Научная статья на тему '2005. 02. 018. Гунаратна Р. Внутри Аль-Каиды. Глобальная сеть террора. Gunaratna R. inside al Kaeda. Global network of terror. - N. Y. Columbia Univ.. Press, 2002. - 272 p'

2005. 02. 018. Гунаратна Р. Внутри Аль-Каиды. Глобальная сеть террора. Gunaratna R. inside al Kaeda. Global network of terror. - N. Y. Columbia Univ.. Press, 2002. - 272 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
383
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬ-КАИДА / ГЛОБАЛЬНЫЙ ТЕРРОР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 02. 018. Гунаратна Р. Внутри Аль-Каиды. Глобальная сеть террора. Gunaratna R. inside al Kaeda. Global network of terror. - N. Y. Columbia Univ.. Press, 2002. - 272 p»

на всех встречах искали в перипетиях текущих отношений СССР и США разум и здравый смысл; пытались найти рациональные определения интересов каждого из двух государств в данном конфликте, проблемном узле и желательно при снижении конфликтности. Все это подтверждает тот факт, что с образованием и укреплением постсоветской России, с развитием партнерских отношений между РФ и США дартмутский диалог заметно стал выдыхаться. Для него просто оставалось все меньше проблем (с. 275-332). Как следствие, потребность в неформальном диалоге граждан резко уменьшилась. Она может еще вернуться в будущем в новом качестве российско-американских отношений. «Непрерывный диалог», заключает автор, имеет большой потенциал, а его «технология» достаточно отработана и позволяет ее использовать (с. VIII-XI, 311-314, 365-388).

Осмыслить «дартмутские встречи» как один из институтов определенного этапа противоборства СССР и США стало возможно только потому, что Институт мира США и Фонд Ч.Кеттеринга собрали, хранили, создали возможность исследовать первичную информацию.

В.М. Соломатина

2005.02.018. ГУНАРАТНА Р. ВНУТРИ АЛЬ-КАИДЫ. ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ ТЕРРОРА.

GUNARATNA R. Inside Al Kaeda. Global network of terror. - N.Y. Columbia univ. press, 2002. - 272 p.

Ключевые слова: Аль-Каида, глобальный террор.

Автор исследования, Рохан Гунаратна, работает в Центре по изучению терроризма и политического насилия в Ун-те Св. Эндрю (Шотландия) и является почетным сотрудником Института международной террористической политики в Израиле. В качестве специалиста по проблемам вооруженных конфликтов и терроризма ученый привлекался к проведенным в связи с событиями 11 сентября 2001 г. слушаниям в ООН, Конгрессе США и австралийском парламенте. Участвовал он в расследованиях Отдела ООН по предотвращению терроризма и консультировал как эксперт по борьбе с терроризмом несколько правительств и корпораций.

Центральной темой реферируемой монографии является основанная в 1988 г. саудовским миллионером Мухаммадом бен ЛаденомАль-Каида, представляющая собой разветвленную транснациональную религиозно-политическую организацию, широко использующую в своей практике

террористические методы, финансирующую и направляющую в различных странах мира деятельность исламистских боевиков.

В монографии воссоздается организационная структура Аль-Каиды и ее глобальной сети, показан механизм управления и финансирования, персональная роль Усамы бен Ладена как идеолога, экономического спонсора и практического руководителя международного терроризма.

«Эмир-генерал» Аль-Каиды Усама бен Ладен - выходец из богатого и влиятельного саудо-аравийского клана, успешный бизнесмен. Ему, в частности, принадлежит известная компания Taba Investment Laden International Company, множество фирм, которые заложили основу его финансовой империи (с. 31). Другой руководитель организации -египтянин д-р Эйман Мухаммад Раби аль Завахири - происходил из уважаемой и известной в Египте семьи: его дед был шейхом мечети Аль-Азхар, отец - профессором медицины, сам Завахири получил университетское образование (с. 25). Аль-Каиду автор считает наиболее опасной по сравнению с многими другими организациями подобного же рода, развернувшими свои террористические акции на Ближнем Востоке с 1968 г.

Главное отличие от них Аль-Каиды видится Гунаратне в следующем: будучи «правой многонациональной террористической группировкой XXI столетия», угрожающей всему миру, она расширила страновые рамки протестных действий с использованием методов террора и превратила последний в «глобальный инструмент, обращенный против западного влияния в мусульманском мире» (с. 1). При этом автор исключает из деятельности Аль-Каиды мотив социальный: организация создавалась и действовала не для того, чтобы ликвидировать экономическое и политическое неравенство развивающегося и развитого мира. То есть она не брала на вооружение идеи, которыми вдохновлялись в мусульманских странах на протяжении всего ХХ в., многие религиозно-политические движения, призывавшие к борьбе «бедного Юга» против «богатого Севера».

