Научная статья на тему 'Проблемы инновационной политики Швеции'

Проблемы инновационной политики Швеции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1487
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШВЕЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / МОДЕЛЬ «ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ» / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АГЕНТСТВА / ИНСТРУМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / АКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SWEDEN / NATIONAL AND REGIONAL INNOVATION SYSTEMS CONCEPTS / TRIPLE HELIX MODEL / GOVERNMENTAL / ACADEMIC AND PRIVATE BUSINESS ACTORS / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пчелинцев Валентин Сергеевич

В статье рассматриваются факторы и показатели, играющие определенную роль в формировании контуров инновационных процессов и движимой инновациями экономики Швеции. Анализ сфокусирован на инструментарии, с помощью которого национальная и региональные системы стали управляющей основой для формирования инновационной политики. Описаны ключевые элементы политики защиты окружающей среды с акцентом на региональные масштабы соответствующей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of innovation policy in Sweden

The paper examines the factors and parameters that play a definite role in shaping innovation-driven economy and processes in Sweden. The analysis focuses on the way the national and regional innovation systems became an important guiding framework for the design of innovation policies. The key elements of the environmental policy are described, with particular attention to the regional scale of corresponding activities.

Текст научной работы на тему «Проблемы инновационной политики Швеции»

В.С. Пчелинцев

Проблемы инновационной политики Швеции

Аннотация. В статье рассматриваются факторы и показатели, играющие определенную роль в формировании контуров инновационных процессов и движимой инновациями экономики Швеции. Анализ сфокусирован на инструментарии, с помощью которого национальная и региональные системы стали управляющей основой для формирования инновационной политики. Описаны ключевые элементы политики защиты окружающей среды с акцентом на региональные масштабы соответствующей деятельности.

Abstract. The paper examines the factors and parameters that play a definite role in shaping innovation-driven economy and processes in Sweden. The analysis focuses on the way the national and regional innovation systems became an important guiding framework for the design of innovation policies. The key elements of the environmental policy are described, with particular attention to the regional scale of corresponding activities.

Ключевые слова: Швеция, национальная и региональные инновационные системы, модель «тройной спирали», государственные агентства, инструменты инновационной политики, акторы инновационного процесса, региональное развитие.

Keywords: Sweden, national and regional innovation systems concepts, triple helix model, governmental, academic and private business actors, regional development.

Долговой кризис еврозоны и связанная с этим опасность глобальной рецессии обусловливают поиски более справедливой и

сбалансированной стратегии глобального экономического роста. Международной конфедерацией профсоюзов, Профсоюзным консультативным комитетом при ОЭСР и Европейским институтом профсоюзов в качестве совместного проекта была сформирована рабочая группа ведущих экспертов (ученых и профсоюзных деятелей) для выработки путей выхода из кризиса на основе более сбалансированной модели экономики. Во вводной части доклада рабочей группы, вышедшем в 2011 г., ее участник, профессор Колумбийского университета (США), лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц пишет, что в предкризисный период существовали различные формы рыночной экономики и сопутствующие им рамки проводимой государственной политики. По большинству показателей скандинавская модель функционировала в долгосрочной перспективе лучше, чем альтернативные модели, включая американскую, в связи с чем обсуждался вопрос о применимости скандинавской модели в странах с отличающимися условиями. Может ли эта модель, ставится при этом вопрос, экспортироваться или копироваться; обеспечивает ли она высокий уровень инновационного развития за продолжительный период времени? Анализируя особенности рынка труда и прочные традиции профсоюзного движения, сложившиеся в Скандинавских странах, авторы доклада признают, что скандинавский опыт в своей полноте вряд ли может копироваться в странах с различными традициями, историей и институтами, поскольку это результат эволюции за последние более чем сто лет. Но скандинавская модель может побуждать страны ЕС и ОЭСР строить посткризисную экономику на более справедливой социальной основе - с инклюзивным рынком труда, лучшим балансом интересов между трудом и капиталом (4).

Опыт Швеции как Скандинавской страны - лидера инновационного развития, кратко рассмотрен в плоскости эволюции соответствующих концепций, инструментов и программ государственной политики, проводимой в Швеции на национальном и региональном уровнях.

Швеция - небольшая страна с населением всего 9,2 млн. человек, но с высоким ВНП в расчете на душу населения - около 44 тыс. долл. США (по состоянию на 2009 г.) (12). Ограниченность внутреннего рынка объективно определяет выход основных компаний на мировой рынок и важность высокой степени специализа-118

ции экспорта высокотехнологичной продукции с большой добавленной стоимостью. Острая конкуренция на глобальном рынке с лучшими транснациональными компаниями служит сильным стимулом для развития инноваций в областях деятельности, в которых достигнуты конкурентные преимущества. Очевидно, что в более крупных европейских странах и США, с емкими внутренними рынками, это давление глобальной конкуренции на бизнес менее велико.

Швеция, как и некоторые другие Скандинавские страны, в частности Финляндия и Дания, в последнее десятилетие устойчиво занимают ведущие позиции в рейтингах конкурентоспособности и инновационного развития таких организаций, как Всемирный экономический форум (ВЭФ), Всемирный банк, Евросоюз, ОЭСР, и ряда других (1; 2; 6; 12).

