2005.01.016. ЯКОБ М., ЛУНДКВИСТ М., ХЕЛЛСМАРК X. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В
УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ШВЕЦИИ: ПРИМЕР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЧАЛМЕРСА. JACOB M., LUNDQVIST M., HELLSMARK H. Entrepreneurial transformations in the Swedish university system: the case of Chalmers university of technology // Research policy, Amsterdam, 2003. - Vol. 32, № 9. - P. 1555— 1568.
Ключевые слова: коммерциализация, предпринимательство, Университет Чалмерса, частно-государственные связи
М.Якоб — сотрудник факультета управления, политики и философии при Копенгагенской школе бизнеса (Дания), М.Лундквист и Х.Хеллсмарк работают в Технологическом университете Чалмерса (Гёте-борг, Швеция). Выбранная тема статьи позволяет, на взгляд авторов, показать на частном примере проблемы трансформации национальной исследовательской политики Швеции в инновационную политику.
Происходящая в последние годы в Европе трансформация, отмечают авторы, предусматривает реализацию инициатив, нацеленных на превращение университетов в главные компоненты структуры для осуществления инновационной деятельности. В рамках подобного преобразования возник феномен «предпринимательского университета». В литературе подобный профиль вуза определяется ориентацией его на коммерциализацию (в том числе организацию специальной подготовки, предоставление консультативных услуг, распространение информации) и деятельность, направленную на «производство» патентов, лицензий, организацию стартовых фирм силами преподавателей и студентов.
Исходя из представленного определения, полагают авторы, можно охарактеризовать тип «университетского предпринимателя» следующим образом: это ученый, который организовывает компанию для коммерциализации своих изобретений, или руководящий исследователь, достаточно «удачливый» в добывании крупных исследовательских грантов и становящийся практически «нанимателем» большого числа молодых ученых.
Современное понимание предпринимательства отличается от традиционного в двух отношениях. Во-первых, происходит сдвиг от «свободной отдельной личности» к личности «социальной и организован-
ной». Во-вторых, типичным становится представление о предпринимательстве, как о профессии, «которой можно обучить». Исходя из этого, обычным становится подход к университетам, как к учреждениям «предпринимательским». В последние годы, отмечают авторы, термином «предпринимательский университет» обозначают вузы, располагающие широкой инфраструктурой поощрения предпринимательских усилий или предлагающих предпринимательство «как продукт».
Построение предпринимательского университета, подчеркивают авторы, - это трудная задача, для решения которой нет «готовых проектов». Решать такую задачу приходится в обстановке скептицизма, распространенного в среде университетских руководителей. Последние считают, что новая политика университетов не согласуется с их традиционными задачами обучения и получения знаний.
Проблему трансформации вуза в предпринимательский университет авторы рассматривают на примере одного из ведущих технических учебных заведений Швеции - Технологического университета Чалмерса. Материал для анализа собран группой исследователей данного вуза. Собранную информацию авторы классифицируют и анализируют по следующим направлениям: шведская политика в сфере исследований, разработок и технологии и предпринимательский университет; методика сбора данных и их обработка; эволюция инфраструктуры предпринимательского университета; обсуждение и оценка полученных результатов.
За последние 10 лет, отмечают авторы, шведский «исследовательский ландшафт» претерпел радикальные изменения. До 1990 г. в стране доминировали фундаментальные университетские исследования и немногие промышленные НИИ, пользующиеся государственной поддержкой. Государственное финансирование по традиции было значительным, однако распределение таких фондов раздроблено между несколькими мелкими и средними исследовательскими советами. Главная задача последних - финансирование фундаментальных, отраслевых (секторальных) и стратегических исследований.
Новое консервативное правительство, пришедшее к власти в начале 90-х годов, предприняло шаги по преобразованию системы науки в инновационную систему, в которой центральная роль была отведена университетам. Социал-демократическое правительство, сменившее консерваторов, продолжило процесс реформирования научной политики. Заметному пересмотру подверглась система финансирования. В качестве главного ориентира для научной политики использован подход к иссле-
довательскому сектору, учитывающий его возможности возродить инновационную систему страны. В качестве приоритетной была признана также задача создания инфраструктуры, способной стимулировать и поддерживать коммерциализацию университетских исследований.
Заметной реорганизации подверглась система советов. Они был укрупнены в рамках пяти исследовательских советов, причем один из советов сосредоточил в своих руках финансирование фундаментальной науки по всему ее спектру. Помимо пяти упомянутых организаций в стране действовали несколько фондов, сформированных в 1994 г. Они были независимы от государственного финансирования.
Наиболее заметным следствием реформы финансирования авторы считают «переформулирование» понятия «стратегические исследования». Раньше в такого рода ИР включали усилия, которые, по мнению исследователей и исследовательских советов, обладали долгосрочным потенциалом для будущего использования. Новое обозначение стратегических исследований подразумевает ИР, получающие одобрение особых целевых групп, готовых сотрудничать в их реализации. С подобным новым толкованием связана и новая формулировка задач университета: помимо обучения и исследований они должны отныне «информировать общественность о собственных ИР и активно сотрудничать с другими исполнителями в обществе при решении вопросов целей и проблем исследовательской деятельности».
