Научная статья на тему '2005. 04. 008. Хаас П. Когда власть прислушивается к науке? Конструктивистский подход к осуществлению экономической политики государства. Haas P. When does power listen to truth? a constructivist approach to the policy process // Journal of European public policy. - Oxford, 2004. - Vol. 11, n 4. - P. 569-592'

2005. 04. 008. Хаас П. Когда власть прислушивается к науке? Конструктивистский подход к осуществлению экономической политики государства. Haas P. When does power listen to truth? a constructivist approach to the policy process // Journal of European public policy. - Oxford, 2004. - Vol. 11, n 4. - P. 569-592 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 04. 008. Хаас П. Когда власть прислушивается к науке? Конструктивистский подход к осуществлению экономической политики государства. Haas P. When does power listen to truth? a constructivist approach to the policy process // Journal of European public policy. - Oxford, 2004. - Vol. 11, n 4. - P. 569-592»

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ - ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

2005.04.008. ХААС П. КОГДА ВЛАСТЬ ПРИСЛУШИВАЕТСЯ К

НАУКЕ? КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

HAAS P. When does power listen to truth? A constructivist approach to the policy process // Journal of European public policy. - Oxford, 2004. - Vol.11, N 4. - P. 569-592.

Ключевые слова: малый бизнес, инновационная экономика, экономическая политика государства.

Исследователь из США обращает внимание на следующее обстоятельство. Особо важное место малого бизнеса в структуре экономики, отвечающей приоритетам инновационного развития, удостоверяется тем, что в странах, где присутствуют хотя бы признаки инновационной политики, государство выполняет специальную программу поддержки малого бизнеса. Опыт таких стран показывает, что государственная поддержка в них малого бизнеса решает широкие структурные задачи - формирования институциональной основы инновационной экономики.

Для создания и регулирования национального рынка инноваций, пишет автор, в распоряжении у государства есть два инструмента - законодательство и бюджетное финансирование. Роль научного обеспечения инновационной политики государства заключается именно в выборе приоритетных объектов такой политики, одним из которых и выступает сектор малого бизнеса. Наукоемкая - «теоретически и методологически нагруженная» - экономическая политика национального государства помогает понять, что в современной экономике малый бизнес является не просто традиционным сегментом рынка, но важнейшим фактором создания и поддержания в национальной экономике инновационного импульса. Правительства стран с развитыми экономиками демонстрируют весьма серьезное отношение к ма-

лому бизнесу, выстраивая разветвленные и многоуровневые системы прямой и косвенной помощи малым предприятиям, в том числе прямой финансовой помощи - безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, а также предполагающей использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации. При этом практикуется особый вид финансовой помощи малому бизнесу - через посреднические звенья: правительственные и муниципальные фонды, создаваемые для поддержки конкретных программ.

Например, в Канаде действует Федеральный банк развития бизнеса (ФБРБ), который представляет собой государственную корпорацию с более 100 отделениями и имеет специальную цель оказания растущим малым предприятиям финансовой и консультативной помощи и который выступает гарантом для малых предприятий в частных банках. В Великобритании некоторыми министерствами (торговли и промышленности, занятости, экологии, энергетики) разработаны такие категории программ финансовой помощи малому бизнесу, как гранты; финансовая поддержка малых фирм на региональном уровне; финансовая помощь безработным, намеренным начать собственное дело; выплата в секторе малых предприятий страховых премий от имени преуспевающих бизнесменов; финансовая помощь молодым людям при создании или расширении их бизнеса; подготовка предпринимателей в сфере малого бизнеса; помощь муниципальным властям по созданию и развитию малых предприятий в городах и т.д. В США в настоящее время осуществляется не менее 50 программ финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, которые постоянно обновляются и развиваются и которые объединены в блоки: поддержки деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств; развития производств, ориентированных на экспорт; оказания помощи в научно-исследовательской работе; предоставления адвокатских услуг и др.

