АВТОРСКОЕ ПРАВО
2005.02.023. МОРГУНОВА Е.А., РУЗАНОВА О.А. АВТОРСКОЕ ПРАВО. -М.: Экзамен; Право и закон, 2004. - 271 с.
В книге рассматриваются основные положения российского авторского права с учетом новейшего российского и международного законодательства. Рассмотрение содержания конкретных авторских правомочий конкретизируется практическими примерами из судебной практики. Книга состоит из введения, десяти разделов и приложений.
В первом разделе анализируется правовая природа авторского права. Существует, отмечают авторы, множество теорий относительно природы авторского права. В момент возникновения авторского права многими учеными и практиками произведения рассматривались как движимое имущество, а права на них как права собственности. Появились проприетарные теории права. Действительно, авторское право имеет сходство с правом собственности, представляя собой господство лица над произведением. Триада правомочий, по мнению И.А.Зенина, неприменима к нематериальным объектам. Кроме того, авторское право имеет двойственный характер: в нем содержатся правомочия имущественные и неимущественные. Право собственности не ограничено во времени, а авторское право ограничено. Существуют и другие отличия. Таким образом, делают вывод авторы, авторское право есть право иного рода, нежели право собственности. Однако российский законодатель иногда не разделает данную точку зрения. Так, в частности, в Кодексе РФ об административных правонарушениях ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» расположена в гл. 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности». Следовательно, родовым объектом для данного нарушения является право собственности. Распространена также теория личного права, связанная с достоинством личности. Существуют теории ренты, исключительных прав. Все эти теории сводятся к двум видам: частноправовому и общест-
венно- (публично-) правовому. Основу публично-правовых теорий составляет постулат: государство дарует права; основу частноправовых теорий - права принадлежат человеку в силу его природы. Анализ законодательства ряда стран в разные периоды истории показывает, что общим для авторского права, считают авторы, является то, что объектом данного права выступает форма произведения как результат творческого труда, субъектом права - творец, право выражает монополизм на произведение.
По своей сути авторское право есть господство лица над произведением, которое может быть осуществлено при наличии как имущественных, так и неимущественных прав. Кроме того, подчеркивают авторы, неимущественные права как права, связанные с индивидуальностью творца, должны занимать значительное место, и их роль должна возрастать с прогрессом общества. В ст. 128 ГК РФ перечисляются виды объектов гражданских прав. Поэтому, приходят к выводу авторы, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), и нематериальные блага - два самостоятельных вида объектов гражданских прав. Статья 150 ГК РФ среди нематериальных благ называет право авторства.
Суммируя вышеизложенное, авторы формулируют следующие принципы авторского права:
1. Свобода творчества.
2. Территориальный и (или) национальный характер авторского
права.
3. Двойственный характер авторского права.
4. Охрана авторским правом формы произведения как результата творческого труда.
5. Баланс интересов автора и общества.
6. Возникновение авторского права в силу его создания.
7. Ограниченность во времени авторских прав.
8. Невозможность существования двух авторских прав на одно произведение.
9. Наибольшая полнота авторских прав.
Авторы подробно рассматривают содержание данных принципов, а также источники правого регулирования авторских правоотношений.
В соответствии с российским законодательством обладателями авторского права являются авторы произведений, т. е. физические лица, творческим трудом которых произведение создано, а также их наследни-
ки. Субъектами авторских правоотношений может быть не только обладатель авторского права, но и представители авторов по закону или договору, обладатели имущественных авторских правомочий (прав). Поскольку возникновение авторского права не связано с какой-либо регистрацией, то для оповещения о своих правах обладатель исключительных авторских прав вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на экземпляре произведения и включает в себя три элемента: ©; имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав; год первого опубликования произведения.
Далее освещаются проблемы правового регулирования прав авторов, не обладающих полной дееспособностью; супругов как субъектов авторских правоотношений; наследников; соавторов; иных участников авторских правоотношений.
Анализируются особенности правового регулирования объектов авторского права. При этом подчеркивается, что легальное понятие «произведение» в российском авторском праве отсутствует, но приводятся признаки его охраноспособности. Произведение характеризуется следующими признаками: во-первых, творческим характером деятельности по созданию произведения и объективной формой выражения (письменной, устной, электронной, звуко- и видеозаписью, объемно-пространственной или иной). Никаких других признаков, как то: воспроизводимость, общественная полезность произведения, законом не предусматривается. Наиболее полное и точное определение произведения сформулировано, считают авторы, В.И.Серебровским. По его мнению, произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей доступность восприятия.
Подробно рассматривая объекты авторского права: аудиовизуальные произведения; фотографическое искусство; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; курсовые, дипломные работы и иные произведения, создаваемые в процессе обучения, авторы особое внимание уделяют так называемым «служебным произведениям». Данный правовой институт в настоящее время приобретает исключительно широкое распространение. Вместе с тем, подчеркивают авторы, законодательство в сфере регулирования служебных произведений устарело. Поэтому необходимо выявить правовую природу служеб-
ных произведений, которая неразрывно связана с трудовым договором. Выделяются специфические черты трудового договора:
1) включение в деятельность организации и участие в ней личным трудом (личностный признак);
2) выполнение работы определенного рода (предметный признак);
3) подчинение исполнителя работ внутреннему трудовому распорядку предприятия (организационный признак);
4) оплата труда по заранее установленным нормам и в соответствии с конечным результатом деятельности (имущественный признак).
При этом важно определить, что представляет собой та или иная трудовая функция, какой результат будет получен в результате творческого труда, выполнение которого входит в обязанности работника.
В заключение анализируются проблемы управления имущественными правами обладателей авторских и смежных прав, ответственности в авторском праве, а также проблемы обращения взыскания на права на объекты интеллектуальной собственности. В качестве приложений используются: примерные договоры о передаче права на перевод, на создание аудиовизуального произведения; Устав общественной организации «Российское авторское общество» (РАО); Устав некоммерческого партнерства «Российское общество по управлению правами исполнителей» (РОУПИ); учредительный договор о создании некоммерческой организации «Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере»; Устав некоммерческого партнерства «Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям».
Н.В.Крысанова
2005.02.024. СТАМАТУДИ А. АВТОРСКОЕ ПРАВО И МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. STAMATOUDI I. Copyright and multimédia products: A comparative analysis. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2002. - 334 p.1
В настоящее время в юридической науке и практике существует спор по поводу юридической природы мультимедийных произведений. Предлагаемая книга известного ученого Айрини Стаматуди представляет собой развернутое и всеобъемлющее исследование того, какая правовая защита возможна для мультимедийных произведений в Великобритании,
1 Свед. о кн.: Europ. intellectual property rev., 2002. - N 11. - P. 562-563. (Rec. - J. Harrington).