд, это обусловлено следующими причинами.

1. После крушения коммунистической идеологии образовался идеологический вакуум, который практически сразу стал заполняться идеологией ислама.

2. Произошел резкий рост национального самосознания у народов, обретших собственную государственность, с одновременной поддержкой властями процесса возрождения исламских традиций.

3. Трудности социально-экономического плана способствовали росту протестных движений, которые использовали те из лозунгов ислама, которые определяют его как общество социальной справедливости.

4. Разрушение правовых норм и социальных гарантий, существовавших в советский период, способствовало установлению в массовом сознании мусульманского населения позитивной расположенности к исламу как к альтернативному праву.

5. Низкий уровень религиозного просвещения населения, отсутствие квалифицированной теологической подготовки и образования у служителей официального ислама, неконтролируемое обучение студентов в сомнительных религиозных учебных заведениях за рубежом.

6. Многонациональная структура населения в этих странах, в рамках которой ислам выступает объединительной и консолидирующей силой, а также инструментом регулирования отношений между этносами.

Общая цель различных исламистских организаций ЦАР -свергнуть светские власти, создать государство - халифат, который охватит территории Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Афганистана и СУАР Китая. Их деятельность совершенно не религиозная, а политическая - эти организации сильно отличаются от тех организаций, которые занимаются миссионерством, из-за разногласий по пониманию религиозных проблем. В список экстремистских организаций региона входит не один десяток движений и групп, идеология деятельности которых и ис-

пользуемые методы примерно схожи и отличаются лишь активностью и масштабами. Наиболее значительные из них следующие.

Партия исламского освобождения (Хизб ут-Тахрир аль-Ислами). Создана в 1952 г. в Палестине с целью свержения светских правительств в мусульманских странах и установления в них исламской формы правления с последующим объединением в единое государство. Отделения этой партии функционируют не только в ряде государств Ближнего Востока, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, но и в странах Европы, причем в большинстве из них - вполне легально. Основными формами деятельности партии являются: ведение идеологической пропаганды; активная вербовка сторонников; целенаправленная работа по внесению раскола в общество.

Следует отметить, что правительства некоторых государств Центральной Азии недооценивают масштабы влияния этой организации. Ее руководители, не признавая существующие современные государства, разбили весь мир на «вилаяты» (области, провинции). В каждом «вилаяте» отделения партии структурированы по принципу ячеек (отдельно мужских и женских) - небольших групп, нередко с жесткой партийной дисциплиной, занимающихся пропагандой идей партии.

В своей работе с населением экстремисты учитывают психологические особенности различных слоев населения в той или иной стране, например экстремистская литература в Киргизии распространяется на русском, киргизском и узбекском языках. Книжки, брошюры, листовки написаны достаточно простым, но в то же время не примитивным языком. В них обильно цитируются Коран и Сунна. Содержание логически выстроено таким образом, чтобы указать причины бедственного положения людей и подвести их к выходу из сложившейся ситуации, каким, понятно, является присоединение к деятельности той или иной экстремистской партии или группы.

Руководство «Хизб ут-Тахрир» опирается прежде всего на три группы граждан: социально незащищенные слои населения (безработные, пенсионеры, студенты, отцы и матери многодетных семейств); представители властных структур и работники правоохранительных органов и других силовых структур. Причем, по некоторым данным, за последние годы социальная база «Хизб ут-Тахрир», например в такой стране, как Киргизия, с 2006 по 2008 г. возросла с 5 тыс. до 15 тыс. человек, из которых 20% наряду с киргизами и узбеками составляют представители не местного населе-

ния (татары, русские, курды, чеченцы, турки-месхетинцы). Основной и наиболее активный костяк «Хизб ут-Тахрир» - это узбеки Ферганской долины. Наибольшее влияние тахрировцы уделяют исламской интеллигенции и молодежи от 18 до 35 лет, выходцам из Оша, Карасу, Джалал-Абада, Ферганы, Андижана, Намангана, Ходжента, Исфары, Аравана, Баткена, Исфаны со средним, средне-специальным и высшим образованием.

