Научная статья на тему '2005. 01. 030. Поиски путей модернизации в Латинской Америке в ХХ веке (по страницам латиноамериканского исторического альманаха). - латиноамериканский исторический Альманах. - М. : 2004. - 264 с'

2005. 01. 030. Поиски путей модернизации в Латинской Америке в ХХ веке (по страницам латиноамериканского исторического альманаха). - латиноамериканский исторический Альманах. - М. : 2004. - 264 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
447
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / XX В. / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ XVI-XVIII ВВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 01. 030. Поиски путей модернизации в Латинской Америке в ХХ веке (по страницам латиноамериканского исторического альманаха). - латиноамериканский исторический Альманах. - М. : 2004. - 264 с»

ного не было сделано после 11 сентября, что может самым серьезным образом сказаться на безопасности страны в будущем.

Книга Ф.Дженкинса содержит множество примеров международного терроризма, проводятся аналогии между разными терактами, совершенными в мире в конце 1990-х годов, и не только арабами.

В работе УЛакера анализируются вопросы, связанные с нарастанием исламской воинственности, от действий «Братьев-мусульман» 1970-х годов, через радикальное движение в Египте, к эволюции Аль-Каиды, приведшей к трагедии 11 сентября. Лакер считает, что природу террористических групп можно понять лишь в социально-политическом контексте, однако он «не оставляет камня на камне от аргументов тех, кто считает терроризм только орудием бедности и лишений». В своем исследовании автор приходит к выводу, что и руководство США, и средства массовой информации, и академические круги «потерпели фиаско в оценке развития беспокойного мусульманского мира». По мнению Лакера, Вашингтон продемонстрировал свою некомпетентность, неспособность должным образом оценить рекомендации ученых и выработать на этой основе правильную политику в отношении исламского мира.

В.М. Соломатина

Страны Латинской Америки

2005.01.030. ПОИСКИ ПУТЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ В ХХ ВЕКЕ (ПО СТРАНИЦАМ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО АЛЬМАНАХА). - Латиноамериканский исторический альманах. - М.: 2004. - 264 с.

Ключевые слова: Модернизация, Латинская Америка, XX в., европейская колонизация ХУ1-ХУШ вв.

Центр латиноамериканских исследований Института Всеобщей истории РАН выпустил в свет четвертый номер Латиноамериканского альманаха. Открывает выпуск статья И.И.Янчука, посвященная памяти недавно ушедшей из жизни Нины Георгиевны Ильиной, видного отечественного латиноамериканиста, доктора исторических наук.

Центральное место в этом альманахе занимает подборка статей, опубликованных в разделе «Реформа или революция: поиски путей модернизации в Латинской Америке в ХХ в.». Эта тема постоянно находит-

ся в эпицентре научного интереса латиноамериканистов. В.Казаков обращается к аргентинскому радикализму как примеру либерального и антиимпериалистического путей модернизации. В своей работе «Аргентинский радикализм: проблемы и суждения» В.Казаков дает обзор историографических дискуссий о путях аргентинского радикализма, условиях его прихода к власти, его классовой сущности и политике радикальных правительств начиная с первой половины ХХ в. Он последовательно рассматривает традиционалистское направление и либеральную историографию, варианты «исторического ревизионизма» 30-40-х годов - право-националистическое течение исторической мысли и его «неолиберальное» направление, далее анализирует отношение к радикализму историков «национальной левой» рубежа 50-60-х годов, первых аргентинских марксистов, деятелей соцпартии и коммунистов, включая и эволюцию оценки радикализма Коминтерном, а также прослеживает, как оценивался аргентинский радикализм в советской (Г.Наумов М.А.Танин, Л.В.Сомми) и англо-американской историографии (И.Ф.Ренье, Дж.Пендль, А.П.Уайтекер и др.). Завершает историографический обзор анализ последних концепций аргентинского радикализма, предложенных П. Смитом (США) и Д.Роком (Великобритания).

