Научная статья на тему '2006. 01. 002-003. Турецкие общины в Европе'

2006. 01. 002-003. Турецкие общины в Европе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 01. 002-003. Турецкие общины в Европе»

«Единственный выход из этой политической трясины - это медленный процесс политической демократизации и открытых дебатов, демонстрирующий людям, что государство на самом деле является их слугой, а не инструментом правителя, и что оно может нормально функционировать в своей собственной сфере, несмотря на несовершенства людей... Может ли это совершиться и как это будет - вопрос, на который в силах ответить только будущее» (с. 271).

Т.К. Кораев

2006.01.002-003. ТУРЕЦКИЕ ОБЩИНЫ В ЕВРОПЕ.

2006.01.002.YILMAZ I. Marriage solemnization among turks in Britain: the emergence of a hybrid anglo-muslim Turkish law // J. ara§tirma-lari of muslim minority affairs. - Abingdon, 2004. - Vol.24, № 1. -P. 57-66.

2006.01.003. KUCUKCAN T. Turks in Germany: between inclusion and exclusion// Islam ara§tirmalari dergisi. - Istanbul, 2002. - Sayi 7. -P.97-118^

И. Иылмаз (Лондонский университет) считает, что исламские правовые нормы (шариат) являются важнейшим источником влияния на сознание мусульманина, о чем свидетельствует своеобразие процесса правовой ассимиляции у исламских этнических меньшинств, в частности, у турок, проживающих в Великобритании. Предполагается, что процесс ассимиляции должен протекать в три этапа: от частичного сохранения приверженности традиционным исламским нормам, через постепенное отступление от них в пользу английских законов и, наконец, до полного отказа от соблюдения норм шариата. Однако в реальности третий этап протекает по иному сценарию, о чем свидетельствует практика заключения браков внутри турецкой общины.

Возникновению турецкой общины в Великобритании способствовала миграция рабочей силы, начавшаяся в 60-е годы XX в. Сначала турки прибывали в Англию поодиночке, намереваясь заработать средства, на которые впоследствии можно было бы начать собственное дело на родине. Со временем большинство приехавших отказались от намерения возвратиться, воссоединились с семьями и получили британское гражданство. Некоторые косвенные данные (постоянное увеличение числа предпринимателей турецкого происхождения, учеников начальных школ, национальных

общественных, благотворительных, религиозных организаций, а также сведения о количестве беженцев) позволяют предполагать, что в последние годы численность выходцев из Турции составляет от 250 тыс. до 300 тыс. человек (002, с.59).

Турецкая община представляет собой довольно сплоченное сообщество. Большинство ее членов проживают на территории Большого Лондона, главным образом, в северо-восточной и южной частях города, а также в ближайшем пригороде. В результате процесса «цепной» миграции (многие переселенцы прежде жили в одной деревне или городском районе, являются кровными родственниками или связаны какими-либо иными отношениями) туркам удалось реконструировать в новых условиях привычную среду обитания. Предпочитая жить рядом с соотечественниками и единоверцами, они сохраняют, таким образом, свои религиозные и культурные традиции, родной язык и бытовые особенности. Кроме того, они не утрачивают связь с родиной. Многие из тех, кто имеет собственность в Великобритании, обладают также собственностью в Турции и ежегодно проводят там некоторое время.

Стремление живущих в Англии турок оставаться в рамках привычного образа жизни выражается не только в традиции селиться рядом с соотечественниками, но и в распространенной практике создавать семьи с выходцами из Турции и с Кипра или с членами других мусульманских общин. В соответствии с мусульманской традицией, для заключения брака достаточно религиозной церемонии - «ткак». Однако в Англии законным признается только тот брак, который зарегистрирован в государственном учреждении. Турецкой мусульманской общиной наличие только одной официальной регистрации рассматривается как «жизнь в грехе». Необходимость соотнести традицию с требованиями британского законодательства породила феномен «angrezi икапаЫ - «турецко-британского мусульманского права» (002, с.57). Брак считается действительным, только в том случае, если жених и невеста последовательно прошли два этапа: официальную регистрацию и ткак.

