которые могут радикально изменить «европейский банковский пейзаж». Главная задача - не допустить, чтобы к концу нынешнего десятилетия европейские банки работали на основе американского капитала и использовали произведенные в Индии средства производства. Время торопит и потому к необходимым преобразованиям следует приступать уже сегодня, что неизбежно приведет к ожесточенным схваткам в банковском секторе. Это в еще большей степени усиливает ответственность национальных органов регулирования и надзора за принятием решений, которые влияют на конкурентоспособность банковской индустрии Европы.
Л.А.Зубченко
2005.01.025. КАПЕЛЬ-БЛАНКАР Г., КУППЕЙ-СУБЕЙРЕН Ж. ФИНАНСИРОВАНИЕ НЕФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЕС: РОЛЬ ПОСРЕДНИКОВ.
CAPELLE-BLANCARD G., COUPPEY-SOUBEYRAN J. Le finan-cement des agents non financiers en Europe: Le role des intermediaries financiers demeure preponderant // Economie et statistique. - P., 2003. - N 366. - P.63-95.
Статья сотрудников университетов Париж - I и Лилль - 2 (Франция) посвящена роли финансовых посредников в финансировании нефинансовых учреждений в 13 европейских странах (12 странах ЕС и Норвегии) в 1994-2001 гг. Авторы отмечают, что в последнее десятилетие происходят изменения в способах внешнего финансирования европейских нефинансовых учреждений (предприятий, в том числе индивидуальных, государственных учреждений, домашних хозяйств), что обусловливает изменение роли финансовых посредников - банков, сберегательных касс, инвестиционных компаний, пенсионных и взаимных фондов, страховых компаний и других финансовых институтов - в этом финансировании.
С конца 1970-х годов объем рынка капиталов рос очень высокими темпами под воздействием таких факторов, как быстрое распространение финансовых инноваций и технического прогресса, дерегулирование финансовых рынков и ускоряющиеся процессы глобализации финансовой сферы. Появление новых типов и разновидностей ценных бумаг, создание новых рынков или сегментов рынка различных финансовых инструментов обусловили расширение финансирования различных нефинансовых учреждений (НФУ) за счет эмиссии ценных бумаг, что дало основания некоторым специалистам заявить о существенном снижении уровня финансового (и особенно банковского) посредничества, т.е. об уменьшении роли банков и других финансовых учреждений во внешнем финан-
сировании НФУ. Однако существует и другая, более обоснованная точка зрения, заключающаяся в том, что расширение рынков капитала автоматически не приводит к значительному снижению уровня финансового посредничества, поскольку быстрый рост рынков капитала предполагает массированный приток ликвидных средств со стороны финансовых посредников, без чего рынки капиталов не могли бы развиваться так быстро, как это происходило в последние десятилетия. Хотя во многих странах наблюдалось относительное уменьшение доли банковских кредитов в финансировании НФУ, банки компенсировали это сокращение развитием операций с ценными бумагами НФУ, организуя и обслуживая их эмиссию и приобретая эти ценные бумаги. Таким образом, в действительности наблюдается растущая взаимодополняемость между развитием финансового посредничества и ростом рынков капитала.
Роль финансовых посредников во внешнем финансировании НФУ можно рассматривать с двух точек зрения: а) с позиции спроса на средства для финансирования со стороны НФУ; в этом случае, как правило, измеряется доля полученных кредитов (банковского посредничества) в общей сумме внешнего финансирования; б) с точки зрения предложения средств для финансирования со стороны финансовых институтов; в этом случае измеряется доля кредитов и ценных бумаг НФУ, держателями которых являются различные финансовые институты. В 2000 г. объем внешнего финансирования НФУ в 13 европейских странах в форме кредитов составлял 10 947 млрд. евро, эмиссии долговых обязательств - 8 296 млрд. и акций - 13 080 млрд. (с.94).