По оценкам экспертов ВЭФ, в рейтинге глобальной конкурентоспособности 139 стран в 2010-2011 гг. Швеция заняла второе место, опередив Сингапур и США. Для описания шведской модели очень показателен тот комплекс факторов, выбранных в рейтинге ВЭФ, за счет которых достигается высокая конкурентоспособность. Страна использует преимущества наиболее «прозрачных» и эффективных общественных институтов в мире, очень низкого уровня коррупции и невмешательства органов власти, деятельность которых оценивается как наиболее эффективная в мире: третье место по уровню общественного доверия к политикам.

Частные институты также получили высшую оценку (третье место); фирмы демонстрируют этическое поведение (первое место), отличные стандарты аудита, отчетности и функционирования корпоративных органов управления (советов директоров). Товарные и финансовые рынки также очень эффективны, хотя у рынков труда отсутствует «гибкость» (однако именно это жесткое регулирование рынков труда и обеспечивает социальные гарантии трудящихся). Высокоразвитая система образования (второе место по показателям высшего образования и подготовки кадров) и наиболее высокие в мире показатели внедрения технологий (первое место по технологической готовности) позволили Швеции выработать очень изощренную бизнес-культуру (второе место) и войти в группу ведущих мировых новаторов (пятое место). Соединение

всех этих характеристик делает Швецию одной из наиболее производительных и конкурентоспособных экономик в мире (12).

Результаты опросов фирм, проведенных экспертами ВЭФ в 2009-2010 гг., показали, что Швеция занимает первые места по степени готовности топ-менеджеров делегировать свои полномочия подчиненным (США - восьмое место, Германия - девятое), а также по уровню расходов фирм на НИОКР (Германия - четвертое, США -шестое) (12).

Согласно данным европейской статистики за 2008-2009 гг., Швеция, несмотря на финансово-экономический кризис, продолжает финансирование НИОКР на уровне около 4% ВВП - выше среднего значения для стран ЕС, ОЭСР и США (2,76%). При этом на частный сектор Швеции (в основном крупнейшие транснациональные компании, для которых собственные НИОКР являются инструментом поддержания конкурентоспособности - например, в области фармацевтики, телекоммуникаций) приходится преобладающая часть (свыше 70%) финансирования НИОКР. Основную часть НИОКР (2/3 расходов частного сектора) выполняют такие ТНК, как «Ericsson», ABB, «Astrazeneca», «Pharmacia/-Pfizer», SAAB, «Scania» и «Volvo», «Elektrolux», «Alfa Laval», специализирующиеся на мировых рынках на экспорте продуктов информационно-коммуникационных технологий, фармацевтической продукции, а также автомобилей, бытовой техники, различного оборудования и упаковки для пищевой промышленности. Такая концентрация инновационной деятельности характерна для всех Скандинавских стран - о ней свидетельствует тот факт, что на долю десяти ТНК приходится почти 70% всех расходов частного сектора на НИОКР, а доля только одних «Nokia» и «Ericsson» составляет 46% (1; 2; 6; 12).

Возникновение и эволюция шведской экономической модели началась более века назад. Шведское государство развивалось и процветало в значительной степени благодаря инновациям. Многие из важнейших изобретений мирового значения родились в Швеции, в том числе кардиостимулятор, шарикоподшипник, безопасная спичка, разводной гаечный ключ, застежка-молния, упаковка «тетрапак» - все это результаты давней исторической традиции научных исследований и разработок (1).

Даже если изобретения попадали в страну из-за рубежа, то на инновациях строились ведущие производственные компании. 120

Плодотворное сотрудничество государства с крупными корпорациями, работающими на мировом рынке, установилось еще в начале ХХ в., а после Второй мировой войны эти взаимоотношения приобрели особую значимость. Правительство поддерживало НИОКР и производство корпораций крупными заказами и закупками. Так было в случае с «Ericsson» в области телекоммуникаций, ABB - в электроэнергетике, SAAB - в самолетостроении. После вступления Швеции в ВТО такая практика начала подпадать под ограничения или под запрет. Швеция пережила в начале 1990-х годов серьезный экономический кризис, вызванный снижением конкурентоспособности традиционных видов производства, уступавших в ценовой борьбе азиатским производителям. Для выхода из кризиса была поставлена цель обновления шведской экономики на базе создания научной базы для инноваций, использования государственных инвестиций для их развития; при поддержке государства решалась задача повышения уровня развития новейших технологий и производства инновационной продукции (2).

Для понимания шведской экономической модели важно принимать во внимание устойчивые традиции социал-демократической модели государства социального благосостояния. Она предлагала обеспеченные социальным страхованием рабочие места, в том числе в государственном секторе, но опиралась на слишком большое налоговое бремя и была частично скорректирована, но ее реформа была скорее процессом регулирования крайностей системы, чем изменением главной парадигмы развития на принципах универсального государства всеобщего благосостояния. К ним можно отнести эгалитарный характер социальной системы, меньший разрыв между наиболее богатыми и бедными слоями населения, высокую занятость в государственном секторе. Система социальных гарантий в известной мере сглаживает различия в доходах. Существование обширной и интервенционистской системы социального обеспечения и сильного профсоюзного движения в государственном секторе остаются основными чертами экономики (2; 4).

Другой важный аспект шведской модели заключается в концепции «доверия» («trust»), реализуемой в сравнительно социально однородных обществах с открытой экономикой, где существует стабильность политических систем и более легко достижимы обще-

ственное партнерство и консенсус. Это позволяет осуществлять сотрудничество между участниками инновационной системы, начинать новые проекты. Текущая политическая инициатива - Национальная инновационная стратегия 2020 - разрабатывается посредством диалога, который охватывает все общество - бизнес, государственный сектор, академическую среду и гражданское общество (3; 8).