Еще больше процедура осложняется, если брак является средством иммиграции и заключается с целью облегчить получение английского гражданства. Как правило, один из вступающих в брак, приехав из Турции (например, на учебу), находится в Англии по временной визе. В этом случае сначала совершается религиоз-

ная церемония. Несмотря на то что по мусульманским канонам брак считается заключенным, ткак в данном случае приравнивается к помолвке. (Этот этап необходим, чтобы дать возможность молодым людям встречаться без обязательного присутствия третьего лица и лучше узнать друг с друга, не компрометируя невесту в глазах членов общины.) После того как в течение срока помолвки улажены все необходимые вопросы, брак регистрируется в государственном учреждении в соответствии с английскими законами. Затем брак должен быть зарегистрирован в консульстве Турецкой Республики. Наконец, когда все формальности соблюдены, празднуется собственно свадьба, «dйgйn», которая является заключительным этапом бракосочетания.

В отличие от рядовых британцев, которым достаточно одной регистрации, заключает И. Йылмаз, английские граждане из турецкой мусульманской общины вынуждены проходить через две процедуры или более, что является свидетельством «процесса гибридизации турецких, английских и исламских законов и возникновения в результате некоего англо-турецкого мусульманского права...» (002, с.65).

По мнению Т.Кючюкджана (Центр исламских исследований, Стамбул), стремление государственного руководства во что бы то ни стало не допустить превращения Германии в страну эмигрантов отрицательно сказывается на положении национальных меньшинств. Турецкая община не является исключением.

В настоящее время Германии принадлежит абсолютное первенство среди стран Западной Европы по числу проживающих на ее территории иностранных граждан. Если в начале 90-х годов XX в. их было более 5 млн. 200 тыс. человек, то к концу века, по данным министерства внутренних дел, количество иностранцев достигло 7 млн. 370 тыс., что составляет 9% всего населения страны. Турки - 2 млн. 110 тыс. человек - являются наиболее многочисленной этнической группой (003, с. 98).

Первые группы турецких граждан стали прибывать на территорию Германии в 60-х годах XX в. в качестве так называемых гастарбайтеров в соответствии со специальной программой привлечения иностранной рабочей силы. Предполагалось, что, проработав некоторое время и накопив денег, они вернутся на родину. Когда в начале 70-х годов набор иностранцев прекратился, перед

гастарбайтерами встала следующая альтернатива: уехать в Турцию без права когда-либо вернуться в Германию или остаться на своем рабочем месте и привезти с родины членов семьи. Многие иностранные рабочие остановились на втором варианте. В результате опроса, проведенного в 1980 г., 40% турок, проживавших в Германии, выразили желание поселиться там навсегда. В начале 90-х годов число желающих остаться на постоянное жительство выросло до 83%. Косвенным показателем формирования крупной турецкой общины являлось развитие собственно турецкого бизнеса. В настоящее время насчитывается более 40 тыс. мелких, средних и крупных объектов, принадлежащих туркам и обеспечивающих работой более чем 120 тыс. человек (003, с.100).

Появление в Германии многочисленной турецкой общины поставило ряд вопросов, важнейшим из которых стал вопрос о возможности достижения социальной гармонии в рамках национального государства между народами, принадлежащими к разным культурам. Дискуссия по проблеме «сглаживания различий», развернувшаяся в середине 70-х годов, показала, что немецкие граждане в большинстве своем не верили в возможность приобщения турок, «мусульман» и «традиционалистов», к ценностям современного западного общества. Последние априори были причислены к маргиналам и вытеснены на периферию общественной жизни. В течение следующего десятилетия партийные лидеры ФРГ часто использовали тезис о различиях между немецкой и мусульманской идентичностью в политических целях. Они говорили о необходимости защищать свою национальную культуру от исламского влияния и обосновывали невозможность интеграции турок в современное немецкое общество естественной несовместимостью германской и турецко-мусульманской идентичности. Культурное и религиозное своеобразие турецкой общины выдвигалось в качестве важнейшей причины, по которой внесение изменений в закон о гражданстве представлялось недопустимым.

Объединение германских государств не только не способствовало процессу ассимиляции турок, но, напротив, усугубило проблему культурных различий. В Германии начались дискуссии вокруг терминов «идентичность», «национальная принадлежность», «немецкий народ», «немецкое гражданство». Как следствие возникла тенденция к подчеркнутому разделению общества на катего-

рии «мы», т.е. немцы, и «они» - этнические меньшинства, оказавшиеся на территории страны. Объединению двух Германий сопутствовало обострение социально-экономической ситуации. Восточные немцы, наводнившие рынок труда в западных землях, создали угрозу и без того слабым позициям турок и других мигрантов. Объединение страны привело к всплеску ксенофобии и насилия в отношении этнических общин. Сначала в восточной, а затем и в западной части Германии стали происходить нападения на иностранцев под националистическими лозунгами. В 1992 г. было зарегистрировано 2600 уголовных преступлений на почве расовой ненависти (003, с. 102).