Значительная роль в поддержке малого бизнеса принадлежит муниципальным структурам. Яркий пример в этом отношении - деятельность муниципалитета г. Сиэтл (США). Именно благодаря умной политике местной муниципальной власти в отношении малого бизнеса, поддержавшей в конце 70-х годов расположенную в Сиэтле малую фирму «Microsoft», численность персонала которой составляла всего три человека, современный Сиэтл превратился из провинциального городка в один из центров социально-экономического развития страны, поскольку с тех пор фирма «Microsoft» выросла в крупнейшую мировую компанию и представляет лицо

инновационной экономики США. И это - далеко не единичный случай не только в США, но и в других развитых странах, где особое значение придается поддержке малых предприятий на уровне муниципальной власти. Например, в провинциях Канады существует четкое и строгое законодательство, определяющее, какое малое предприятие может получить со стороны властей провинции статус наибольшего благоприятствования. Показательно, что таковыми оказываются, прежде всего, наукоемкие и высокотехнологичные инновационные фирмы: так, с 1986 г. в Канаде на уровне муниципального содействия малым предприятиям осуществляется программа «Новые венчурные предприятия».

Перенос «центра тяжести» поддержки малого бизнеса на муниципальный уровень отвечает научному подходу к формированию экономической политики государства. Малый бизнес, играющий очень важную роль в системе инновационной экономики, именно в силу своего небольшого радиуса действия, ограниченного внутри страны локальной территорией, локальным рынком, должен стимулироваться прежде всего местной и региональной властью - только тогда его развитие будет действительно отвечать интересам национальной экономики в целом. К пониманию этого пришли не только в развитых странах, но, к примеру, и в Китае, где за годы реформ целенаправленно наращивался механизм партнерства местных органов власти с малым бизнесом вплоть до создания местной властью малых предприятий смешанного типа - частногосударственных. В Японии функционируют специальные структуры, гарантирующие займы для малого бизнеса, - ассоциации, учрежденные органами местного управления. Они поддерживаются Государственной корпорацией страхования кредитов и финансирования малого бизнеса (со 100%-ным государственным уставным капиталом), которая покрывает часть их возможного ущерба.

Этот опыт показывает, что малый бизнес не способен реализовать свой инновационный потенциал, будучи предоставлен самому себе, рыночной стихии, но только при условии поддержки этого сегмента рынка соответствующей государственной политикой, именно такой, которая стимулировала бы заботу о данном сегменте рынка со стороны местных администраций. О том, что в развитых странах инновационная политика государства обеспечивается квалифицированной научной экспертизой объектов такой политики, прямо свидетельствует наличие в системе государственной поддержки малого бизнеса особого направления помощи малым предприятиям - правительственной финансовой помощи. Речь идет о за-

ключении государственными заказчиками контрактов с малыми предприятиями на поставку государству продукции, например, через инвестирование соответствующих проектов, финансируемых из «бюджета развития». Подобные контракты правительства США составляют примерно 200 млрд. долл. в год. При этом большинство государственных финансовых ресурсов для малого бизнеса представлены региональными бюджетами или специальными фондами - такими, как «Фонд развития малых машиностроительных и технологических предприятий» и т.д. Инвестиции в малый бизнес организуются также не только посредством государственных заказов, но и с помощью создания частных компаний, которые специально занимаются инвестициями в малые предприятия (КИМП). Причем, федеральный закон о КИМП был разработан таким образом, что КИМП инвестировали лишь малые предприятия, которые занимались венчурными (высокого риска), инновационными проектами. Подобная специальная система кредитования малых предприятий функционирует и в Великобритании, обеспечивая реальную инновационную перспективу для экономики страны.

Опыт развитых стран по научно обоснованному управлению инновационным процессом в экономике включает и такую форму обеспечения этого процесса, как поддержка государством союзов крупных и малых предприятий. Насколько подобный способ активизации инновационного потенциала малых предприятий отвечает интересам не только малого бизнеса, но и корпораций-кредиторов, показывает опыт США, где многие ведущие корпорации (например, «Дюпон», «Дженерал моторс», «Ксерокс») даже имеют свои специальные структурные подразделения, занимающиеся поиском перспективных малых предприятий, в которые стоит вкладывать свободные средства. Получила развитие также интеграция малых предприятий в структуру крупных компаний. В этих случаях крупный бизнес помимо собственных подразделений организует сеть мелких и мельчайших автономных хозяйственных единиц, управляемых их арендаторами или владельцами. Все большую роль приобретают различного рода контрактные соглашения между крупным и малым бизнесом. Примером может служить бурное развитие франчайзинга, при котором крупная компания предоставляет малому предприятию возможность пользоваться ее именем и торговым знаком, поставляет необходимое оборудование, транспортные средства, а малое предприятие, выплачивая крупной компании примерно 2-10% своего оборота, получает взамен ее финансовую и техническую помощь.

