Израиле разработан проект создания Национального управления связи, которое будет состоять из верховного совета и совета по делам вещания. Верховный совет должен контролировать и совет по вещанию, и правление, которое осуществляет в числе прочих функции консультации по юридическим и коммерческим вопросам. Этот вариант исключает необходимость в министерстве связи и предусматривает такой порядок, когда Национальное управление связи находится под эгидой Министерства торговли и промышленности, но не в его финансовом подчинении. Это государственный орган, но не входящий в состав министерств.
Содержание книги объединяет восемь глав, имеются введение и заключение. Последовательно излагаются следующие темы: «Информация в структуре природных, технических, энергетических, социальных ресурсов» (гл.1); «Правовые проблемы создания информационной инфраструктуры России» (гл.2); «Документирование информации и организация документооборота в условиях информатизации (гл .3); «Виды информационных ресурсов и правовое регулирование формирования их систем» (гл.4); «Использование информационных ресурсов в сферах реализации прав граждан» (гл.5); « Человек и Интернет» (гл.6); «Концепция нормативно-правового регулирования информатизации и обеспечения информационной безопасности» (гл.7); «Государственное управление информационными ресурсами» (гл.8).
О.Л. Алферов
2005.01.017. ПЕТРОВСКИЙ С.В. ИНТЕРНЕТ-УСЛУГИ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ РОССИИ. - М.: Издат. сервис ; Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 272 с.-(Закон и об-во).
В работе предпринята одна из первых попыток рассмотрения Интернета и Интернет-услуг (услуг по подключению к сети, услуг электронной почты, хостинга и т.д.) с позиций действующего российского права. Обосновывается возможность применения существующего законодательства для решения большинства юридических проблем в этой сфере и предлагаются практические способы защиты прав в правоотношениях по поводу Интернета.
Автор подчеркивает, что в отечественной юридической науке отношения, связанные с использованием Интернета, исследованы фрагментарно. Так изучались проблемы защиты авторских прав на произведения, доступные в сети Интернет, прав на доменное наименование (имя сетево-
го информационного ресурса - сайта), информационной безопасности в Интернете, проблемы применения сетей в деятельности органов государственной власти, в том числе и для судопроизводства. Вместе с тем многие публикации о правовых проблемах использования Интернета носят постановочный характер, сигнализируя о существовании тех или иных проблем и необходимости их правового урегулирования. Практически не получили должного освещения вопросы обязательственных отношений в данной сфере. Отсутствует системный подход в регулировании отношений по поводу оказания Интернет-услуг в современном российском законодательстве, в нем замечается избыточное терминологическое многообразие.
Освещение темы «Общая характеристика обязательств по оказанию Интернет-услуг» автор начинает с раскрытия понятия «Интернет» и истории развития этой глобальной телекоммуникационной сети. Проанализировав признаки Интернета, существенные для определения правового статуса его использования, делается вывод: «Интернет - это телекоммуникационная сеть общего пользования, т.е. международная сеть электросвязи общего пользования, предназначенная для обмена данными». Это позволяет определить Интернет-услуги как услуги, содержание которых выполнение определенных действий или деятельности по передаче данных посредством международной телекоммуникационной сети общего пользования Интернет.
Автор анализирует международное и российское законодательство, регулирующее оказание Интернет-услуг: Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, Окинавскую хартию глобального информационного общества, международные соглашения, в том числе двусторонние, с государствами о сотрудничестве в области информации и вычислительной техники, российские законы и подзаконные акты в рассматриваемой сфере. Подводя итог обзора законодательства, автор замечает, что в вопросе регулирования отношений по поводу Интернет-услуг необходимо исходить из принципа минимального вмешательства государства в этот процесс и устанавливать жесткие правила лишь в тех случаях, когда отсутствие правовой регламентации общественных отношений создает угрозу информационной безопасности страны, соблюдению прав граждан и юридических лиц. Принимая во внимание этот принцип, автор предлагает свой проект федерального закона «О правовом регулировании оказания Интернет-услуг», текст которого включен в качестве приложения к
данной книге. Названный законопроект является приглашением к дискуссии по указанной теме.
