длительность выполнения домашних заданий, что ведет к снижению академических успехов японских учащихся не только в школах, но и вузах.
Автор убежден, что педагогическая система Японии требует серьезных конструктивных изменений. Необходимо не только пересмотреть большую часть учебных программ, но и переориентировать общую направленность образования на «большую конкуренцию и соревновательность». Число учеников в классе должно быть сокращено. Автор уверен, что «нынешняя тревожная ситуация в японских школах несомненно приведет к созданию новых направлений в педагогике» (с.82).
Б. В. Лось
ЭКОНОМИКА
2005.01.032. ВОН Дж., ЧАН С. СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ МЕЖДУ КИТАЕМ И АСЕАН: ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
WONG J., CHAN S. China - ASEAN free trade agreement: Shaping future economic relations // Asian surv. - Berkeley (Cal.), 2003. - Vol. 43, N 3. -P.507-526.
В ноябре 2000 г. на саммите Китая и АСЕАН премьер Китая Чжу Жунцзи предложил в течение десяти лет заключить соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Китаем и странами АСЕАН. Джон Вон и Сара Чан (Институт Восточной Азии Национального университета Сингапура) отмечают, что такое соглашение станет важным рубежом в двусторонних экономических отношениях сторон. Расчеты показывают, что планируемая ЗСТ приведет к образованию экономического региона, где 1,7 млрд. потребителей будут располагать совокупным ВВП в 2 трлн. долл., а общий объем торговли достигнет 1,23 трлн. долл. (с. 508).
Однако более тесная экономическая интеграция Китая со странами АСЕАН вызовет много новых проблем. Экономически возрождающийся Китай проводит политику открытых дверей и, несомненно, будет главным «двигателем» экономического роста в регионе. Но в условиях свободной торговли его экономический рост может оказывать разрушительное влияние на экономику стран Юго-Восточной Азии. Влияние ЗСТ на экономику Китая и отдельных стран АСЕАН будет
зависеть от структуры их промышленности и торговли, наличия ресурсов, а также уровня экономического развития каждой из стран.
Специальная экспертная группа стран АСЕАН подсчитала, что ЗСТ будет способствовать увеличению экспорта АСЕАН в Китай на 48% (до 13 млрд. долл.), а экспорт Китая в АСЕАН вырастет на 55% (до 10,6 млрд. долл.). Наряду с этим, ВВП АСЕАН увеличится на 0,9%, а ВВП Китая - на 0,3% (с. 508). Страны АСЕАН смогут получить доходы от сырья, поставляемого в Китай для его растущей промышленности.
Интегрированный рынок, создаваемый с помощью ЗСТ, скорее всего, сможет привлечь иностранный капитал, повысить занятость и улучшить благосостояние стран, подписавших согла-шение, но только в том случае, если это будет растущий рынок (с. 509). Стагнирующий рынок не сможет привлечь капитал из других стран, каким бы большим он ни был. Сама структура организации ЗСТ свидетельствует с неравномерном распределении расходов и прибылей от различных секторов экономики и различных отраслей промышленности. Китаю, а не только АСЕАН, придется нести издержки, связанные со вступлением в ЗСТ. Внутри самого Китая возможно возникновение асимметричного дисбаланса между начальными расходами и прибылями, потому что некоторые провинции страны могут выиграть от вступления в ЗСТ за счет других сравнительно отсталых провинций. Это может случиться в силу того, что обрабатывающая промышленность сосредоточена лишь в нескольких районах в ущерб индустриализации менее удачливых районов. Для ее развития требуется хорошо развитая инфраструктура, а также «критическая масса» вспомогательных и поддерживающих отраслей, а не только низкая стоимость рабочей силы.
По мере того как ЗСТ будет постепенно укореняться, МНК региона смогут постепенно перестроить в соответствии с ней свои каналы снабжения и рационализировать свой производственный механизм, исходя из того, что Китай и АСЕАН уже будут представлять собой единый рынок.
Важной особенностью экономического развития Китая и АСЕАН было, что внешняя торговля была «движущей силой» развития экономики этих стран. За последние 30 лет АСЕАН-5 (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Тайланд и Сингапур) стали относиться к категории наиболее динамичных районов мира благодаря систематическому росту их экспорта, в основном финансировавшегося извне. Хотя Китай и отставал от АСЕАН-5 в развитии индустриализации,
ориентированной на экспорт, за последние годы его экономика продемонстрировала феноменальные результаты: за 20 лет его экспорт ежегодно увеличивался на 15% (или более чем в 2 раза выше среднемирового показателя), в результате он вырос с 13,7 млрд. долл. в 1979 г. до 325,6 млрд. долл. в 2002 г. (с. 512). Соответственно росла торговля между Китаем и АСЕАН и расширялись экономические связи. В 1991 г. торговый оборот между ними оценивался в 8 млрд. долл., а в 2001 г. - более 40 млрд. (с. 512). В 2001 г. страны АСЕАН в целом заняли пятое место в торговле Китая после Японии, США, Европейского союза и Гонконга.
С годами структура торговли между Китаем и АСЕАН существенно изменилась. Первоначально страны АСЕАН (кроме Сингапура) относились к категории поставщиков сырья (более 50% экспорта всех стран АСЕАН в Китай). Однако к 2001 г. торговля между Китаем и АСЕАН почти полностью была переведена на продукцию обрабатывающей промышленности. Авторы обращают внимание на то, что Китай быстрей чем АСЕАН завершил экспортную диверсификацию торговли. Доля обрабатывающей промышленности выросла в китайском экспорте с 47% в 1980 г. до 90% в 2000 г. Еще важнее то, что нетрадиционные капиталоемкие изделия (машины и электроника) стали быстро вытеснять трудо-емкие товары (текстиль, одежду и обувь). Резкие изменения в промышленном производстве и экспорте Китая к концу 1990-х гг. произошли благодаря массовому строительству с помощью иностранных инвестиций предприятий по сборке готовых изделий из импортных деталей (с. 515, 516).