Следует отметить, что в настоящее время исламские экстремисты весьма успешно используют возможности, предоставляемые демократией в различных государствах мира. Так, в результате свободных выборов в Алжире к власти чуть было не пришли исламские экстремисты, а в Палестинской автономии победу на выборах одержали представители ХАМАС - движения, которое во многих странах признается как террористическое.

Поэтому сейчас деятельность активистов «Хизб ут-Тахрир» сосредоточена на стремлении воздействовать на ход избирательных кампаний путем поддержки тех или иных кандидатов и агитации в их пользу. При этом многие кандидаты не сторонятся контактов с ее отделениями или сотрудничающими с ними организациями, стремясь увеличить свои шансы в победе над конкурентами. Более того, некоторые кандидаты в депутаты, прежде всего выдвигаемые оппозицией, сами обращаются к партии за поддержкой, в том числе и материальной.

В то же время Партия исламского освобождения использует не только легитимные способы деятельности. В ее агитационных материалах содержатся призывы к изменению конституционного строя тех стран, где она ведет свою деятельность, что является прямым нарушением их законов. Можно отметить также и тот факт, что аресты членов организации в различных странах мира выявили многочисленные случаи хранения ими не только экстремистской литературы, но и оружия. И, наконец, по данным спецслужб, в том числе и российских, эта партия поддерживает тесные связи с международными исламистскими организациями, которые мировым сообществом отнесены к террористическим. Более того, некоторые ее члены проходят подготовку в лагерях исламских боевиков.

Следует подчеркнуть, что андижанские события 2005 г. в Узбекистане, по данным местных спецслужб, были организованы Исламским движением Узбекистана и «Хизб ут-Тахрир». Причем взявшая на себя ответственность за эти события организация «Ак-

ромия» рассматривается спецслужбами как одно из местных подразделений «Хизб ут-Тахрир».

Вторым по масштабности экстремистским исламским движением в Центральной Азии является Исламское движение Узбекистана (Исламская партия Туркестана). Организация основана в 1996 г. с целью свержения режима И. Каримова и создания на территории Узбекистана и других центральноазиатских государств Всемирного исламского халифата с шариатской формой правления. Деятельность организации направляется и спонсируется зарубежными исламскими клерикальными центрами, стремящимися создать в Узбекистане и других государствах региона сеть религиозно-экстремистских организаций. Их деятельность используется для дестабилизации внутриполитической ситуации в соответствующих странах путем осуществления террористических актов, диверсий, провокаций на границах, захвата заложников, и т.п.

Политическим лидером ИДУ сейчас является Т. Юлдашев, лидером вооруженных формирований - Д. Намангани. В организацию входят от 2000 до 5500 боевиков, которые дислоцируются в основном в Таджикистане и Афганистане. Исламское движение Узбекистана является одним из самых активных в регионе. На его счету попытки вооруженного прорыва на территорию Узбекистана через Киргизию нескольких сотен боевиков в 1999 и 2000 гг., а также активное участие в андижанских событиях 2005 г.

В сентябре 2006 г. Т. Юлдашев распространил аудиообра-щение, заявив, что члены ИДУ борются против коалиционных сил в Афганистане в одном ряду с движением «Талибан» и «Аль-Каидой». Лидер боевиков пригрозил руководителям Узбекистана, Киргизии и Таджикистана наказанием за преследование мусульман. Как раз в это время спецслужбы трех упомянутых стран преследовали боевиков ИДУ, которые несколькими месяцами раньше напали на киргизский таможенный пункт и таджикскую погранзаставу в Ферганской долине. Боевики планировали завладеть оружием и уже потом перейти на территорию Узбекистана для совершения террористических акций.

