2005.02.022. ИОФФЕ М.Я., КАРТАШОВА Л.Б., ЖИЛЬЦОВА С.Б. МВА В РОССИИ: ВПЕРЕДИ БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ // Упр. персоналом. -М., 2004. - № 18. - С. 28-32.
Ключевые слова: программы МВА, рынок МВА, зарубежные стандарты и российская практика.
Статья написана коллективом авторов - сотрудников Института экономики и финансов «Синергия»: ректором М.Я.Иоффе, проректором Л.В. Карташовой и проректором С.В.Жильцовой.
Первые программы МВА (Master of Business Administration) появились в России в начале 90-х годов, однако официальное признание они получили только в 1999 г., когда был узаконен национальный стандарт МВА. В настоящее время 75 бизнесшкол страны имеют право выдавать государственный диплом МВА.
Дневных программ МВА в России пока еще мало, наиболее востребованной является вечерняя форма обучения, а в регионах возрастает интерес к очно-заочной форме. Каждый год программы МВА заканчивают около 3 тыс. человек, из них доля студентов-иностранцев составляет примерно 10%. Российские менеджеры предпочитают совмещать учебу с работой, и это обусловливает специфику рейтингов российских программ МВА. В основном на МВА сегодня обучаются представители интенсивно развивающихся сфер бизнеса: нефтегазовой, банковской, фармацевтической, быстро оборачивающихся товаров народного потребления. Значительную долю составляют и представители малого бизнеса, а также сотрудники крупных международных компаний. Их руководители, следуя традициям Запада, поощряют обучение на МВА, нередко компенсируя частично или полностью связанные с ним затраты.
Из насчитывающихся сегодня в России 75 школ МВА 2/3 находятся в Москве. Однако говорить о перенасыщенности рынка MBA пока рано, утверждают авторы статьи, поскольку в стране существует большая потребность в подготовке менеджеров высшей квалификации. Проблема заключается лишь в качественных характеристиках предлагаемых программ, поскольку далеко не все программы, особенно в регионах, отвечают возросшим требованиям. Кроме того, отсутствует четкая стратегия их развития. Несмотря на низкие цены (от 2,5 до 5 тыс. долл. за весь период обучения) спрос на такие программы незначителен.
В целях поддержки зарождающегося рынка МВА была сформирована национальная система лицензирования и аккредитации программ
МВА. Одновременно с этим повышается и заинтересованность в международной аккредитации, заметно усилился интерес к организации Association of MBA's (AMBA's). Более половины абитуриентов, поступающих на программы МВА, отмечают, что аккредитация в AMBA's была для них важнейшим критерием выбора программы, поскольку она является гарантией качества. В результате тесного сотрудничества с АМВА^, постоянного участия в международных конференциях, изучения опыта западных школ МВА стали понятны различия зарубежных стандартов и российской практики.
Авторы перечисляют наиболее существенные из них.
1. Регламентация учебного процесса со стороны государства. В нее входят продолжительность обучения, содержание программы, требования к абитуриентам. По российским стандартам, ученую степень кандидата или доктора наук должны иметь не менее 60% преподавателей МВА. Для абитуриентов обязательно наличие высшего образования. Исключения не допускаются даже при наличии многолетнего опыта работы на высших управленческих позициях.
2. Значительная аудиторная нагрузка. Она существенно снижает возможность интенсивной самостоятельной работы. Согласно российскому стандарту, программа МВА предполагает не менее 1 тыс. час. аудиторных занятий. Из них 250 час. отводится на стажировку и подготовку исследовательских проектов. Для сравнения: в соответствии с критериями АМВА^ число контактных часов должно быть не менее 400.
3. Ориентация российского рынка на специализированные программы - МВА-маркетинг, MBA-финансы, MBA-гостиничное хозяйство и т.д. Авторы считают, что «российский бизнес особенно нуждается в топ-менеджерах, обладающих знаниями междисциплинарного характера, широким экономическим мышлением и прогрессивной системой ценностей, включая социальную ответственность за последствия принимаемых ими решений» (с. 29).
Существует также проблема глобализации МВА. В основном выпускники после окончания бизнес-школы остаются жить и работать в России, но есть и такие, кто хотел бы поехать за границу. Поэтому в содержание программы необходимо включать «кросскультурные» аспекты бизнеса и менеджмента. Необходимо развивать контакты с преподавателями из лучших западных школ МВА и с менеджерами - иностранцами, работающими в России.
Существенное различие состоит также в стоимости российских и зарубежных программ МВА: в России она примерно в 3-7 раз ниже, чем на Западе. Самые дорогие программы стоят не более 15 тыс. долл.
В заключение авторы пишут, что на данном этапе российский рынок МВА отличается неоднородностью и противоречивостью, по-ка он находится в стадии становления и поиска. В этой ситуации контроль и регламентация со стороны государства могут быть оправданы. В перспективе, по мере становления российского рынка МВА, его значение будет неизбежно уменьшаться. Одновременно начнет усиливаться роль общественных аккредитирующих организаций, и рынок МВА в России укрепит свои позиции.
Е. Н.Рачкова
2005.02.023. ВОТРОВ В. УЧЕБА ПО ДЕЛУ // Коммерсант Baltic. - Рига, 2004. - № 24. - С. 22 - 25.
Ключевые слова: Латвия, программа МВА, организационное развитие и стратегический менеджмент.
Во всем мире программа МВА пользуется большой популярностью, особенно среди предпринимателей и руководителей среднего и высшего звена. На родине МВА, в США, пишет автор, без диплома магистра бизнес-администрирования занять должность аналитика в инвестиционном банке или старшего консультанта в консалтинговой компании практически невозможно. Каждый год более 90 тыс. американских специалистов получают дипломы МВА. Согласно недавно проведенным исследованиям из каждой 1000 американцев такой документ имеют 4 человека.
Европейские страны также не отстают: например, в Великобритании около 11 тыс. человек ежегодно получают степень магистра в управлении бизнесом. Всего же по миру около 1 тыс. учебных заведений подготавливают студентов по этой программе.
В Латвии расположены три бизнес-школы, предлагающие западный стандарт МВА: Рижская бизнес-школа (RBS), Рижская экономическая высшая школа (SSE) и Рижская международная высшая школа экономики и управления (RISEBA). RBS работает на рынке образования с предложением дипломов МВА уже 12 лет, две последние школы только