Сравнительно высокий уровень налогообложения обеспечивает наличие высокоразвитых систем образования, социального обеспечения и других институтов, которые через человеческий капитал и развитые сетевые связи определяют важное инновационное качество экономики - сильную способность усваивать знания («absorptive capacity»).

В Швеции и других Скандинавских странах работникам предлагают широкую доступность обучения на рабочем месте и более активное участие в разрешении проблем трудовых отношений, чем в остальной части Европы. Эгалитарный характер экономики с не очень большими различиями в доходах и статусе делает более частыми и эффективными вертикальное интерактивное обучение (participatory learning) и делегирование ответственности. Критически важным условием эффективного социально-экономического развития таких небольших Скандинавских стран, как Швеция, датский ученый Б.-А. Лундваль считает способность к обучению, и это отражает наличие квалифицированной рабочей силы, хороших трудовых отношений и успешного сотрудничества различных экспертов, а также сотрудничества с потребителями, клиентами. Инновации зависят не только от состояния сферы НИОКР, но также являются результатом компетенции и совместных усилий ученых, инженеров, менеджеров, рабочих и экспертов в области маркетинга (7).

Он подчеркивает, что сильные стороны скандинавских инновационных моделей в быстро изменяющемся глобальном мире во многом обусловлены социальным капиталом: горизонтально - с высокими уровнями доверия и вертикально - с сильным активным обучением. В экономике, которая подвергается сильному давлению преобразований и быстрым изменениям, социальный капитал способствует более эффективному интерактивному обучению. Поскольку основная часть инновационных процессов является интерак-122

тивной, то более важным, чем индивидуальное предпринимательство, он считает «коллективное предпринимательство» (7).

Постепенно развивающийся системный подход в политике управления инновационными процессами в Скандинавских странах акцентирует коллективным характер создания, распространения и использования знаний. Как основной фактор возникновения инноваций рассматривается качество взаимодействия между производителями, потребителями и посредниками в сфере знаний в регионах: компаниями, центрами генерирования или передачи знаний, местными органами власти и институтами координации, агентствами, обеспечивающими финансирование проводимых исследований малыши и средними предприятиями (МСП). Считается, что такого типа взаимодействие наиболее благоприятно осуществляется на региональном уровне (6).

В рамках системного подхода появились принадлежащие к одному «родословному дереву» концепции национальных инновационные систем (НИС), региональных инновационные систем (РИС), а также так назышаемой «тройной спирали» (Triple Helix), которые нашли отражение в политике Швеции, а также других Скандинавских и европейских стран (9).

Перспектива региональных инновационных систем исходит из того, что в своих значимые аспектах процессы формирования знаний (и коммуникации) далеко не обладают приемлемой мобильностью, поэтому определенная степень физической близости благоприятствует процессам локализованного обучения. Согласно этой точке зрения, инновации создаются в процессах обучения, которые заключены! в рамки «локального» общества и характеризуются климатом доверия, наличием социально-экономических связей между различными акторами и институциональных механизмов, которые способствуют предпринимательской деятельности. На этой основе создаются связи и взаимодействие между глобальным/ национальным и местным/региональным уровнями различные акторов, в результате из этого могут возникнуть несколько разные форм региональные инновационные систем (9).

Модель «тройной спирали» признает возрастающие связи и взаимодействие между университетами, частным бизнесом (промышленностью) и структурами общественного сектора, играющими роль стимулятора передачи технологий. Помимо внимания,

уделяемого связям и взаимодействию участников инновационного процесса, эта модель предполагает, что каждый актор принимает на себя роли других акторов. Таким образом, университеты осуществляют предпринимательские задачи, такие как, например, коммерциализация результатов исследований и капитализация знаний, создание на этой основе новых «старт-ап» компаний. Связь между университетами, региональными органами власти и местным бизнес-сообществом стала еще более прочной с введением региональной политики «третьей миссии» университетов (Акт о высшем образовании от 1997 г.), выражающей стремление государства активизировать роль университетов в региональном развитии, например, они становятся инкубаторами для регионального инновационного бизнеса. Интенсификация сотрудничества университетов с бизнесом, различными секторами промышленности, наблюдавшаяся в последние годы, обосновывалась потребностями поиска новых источников финансирования академических исследований и необходимостью сократить разрыв между открытиями и использованием университетских исследований в промышленности. Стратегия государства по развитию сотрудничества вузов и территориальных сообществ в основном состояла из финансирования избранных проектов. Институты высшего образования сами могли определять содержание своей деятельности в рамках так называемой «третьей миссии» (3; 9; 13).

Для повышения экономической отдачи от финансируемых государством исследований предполагалось стимулировать взаимодействие между университетами и промышленностью, способствовать процессам передачи технологий и содействовать ученым в коммерциализации результатов их научных исследований. Швеция, как и другие страны ОЭСР, активизировала создание разнообразных посреднических и «гибридных» организаций, опирающихся на широкую поддержку государства, таких как отделы передачи технологий в университетах, научные парки, совместные научно-исследовательские центры университетов и промышленности, инкубаторы, бизнес-ангелы, а также осуществляла политику финансирования венчурного капитала, направленную на поддержку образования компаний «спин-офф» (3; 9).