Далее В.Казаков подробно останавливается на программе социально-экономических и политических преобразований, предложенной Гражданским радикальным союзом (ГРС) и осуществлявшейся во время реформаторской деятельности президента И.Иригойена (1916-1922 и 19281930 гг.). Он предлагает свое видение роли радикализма на протяжении исторического пути Аргентины с конца XIX в., выделяя два различных этапа: «В конце XIX в. его (радикализма. - Реф.) главное социальное содержание сводилось к решению буржуазно-демократических задач. В этот период движение радикалов объективно расчищало путь для развития капитализма по американскому пути и радикальная партия представляла собой демократическое крыло либерализма. В начале ХХ в. радикализм возродился под знаменем борьбы с олигархией, но логика борьбы вела его к противостоянию с империализмом. В 1920-е годы ясно обозначилась тенденция превращения ГРС в антиимпериалистическое движение» (с.139). После военного переворота 1930 г. и последовавшей вскоре смерти Иригойена ГРС остался в орбите либеральной политики, но, как отмечает В.Казаков, утратил ведущие позиции в политической жизни страны, открыв тем самым путь для появления перонистского движения.

Революционный путь модернизации, важнейшие преобразования, инициатива и борьба народных масс за радикальное решение важнейших социальных проблем Боливии, проблема типологизации и периодизации революции 1952-1953 гг. рассматриваются А.Щелчковым в статье «К 50-летнему юбилею Боливийской революции 1952-1953 гг.: проблемы типологии и периодизации». В условиях кризиса государственной власти, неспособности и нежелании правящей элиты к серьезным изменениям в экономической политике, считает автор, «вопрос стоял о национальном выживании Боливии», и только «радикальные, революционные преобразования могли спасти страну и боливийский народ» (с.150).

Рассмотрев сначала апрельское восстание 1952 г. и начало Национальной революции, в результате чего триумфатором стало Националистическое революционное движение (МНР) и его лидер В.Пас Эстенсоро, А.Щелчков прослеживает радикализацию революции в период с апреля по ноябрь 1952 г., последовавший за этим аграрный этап революции. Он указывает на хронологическое несовпадение аграрного и народно-демократического радикального этапов: пока шли самые радикальные преобразования, имевшие антикапиталистическую направленность, деревня еще не проснулась. Когда же стал очевидным спад революции в городах, началась аграрная революция, а революционно настроенные слои города остались нейтральны, что повлияло на динамику процесса преобразований и привело к свертыванию самой революции (с.185-186). «Ведущей силой революционных процессов был рабочий класс, и в этом смысле революция была пролетарской, демократической и народной по форме и характеру, но буржуазной по целям и задачам. В этом состоял ее парадокс: сочетание антикапиталистических, антисистемных элементов при общей буржуазно-демократической направленности движения» (с.191).

Предмет статьи Л.Макеевой - исторические предпосылки, сложившиеся на протяжении 50-60-х годов ХХ в. в Перу, которые привели к формированию военных нового типа и обусловили «новый» образ их политического мышления. Это, во-первых, социальный фактор, рост средних городских и низших слоев и увеличение в рядах армии числа выходцев из этих слоев, не имевших ничего общего с олигархией; во-вторых, участие армии в разгроме повстанческого движения в 1965 г. и гражданских действиях (оказание помощи населению районов, где проводились противопартизанские операции), что способствовало формированию убеждения в антинациональном характере политики правительства; в-

третьих, научно-техническая революция и прогресс в развитии военной науки и техники, заставившие военных критически осмыслить окружающую действительность; в-четвертых, обновленческие веяния в католицизме, которые значительно ослабили влияние консервативной традиции на офицерский состав и содействовали формированию концепции революционного гуманизма военных; в-пятых, система профессиональной подготовки и переподготовки военных, что способствовало артикуляции интересов вооруженных сил как группового субъекта формирования их политических требований. К этому автор добавляет и ряд внешних факторов, связанных с ростом антиамериканских и патриотических настроений в рядах вооруженных сил; победой кубинской революции; крушением колониальной системы и появлением новых независимых государств Азии и Африки, с которыми, как полагали военные Перу, у них были общие цели и интересы.

