В заключение вновь говорится, что создание независимого Узбекистана знаменовало «фундаментальные изменения в поли-тической жизни Центральной Азии», он стал «ведущим элементом Центральноазиатского регионального политического пространства» (с. 119). За осуществление модели политической стабильности и постепенных реформ страна заплатила высокую цену: создана авторитарная система с неограниченной властью президента. Политическое и экономическое развитие подчинено интересам «узбекистанской элиты, в особенности президента Каримова» (с. 120).
С.И.Кузнецова
2005.01.015. УЗБЕКИСТАН: ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПО ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ / АН Респ. Узбекистан. Ин-т экономики. Под ред. Хикматова А.Х. - Ташкент: Узбекистан, 2001. - 348 с.
Узбекская модель экономических реформ, по словам авторов коллективной монографии, исходит из пяти принципов: деидеоло-гизация экономики; государство - главный инициатор и реформатор; верховенство закона во всех сферах жизни; сильная социальная политика; поэтапный переход к рыночной экономике без «революционных скачков», без «шоковой терапии».
Узбекская экономика унаследовала серьезные микро- и макроэкономические дисбалансы: сырьевую специализацию, зависимость от ввоза неконкурентоспособных товаров из других республик, низкий уровень жизни населения (70% имели доход ниже прожиточного минимума) (с. 7), всеобщий дефицит как характерный признак командно-административной системы.
Главными особенностями узбекской модели перехода к рыночным отношениям являются: учет специфических условий, традиций, обычаев, уклада жизни народа, диверсификация экономики. Выбор модели диктовался также геополитическим положением страны, природными условиями и наличием минерально-сырьевых ресурсов, демографической ситуацией, мента-литетом населения. Особое значение имеет активная и решающая роль государства в осуществлении перехода: оно выполняло такие новые функции, как создание правовой базы рыночных реформ, приватизация государственной собственности, реформирование сельского хозяйства и формирование нового типа аграрных отношений, создание рыночной инфраструктуры, обеспечение надежных социальных гарантий. Оно осуществляло структурные преобразования, направленные
на более глубокую переработку сельскохозяйственного сырья и минеральных ресурсов, на повышение степени завершенности технологического цикла. «Структурная перестройка на всех уровнях хозяйства осуществляется взаимосвязанно, что является залогом реализации структурных сдвигов на микроуровне и наоборот» (с. 31). Рыночные реформы и структурная политика дополняют друг друга, так как последняя в случае ее успешной реализации помогает предприятиям быстрее приспособиться к новой экономической среде.
В ходе рыночных реформ происходило изменение структуры собственности и создание многоукладной экономики; в октябре 1990 г. был принят закон о собственности, впервые заложивший основы гарантий и защиты права собственности; началось формирование класса реальных собственников. Разгосударствление проводилось в интересах как юридических, так и физических лиц: оно способствовало появлению новых источников доходов и увеличению занятости.
Преобразование государственной собственности осуществлялось путем акционирования и приватизации, всего за 1992—1994 гг. Было приватизировано более 98 тыс. объектов госсобственности, число акционерных обществ открытого типа достигло 3569. Формировался рынок ценных бумаг. Доля негосударственного сектора в наци-ональном доходе составила 53% (с. 49, 50). В 1995 г. был принят закон «О стимулировании развития малого и частного предпри-нимательства», имевший в виду и государственный, и региональный уровень.
За 1995-1996 гг. произошли кардинальные изменения в экономических отношениях, прежде всего в отношениях собствен-ности, реально сложилась многоукладная экономика, возросла роль негосударственного сектора, продолжалась приватизация; были приватизированы средние и крупные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, создавалась рыночная инфраструктура во всех областях, государство обеспечивало всестороннюю поддержку малого и частного предпринимательства.
Начал формироваться класс собственников: в 1992-1996 гг. появились 1,07 млн. владельцев приватизированного жилья, 2 млн. владельцев акций, долей и паев приватизированных предприятий, 3 млн. владельцев личных подсобных хозяйств в сельской зоне, 85 тыс. владельцев частных и малых предприятий, 14 тыс. владельцев недвижимости. Доля негосударственного сектора в национальном доходе
выросла до 69%, в промышленном производстве - до 53%, в сельском хозяйстве - до 98% (с. 53).
Следующий этап, начавшийся в 1997 г., характеризовался углублением приватизации и привлечением иностранного капитала, повышением эффективности приватизированных предприятий вследствие реструктуризации экономики, совершенствованием методов саморегулирования и управления, обеспечением контроля государства над стратегически важными предприятиями. Была сформирована многоуровневая система поддержки малого и среднего бизнеса, включающая в себя органы государствен-ного управления, общественные объединения предпринимателей, кредитно-финансовые и страховые институты, инфраструктуру снабжения сырьем и материалами и сбыта готовой продукции.