Торговля между Китаем и АСЕАН может существенно вырасти, если промышленные структуры Китая и стран Юго-Восточной Азии будут строиться по принципу взаимодополняемости. Однако пока их экономическая интеграция осуществляется довольно медленно. Торговля между Китаем и АСЕАН не составляет значительной части торговли обеих сторон. Мешает взаимная конкуренция (взаимодополняемость промышленных структур суще-ствует лишь между Китаем и Сингапуром). И Китай и АСЕАН в своем экспорте ориентированы на индустриальные страны Запада и Японию, служащие в то же время источниками получения капиталов и технологии. В 2000 г. 56% общего экспорта Китая и 57,4% экспорта АСЕАН-4 (Индонезия, Малайзия, Филиппины и Таиланд) пришлась на США, Японию и Европейский союз.
АСЕАН и Китай - конкуренты. На получение прямых иностранных инвестиций (ПИИ), а не солидные инвесторы в экономику друг друга. Основными источниками ПИИ в Китай являются Гонконг, Япония, Тайвань и Южная Корея. В 2001г. эти страны обеспечивали 54% всех ПИИ в Китае, 3/4 ПИИ стран АСЕАН в Китае приходилось на один Сингапур (с. 519).
Ввиду быстрой индустриализации и интеграции Китая в систему мировой торговли скорее всего усилится конкуренция с товарами стран АСЕАН, грозящая вытеснить последние с рынков индустриальных стран. Такая тенденция прослеживается уже сегодня. Авторы считают, что успехи Китая на мировом рынке в торговле такими товарами, как текстиль, готовое платье и обувь, в основном были достигнуты за счет стран АСЕАН. Новые индустриальные страны (НИС) оказались менее уязвимыми в этой области, так как их товары указанных категорий сравнительно давно перешли в более высокие ценовые группы. Товары, изготовленные в Китае с помощью трудоемкой технологии, занимают 1/5 рынка США, в то время как такие же товары, изготовленные в странах АСЕАН, занимают лишь 1/10 рынка США (с. 519).
По нетрадиционным и более капиталоемким товарам обрабатывающей промышленности (например, промышленная электроника) рост китайского экспорта гораздо динамичней, чем у АСЕАН. Так, за 1996-2000 гг. в экспорте Китая стали доминировать машины, оборудование и электроника, доля которых увеличилась с 32% в 1996 г. до 42% в 2000 г. (с. 521). Китай теснит своих азиатских конкурентов, экспортирующих электронику в США. В 1990 г. его доля на рынке электроники США составляла только 2%, а к 2001 г. - уже 11,8% (с. 521). Судя по всему, Китай постепенно становится крупным мировым центром электронной промышленности.
В настоящее время Китай получает около половины всех ПИИ в Азии (без Японии). В начале 1990-х гг. Страны АСЕАН, в особенности АСЕАН-5, были более привлекательны, чем Китай для ПИИ. Однако в дальнейшем Китай вышел на второе место в мире по ПИИ после США. Авторы полагают, что вступление Китая в ВТО послужит дополнительным катализатором его экспорта, так как барьеры для ПИИ будут снижены.
Для увеличения экономической взаимозависимости между Китаем и странами АСЕАН нужно активизировать внутриотраслевую и межотраслевую торговлю Китая и АСЕАН. В настоящее время в странах
АСЕАН господствует мнение, что более тесные экономические связи с Китаем приведут к интенсивной конкуренции, а не к открытию новых возможностей в торговле. Во многих отношениях экономическое возрождение Китая таит в себе серьезные трудности для Юго-Восточной Азии. Экономика Китая в целом гораздо больше совокупного размера экономик всех стран АСЕАН. Благодаря своим практически неистощимым ресурсам неквалифицированного и дешевого труда Китай сможет сохранить свое преимущество в трудоемком производстве, одновременно завоевывая позиции на рынке высокотехнологичных изделий. Рост китайской обрабатывающей промышленности уже привел к подрыву многих производств в большинстве стран АСЕАН. Трудности, с которыми они сталкиваются сегодня, могут свести на нет любые потенциальные выгоды, которые можно получить от облегченного доступа на китайский рынок в случае образования ЗСТ. Упомянутые трудности могут быть преодолены, если Китай и АСЕАН договорятся о взаимодополняемой специализации производства, создавая ниши и зоны особой компетенции для каждой из сторон в таких отраслях, как сельское хозяйство, машиностроение и услуги (например, туризм). Страны АСЕАН могут выиграть, если они увеличат экспорт зерна и мяса в Китай или же если они используют увеличение в Китае спроса на услуги в таких сферах, как предоставление консультаций, финансы, образование, управление инфраструктурой и планирование городов. Для стран АСЕАН окажется также выгодным, если они смогут увеличить производство и повысить качество промышленных изделий. В свою очередь, некоторые китайские компании, например, «Синопек», занимающаяся добычей и переработкой нефти, а также изготовлением химических продуктов, ищет возможности для вложения своих капиталов в Индонезии и Малайзии. Компания Хайер» занимается созданием инфраструктуры для строительства предприятий обрабатывающей промышленности в Индонезии, Вьетнаме и Филиппинах.
Если Китай и АСЕАН найдут пути для более тесного экономического сотрудничества, то их экономики станут более конкурентоспособными в Юго-Восточной Азии и на мировой арене. Это будет способствовать также и укреплению мира и стабильности в регионе, заключают авторы.
Г.М. Кожевников