В опубликованной на страницах альманаха статье А.И.Строганова «Исторические судьбы Латинской Америки в ХХ в.» развенчивается распространенное убеждение, что своими нынешними успехами Чили обязана диктатуре Пиночета (1973-1990). Прежде всего, подчеркивает А.Строганов, политику модернизации Чили нельзя сводить лишь к периоду правления Пиночета: «Чилийское общество имело зрелую социальную и политическую структуру, давние укоренившиеся традиции конституционности, политической демократии и многопартийности» (с.216). Чили являет собой уникальный пример в регионе, поскольку на протяжении 1964-1990 гг. страна прошла через три основных варианта модернизации, характерные для Латинской Америки второй половины ХХ в.: реформистский (христианско-демократическое правительство Эдуарда Фрея, 1964-1970 гг.), леворадикальный (правительство Народного единства во главе с С.Альенде, 1970-1973 гг.) и, наконец, правоавторитарный, в духе неолиберализма (военная диктатура Аугусто Пиночета, 1973-1990 гг.). «Все три варианта осуществлялись в Чили с наибольшей полнотой и последовательностью по сравнению с большинством стран региона» (с.217), - констатирует автор.

Подробно характеризуя все три варианта модернизации, А. Строганов делает упор на то, что третий правоавторитарный вариант проходил в условиях жестокой военной диктатуры и масштабных репрессий, без которых неолиберальное преобразование экономики было бы неминуемо отвергнуто чилийцами. Но, несмотря на огромные жертвы, понесенные чилийцами, даже с точки зрения сугубо экономических, тех-

нократических подходов, считает автор, диктатура Пиночета не явила миру истинного «рывка», «экономического чуда» (с.226). Экономические успехи последних лет диктатуры объяснялись рядом причин, в том числе отказом от наиболее одиозных сторон «шоковой терапии» и переходу к более взвешенной политике.

Статья Л.Ивкиной - «Пуэрто-риканская модель экономического развития: миражи и реальности». Эта модель была запущена в 40-е годы ХХ в. и превратила отсталую, с аграрной по преимуществу экономикой страну в современное индустриальное государство. Важную роль в этом процессе сыграли возникшая в 1938 г. Народно-демократическая партия и ее лидер Л.Муньос Марина (1898-1980). Автор признает, что процесс развития Пуэрто-Рико, начиная с момента создания политического статуса «свободно присоединившегося государства» в 1952 г., «опирался, искусственно поддерживался и стимулировался разработанной системой мер, среди которых важнейшее значение имели налоговые льготы, заниженные ставки минимальной заработной платы и федеральные субсидии», и что «система оказала чрезвычайно негативное воздействие на социальное, политическое и духовное состояние пуэрто-риканского общества, лишило его перспективы искать возможные пути эндогенного, самостоятельного экономического развития» (с.262). Вступив в ХХ1 в., страна так и не сумела разорвать порочный круг неоколониальной зависимости.

Ряд представленных в этом номере материалов посвящен различным аспектам колониального периода. Как подчеркивает в статье «Жан де Лери и его описание «Антарктической Франции» ее автор, А.Полянский, целью французской экспедиции было распространение влияния христианства через Реформированную церковь, создание неприступного убежища для преследуемых гугенотов. Однако непрекращающиеся теологические споры и религиозное противостояние с католиками вынудили гугенотов покинуть Бразилию в январе 1558 г.

В работе Лери можно встретить подробные описания морской фауны и тропической флоры Бразилии, быт и нравы аборигенов Америки, поэтому Лери называют одним из первых этнографов Америки. На примере Ж.Лери автор анализирует взаимосвязь религии с колониализмом у протестантов и католиков и делает вывод, что у католиков она была более явной. «В сущности, - делает вывод исследователь, - эта форма колонизации осуществлялась европейцами ради того, чтобы извлечь выгоду от эксплуатации открытых земель» (с.22).