Уточнение третьей задачи было передано на усмотрение самих вузов, последние интерпретировали ее как «коммерциализацию университетских исследований». Реализация такого рода направления потребовала создания со стороны государства учреждений нового типа. Авторы обозначают их как «фонды технологических мостов». Всего было организовано семь подобных организаций на региональном уровне. Каждый фонд располагал определенной автономией в определении своих задач с учетом специфических нужд «своего» региона; такого рода структуры оказывали поддержку университетам в установлении внешних контактов.
Поскольку шведские университеты в основном являлись государственными учреждениями, поставленная перед ними задача коммерциализации потребовала юридических решений, которые позволили создавать на базе вузов материнские компании, в рамках последних и осуществлялась поддержка усилий по коммерциализации знаний. В данной связи авторы сообщают, что многие такие компании испытывают нехватку финансовых ресурсов и не обладают достаточной компетенцией. По-
мощь университетам призвано оказывать и вновь образованное правительственное шведское Агентство по инновационным системам (VINNOVA). Оценивая в целом шаги правительства по стимулированию инновационных усилий университетов, авторы обращают внимание на «нисходящий» характер предлагаемых реформ. Они полагают, что это объясняется превалирующим числом государственных университетов в секторе вузов. Существуют всего два исключения - Стокгольмская школа экономики и Технологический университет Чалмерса. Правда, отмечают авторы, несмотря на частный характер названных вузов, значительную долю своего бюджета они пополняют за счет государственных поступлений, предназначенных, в частности, на содержание помещений. Финансирование из промышленных источников составляет растущую статью поступлений, однако такого рода суммы направляются в основном на ИР в области биомедицины, технических и естественных наук.
В разделе, посвященном методам проведенного авторами обследования, сообщается, что материал собирался в ходе опроса тех университетских сотрудников, которые являлись активными участниками инновационных структур в Технологическом университете Чалмерса. Всего было проинтервьюировано 19 человек, или 90% от указанной категории специалистов. Перед респондентами были поставлены четыре категории вопросов: 1) степень прозрачности инновационной структуры (знают ли опрошенные о подобной структуре, каким образом она действует и легко ли в нее вступить); 2) каково общее строение и действие отдельных компонентов и участников таких структур; 3) каким образом сосуществуют преподавательские и научные аспекты деятельности с инновационными структурами, действуют они позитивно или негативно; 4) какие аспекты системы нуждаются в усовершенствовании.
Особый раздел статьи авторы посвятили эволюции инфраструктуры предпринимательского университета. Здесь сообщается, что данный вуз основан в 1829 г. на пожертвования Уильяма Чалмерса, шведского промышленника. До 1836 г. университет был частным, затем приобрел статус государственного института, однако в 1994 г. он вновь стал частным. В 1970 г. прошла реорганизация вуза, которая привела к формированию структур, ориентированных на поощрение создания новых технологий и их коммерциализацию. В числе подобных структур - подразделения венчурного капитала и интеллектуальной собственности (Chalmersinvest, Innovationskapital, Research patents West, Inc), технологические инкубаторы (Chalmers Lindholmen, Chalmers Innovation), научный
парк, школа предпринимательства, отделение консультирования и продвинутых образовательных программ (Chalmers school of entrepreneurship, Champs). С конца 70-х годов и до середины 90-х годов инновационные исследования и поддержка такого рода деятельности находились в руках Инновационного центра при данном университете (Chalmers innovation centre - CIS). Изобретатели, инноваторы и предприниматели могли получить здесь совет и поддержку, в том числе право воспользоваться офисными помещениями.
После приватизации университета управление им перешло в руки нового фонда «Chalmers Ltd». Считается, что приватизация позволит университету пользоваться большей степенью автономии в преподавательской и научной деятельности и в совершенствовании его инновационной инфраструктуры. После 1994 г. развитие этой инфраструктуры проходило по следующим направлениям: венчурное финансирование, патентование, обучение предпринимательству, венчурные инкубаторы. Чалмерская школа предпринимательства (CSE), образованная в 1997 г., стала первым учреждением такого типа в Швеции. К маю 2000 г. ею было выпущено 45 специалистов, учредивших 12 новых компаний (с.1562). Эти компании заработали в совокупности 10 млн. долл. венчурного капитала и создали 136 новых рабочих мест (с.1562).
Хотя университет в финансовом отношении обеспечен лучше, чем другие вузы Швеции, самому содержать инновационные структуры ему оказывается не под силу. Источник соответствующих фондов является смешанным - частно-государственным.