Следует заметить, что ряды Исламского движения Узбекистана за последние годы заметно поредели. Организация не смогла создать в Узбекистане более или менее значимую социальную базу. Очевидно, что подавляющее большинство населения республики не разделяет идеи движения. Вот почему узбекские боевики оказались в составе интернационального исламского движения, ставящего перед собой глобальные цели. Смену приоритетов,

кстати, подтвердил и Т. Юлдашев, указав в одном из обращений к мусульманам: «Если раньше ИДУ боролось в основном против режима Ислама Каримова, то теперь организация начала борьбу против всех врагов ислама на планете».

Таким образом, основная цель и «Хизб ут-Тахрир», и Исламского движения Узбекистана состоит в создании исламского халифата в Ферганской долине, с последующим его расширением на всю территорию Центральной Азии.

Организация Исламский джихад (Джамаат моджахедов) была создана в марте 2002 г. на территории Афганистана после раскола в Исламском движении Узбекистана. В эту организацию вошли наиболее радикальные боевики ИДУ, получившие активную поддержку функционеров такой известной международной террористической организации, как «Аль-Каида». Целью организации является свержение существующих светских правительств в мусульманских странах и создание государств с шариатской формой правления, а также осуществление диверсий на военных объектах стран - участниц антитеррористической коалиции, действующей в Афганистане. Большинство членов организации прошли подготовку в лагерях различных международных террористических организаций, принимали участие в боевых действиях на Северном Кавказе в составе незаконных вооруженных формирований. Организация взяла на себя ответственность, в частности, за взрывы в Ташкенте и Бухаре в марте 2004 г. В октябре 2005 г. ее руководство выразило намерение создать отдельную группу, в задачи которой входила бы организация терактов на территории всего бывшего СССР.

В мае 2009 г. боевики этой группы совершили нападение на блокпост ОВД / СНБ г. Ханабад Андижанской области Узбекистана, а в самом Андижане, по данным неправительственных информационных агентств, было осуществлено не менее четырех подрывов террористов-смертников. Ответственность за эти события взяла на себя организация «Исламский джихад». В июне того же года боевики, участвовавшие в нападении на узбекский блокпост, были обнаружены и уничтожены спецслужбами Киргизии. Установлено, что уничтоженные боевики проходили подготовку в одном из боевых лагерей на территории Пакистана.

К особенностям деятельности экстремистских организаций можно отнести следующее.

1. Эти организации многонациональны по составу, вне зависимости от того, на территории какого из центральноазиатских

государств они действуют. В их состав входят, помимо этносов Центральной Азии, представители славянских национальностей, народов Кавказа, боевики из Пакистана и Афганистана.

2. Деятельность данных организаций имеет международное финансирование. Так, ИДУ получает средства от «Аль-Каиды» и других экстремистских организаций Ближнего Востока, а «Хизб ут-Тахрир» имеет свои представительства в десятках стран мира.

3. Тесная связь с организованной преступностью. Все экстремистские организации Центральной Азии занимаются наркобизнесом, торговлей оружием, нелегальной миграцией и т. п. с целью получения финансовых средств на свою деятельность.

4. Постепенная терроризация экстремистских организаций. С сожалением можно констатировать, что некоторые исламские экстремистские организации давно перешли от распространения религиозных идей к террористическим способам ведения политической борьбы, которые, по мнению их руководителей, более эффективны, а главное, значительно быстрее приведут их к поставленной цели.

«Мировые державы в Центральной Азии», М., 2011 г., с. 183-195.

Ватаняр Ягья,

доктор исторических наук (СПбГУ) РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ И КАВКАЗ В XXI в.

Российско-турецкие отношения в XXI в. на подъеме. Между двумя странами сложилось стратегическое партнерство, о чем Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявили во время январского (2010) визита последнего в Москву. Уже в рамках признанного обеими сторонами стратегического партнерства в феврале 2010 г. состоялся визит заместителя премьер-министра России И.И. Сечи-на в Анкару, и в ходе этих переговоров были достигнуты важные договоренности в области энергосотрудничества. Еще большее геополитическое и региональное значение имеет государственный визит президента Д. А. Медведева в Турцию в мае этого же года. Он ознаменовался подтверждением стратегического сотрудничества между обеими странами, новыми важными договоренностями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.