К 2000 г. было зарегистрировано около 160 тыс. малых и средних предприятий (МСП), из них действовали 121 тыс. (76%); удельный вес МСП в промышленности составил 12%, в сельском хозяйстве - 27, в торговле и общественном питании - 23, строительстве - 7%; доля МСП в ВВП в 2000 г. составила 31% (сс. 56, 57).
Главной задачей приватизации было устранение государственной монополии на землю, средства производства, недвижимость, на производство товаров и услуг, регулирование трудовых отношений, управление отраслями народного хозяйства и распределение произведенной продукции. При этом «нельзя было допустить обвала потребительского рынка и вызываемого им неуправляемого роста цен» (с. 62), т. е. экономика должна быть регулируемой, четко контролируемой в течение всего переходного периода. Отсюда вытекала необходимость плавного эволюционного движения к цели - к социально ориентированной рыночной экономике.
В Узбекистане отказались от чековой приватизации. Предусматривались поэтапная приватизация, обеспечение сильных социальных гарантий населению, разукрупнение и демонополизация производственных управленческих структур и формирование конкурентной среды. Основные этапы смены форм собственности: 19901991 гг. - период накопления опыта реформ; 1992-1993 гг. - первый этап активной приватизации: приватизировано 29 тыс. объектов госсобственности (жилой фонд, мелкие предприятия, земельные участки подсобных хозяйств, МСП торговли, бытового обслужи-вания, местной промышленности). Второй этап - 1994-1995 гг. - массовая приватизация
средних и крупных предприятий легкой промышленности, машиностроения, стройматериалов, всего более 50 тыс. госпредприятий отраслевого и местного значения. Малые предприятия продавались в частные руки, крупные и средние преобразовались в акционерные общества открытого типа; пакет их акций делился следующим образом: 25% полагались трудовому коллективу, 25 - государству, 30% шли на свободную продажу, 10% - смежным предприятиям и 10% -иностранным инвесторам (с. 68). Интенсивно развивалась рыночная инфраструктура: начали действо-вать биржи, коммерческие банки, частные страховые компании, инвестиционные фонды, оптовая торговля, аудиторская и консал-тинговая системы. Третий этап - 1996-1998 гг. -реформирование крупнейших предприятий и отраслей, контрольный пакет акций которых оставался у государства. Определился список объектов, не подлежащих приватизации. Четвертый этап приватизации -с конца 1998 г. - поставлена задача получения средств от приватизации в бюджет, привлечения иностранного капитала в приватизированные предприятия, повышения эффективности управления и создания условий для полноценного функционирования новой собственности. Негосударственную форму собственности имели уже 85% всех предприятий (с. 69). «За период независимого существования Узбекистана было создано устойчивое рыночное пространство, произошли изменения форм собственности ... практика поэтапного, последовательного осуществления экономических преобразований полностью оправдала себя» (с. 69). Государство поддерживает образование финансово-промышленных групп, объединений, корпораций, так как они способствуют интеграционным процессам в СНГ и мировом сообществе, расширяют долгосрочные устойчивые хозяйственные связи.
В переходный период приоритет отдавался сельскому хозяйству. Президент И.Каримов подчеркивал: «Решение проблем аграрного сектора экономики является определяющим звеном во всей стратегии перехода Узбекистана к рынку» (с. 91). На этот сектор приходится свыше 40% производственных фондов, 60% занятых, свыше 40% национального дохода, 70% товарооборота (с. 91). От положения в сельском хозяйстве во многом зависит социальная, экономическая и политическая стабильность в стране. Первой задачей было преодолеть отчуждение крестьянина от средств производства, главное - от земли. Отрасль характеризовалась сырьевой направленностью, ограниченностью земельно-водных ресурсов, отсталостью социальной и производственной
инфра-структур, опережающим ростом сельского населения по сравнению с рабочими местами и экономическим ростом, неспособностью обеспечить население многими видами продовольствия (90% пищевых продуктов ввозилось в республику). Главным направлением преобразования стал отказ от ориентации на монокультуру хлопчатника, самообеспеченность продовольствием, развитие заготовительных и перерабатывающих производств. Разработан Земельный кодекс, определивший порядок землепользования; земля остается в государственной собственности и выделяется ширкатам (сельскохозяйственным кооперативам), фермерским хозяйствам, гражданам для создания дехканских хозяйств, садово-виноградным товариществам во временное и постоянное пользование с гарантией прав собственности на произведенную продукцию и ее реализацию. Меняется структура производства: если в 1990 г. хлопчатник занимал 43,6% обрабатываемых площадей, а зерновые - 23,9, то в настоящее время эти показатели составляют 38,2 и 35,3% соответственно (с. 94). Резко поднялась урожайность зерновых - с 9 ц/га в 1990 г. до 30,7 ц/га в 2000 г.; в 1990 г. сбор зерна составил 1007 тыс.т, а в 2000 г., несмотря на неблагоприятную погоду - 3514 тыс.т (с. 95). Это был прорыв в решении задачи самообеспеченности продовольствием.