Как отмечалось, позиции Швеции как лидера в сфере НИОКР и инноваций обеспечивает частный сектор. Крупные 124

шведские компании имеют столь широкие возможности проведения внутрифирменных исследований и разработок и прочные связи с наиболее важными исследованиями внутри страны, что, кроме государственных инвестиций в исследования университетов, они не очень заинтересованы в национальной инновационной стратегии. Тем не менее такая позиция может противоречить интересам малых и средних шведских предприятий. Масштабы и цели стратегии государственной инновационной политики довольно ограничены, а некоторые эксперты наличие такой политики ставят под сомнение. Это поднимает вопрос, может ли инновационная политика проводиться скорее частным сектором экономики, а не государством (2).

Процессы глобализации, а именно «китайский феномен», представляющий перемещение высокотехнологичных ТНК (из Швеции) на Дальний Восток, одинаково встревожили политиков и власти. Критический вопрос, возникающий здесь с точки зрения базирующейся на науке глобальной технологической компетенции, -остается ли возможным формировать достаточно большие кластеры, получая «критическую массу», которая может гарантировать международную конкурентоспособность.

Шведская стратегия остается сильно сфокусированной на исследованиях в академическом (университетском) контексте. Почти все исследования, финансируемые государством, осуществляются в университетах, и инновационная политика главным образом направлена на трансформацию результатов исследований в инновации и передачу их на региональный уровень. Объем исследований, осуществляемый при поддержке государства в технологических институтах, значительно меньше, чем в других Скандинавских странах. Государство финансирует высшее образование и исследовательский сектор, который в основном состоит из государственных университетов и колледжей. Здесь проходит 20% всех научных исследований и разработок. В Швеции 36 институтов высшего образования, большинство НИОКР сконцентрированы в крупнейших университетах, таких как Каролинский институт, Чалмерский технологический университет, Уппсальский университет, Лунд-ский университет, Университет Гётеборга, Королевский технологический институт, Стокгольмский университет и Университет г. Линчепинг. Другой отличительной чертой Швеции является то,

что сектор исследовательских институтов достаточно мал и, таким образом, большинство государственных исследований проходят в университетах (2; 7).

Финансирование исследований осуществляют сами университеты, а также государственные агентства (советы), государственные исследовательские фонды, частные фонды и иные некоммерческие организации. Среди них самыми крупными являются: Шведский совет по научным исследованиям, финансирующий фундаментальные исследования в области естественных наук, технологий, медицины, гуманитарных и социальных наук; Совет по научным исследованиям в области окружающей среды, сельского и лесного хозяйства и территориального планирования (Formas) -фундаментальные и прикладные исследования в сфере окружающей среды, промышленности и пространственного планирования; Шведский совет по научным исследованиям в области трудовых отношений и социального обеспечения (FAS) поддерживает и инициирует фундаментальные исследования в сферах рынка труда, работы организаций, труда и здоровья, здравоохранения, благосостояния, социальных услуг и социальных отношений. Среди самых крупных государственных исследовательских фондов -Шведский фонд стратегических исследований (SSF), Фонд стратегических исследований в области окружающей среды (MISTRA), Фонд знаний (KK) и др. Значительная доля финансирования исследований в Швеции осуществляется за счет частных фондов и иных некоммерческих организаций (2).

Концепция инновационных систем оказала, как и во многих странах ОЭСР, большое влияние на политику экономического роста в Швеции. Начиная с 1940-х годов в Швеции создается ряд государственных органов и выработан набор политических инструментов для осуществления НИОКР и технологической политики, а также прикладных сфер политики промышленного и регионального развития. Эта концепция стала использоваться в политических сферах с середины 1990-х годов и впоследствии оказала влияние на общую политику НИОКР, а также на реорганизацию других инструментов политики.

В области инновационной политики в Швеции на национальном и региональном уровнях действует разветвленная сеть публичных акторов и институций, центральным среди них являет-126

ся VINNOVA (Swedish Government Agency for Innovation Systems -Шведское государственное агентство инновационных систем). Оно было создано правительством в 2001 г. для осуществления национальной стратегии способствования инновациям. В области промышленной политики VINNOVA является ведущим актором и финансистом проектов сотрудничества вузов с субъектами регионов, осуществляемых в форме региональных инновационных систем и проектов в рамках концепции «тройной спирали». VINNOVA поддерживает эффективные инновационные системы путем финансирования НИОКР, ориентированных на потребности конкурентоспособных отраслей и сфер жизни, и укрепления сетевых связей как неотъемлемого элемента этой работы. Важной задачей деятельности агентства также является анализ сфер экономики, обладающих реальным потенциалом инноваций и роста. Правительство наделило агентство полномочиями разработки и претворения в жизнь конкретных инновационных стратегий и программ. Согласно последним данным, ежегодный бюджет VINNOVA составляет 220 млн. евро. Средства используются для финансирования новых и текущих проектов (2).

Согласно требованиям агентства, у всех проектов должны быть сторонние источники финансирования, что удваивает ежегодный объем инвестиций и доводит его до 440 млн. евро. Текущие программы VINNOVA проводит в следующих областях: ИКТ, их использование и обслуживание, биотехнологии, транспорт, разработка новых продуктов и материалов, развитие новых сфер трудовой деятельности (1; 2).

VINNOVA также осуществляет сотрудничество с другими агентствами, такими как NUTEK, Шведское энергетическое агентство и «Инвестиции в Швеции» (Invest Sweden).