Одной из методологических проблем расчета коэффициента посредничества с точки зрения спроса и (или) предложения является определение эффекта изменения цен (биржевых курсов) и эффекта изменения объема на биржевую капитализацию ценных бумаг. В период быстрого роста биржевых курсов финансовые активы получают завышенную оценку, что может исказить в сторону увеличения коэффициент финансового посредничества. В периоды падения биржевых курсов может наблюдаться обратная картина. Именно поэтому при расчете коэффициента финансового посредничества учитывалось изменение биржевых индексов по каждой стране, чтобы элиминировать влияние изменения биржевых курсов на объем финансового посредничества. Так, в 2001 г. величина биржевого индекса (за 100 был принят 1995 г.) в рассматриваемых странах колебалась от 140 в Норвегии до 481 в Финляндии (с.94).
Коэффициент банковского посредничества в целом по 13 странам в 1995-2000 гг. несколько снизился, с 43,9 до 42,59% (с.75). Хотя в 19942001 гг. средний по 13 странам коэффициент банковского посредничества оставался практически неизменным, составлял 42-43%, за этими средними цифрами скрываются довольно существенные различия по странам и по типам НФУ, получающим банковские кредиты. Так, в 2000-2001 гг. величина этого коэффициента колебалась от 22,68% в Финляндии до 55,88% в Германии, что отражает предпочтения немецких НФУ, стремящихся использовать в качестве главного источника внешнего финансирования банковские кредиты. Обращает на себя внимание и тот факт, что в 1999-2000 гг. в некоторых странах (Испании, Италии, Нидерландах, Швеции и Великобритании) величина рассматриваемого коэффициента увеличилась, например, в Великобритании почти на 4 процентных пункта. Это объясняется увеличением спроса на кредиты в условиях оживления экономики, а также значительным снижением биржевых курсов, что несколько уменьшило привлекательность финансового рынка как источника внешнего финансирования.
В 1995-2000 гг. динамика коэффициентов банковского посредничества для государственных учреждений и нефинансовых компаний имела противоположную направленность. Доля кредитов во внешнем финансировании государственных учреждений снизилась с 23,55 до 19,15%, тогда как в финансировании нефинансовых компаний возросла с 49,51 до 60,67% (с.76). Снижение коэффициента банковского посредничества для госучреждений наблюдалось во всех рассматриваемых странах, за исключением Финляндии, Дании, Швеции и Норвегии. Это снижение объясняется в основном тем, что госучреждения все чаще прибегают к заимствованию необходимых для финансирования (в том числе для покрытия дефицитов государственных бюджетов) средств на рынках капиталов. Например, во Франции доля выпущенных государством ценных бумаг на рынках краткосрочных и долгосрочных капиталов составляет почти 50% общей суммы эмиссий НФУ. Государственные облигации преобладают на рынках облигаций в Германии, Испании и Франции.
В отличие от госучреждений коэффициент банковского посредничества для нефинансовых компаний увеличился в 1995-2000 гг. на 11 процентных пунктов - с 49,51 до 60,67%. Наиболее впечатляющим был рост этого коэффициента в Великобритании - с 28% в 1994 г. до 57% в 2001 г. Самый высокий уровень коэффициента в Италии (73%), Дании (76) и Германии (78), где задолженность предприятий по банковским кредитам
занимает второе место после самофинансирования в общем объеме финансирования их деятельности. Следует отметить, что в последнее время деятельность банков в области кредитования НФУ все чаще сближается с операциями на рынках капиталов. Это объясняется распространением секьюритизации (эмиссий обращаемых долговых обязательств на сумму кредита) и кредитных деривативов, используемых для покрытия кредитных рисков. Увеличивающееся переплетение рынков капитала и финансовых посредников становится важной характеристикой современных финансовых систем многих стран. Это еще раз подтверждает тот факт, что в настоящее время участие банков во внешнем финансировании НФУ не сводится только к предоставлению кредитов.