Одна из приоритетных целей Аль-Каиды, обозначенных в книге, -свержение «прогнивших», сотрудничающих с Западом режимов в мусульманских странах, с тем, чтобы установить в них «истинно исламское» правление. Применительно к крупным светским государствам, имеющим мусульманские общины (Китай, Индия, Россия), берется на вооружение стратегия их «раскачивания» при помощи

подрывных действий «ударных» боевых групп и террористических акций. Другую «основу» Аль-Каиды автор усматривает в ее антизападном радикализме. США рассматривается как главный враг ислама, что отражено в приводимых автором посланиях и высказываниях Бен Ладена: в них он призывает мусульман к вооруженной борьбе против США. Например, образованный 23 февраля 1998 г. «Мировой исламский фронт джихада против евреев и крестоносцев», который, как полагает Гунаратна, был либо прикрытием Аль-Каиды, либо ее ответвлением, призван был «выполнять приказ Усамы бен Ладена - убивать американцев как военных, так и гражданских лиц» (с. 45).

Ни одна из действующих в мире религиозно-политических организаций не обладает столь значительными источниками финансирования, как Аль-Каида. «Касса» этого террористического объединения пополняется, прежде всего, самим бен Ладеном. Финансируется Аль-Каида также арабскими фондами. Сбор средств на нужды «воинов ислама» идет в мечетях по всему миру - не только в ареале традиционного распространения этой религии, но и в Европе и Северной Америке, где никто до недавнего времени не препятствовал этому в силу присущей демократическим обществам Запада терпимости, толерантности в отношении приверженцев всех религиозных исповеданий. Что касается выдвигавшихся американцами обвинений в вовлечении Аль-Каиды в производство и продажу наркотиков в Афганистане, то автор не нашел доказательств этого (с. 42).

Идеология Аль-Каиды сильно отличается от аналогичных ближневосточных группировок: например, в ней не придается значение суннитско-шиитским различиям. Напротив, Аль-Каида призывает к объединению этих двух ветвей ислама, чтобы поразить «голову змеи», где под головой подразумевается США, а под змеей - Запад (с. 12). Р.Гунаратна называет лидеров Аль-Каиды «убежденными последователями салафизма» (от араб. «салаф» - предок) или ваххабизма, которые «адресуются ко всему человечеству, независимо от культуры, расы или цвета кожи» (с. 27).

В книге приводятся многочисленные факты, которые призваны подтвердить тезис автора о превращении Аль-Каиды в организацию, опасную не только для мировой цивилизации в целом, но и для ее отдельных мусульманских сегментов. Таковы детально задокументированные Гунаратной обстоятельства активного вовлечения Аль-Каиды и ее верхушки во внутренние дела Пакистана, Афганистана и

Судана - стран, где «отец международного терроризма» попеременно обосновывался с начала 90-х годов, после того как из-за спонсирования его организацией масштабных антиамериканских террористических акций он испортил отношения с Саудовским королевским домом.

В Судане, например, Аль-Каида не только установила контроль над службой безопасности приютившего его государства, но и поставила в зависимость от себя правительство этой страны. Бен Ладен единовременно инвестировал в банк Судана 50 млн. долл. на борьбу с мятежным Югом - преимущественно христианским и традиционалистским. За это власти Хартума позволили боевикам Аль-Каиды тренироваться на закупленных саудовским миллионером местных фермах. Однако получившие огласку в 1994 г. разрабатывавшиеся «Аль-Каидой» планы убийства американского президента Билла Клинтона и его филиппинского коллеги Фиделя Рамоса, резко возросшие объемы американской военной помощи враждебным Судану Уганде, Эритрее и Эфиопии, да и прямые угрозы США о возможности развязывания против Хартума боевых действий, побудили арабских лидеров вмешаться. Во избежание эскалации напряженности они убедили суданские власти заставить «моджахедов» Аль-Каиды покинуть страну (с. 38).

Подробно анализируется в книге и деятельность Аль-Каиды в Афганистане, где бен Ладен заключил союз с талибами. В его основе лежат идейные мотивы - общая и для талибов, и для Аль-Каиды ненависть к Западу и его порядкам.

Но Афганистан, как неоднократно подчеркивает автор, не является единственным приоритетом Аль-Каиды. Организация распространила свою активность и на страны, где у власти находились «угнетающие мусульман немусульманские режимы» (Филиппины, Индия, Босния, Россия), и на территории, не относящиеся к местам традиционного распространения ислама - в Западной Европе.