NUTEK - Шведское агентство экономического и регионального роста (Swedish Agency for Economic and Regional Growth) является актором национального уровня. Группа компаний ALMI и Окружные административные советы (County Administrative Boards) являются представителями государства на региональном уровне и действуют в сфере промышленной и инновационной политики, обеспечивая условия для развития предприятий частного сектора на местах. На региональном уровне в большинстве округов (на начало 2008 г. в 16 из 21 округа) созданы органы муниципаль-

ной координации (sjalvstyrelseorgan/samverkansorgan), ответственные наряду с другими вопросами за осуществление программ регионального развития.

С 2005 г. в Швеции реализуется новая инициатива - «Инновационный мост» (Innovationsbron АВ), который представляет собой национальную программу инкубаторов инноваций и институтов, обеспечивающих трансфер технологий, предоставляющих стартовый капитал для инновационных компаний и стимулирующих инновационную деятельность малых и средних предприятий. Эта программа опирается на научный потенциал сети университетов в таких городах, как Гётеборг, Линчепинг, Лулео, Лунд, Стокгольм, Умео и Уппсала (1; 10; 11).

МИТЕК отвечает за развитие предпринимательства, экономики регионов и поддержку компаний. Задача агентства - обеспечивать бизнес информационными, консультационными, финансовыми услугами, улучшать стартовые условия для новых предприятий, поддерживать выход на международный уровень туристической индустрии. МИТЕК, а также государственная компания - партнер по бизнесу ЛЬМ1 предоставляют льготные кредиты и субсидии малым и средним предприятиям.

Программа кластеров, проводимая МИТЕК, направлена на развитие инновационных систем и кластеров регионального уровня. Программа кластеров, осуществлявшаяся МИТЕК в 2005-2010 гг., финансировала инициативные проекты по повышению международной конкурентоспособности уже сформировавшихся (зрелых) кластеров. Основная задача программы заключалась в активизации связей между кластерами и инновационными системами на региональном и национальном уровнях. Для этого в рамках программы осуществлялась поддержка сетевых связей между МСП, вузами и акторами общественного сектора; стимулировалось привлечение новых компаний в кластер, образование компаний «спин-офф», коммерческое сотрудничество в закупках, развитие экспорта, новых торговых марок, анализ рынков (6).

Важной платформой для сотрудничества между институтами высшего образования и окружающим сообществом на региональном уровне являются программы регионального развития. Политика регионального роста и ее программы строятся на принципах широкого общественно-частного партнерства путем создания сете-128

вых связей между акторами этих секторов. Координационную роль выполняют муниципальные координационные органы в 16 округах и Окружные административные советы в остальных округах. Несмотря на то что такое общественно-частное партнерство - это центральная идея, подходы к нему отличаются разнообразием, однако в тех регионах, где существует атмосфера доверия и сотрудничества между акторами, отмечается более высокий уровень развития. Программы регионального развития перед этапом их реализации должны анализироваться и согласовываться с органами центрального правительства (10).

Интересен конкретный пример, касающийся роли Чалмерс-ского технологического университета как главного актора в региональном развитии округа Гётеборг (13). Округ Гётеборг является частью региона Vastsverige, одного из наиболее развитых в Швеции и находящегося на втором месте (после Стокгольма) в ранге наиболее инновационных регионов согласно региональному инновационному табло Европейской комиссии. Несмотря на свои скромные размеры, со временем этому университету удалось укрепить свою роль лидера в рамках инновационной системы Гётеборга благодаря созданию ряда структур и центров, позволивших успешно непосредственно взаимодействовать с местными компаниями. Чалмерс-ский технологический университет создал два научных парка: научный Чалмерсский парк, основанный в 1984 г. в партнерстве с городом Гётеборгом и региональной торговой палатой, и научный парк Линдхольмен, созданный в 1999 г., представляющий собой бизнес-инкубатор, нацеленный на создание инновационных фирм «спин-офф». Вместе с местным бизнесом, включая «Volvo», Чалмерсский технологический университет является партнером одной из крупнейших шведских компаний венчурного капитала и полным собственником другой венчурной компании, имеющей название «Чалмерс инвест», предлагающей финансирование нового бизнеса на начальной стадии развития. Он выстроил широкую сеть контактов с предпринимателями с целью поддержки различных видов деятельности, включая профессиональное образование и подготовку кадров.

Особое внимание Чалмерсский технологический университет всегда уделял экономическим и правовым аспектам, влияющим на инновационный процесс. Так, был создан центр исследований

прав интеллектуальной собственности и открыта Чалмерсская школа предпринимательства, осуществляющая программу научных исследований, нацеленных на разработку бизнес-планов по созданию новых высокотехнологичных компаний «спин-офф». С годами Чалмерсский технологический университет овладел всеми инструментами, необходимыми для независимого управления каждой фазой инновационного процесса, - от разработки научной идеи и защиты прав на изобретение до получения источников финансирования на начальных неконкурентоспособных фазах разработки продукции, от создания новых предприятий до выработки стратегии рыночных продаж в партнерстве с другими акторами. Осуществление многих из этих видов деятельности стало возможным благодаря статусу «университета-фонда» («foundation university») в рамках национального законодательства, который он получил в 1994 г. Преобразование статуса Чалмерсского технологического университета в качестве фонда, несомненно, позволило увеличить его уровень независимости, упростить разработку и осуществление инвестиционной политики (включая создание инфраструктуры); это послужило предварительным условием поддержки процессов инноваций и передачи технологий. С одной стороны, такая гибридная институциональная форма не выводит университет из сферы влияния государственной власти и частично обеспечивает ему финансовую государственную поддержку на основе долгосрочных контрактов, с другой стороны, она дает ему квазичастный статус, гарантирующий большую финансовую и административную автономность (13).