На 1 января 2001 г. в сельском хозяйстве было создано 1764 ширката, внедрялся семейный подряд, чековая система взаиморасчетов, закреплялись сады и виноградники за арендными (семейными) подразделениями, сокращался управленческий аппарат хозяйств, снижалась доля госзаказа на хлопок с 95% в 1990 г. до 30% в 2000 г., на зерно - с 67% в 1994 г. до 50% в 2000 г., товаро-производитель мог сам определять цену своей продукции и выбирать рынок сбыта; на продукты животноводства и плодо-овощеводства вообще не было госзаказа (с. 99).
Дехканские и фермерские хозяйства в числе первых перешли к рыночным отношениям, что предотвратило запустение и деградацию земли, остановило преждевременное списание сельскохозяйственной техники (с. 100). В результате был получен значительный дополнительный объем сельскохозяйственной продукции. Проводятся структурные преобразования в отраслях, обеспечивающих сельское хозяйство материально-техническими ресурсами, ремонтом и инженерным обслуживанием, повышается роль лизинга, совершенствуется система налогооблажения.
Резко увеличилась доля сельскохозяйственной продукции, перерабатываемой внутри республик, что было достигнуто с помощью импортного оборудования и передовой технологии; во всех сельскохозяйственных районах были созданы машинно-тракторные станции на базе объединений райсельхозтехники. Всем сельскохозяйственным предприятиям оказывается существенная государ-ственная поддержка (пролонгированы сроки погашения банковских кредитов, ссуд и сумм уплаты по ним), отменен налог на добавленную стоимость на минеральные удобрения и горюче-смазочные материалы, внедрена новая система договоров и взаиморасчетов.
Государству отводилась главная роль в макроэкономическом регулировании: «Сильное государство - сильная экономика» (с. 109). При этом государственные органы управления не должны вмеши-ваться в текущую деятельность хозяйствующих субъектов. В ходе либерализации должна усиливаться роль государства как гаранта ее успеха. Речь идет об антимонопольном регулировании, поддержке перспективных отраслей и секторов экономики, в приватизации и формировании конкурентной среды, интеграции республики в мировую хозяйственную систему, об укреплении национальной экономической и социальной безопасности. Необходима государ-ственная поддержка национальным производителям, контроль над инфляцией и бюджетным дефицитом, финансирование развития базовых отраслей экономики. По мере укрепления институционных и правовых основ рынка государство будет постепенно переходить от прямого участия в экономике к косвенному.
За годы независимости были поставлены и в основном решены следующие задачи: демонтаж командно-административной системы и создание основ рыночной экономики, нового финансового сектора, введение национальной валюты, обеспечение макроэко-номической и финансовой стабильности, социальных гарантий занятости, прожиточного минимума, достижение самообеспечен-ности энергоносителями и важнейшими ресурсами, создание условий для быстрого роста экспорта.
В первые годы независимости удалось сократить денежную массу настолько, чтобы прекратить гиперинфляцию, сбалансировать совокупный платежеспособный спрос и предложение, достичь определенного равновесия на рынке товаров и услуг, сбалансировать спрос и предложение на кредитном рынке, ограничить дефицит бюджета,
улучшить состояние платежного баланса. «Одним из главных итогов экономических преобразований за годы незави-симости явилось то, что Узбекистану, в отличие от любого другого государства СНГ, удалось избежать масштабного спада производства, обнищания населения, роста внутреннего и внешнего долга. Результаты первых десяти лет показали правильность выбранной модели и принципов перехода от командно-административной к рыночной экономике (с. 115).
