Научная статья на тему '2005. 04. 016. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. - М. : Наука, 2004. - 328 с'

2005. 04. 016. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. - М. : Наука, 2004. - 328 с Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
677
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / СТЕРЕОТИП
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 04. 016. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. - М. : Наука, 2004. - 328 с»

63

2005.04.016

ЭТИКА

2005.04.016. СЕРГЕЕВА А.В. РУССКИЕ: СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ, ТРАДИЦИИ, МЕНТАЛЬНОСТЬ. - М.: Наука, 2004. - 328 с.

Автор отмечает, что в настоящее время в России личность оценивается не столько по ее интеллектуальным способностям или возможностям, не по критерию служения обществу или государству, сколько по имеющейся в ее распоряжении собственности и наличных денег. Появилась и расширяет свое влияние «мораль успеха», ранее не характерная для россиян.

Примечательно пристальное внимание россиян к такой ценности, как «порядочность». В условиях сниженной социальной защиты и практического отсутствия государственного контроля беспредельное развитие индивидуальной свободы имеет свои положительные и отрицательные результаты. При этом резко возрастает необходимость негосударственных механизмов регуляции социального взаимодействия. В такой ситуации люди начинают особо высоко ценить все, что может упорядочить жизнь, в первую очередь - честь и достоинство.

Совершенно отдельной группой выступает самосознание так называемых «новых русских» - российских предпринимателей. В иерархии их жизненных ценностей самое важное место занимают «свобода», «собственность», «процветание» и «стабильность». А вот такие гуманистические ценности, как «согласие», «справедливость» и «духовность», гораздо менее важны для них, чем для представителей других социальных групп. По своим ценностям они отходят от традиционного сознания россиян, более эгоистичны и озабочены только личным благополучием.

Нравственные принципы не существуют в чистом виде, они, сами по себе, всегда результат истории, политических, хозяйственных и прочих отношений в обществе. Вчерашний россиянин с точки зрения нравственности выглядел, по крайней мере, неоднозначно. Как правило, он демонстрировал свое пренебрежение к меркантилизму и практицизму, категорически осуждал проституцию, придерживался традиционных постулатов в семейной жизни. Другое дело, что лживая двойственность советской жизни приучила его не всегда быть искренним, притворяться, изворачиваться, изо-

2005.04.016

64

бражая «трудовой энтузиазм», пренебрежение к достатку, ненависть к мещанству и преуспевшим спекулянтам.

В постсоветской России изменилась не только политическая система, жизненные ценности, но неуловимо изменилась и сама мораль, представления о порядочности или непорядочности человека. Изменилась даже сама система отсчета в оценке нравственности. Например, такая особенность русских, как пренебрежение к материальной стороне дела, выглядит, на первый взгляд, вполне невинным качеством, некоторым образом связанным с нравственностью. Однако сейчас эта особенность может обернуться опасной стороной в деловых отношениях россиян с зарубежными партнерами.

В вопросе об уплате гражданами налогов россиян, в отличие от европейцев, нельзя считать законопослушными гражданами. Связано это отчасти с тем, что законы в России, как правило, не соблюдались, а подменялись волевыми решениями - на уровне барина, чиновника, начальника и т.д. В этот стереотип поведения генетически закрепился и дает о себе знать в самых разных ситуациях. Так, сегодня российские пешеходы и водители машин, пожалуй, самые недисциплинированные в мире. Тот же стереотип работает и в ситуации с налогами.

Русского может удивить, что француз, например, предпочитает сообщить налоговой полиции все до последней капли о состоянии своих заработков и расходов: он сообщает даже о наличии служебной машины или квартиры. Понятно, что французу тоже нелегко расстаться с лишними деньгами при повышении налогов за подобные привилегии. Однако он твердо уверен: через компьютерную систему налоговые службы знают решительно все о его материальном состоянии дел, ничего нельзя утаить. Поэтому, с его точки зрения, лучше не пытаться вводить их в заблуждение, ибо это может очень дорого стоить, а лучше честно все заплатить и спать спокойно. Для русского такая логика поведения непривычна.

Постепенно русские начинают осознавать, что деловое взаимодействие между партнерами регулируется не только экономическими и юридическими правилами. Ведь оно должно подчиняться и деловой культуре, общепринятым «правилам игры». В этом заинтересованы и сами российские бизнесмены. Именно по их инициативе разработаны кодексы предпринимательской этики и принята «Хартия бизнеса России».

Кодексы созданы, но до привычки соблюдать и уважать эти кодексы еще очень далеко. Русский человек традиционно привык считать добродетелью, если ему удавалось как-то обвести вокруг пальца государство. Потому что государство в лице чиновников на протяжении многих десятилетий всегда было враждебно его интересам и никогда его не защищало.

65

2005.04.017-027

Сами россияне отмечают снижение моральных устоев общества в результате десятилетних перемен. Справедливо говорить, однако, не столько о «падении нравов» и росте аморальности россиян, сколько о смене приоритетов. Например, среди тех, кто сумел добиться материального благополучия растет популярность «морали успеха», желание самоутвердиться в глазах окружающих, откровенный прагматизм, интерес к материальной выгоде для себя лично, без «высоких дум» о ближнем. Все это результат влияния «западных веяний», «западной морали».

Моральные критерии россиян в последние годы снизились именно в сфере общественного поведения. Например, гораздо меньшее количество людей осуждает теперь покупку краденого, спекуляцию, невозвращение кредитов и даже политическое убийство.

О.В.Летов

2005.04.017-027. ЭТИКА БИЗНЕСА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ. (Сводный реферат).

2005.04.017. GANTAHALER H. What is applied ethics?: Does modern business ethics require new moral prihciples? // Business ethics: From theory to practice. - Vilnius, 2002. - P.19-30.

2005.04.018. VASILJEVIENE N. Ethics and behaviour technology: Conradic-tion or reconciliation // Business ethics: From theory to practice. - Vilnius, 2002. - P.31-59.

2005.04.019. BOUCKAERT L. Business ethics and economic democracy // Business ethics: From theory to practice. - Vilnius, 2002. - P.59-75.

2005.04.020. BAKSHTANOVSKY V.I., SOGOMONOV Y.V. Ethics of Russian enterpreneurship: The dialogue of theory and practice // Business ethics: From theory to practice. - Vilnius, 2002. - P.77-91.

2005.04.021. ZECHA G. Philosophical foundations for professional codes of ethics including business ethics // Business ethics: From theory to practice. -Vilnius, 2002. - P.92-120.

2005.04.022. CLUDTS S. Social capital, trust and the ethical aspects of employee paricipation // Business ethics: From theory to practice. - Vilnius, 2002. -P.121-146.

2005.04.023. JEURISSEN J.M.R. Profits andprinciples, does thrre have to be a choice Business ethics: From theory to practice. - Vilnius, 2002. - P.147-152.

2005.04.024. GASPARSKI W.W. Business ethics on the way to integrated Europe: As seen from the Polish perspective // Business ethics: From theory to practice. - Vilnius, 2002. - P.153-171.

2005.04.025. VASILJEVIENE N., FREITAKIENE R. Are we ready to accept european standards? // Business ethics: From theory to practice. - Vilnius, 2002. -P.172-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.