Гунаратна полагает, что Аль-Каида обосновалась в западноевропейских странах позднее, чем в Америке: по крайней мере, местные спецслужбы только к началу 2002 г. начали «вычислять» участников «дремлющих»», т.е. глубоко законспирированных ячеек, а также связи этой организации с базирующимися в Западной Европе экстремистскими мусульманскими группировками, состоящими из выходцев из стран Ближнего и Среднего Востока. Указывая, что самые развитые структуры Аль-Каиды находятся во Франции и Великобритании, автор приходит к выводу, что действия местных

властей по борьбе с террором здесь мало эффективны. Вообще, по мнению автора, Аль-Каида сумела извлечь для себя максимальные выгоды от демократических порядков «старой» Европы: в частности, ее боевики и лидеры использовали свободу передвижения внутри государств Евросоюза для координирования деятельности европейской «сети» (с. 116). Утверждает автор и то, что Аль-Каида не гнушалась сотрудничеством с «работающими» в Европе криминальными этническими группировками - чеченскими, русскими, украинскими, пакистанскими и др. - с целью добывания настоящих, неподдельных документов и паспортов; поощряла Аль-Каида своих членов, натурализовавшихся граждан европейских государств, поступать на военную службу в странах проживания, дабы получить там профессиональную военную подготовку (с. 300).

Отдельная глава посвящена проблеме вовлеченности Аль-Каиды в дела Центрально-Азиатского и Кавказского регионов. По словам автора, Аль-Каида с 1988 по 1994 г. имела офис в Баку, а ее бойцы («1500 афганских ветеранов») воевали на стороне Азербайджана в Нагорном Карабахе, что якобы подтверждено и российскими спецслужбами (с. 134). Имевшие длительные связи с Аль-Каидой чеченцы, участвовавшие также и в карабахском конфликте и замеченные в закупках оружия для азербайджанской армии, сыграли, по утверждению Гунаратны, решающую роль в захвате Горадиза - города к юго-востоку от Степанокерта (с. 135).

Что касается участия Аль-Каиды в подготовке боевиков, «подрывников» и террористов в Чечне, то и этой стороне деятельности Бен Ладена на постсоветском Юге в книге уделено достаточно много внимания. Так, по свидетельству автора, в Чечне к августу 1995 г. (т.е. за год до подписания Хасавьюртовского соглашения) насчитывалось 6 тыс. «бойцов сопротивления», ядром которых считали 300 арабов-«афганцев» и присоединившихся к ним «моджахедов» из Боснии, Азербайджана, других стран. Влияние этого воинства распространялось не только на Чечню, но и на соседние республики Дагестан, Ингушетию, Северную Осетию. Замечено было присутствие арабов и среди чеченских боевиков в Панкисском ущелье - на границе Грузии

с Россией. Автор констатирует: «Разведывательные службы правительств Саудовской Аравии, Ливии и Ирана прямо или косвенно поддерживали чеченских партизан» (с. 135). Это, считает автор, служит доказательством того, что Чечня стала превращаться в одну из подпорок транснациональной Аль-Каиды бен Ладена. Гунаратна полагает, что у России как более уязвимого по сравнению с США государства, сохраняется риск чаще попадать под «удары возмездия» исламистов-камикадзе.

После разгрома в Афганистане талибского режима вместе с существовавшей в этой стране базой Аль-Каиды проследить модификацию ее сетевой структуры становится все труднее. Тем более, что, как видно из книги, такого рода организации способны мимикрировать, скрываться за вполне респектабельными объединениями, благотворительными фондами, корпорациями. Этот враг трудно уловим и оттого чрезвычайно опасен, заключает автор.

В.М. Соломатина

2005.02.019. ПОЛИТИКА США В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ / Отв. ред. Подлесный П.Т. - М.: Наука, 2004. - 333 с.

Ключевые слова: стратегия внешней политики США.

Реферируемая работа - коллективный труд группы ведущих специалистов по американской внешней политике Института США и Канады РАН. Лейтмотивом книги является попытка ответить на один из важных вопросов современности: удастся ли США изменить мир по собственному усмотрению, или эволюционирующий помимо воли американцев мир сегодня более ограничивает свободу действий единственной сверхдержавы, которой скоро придется признать непреодолимую силу обстоятельств. В работе отражены точки соприкосновения и несогласия среди исследователей по концептуальным трактовкам американской «большой стратегии» и целям администрации США на отдельных региональных направлениях внешней политики.

Первое, о чем конструктивно полемизируют авторы, - вопрос о структуре и движущихся силах современного миропорядка. Две различные точки зрения здесь представляют докт.ист.наук, проф. В.А.Кременюк и докт. полит. наук, проф. А.Д.Богатуров. В соответствии с первым подходом, центральная характеристика современного миропорядка - противоречие между относительно благополучным Севером и униженным в своей бедности Югом. Именно этот раскол, по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.