Главным объектом нападений в 90-х годах стали турки, так как их община была самой многочисленной в Германии. За избиениями на улицах и погромами под лозунгом «Долой турок!» последовали поджоги домов и убийства турецких граждан. Если в 1993 г. против турок было совершено более 2200 преступлений, то в концу 90-х годов число преступлений выросло до 11 700 (003, с.104). Следствием участившихся при очевидной беспомощности властей антитурецких акций стало стихийное движение протеста турецкого населения. В разных частях ФРГ борьбу за прекращение насилия возглавили местные турецкие общественные организации. Массовые выступления турецкого населения способствовали сплочению национальной общины в рамках всей страны, а также положили начало сотрудничеству между светскими и исламскими организациями в сфере борьбы за предоставление проживающим в Германии туркам политических и юридических прав и гарантий.

В начале 90-х годов руководство ФРГ предприняло ряд мер, непосредственно касавшихся иностранцев. Так, по решению Конституционного суда от 31 октября 1990 г. иностранным гражданам было предоставлено право участвовать в выборах в местные парламенты и иметь там своих представителей. Однако 1 января 1991 г. был принят новый закон об иностранцах, в соответствии с которым упрощалась процедура депортации. Последнее решение свидетельствовало о том, что руководство объединенной Германии в большей степени было склонно «проводить политику, направленную на ограничение политического статуса иностранцев и иммигрантских общин» (003, с.105).

Одна из важных причин, препятствующих интеграции турок в немецкое общество и установлению устойчивых контактов между турецким и немецким населением, - сегрегация по территориальному признаку. Первые прибывавшие в Германию группы гастар-байтеров размещались на территориях, которые прежде были лагерями беженцев и вынужденных переселенцев. И в настоящее время турки со своими семьями сосредоточены в кварталах так называемого дешевого жилья.

Т. Кючюкджан, проводивший полевые исследования в Берлине, отмечает, что подавляющее большинство турецких мигрантов сконцентрировано в нескольких кварталах, наиболее многочисленный из которых, Кройцбург, известен как «Маленький Стамбул». (Проходящую же через этот район линию метро жители Берлина называют «Восточным экспрессом».) Тем, кто живет на территории турецкого квартала, не требуется знание немецкого языка, так как их общение с внешним миром сведено к минимуму. Распространенная в Германии шутка о том, что Берлин является одной из провинций Турции, в действительности отражает факт изолированности турецкой общины, социального и правового неравенства и маргинального состояния турок в Германии.

Наибольшие трудности внутри турецкой общины испытывают представители молодого поколения. В настоящее время в Германии проживают более 670 тыс. молодых турок в возрасте от 15 до 20 лет (003, с .107). Большинство из них оказались неспособны справиться с учебной программой немецкой школы. Согласно исследованиям, проведенным в середине 80-х годов, 62,9% из охваченных опросом турецких детей имели оценку «плохо» по письменному немецкому языку, а 50% имели «плохо» или «очень плохо» по основным школьным дисциплинам (003, с.108). Анкетирование показало, что турецкие дети к тому же испытывают трудности с интеграцией в школьный коллектив. Треть опрошенных учеников заявили, что регулярно подвергались издевательствам со стороны одноклассников-немцев. Поскольку наличие образования является важным фактором социальной мобильности и основной гарантией занятости, некоторые родители стали отправлять детей в Турцию, чтобы они получили образование там.

Более 90% молодых турок после окончания средней школы не имеют возможности продолжить обучение. Треть иммигрантов в

возрасте от 15 до 20 лет получают профессиональную подготовку. Практически никому из молодых турок не удается освоить профессии, гарантирующие относительно высокий уровень дохода (банковское дело, страхование, служба в муниципальных и государственных учреждениях). В лучшем случае они могут рассчитывать на получение рабочих специальностей или работу в сфере торговли.

После того как в начале 70-х годов прекратился набор гастар-байтеров, германское правительство пыталось проводить политику абсорбции, которая в результате пагубным образом сказалась на жизни второго поколения иностранцев. Предполагалось, что дети гастарбайтеров путем интеграции в немецкую систему образования постепенно утратят связь с культурной традицией исторической родины. Однако полный провал этой политики привел в результате к появлению категории «двуязычных неграмотных, не способных свободно изъясняться ни по-немецки, ни на языке своих родителей» (003, с.110).