Коэффициент финансового посредничества, при расчете которого учитываются не только предоставленные нефинансовым учреждениям кредиты, но и приобретение ими различных типов ценных бумаг (долговых обязательств, акций и т.д.) НФУ, в 1995-2000 гг. практически не изменился, составив 67,33 и 67,59% (с.80). При этом наибольший рост коэффициента финансового посредничества отмечался для нефинансовых компаний - с 66,12% в 1995 г. до 74,71% в 2000 г., что отражает повышение роли финансовых институтов во внешнем финансировании компаний, а также появление и развитие во многих странах новых типов финансовых посредников, например, управляющих активами, взаимных фондов и т. д. Следует отметить, что указанный коэффициент несколько занижен, поскольку он не учитывает эффектов интернационализации рынков капиталов, которая особенно ускорилась в связи с введением единой валюты ЕС - евро. Очевидно, в будущем роль финансовых институтов - нерезидентов в финансировании НФУ стран ЕС будет возрастать.
В 2001 г. доля различных типов финансовых институтов во внешнем финансировании НФУ 13 стран составляла 67,59%, в том числе: кредитных учреждений - 43,02; страховых компаний и пенсионных фондов -8,17; управляющих компаний, взаимных фондов и других финансовых институтов - 6,40% (с.84-85). За этими средними цифрами скрываются значительные различия в показателях доли различных финансовых институтов по странам. Так, в 2001 г. доля кредитных учреждений колебалась от 27,12% в Финляндии до 67,23% в Германии; доля страховых компаний и пенсионных фондов - с 1,75% в Австрии и 2,15% в Германии до 13,94% в Великобритании; доля управляющих активами, взаимных фондов и других финансовых институтов - с 2,63% в Бельгии до 11,20% в Финляндии. Эти данные, подчеркивают авторы, на первый взгляд, подтверждают точ-
ку зрения, что существуют две модели организации финансовых рынков -европейская (континентальная) с преобладанием банков как главных источников внешнего финансирования НФУ (самый показательный пример - Германия и Австрия) и англосаксонская, характеризующаяся преобладанием финансирования за счет операций на рынках ценных бумаг (США и Великобритания). Однако в настоящее время все большее число специалистов склоняются к тому, что резкие различия между странами в способах внешнего финансирования НФУ постепенно уменьшаются. Об этом, в частности, свидетельствует сближение коэффициентов банковского и финансового посредничества между отдельными странами. Так, по расчетам, в 1995-2000 гг. среднее различие между коэффициентами банковского сотрудничества между 13 европейскими странами уменьшилось с 13,63 до 11,39 процентных пунктов, а между коэффициентами посредничества финансового рынка - с 8,98 до 7,05 процентных пунктов (с.89). Есть все основания предполагать, что в будущем коэффициенты финансового посредничества будут все больше сближаться под воздействием таких факторов, как все большее открытие национальных финансовых рынков в условиях развития процессов западноевропейской интеграции и глобализации, расширение зарубежной экспансии и диверсификация деятельности финансовых институтов.
Л.А.Зубченко
2005.01.026-029. НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СТРАНАХ ЕС. (Сводный реферат).
1. Mono J. Pourqoi les riches quittent la France // Monde - Argent. - P., 2004. -6/7 juin. - P.I.
2. Follorou J. Les paradis fiscaux europeens attirent toujours les capitaux // Monde - Argent. - P., 2004. - 6/7 juin. - P.2.
3. Bien declarer son ISF // Monde - Argent. - P., 2004. - 6/7 juin. - P.3.
4. Un impot de gauche que la droite n'ose pas reformer // Monde - Argent. - P., 2004. - 6/7 juin. - P.4.
В обзоре рассматриваются проблемы взимания налогов на имущество физических лиц в странах ЕС. В настоящее время в ряде западноевропейских стран физические лица уплачивают налог на имущество (impot sur la fortune, ISF). Страны ЕС весьма существенно различаются между собой по размерам налогооблагаемых сумм, налоговых ставок и способам налогообложения: если в Люксембурге ISF взимается с имущества, стоимость которого превышает 2500 евро, то во Франции - с суммы в 720