Заключительные разделы реферируемой статьи посвящены характеристике результатов обследования, проведенного авторами. Оценивая степень прозрачности инновационных структур, они отмечают: несмотря на то что подобные образования существуют несколько лет, большинство университетских исследователей не знают об их существовании. Что касается респондентов, то хотя все они в той или иной степени (прямо или косвенно) участвовали в структурах по поощрению предпринимательства и коммерциализационной деятельности в Чалмерском университете, тем не менее знания данной группы в данном вопросе широко варьируют. Многие плохо представляют, как можно воспользоваться различными компонентами системы. Такое неведение и отсутствие прозрачности, отмечают авторы, сказываются на том факте, что лишь немногие наукоемкие компании возникли в недрах чалмерских инновационных структур. Исключения бывали лишь тогда, когда исследователь с перспективной
коммерческой идеей имел знакомого, который брался за роль его проводника в инновационных «недрах».
Особенность рассматриваемой структуры, как выяснилось в ходе опроса респондентов, заключается в фрагментарности: каждый элемент ориентирован на собственные задачи и не связан с другими. Участники обследования подчеркивали, что было бы лучше сформировать единое подразделение, чтобы «было ясно, куда идти со своим проектом».
Оценивая значимость информированности персонала об инновационных возможностях и структурах университета, респонденты сообщали, что многие вузовские преподаватели не обладают даже элементарными представлениями о предпринимательской деятельности. Среди других проблем, выявленных в ходе обследования, авторы называют «напряженные отношения» между двумя типами университетских сотрудников теми, кто ориентирован на науку как на общественное благо, и теми, кто хочет заставить ее служить экономике. Такое напряжение особенно сильно в той университетской среде, которая финансируется в основном из государственных источников.
В ходе обследования выявилась еще одна проблема предпринимательского университета: чересчур коммерческая направленность может отпугнуть потенциальных некоммерческих благотворителей, вклады которых составляют немаловажную часть университетского бюджета.
Какой представляется будущая стратегия «Чалмерса»? Должен ли университет ограничить свои предпринимательские задачи продажей патентов и лицензий сторонним компаниям или организовывать собственные фирмы, расширяя таким образом спектр своих коммерческих задач? По существующим правилам шведские университеты являются единственными собственниками интеллектуальной продукции, произведенной в их стенах. Как отнесется государство к подобному праву вузов в условиях усиленной коммерциализации и продажи знаний? Если судить по последним правительственным заявлениям, отмечают авторы, в стране признается серьезность проблемы и подчеркивается необходимость ее тщательного обсуждения.
Заключительную часть реферируемой статьи авторы посвятили характеристике проблем, с которыми сталкивается Технологический университет Чалмерса, пытаясь сочетать подготовку инженеров с инновационной деятельностью. Авторы полагают, что политика руководителей этого вуза в сфере названных направлений должна быть направлена на решение двух важных задач.
Первая задача - создание интегрированной структуры для поддержки научного предпринимательства. Университет стоит на пороге создания более полной и целостной институциональной структуры для реализации такого рода деятельности. Следует учитывать, отмечают авторы, что предпринимательская деятельность этого вуза по традиции позитивно воспринимается студентами и преподавателями. Будучи техническим вузом, «Чалмерс» всегда был ориентирован на тесные связи с промышленностью, отличаясь в этом отношении от других университетов страны. Несмотря на готовность данного вуза к расширению предпринимательских функций, существуют серьезные проблемы, в том числе разные критерии оценки успеха. Так, ценность университетских исследований определяется такими критериями, как прогресс знаний, обеспечение новых методов ИР, усовершенствование или углубление процессов.
Критерии оценки коммерческих инноваций выглядят по-иному: добавленная стоимость, новые применения, короткие сроки окупаемости. Такие разные критерии, на взгляд авторов, хотя и не исключают друг друга, но требуют заметных усилий для их «примирения и согласования». Следует помнить также, что в университетской среде главным показателем успешной деятельности сотрудника является научная публикация, причем времени на написание статьи и ее публикацию требуется меньше, чем на создание, производство и коммерциализацию нового продукта.
Еще одна трудность на пути университетского предпринимательства - проблемы малых стартовых фирм. Обычно они не располагают достаточными средствами, чтобы проводить исследования. Авторы убеждены, что, если политики в правительстве и впредь на будут уделять должного внимания университетским стартовым компаниям, предпринимательские вузы окажутся в трудном положении будут вынуждены обеспечивать такого рода деятельность из существующих фондов.
Вторая задача предпринимательского университета типа Чалмер-ского - «внедрение» понятия ценности коммерциализации в шведскую университетскую систему. Шведские вузы по традиции не культивировали «зарабатывание средств» в качестве привычного занятия для университетской администрации. Вот почему, полагают авторы, наряду с усилиями по внедрению предпринимательской культуры в университеты, нужны усилия по «перевоспитанию» населения, и прежде всего выпускников вузов. Руководители шведских университетов должны признать,
что усилия по пути предпринимательства не должны реализовываться только за рубежом, как, например, это делается в США.
Т.В.Горбунова