Новый этап политики регионального роста и национальной стратегии региональной конкурентоспособности, предпринимательства и занятости в 2007-2013 гг. рассматривает инновации в качестве составляющего элемента. Основные цели новой политики регионального роста в Швеции можно суммировать следующим образом:

- большая степень ответственности местного и регионального уровней и их влияния на процесс финансирования центрального правительства;

- использование уникальных условий, существующих в регионах различного типа, для развития и поддержания конкурентоспособности;

- стратегические инициативы, программы и меры правительства, направленные на устойчивый региональный рост, осуществляемые путем сотрудничества с акторами местного, регионального, европейского и глобального уровней;

- хорошая доступность услуг общественного и частного секторов для граждан и бизнеса по всей территории страны;

- увеличение предложения рабочей силы путем использования таких мер, как укрупнение регионов и увеличение людской мобильности внутри регионов и между ними.

В соответствии с Национальной стратегией региональной конкурентоспособности, предпринимательства и занятости 20072013 гг. определено четыре приоритета: инновации и обновление; улучшение предложения трудовых ресурсов и квалифицированных кадров; доступность (Accessibility); трансграничная кооперация. Наличие инновационной среды на региональном и местном уровнях рассматривается в стратегии как основное требование для возникновения, распространения и развития инноваций, инновационных систем и кластеров. Основная задача - разработать такие системы управляемости инновационной политикой, которые позволяют добиться плодотворного взаимодействия (синергии) процессов, развивающихся на местах и в регионах «снизу вверх», с направлениями политики центра «сверху вниз». Также важно отметить, что есть достаточное пространство для инициатив, которые возникают на местном и региональном уровнях (6; 8).

На региональном уровне инновационная политика тесно связана с программами регионального роста как основным инструментом региональной политики. Взаимодействие с акторами национальной инновационной системы и международное сотрудничество позволяют региону создать критическую массу игроков и компетенций и тем самым расширить возможности для инноваций.

Основными инструментами осуществления стратегии являются программы - регионального развития, регионального роста, Структурного фонда ЕС для развития региональной конкурентоспособности и занятости, территориальной кооперации, - а также инициативы и приоритеты местных и региональных органов власти. Стратегия определяет директивы по реализации программ Структурного фонда ЕС в Швеции, а также директивы по участию национальных агентств в региональном развитии. С начала 2008 г.

введен в действие новый акт (Ordinance) правительства, направленный на вертикальную и межсекторную кооперацию акторов различного уровня, участвующих в процессе регионального развития. В этих целях сформированы тематические группы национальных агентств, организован национальный форум, позволяющий вести непрерывный политический диалог между представителями национального и регионального уровней по важнейшим вопросам регионального развития. Таким способом правительство пытается усилить территориальное измерение процесса принятия политических решений и обеспечить переход от секторного к межсекторному подходу (8).

Программа регионального роста на основе динамичных инновационных систем Vinnvaxt (Regional Growth through Dynamic Innovation Systems), осуществляемая VINNOVA с 2002 г., направлена на поддержку инновационных систем, опирающихся на НИОКР, в рамках функциональных ареалов роста для достижения ими международной конкурентоспособности. Данная программа разработана с целью «обеспечить устойчивый рост в регионах, основанный на развитии международной конкурентоспособности с помощью эффективно функционирующих на международном уровне инновационных систем в функциональных регионах». Эти инициативы, а также вся деятельность VINNOVA строится на прочном убеждении, что инновации являются коллективным процессом, который включает совместное производство и распространение знаний между различными акторами. Программа VINNVAXT фокусируется на процессах, а не на создании формальных организаций. Цель программы VINNVAXT, проводимой в восьми регионах, заключается в выходе отраслей, включенных в проекты программы, на международный уровень конкурентоспособности в течение десяти лет. Концепция региона употребляется в программе в основном в функциональном значении, как он применяется группами/коалициями/партнерами программы, а также как размещаются виды деятельности, относящиеся к основной компетенции и к ее поддержке (в бизнесе, технологической и т.п.). Участие в программе традиционных административных регионов, являющихся важными игроками, зависит от этого размещения основных и вспомогательных видов деятельности (8).

На начальном этапе программы осуществляется конкурсный отбор и оценка предложений проектов с большим потенциалом развития, которым должна предоставляться финансовая и практическая поддержка. Сам процесс поддержки включает различные виды деятельности, дополняющие тот объем работ, который способны своими силами выполнить местные и региональные квалифицированные кадры, а также организацию подготовки и сертификации разработчиков инновационных систем. Также проводится координация стратегий развития между различными функциональными регионами и агентствами национального уровня; отслеживание хода проведения программы и оценка результатов избранных проектов; активный обмен опытом, в том числе в ходе проведения форумов.

70 инициативных проектов в восьми регионах получили финансирование в процессе конкурсного отбора в рамках программы УШЫУАХТ. Необходимым условием проведения программы является активное участие акторов бизнес-сообщества, исследовательских организаций, политических партий, органов власти и самоуправления. Цель программы, устанавливаемая на 12 лет, стимулирует сотрудничество между акторами «тройной спирали», причем не только общественно-частное, но и внутри частного сектора.