Два следующих раздела книги посвящены непосредственно характеристике договоров на оказание Интернет-услуг связи и на передачу информации и объектов интеллектуальной собственности посредством Интернета. Отмечается, что действующим законодательством в значительной мере охвачен круг общественных отношений, возникающих по поводу оказания услуг подключения к Интернету. Вместе с тем не решены вопросы распределения ответственности между оператором связи и пользователем Интернета при совершении противоправных действий, особенно с учетом практики заключения договоров без указания личных данных пользователя.
В связи с изучением правового регулирования услуг хостинга возникает вопрос об определении правового статуса имен информационных ресурсов в Интернете (доменных наименований). В настоящий момент доменные имена играют не только техническую роль адреса сетевого информационного сайта, но и роль средства индивидуализации, сходного по функциям с товарным знаком или знаком обслуживания, выделяющих товары и услуги определенного производителя среди товаров и услуг его конкурентов. В судебной практике возникли большие сложности при определении правомерности использования доменных наименований при их совпадении с товарными знаками и фирменными наименованиями. Существует необходимость в законодательном урегулировании статуса доменных наименований, их соотношения со статусом товарных знаков и фирменных наименований с учетом возможностей наличия нескольких идентичных товарных знаков для разных типов товаров или услуг, а также идентичных фирменных наименований в различных регионах России.
Использование договорных обязательств по передаче информации показывает, что с помощью Интернета может быть исполнено любое из них, кроме случаев, когда в договоре предусмотрены иные способы ее представления. Поэтому в работе выделяются специальные договоры, предмет которых составляют услуги по обработке и передаче информации по каналам сети Интеренет, и договоры, для которых исполнение посредством Интернета лишь один из возможных способов исполнения.
В настоящий момент широко распространены обязательства, исполняемые преимущественно с использованием Интернета: реклама в сетевых информационных ресурсах, маркетинговые исследования посредством глобальной сети, информационно-статистические услуги о
работе информационных ресурсов (их посещаемости, количественном и качественном составе аудитории и т.д.), дистанционные услуги, консультирование.
Исследование вышеназванных обязательств показывает ряд пробелов законодательства. Так, правила, устанавливающие ограничения доли рекламы в СМИ, не рассчитаны и не могут применяться для регулирования объема рекламы в изданиях, распространяемых в Интернете. Не ограничивается также навязывание рекламы (спамминг). Для договорных обязательств по оказанию дистанционных образовательных услуг посредством Интернета не предусмотрены правовые механизмы обеспечения достоверности результатов различных форм проверки знаний. Особого внимания заслуживают также вопросы защиты авторских прав на произведения в Интернете, а также проблемы правового регулирования присвоения доменных наименований в российском сегменте сети Интернет.
О.Л. Алферов
2005.01.018. БАБКИН С.А. ПРАВО, ПРИМЕНИМОЕ К ОТНОШЕНИЯМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. - М.: АО Центр ЮрИнфор, 2003. - 68 с.
Интернет по своей природе предполагает возникновение множества отношений с иностранным элементом, дает возможность неограниченно вступать в отношения субъектам права, находящимся в самых разных уголках планеты. В этом случае мы имеем классический вариант отношений, одной из сторон которых является иностранное лицо. Более сложная проблема связана с проявлением иностранного элемента в основании или объекте правоотношения, возникающего в связи с использованием сети Интернет. При этом в обоих случаях проявляется специфика Интернета именно как системы информационных ресурсов. Действия с информацией могут, во-первых, служить основанием возникновения правоотношения
(заключение сделки с использованием электронных документов, деликт в виде распространения информации в цифровом формате, порочащей честь и достоинство, и т.д.), а во-вторых, сама информация может быть объектом правоотношений, возникающих при использовании сети (предоставление доступа к информации на возмездной основе, размещение информации на возмездной основе, объекты исключительных прав в цифровом формате и т.п.). При этом наличие в отношениях иностранного элемента гипотетически может следовать из двух обстоятельств: физиче-