Научная статья на тему '2005. 03. 028. Херб М. Принцы и парламенты в арабском мире. Herb M. princes and parliaments in the Arab world // Мiddle East J. - L. , 2004. - Vol. 58, n 3. - P. 367-384'

2005. 03. 028. Херб М. Принцы и парламенты в арабском мире. Herb M. princes and parliaments in the Arab world // Мiddle East J. - L. , 2004. - Vol. 58, n 3. - P. 367-384 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАРХИЯ АРАБСКИЕ СТРАНЫ / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ АРАБСКИЕ СТРАНЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АРАБСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 03. 028. Херб М. Принцы и парламенты в арабском мире. Herb M. princes and parliaments in the Arab world // Мiddle East J. - L. , 2004. - Vol. 58, n 3. - P. 367-384»

2005.03.028

86

2005.03.028. ХЕРБ М. ПРИНЦЫ И ПАРЛАМЕНТЫ В АРАБСКОМ МИРЕ.

HERB M. Princes and parliaments in the Arab world // Мiddle East j. - L., 2004. - Vol. 58, N 3. - P. 367-384.

Автор (университет штата Джорджия, Атланта, США) анализирует парламентский опыт в арабских монархиях и оценивает под этим углом перспективы демократизации в арабском мире.

Арабские монархии с наличием парламентов - консти-туционные монархии (КМ). Сегодня в арабском мире насчитывается шесть КМ: Иордания, Кувейт, Марокко, Бахрейн, Катар и Оман; две монархии - ОАЭ и Саудовская Аравия - являются абсолютными.

Главными препятствиями на пути развития парламентаризма в арабских странах Херб считает следующие:

- правительства, которые фальсифицируют выборы;

- конституции, которые не наделяют парламенты достаточной властью;

- электорат, который не желает парламентаризма;

- монарх, который нарушает конституцию;

- отсутствие политических партий или парламентских блоков;

- нарушение избирательной системы таким образом, что оппозиция недопредставлена в парламенте (с. 373—374).

В различных арабских странах эти препятствия проявляются по-разному. Так, в Кувейте правительство не фальсифицирует выборы; однопалатный парламент (маджлис аль-умма) может проголосовать против премьер-министра. В то же время депутаты стремятся избежать конфликтов с правящей династией, предста-вители которой занимают должности премьер-министра, а также министров обороны, иностранных дел и внутренних дел. Поэтому реальный парламентаризм не может быть здесь достигнут без лишения династии возможности контролировать эти должности, а это, в свою очередь, предполагает наличие сильной и сплоченной оппозиции.

В Бахрейне сама конституция стоит на пути всевластья парламентаризма: нижняя палата (маджлис ан-нувваб) может сместить премьер-министра только двумя третями голосов; заблокировать принятие того или иного закона - лишь единогласным большинством. Еще больше препятствует развитию парламентаризма тот факт, что Бахрейном, где большинство - шииты, правят сунниты, завоевавшие страну в XVIII в. 1990-е годы отмечены шиитскими волнениями, и в

87

2005.03.028

такой ситуации трудно ожидать демократизации, причем сами шииты, по крайней мере, их главная оппозиционная группа «Джамийя аль-Вифак аль-Вагани аль-Ислами», хорошо понимают это.

Бахрейн дважды вводил парламент - в 1972—1975 гг. и в 2002 г. Оба раза парламент бросал вызов правительству. В 1972 г. 16 членов парламента из 30 были шиитами, в 2002 г. - 12 из 40 (из-за бойкота «аль-Вифак» выборов, с. 377).

Согласно новой (одобрена референдумом в апреле 2003 г.) конституции Катара, однопалатный парламент (маджлис аш-шура) имеет значительно меньше власти, чем парламенты Кувейта, Иордании и Марокко. Новый парламент может вынести вотум недоверия тому или иному министру, если за это будет подано более двух третей голосов, а поскольку 5 из 15 членов парламента эмир назначает, то практически это невозможно (с. 378).

В Омане маджлис аш-шура - консультативный орган, правительство резко ограничивает возможности кандидатов проводить официальные совещания и заявлять свою платформу.

В Иордании, как и Кувейте, парламент имеет значительную власть. Абсолютное большинство депутатов нижней палаты (маджлис ан-нувваб) может лишить министра его должности абсолютным большинством голосов. Серьезной проблемой является непропорциональное представительство, закрепленное в избирательной системе. Большинство иорданцев - палестинского происхождения и живут в городских районах - Амман, Зарка, Ирбид. Эти районы дают немного депутатов. В результате получается, что, например, в 2003 г. 27% населения, имеющего право голосовать, избрали 50% депутатов (с. 379). Наиболее серьезным препятствием на пути развития парламентаризма в Иордании остается право короля распустить парламент и отложить новые выборы на длительный срок.

Парламентская и партийная система Марокко наиболее развита среди арабских монархий. И тем не менее, в конечном счете, марокканский опыт больше напоминает неудавшиеся КМ, чем преуспевшие нередкие махинации с подсчетом голосов во время выборов, подтасовка бюллетеней представителями МВД.

В Саудовской Аравии никогда не было выборов на национальном уровне. Король назначает всех членов национальной ассамблеи (маджлис аш-шура), у которой нет никакой власти, чтобы ограничить монархию. Весной 2004 г. в качестве значительного прогресса стал

2005.03.029-030

88

трактоваться тот факт, что журналистам разрешили присутствовать на заседаниях и ежедневно два часа заседаний транслируются по радио. Развитию парламентаризма в Саудовской Аравии препятствуют племенные, клановые и религиозные (сунниты против шиитов) противоречия.

Несмотря на все это, заключает автор, парламенты в арабских монархиях - это не просто фасад, и если традиция выборов сохранится и будет развиваться конституционализм, то у парламентов есть шанс изменить политические системы в демократическом направлении.

А.И.Фурсов

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2005.03.029-030. ВТОРЖЕНИЕ США В ИРАК И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО.

2005.03.029. TUCKER R.W., HENDRICKSON D.C. The sources of American legitimacy // Foreign affairs. - N.Y., 2004. - Vol. 83, N 6. - P. 18-32.

2005.03.030. TALENTINO A.K. US intervention in Iraq and the future at normative order // Contemporary security. - L., 2004. - Vol. 25, N 2. - P. 312-338.

Р. Такер (Университет Джонса Гопкинса, Балтимор, США) и Д. Гендриксон (Колледж штата Колорадо, США) (029) отмечают, что вторая иракская война США вызывает острые дебаты по вопросу ее легитимности и знаменует отход американской внешней политики от провозглашаемых в течение последних десятилетий ее базовых принципов: приверженность международному праву, принятие согласованных коллективных решений, умеренность и сохранение мира1.

Вместо доктрины сдерживания, доминировавшей в период холодной войны, Буш провозгласил новую стратегию превентивной войны и упреждающего первого удара.

Белый дом дал ясно понять всему миру, что США вторгнутся в Ирак, даже не имея на то санкции Совета Безопасности ООН.

1 На обложке журнала их статья обозначена как заглавный материал данного номера и названа более политически заостренно: Irak and U.S. Legitimacy. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.