При формировании проектов использовалось несколько критериев, включая наличие сильного регионального руководства, которое продвигает обновление промышленности, ресурсов обучения, деловых и технологических платформ и присутствие функционального региона вместо политико-административных регионов (6; 8).

Регионы, где проводится программа УШЫУАХТ, отличаются наличием развитой исследовательской и инновационной среды, сильным региональным руководством и активным сотрудничеством между сферами исследований, субъектами экономики и общественным сектором. Эти регионы также отличаются хорошим потенциалом роста: в краткосрочном плане (два года) он основан на выработке стратегии роста и установлении сотрудничества между сферами исследований, акторами экономики и общественного сектора. В долгосрочной перспективе (десять лет) предполагается генерирование новых знаний и технологий, компетенции и опыта

коммерциализации полученных новых знаний и технологий; рост компаний и создание структур для их выхода на международный рынок.

VINNOVA осуществляет финансирование регионов - победителей конкурсного отбора программы VINNVAXT в размере 1,1 млн. евро в год в течение 10 лет, при этом софинансирование региона должно осуществляться не в меньшем объеме. Организуются курсы и семинары для участников программы, раз в три года осуществляется оценка хода реализации на предмет соответствия требованиям, установленным VINNOVA [Hedlin S., and others, 2008].

Проекты VINNVAXT финансируются окружными административными советами, а также из структурных фондов ЕС, приобретающих со временем все большую значимость. Эти проекты тесно связаны с программами регионального роста и регионального развития, также финансируемыми Окружными административными советами.

К числу позитивных аспектов программы VINNVAXT ученые относят лучшие возможности для региональных акторов определять приоритеты развития, инициировать более полное использование потенциала регионов. В число отраслей, охваченных проектами программы в регионах, входят информационные технологии, биотехнологии, сектор здравоохранения, оптоволоконные технологии, производство стали, робототехника и пищевая промышленность.

Программа VINNVAXT может рассматриваться в качестве необходимого добавления к программам регионального развития, но она касается только некоторых наиболее успешных секторов экономики и нацелена на поддержку уже сильных регионов и региональных центров.

В то же время у экспертов нет однозначной оценки эффективности достижения поставленных задач в рамках программы VINNVAXT. Отмечается, что разработка некоторых из инициативных проектов не продвинулась дальше стадии планирования. Оценивая реализацию двух конкретных проектов программы в таких секторах, как производство стали и робототехника, ученые указывают на то, что региональные рамки политики в некотором смысле усиливают проблематичность системных подходов к развитию региональных инновационных систем. Схема финансового обеспече-134

ния этих инициатив, предполагающая участие в финансировании также местных муниципалитетов и округов, усиливает административную замкнутость, что затрудняет кооперацию в рамках функционального региона. Кроме того, значительный упор на региональную привязанность проектов и сотрудничества создает региональную «замкнутость знаний», поскольку не ведется поиск сотрудничества с теми акторами, которые наилучшим образом оснащены с точки зрения компетенции и знаний, но находятся вне региональной системы. Регионы проведения этих проектов не имели достаточный уровень развития академической инфраструктуры, например, соответствующего уровня компетенции научно-исследовательских лабораторий и сетей, чтобы обеспечить региональным производителям лидирующие позиции в глобальных масштабах. Более того, не все даже ведущие компании - участники таких проектов имеют свои главные исследовательские подразделения в регионах, что указывает на то, что их новаторство в основном связано с процессами, далеко выходящими за рамки региональной системы.

Теоретическое обоснование инновационных систем ясно подчеркивает значение открытого и гибкого установления границ систем (без любого явного пространственного ограничения). Анализ практической реализации проектов по формированию региональных инновационных систем высветил общую проблему, с которой сталкиваются и будут сталкиваться программы, аналогичные УШЫУАХТ: когда теоретически обоснованные схемы инновационных систем и «тройной спирали» спускаются на региональный уровень, возникает риск потери их действенности как инструментов разрешения фундаментальных структурных проблем, связанных с глобализацией (9).

По мнению ученых, эффективности в данном случае могло бы способствовать взаимное дополнение уровней систем - национального / глобального, регионального / межрегионального / местного, секторного/технологического. Например, в целях регионального развития они предлагают стимулировать, в том числе и финансовыми мерами, трансрегиональные и транснациональные связи; создавать стимулы для поиска знаний и ресурсов, необходимых для развития сильной инновационной системы за пределами региона или даже за границей.

Представители экспертного сообщества Швеции достаточно критически оценивают результаты инновационного развития страны. Фундаментальная проблема экономики Швеции - недостаточное соответствие существующей инновационной системы на национальном и региональном уровнях вновь возникающей инновационной среде. Старая система была основана на сотрудничестве университетов и центральных научно-исследовательских подразделений ключевых ТНК. Возникающая новая система в большей степени ориентирована на растущие компании малого и среднего бизнеса; государству необходимо найти такие оптимальные способы распределения государственных ресурсов на НИОКР, которые бы отвечали потребностям не только крупных и транснациональных компаний, но также и МСП. Последние политические инициативы фокусируются на создании «старт-ап»-компаний, особенно вокруг университетов, но очень мало кто из них показывает способности роста до значимых в бизнесе размеров. Причем исследовательская активность университетов и даже в некоторой степени ТНК имеет среднесрочную и долгосрочную перспективу, но малый и средний бизнес ориентирован в большей степени на краткосрочную перспективу исследований с учетом ограниченности ресурсов. Большинство малых фирм не имеют ресурсов и возможности непосредственно использовать в своей деятельности исследования университетов. В то же время многие из них могут получить преимущества в результате косвенного доступа к этим исследованиям. Здесь важную роль как посредников играют технологические колледжи и институты с коммерческим профилем.