Во второй половине XVIII в. испанскими Бурбонами были проведены реформы в американских владениях, которые охватили все стороны жизни колоний. И.Селиванова в статье «Реформы испанских Бурбонов и торговая система Новой Испании» прослеживает, как отмена торговой монополии Кадиса на торговлю с заокеанскими колониями (1765), разрешение торгового обмена между Перу, Новой Испанией, Новой Гранадой и Гватемалой (1774), принятие «Регламента и тарифов для свободной торговли» (1778), а также декрета о «свободной торговле» для Новой Испании (1789) со временем покончили с существовавшей на протяжении всей колониальной эпохи торговой монопольной осью: Севилья (Кадис) - Веракрус - Мехико - Акапулько - Манила, в которой Веракрус и Акапулько служили перевалочными пунктами, а все привилегии от торговли доставались Мехико и Кадису (с.31).

Исследователь Университета штата Калифорния - Фресно (США) Карлос Перес («Бандолеро в районе добычи хинина (коры Cinchona): Ху -ан Хосе Перес») анализирует деятельность бандолеризма как феномена латиноамериканского бандитизма на примере истории боливийского политического бандолеро Х.Х.Переса (1814-1880) в период правления президента М.И.Бельсу (1848-1855). На деятельность Х.Переса, считает американский ученый, повлияли: хининовый бум в середине XIX в. в Боливии, борьба между собой каудильо Х.Бальивиана и М.И.Бельсу, региональное противостояние между севером и югом страны, а также споры сторонников свободной торговли и протекционизма (с.43). Автор утверждает, что контрабанда и политический бандитизм, «две взаимоперепле-тающиеся деятельности в районе сбора хининовой коры, по сути были предшественниками победы идей свободной торговли и либерального экономического режима в Боливии» (там же). Бандолерос Переса и контрабанда были симптомами и проявлением противоречий и конфликтов переходного периода к рыночной экономике и проникновению иностранного капитала.

Л.Кораблева продолжает разработку темы международного урегулирования Чакского конфликта в статье «В преддверии Чакской трагедии: неудачи международного посредничества в 1931-1932 гг. и фактическое начало боливийско-парагвайской войны». Показывая, что все попытки Комиссии нейтралов рассматривались Боливией и Парагваем как способ выиграть время для завершения приготовлений к войне (с.64), автор пишет, что целью конференции по пакту о ненападении, открывшейся 11 ноября 1931 г. в Вашингтоне, было достижение компромисса, но перего-

воры зашли в тупик, и за пять месяцев работы не был согласован ни один пункт договора. Чтобы спасти конференцию от провала, председатель конференции Ф.Уайт предложил формат неофициальных бесед, имевших определенные результаты, однако они были прерваны боевыми действиями в Чако, начавшимися в июне 1932 г. Нерешительное поведение Нейтральной комиссии в период активных военных действий, а также деятельность государств, соседствующих с Боливией и Парагваем, не смогли остановить разрастание конфликта. Подводя итог деятельности Вашингтонской комиссии «нейтралов», в течение всего предвоенного периода контролировавшей миротворческую деятельность, автор делит ее на три этапа и делает вывод о ее неэффективности (с.91). Все это время США придерживались тактики «коллективных» усилий по урегулированию Чакского конфликта, при которой, как подчеркивает Л.Кораблева, руководство было американским, а ответственность - общей. Соединенные Штаты сумели в самом начале пресечь попытку Лиги Наций вмешаться в процесс решения Чакской проблемы. «Именно на "нейтралов" падает основная доля вины за провал дипломатического урегулирования боливийско-парагвайских трудностей», - констатирует автор (с.92).

В разделе «Исторический портрет» помещена статья Е.Ларина, посвященная личности и творчеству видной поэтессы и писательницы Мексики второй половины XVII в. монахине Хуане Инес де ла Крус.

М.Н. Смелова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.