Действенным инструментом наращивания национальной экономикой своего инновационного потенциала зарекомендовало себя венчурное инвестирование, главным образом малых предприятий, в таких отраслях, как телекоммуникации, программное обеспечение, компьютерная техника, медицинские исследования, биотехнология, связь. Именно венчурный капитал сыграл существенную роль в превращении некогда малых предприятий в хорошо известные сегодня флагманы наукоемкого бизнеса -«Майкрософт», «Эппл», «Диджит Экуипмент Корпорейшн», «Компак», «Сан Микросистемз», «Лотус», «Федерал Экспресс», «Джинентек», «Йа-хоу», «Нэтскэйп» и др. Родина венчурной экономики - США, где, например, одним из многочисленных, и притом основных, источников венчурного капитала стали пенсионные фонды, которым разрешено использовать до 5% своих активов на венчурное финансирование. Венчурный капитал имеет свой фондовый рынок. Для акций высокотехнологичных компаний создаются специализированные фондовые площадки. И это - часть инновационной экономики, формирующаяся в секторе высокотехнологичного малого бизнеса. Самой известной подобной биржей в США является «Автоматизированная котировка Национальной ассоциации торговцев ценными бумагами» (ЫЛ8БЛР). Сегодня это электронная система котировки и управления заявками, позволяющая множеству инвесторов торговать через закрытую компьютерную сеть.

Инфраструктурное развитие европейского венчурного бизнеса во многом повторяет американский опыт. В европейских странах - Великобритании, Франции, Италии и др. - созданы специальные системы, аналогичные МЛ8БЛр. Все это - свидетельство повышенного внимания инвесторов к инновационным предприятиям, которые являются в основном малыми предприятиями. Венчурное финансирование, развивающее инновационный сегмент сектора малых предприятий, в свою очередь усиленно стимулируется государством, понимающим, что сегодня это наиболее эффективная социально-экономическая политика, которая объединяет в одно органическое целое экономическую, социальную и научно-техническую политику. Для формирования механизмов поддержки экономического развития и инноваций в Европе была создана Европейская ассоциация биржевых дилеров (БЛ8Б) - объединение венчурных капиталистов, биржевых дилеров, инвестиционных банков и иных инвестиционных институтов. Одной из первых инициатив ЕА8Б стало создание европейской фондовой биржи для все увеличивающихся в своем числе новых малых компаний - Системы автоматической котировки Ев-

ропейской ассоциации биржевых дилеров (БЛ8БЛР). Ее структура и принципы функционирования заимствованы у аналогичной американской структуры - МЛ8БЛр. В настоящее время в торгах БЛ8БЛр участвуют компании из Великобритании, Франции, Германии, Нидерландов, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Португалии, Италии, Дании, Финляндии, Греции и Люксембурга. В Японии венчурное финансирование инициировало само государство, создав еще в 1963 г. три первые полугосударст-венные компании венчурного капитала со статусом «особых акционерных компаний», главным объектом деятельности которых являются малые фирмы с капиталом не более 100 млн. иен, тратящие на ИР не менее 3% от объема продаж и не более десятилетнего возраста. В Японии в систему государственной поддержки венчурного финансирования входит Фонд развития производства, гарантирующий обязательства фирм, отнесенных к категории предприятий новаторского типа, предлагающих обществу качественно новые виды товаров и услуг.

Наконец, развитые экономики имеют богатый опыт по косвенной поддержке государством малого бизнеса - в области налогообложения, распространения системы лизинга, стимулирования участия коммерческих банков в кредитовании малых предприятий и т. д. Например, в Канаде налоги для малых предприятий почти в 2 раза ниже, чем для крупных фирм. Такие же налоговые льготы для малых предприятий существуют в Японии и Великобритании. В ЕС совместная деятельность национальных и надгосударственных органов по поддержке малых и средних предприятий заключается в том, что специальное внимание уделяется проблемам малого и среднего предпринимательства по их воздействию на законодательство ЕС; определению и распространению передового опыта по поддержке малого и среднего бизнеса; преодолению недостатков в коммуникации между предпринимателями и организациями, предоставляющими услуги, с одновременным повышением уровня этих услуг.

Формирование наукоемкой, инновационной экономики, пишет автор в заключение, невозможно вне экономической политики государства, которая должна быть основана на всесторонней научной экспертизе феномена инновационной экономики. Инновационная экономика - это не только механизмы партнерства науки и рынка, которые, как убеждает соответствующий опыт развитых стран, чрезвычайно эффективны в секторе малого бизнеса, но и, прежде всего, партнерство науки и управления, которое, собственно, и создает такие механизмы.

А.А. Али-заде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.