Как считают эксперты, проблема Швеции в плане инноваций связана с коммерциализацией, развитием «старт-ап»-компаний и ростом предприятий малого и среднего бизнеса. В рамках структуры поддержки инноваций слишком мало знаний о процессе коммерциализации, нет понимания того, как много усилий и средств необходимо для коммерциализации продукта. Есть также точка зрения, что в Швеции недостаточно развит дух предпринимательства, слишком слабы стимулы для создания и расширения деятельности компаний (2).

При формировании инновационной политики, по мнению ряда европейских ученых (3; 9; 13), важно не следовать стандартным «рецептам», игнорирующим национальные и региональные раз-136

личия, но учитывать специфические характеристики и контекст конкретной системы, например касающиеся кластеров, отраслей промышленности, институций знания, инновационного потенциала регионов. «Рецепты» новой инновационной политики слишком часто вырабатываются на основе опыта успешных регионов, и преобладает недифференцированный подход к использованию моделей политики для каждого региона. Однако организовать мобилизацию акторов в менее развитых регионах намного труднее из-за недостатка опыта и компетенции, а также отсутствия понимания инновационных механизмов, поэтому здесь необходимы специальные меры.

Когда цели правительственных органов сфокусированы только на использовании некоторых «стандартных» инструментов политики или институтов, таких, например, как организации по передачи технологий, для достижения конечных результатов, а не на мотивации акторов, которые должны реализовывать эти задачи, то итогом является или полный провал данной политики, или бывают достигнуты неполные и временные результаты, отражающие поведение и реальную мотивацию акторов в общественной системе.

Государство не может директивно с помощью институциональных и финансовых инструментов создать инновационную среду, однако оно может создать для этого предпосылки, обеспечить первоначальные условия инфраструктуры, нормативной среды и концентрацию человеческих ресурсов для инновационного процесса. Кроме того, политика должна играть антициклическую роль помощи этой среде в преодолении внешних и внутренних кризисов: предвидеть и противодействовать локальной перегрузке, нехватке ресурсов и влиянию внешних потрясений (13).

Список литературы

1. Изобретая завтрашний мир / / Инновации, наука, исследования. Ин-фобюллетень. - Режим доступа: http://www.sweden.se/upload/Swe den_se /Russian /fact_sheets/FS4-Innovation-Russian-low-resolution.pdf

2. Шведская инновационная система // Инновационные тренды. - 2011. -№ 7. - Режим доступа: http://www.inop.ru/files/innovacionnie_trendi_ ru_7.pdf

3. Devrin G.-H. A Balancing Act: Factors behind the formation of academic entrepreneurship / / Critical Sociology. - 2010. - Vol. 36, N 4. - P. 521-535. -Mode of access: http://crs.sagepub.com/content/36/4/521

4. Exiting from the crisis: towards a model of more equitable and sustainable growth / Ed. by David Coats; European Trade Union Institute (ETUI).--Brussels, 2011. - Mode of access: http://www.aflcio.org/upload/exiting. pdf

5. Global pressure - Nordic solutions? The Nordic Globalization Barometer 2010. - Copenhagen: Nordic Council of Ministers, 2010. - 98 p. - Mode of access: http://www.norden.org/en/publications/publications/2010-714

6. Hedlin S., Ikonen R., Tynkkynen V.-P., Edvardsson I.-R., Gunnarsdottir R. National overviews of regional innovation policies and case studies in the Nordic countries / / Nordregio working paper. - Stockholm: Nordregio, 2008. - N 2. - Mode of access: www.nordregio.se/filer/Files/wp0802.pdf

7. Lundvall B.-A. A note on characteristics of and recent trends in national innovation policy strategies in Denmark, Finland and Sweden. - Mode of access: http://www.tekna.no/ikbViewer/Content/746507/081112_Lund vall_Note%20on%20Nordic%20Innovation%20Policy%20Strategies.pdf

8. Ministerial report on the OECD Innovation strategy. Key findings. - P.: OECD. - 2010. - Mode of access: www.oecd.org/dataoecd/51/28/ 45326349.pdf

9. Nuur C., Gustavsson L., Laestadius S. Promoting Regional innovation systems in a global context // Industry & Innovation. - 2009. - Vol. 16, N 1. -P. 123-139. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/13662710902728142

10. Regional development in the Nordic countries 2010 / Ed. Lindqvist M. // Nordregio Report. - Stockholm: Nordregio, 2010. - N 2. - Mode of access: http://www.nordregio.se/inc/openitem.asp?id=121507&nid=2112

11. Science and technology at regional level. From Statistics explained. Data from March 2010. - Mode of access: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/ statistics_explained/index.php/Science_and_technology_at_regional_level

12. The Global competitiveness report 2010-2011 / Ed. Professor Klaus Schwab. -The Global World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2010. - Mode of access: http: / / www.weforum.org/ issues/global-competitiveness/WEF_ GlobalCompetitiveness Report_2010-11. pdf

13. Viale R., Pozzali A. Complex adaptive systems and the evolutionary Triple Helix // Critical Sociology. - 2010. - Vol. 36, N 4. - P. 575-594. - Mode of access: http://crs.sagepub.com/content/36/4/575

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.