В настоящее время в Германии проживают около 2,5 млн. мусульман. Подавляющее большинство (более 2,1 млн.) составляют турки (003, с.112). Многие являются выходцами из провинциальных районов Турции, и ислам для них не только неотъемлемая часть повседневной жизни, но и средство духовной поддержки в непривычных и часто враждебных условиях таких крупных городов, как Кёльн, Берлин и Мюнхен. В распоряжении турецкой мусульманской общины Германии находится 900 культовых помещений, и число последних постоянно возрастает.

На территории ФРГ действует множество мусульманских религиозных организаций. Провозглашая своей главной целью проповедь ислама среди членов турецкой общины, они стараются также обсуждать с ними такие насущные вопросы, как дискриминация по национальному признаку, расизм, предоставление доступа к образованию молодому поколению турок, а также проблему предоставления мигрантам политических прав. Крупнейшей организацией такого рода является Исламский культурный центр (Islam Kultur Merkezi), располагающийся в Кёльне и имеющий 210 филиалов по всей Германии. В Кёльне и находится штаб-квартира другой влиятельной организации - Европейской ассоциации национального мировоззрения (Avrupa Milli Goru§ Te^kilatlari), деятельность кото-

рой не ограничивается рамками исключительно турецкой общины, но распространяется на всех мусульман, проживающих в Европе.

С начала 70-х годов большой интерес к жизни зарубежных турецких мусульманских общин стало проявлять Управление по делам религии Турции (Türkiye Diyanet I^leri Ba§kanligi). В 1971 г. оно впервые на время откомандировало в Европу своих представителей, имамов, для помощи в соблюдении предписываемых исламом ритуалов в период мусульманского поста. Впоследствии имамы стали назначаться для работы за рубежом на постоянной основе. В Анкаре было создано специальное подразделение Diyanet, в ведении которого находятся кадровые вопросы и строительство мечетей. В 1985 г. в Кёльне был открыт Центральный отдел Diyanet, отвечающий за назначение имамов и осуществление надзора, а также за координацию всей религиозной деятельности в рамках турецкой общины. Под контролем Diyanet в Германии находится более 600 мечетей. Из общего числа имамов, назначенных Diyanet в Германию, 418 получают жалование непосредственно от Управления, а 186 содержатся за счет местных организаций. По существу отделение Diyanet в Кёльне представляет интересы руководства Турции, которое стремится восстановить контроль над своими гражданами, живущими в Германии, помочь им приспособиться к новым социальным условиям, приобщить молодежь к концепции ислама, согласующейся с жизнью в светском государстве, а также «уберечь турецких мусульман от влияния организаций и структур, занимающих откровенно враждебную позицию в отношении "западного" общества» (003, с .114).

Особое отношение правительства ФРГ к проблеме иммиграции более всего отражается на проблеме получения гражданства. Немецкое гражданство определяется по так называемому принципу крови - jus sanguinis, т. е. предоставляется тем, чьи родители являются (или были) немцами. Единственное исключение из этого правила представляет собой процедура натурализации. Она чрезвычайно усложнена и предполагает соблюдение ряда обязательных условий. К моменту подачи прошения о натурализации иностранный гражданин должен прожить на территории Германии не менее десяти лет. Он также должен обладать «неограниченной правоспособностью», иметь безупречную репутацию, собственное жилье и быть в состоянии содержать себя и тех, кто находится у него на

иждивении. Поскольку принцип jus sanguinis не применим в отношении турок, натурализация остается для них единственной возможностью получить статус гражданина. В 1982 г. примерно 30 тыс. турок уже имели за плечами достаточный срок проживания в стране, однако прошения о натурализации подали только 50 человек (003, с.116). Согласно результатам опроса, проведенного в 1989 г., 49% турок хотели стать гражданами Германии, но не были в состоянии выполнить необходимые для этого условия. Немецкие власти, со своей стороны, наименее снисходительны в вопросах гражданства именно к туркам. Данные по этническим общинам показывают, что соотношение между подавшими прошение о натурализации и получившими положительный ответ распределяется следующим образом: для югославов - 200 : 1, для греков - 500 : 1, для турок - 600 : 1 (003, с.117).

Для самих турецких мигрантов серьезным препятствием является то, что немецкий закон не признает двойного гражданства. Полевые исследования середины 90-х годов показали, что 60% молодых турок хотели бы стать гражданами Германии, если бы при этом не требовалось отказаться от турецкого гражданства (003, с.118). Пока будет строго соблюдаться принцип jus sanguinis и сохраняться существующие ныне барьеры, препятствующие сближению культур, пишет в заключение Т. Кючюкджан, «этнические меньшинства в Германии обречены оставаться на периферии политического общества» (003, 118).

Н.Б. Шувалова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.