Этапность продвижения, отказ от методов «шоковой терапии», акцент на социальные аспекты реформ и другие принципы узбекской модели выгодно отличали Узбекистан от других стран СНГ. За 19902000 гг. удалось избежать глубокого спада производства и уже с 1996 г. начать рост производства. По мнению Р. Помфрета1, стратегия макроэкономического регулирования и реформирования в Узбеки-стане выглядела предпочтительнее, чем в Казахстане и Киргизии, где упор был сделан на быструю приватизацию и либерализацию валютной политики.
Таблица 1 (с.118)
Основные экономические показатели Узбекистана 1990—2000 гг.
1990 г. 1995 г. 2000 г.
ВВП 100 81,2 98
ВВП на душу населения 100 73,0 91,1
Промышленность 100 99,8 129,7
Сельское хозяйство 100 88,9 101,8
Инвестиции 100 43,5 66,3
Позитивные тенденции в динамике производства и финан-совой стабильности приобрели устойчивый характер. При этом рост услуг обеспечивал 50 - 58% прироста ВВП (с. 121).
Основными направлениями реформы в настоящее время являются: поэтапное ослабление бюджетного регулирования, опти-мизация использования бюджетных ресурсов, реформа налого-обложения с целью сместить акцент с ужесточения сбора налогов на расширение
1 См. выше: 2005.01.009. Pomfret P. Economic performance in Central Asia since 1991: Macro and micro evidence// Comparative econ. Studies. - Temple, 2003. - Vol.45, N4. - P.442-465.
налогооблагаемой базы, позволяющее стране начать перенос основного бремени налогов с реального сектора на торговую, посредническую, банковскую деятельность, повышение роли государства в антимонопольном и ценовом регулировании для оздоровления финансовой ситуации и смягчения кризиса платежей, определение приоритета роста тех предприятий и производств, которые обладают конкурентными преимуществами, для повышения эффективности экспорта. Эти задачи должны быть решены в сравнительно короткое время.
Инфляция в Узбекистане к 1998 г. была снижена с четырехзначных показателей до 26,1%, бюджетный дефицит в 1999 г. равнялся 1,8% ВВП, а среднемесячные темпы инфляции - 1,9% (с. 138). Главное направление структурных сдвигов в промыш-ленности -преимущественное развитие производств, базирующихся на новейших достижениях НТП, в перспективе - опережающий рост электронной, радиотехнической промышленности, приборо-, станко-, автомобилестроения. Новые технологии вводятся и в традиционных сырьевых отраслях. Делается упор на импортоза-мещающие производства, а в дальнейшем предусматривается переход к экспортной ориентации.
В результате целенаправленных структурных преобразований практически полностью удалось обеспечить потребности республики в топливно-энергетических ресурсах, наладить собственное произ-водство важнейших видов сырья, комплектующих изделий и продовольственных товаров, ликвидировать зависимость от импорта продовольственного зерна, увеличить долю промышленной продукции с законченным циклом производства, организовать производства новых наукоемких высокотехнологичных видов промышленной продукции -машиностроение, электротехника, автомобилестроение, химическое, газо- и нефтеперерабатывающее производство и др. Международные финансовые организации - Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития - способствуют привлечению иностран-ного капитала. Финансовая политика в ходе реформ ориентировалась на проведение жестких мер для снижения бюджетного дефицита, на сокращение бюджетных дотаций и субсидий, на проведение гибкой налоговой политики, стимулирующей деятельность малых, частных и совместных предприятий, производящих потребительские товары.
В республике сформировался благоприятный инвестиционный климат, создана законодательно-правовая база инвестиционной деятельности, предоставлены льготы и гарантии инвесторам, особенно иностранным, в частности, освобождение на семь лет от уплаты налогов на прибыль для предприятий, участвующих в проектах, включенных в инвестиционную программу республики. Для предприятий, экспортирующих 30% и более своей продукции, ставки налога на прибыль снижаются вдвое (с. 169). В развитии частного сектора приоритет отдается иностранным инвестициям. Доля капиталовложений в 1995 г. равнялась 29,3% ВВП, в 1997 г. - 44,5, в 2000 г. - 22%; объем капиталовложений за 1995—1999 гг. увеличился в 7,8 раза (с. 172). Но «при крайней ограниченности внутренних инвестиций Узбекистан, как и все развивающиеся страны, нуждается в финансовой поддержке извне» (с. 173). Доля иностранных инвестиций и кредитов в общих капиталовложениях в 2000 г. выросла до 21,7% против 14% в 1995 г. Крупными инвесторами являются США -16,7%, Германия - 11,0, Турция - 19,1, Англия - 12,4, Южная Корея - 9,5% (с. 174). Однако хотя инвестиции продолжают расти, темпы их прироста снижаются; также требует внимания территориальная структура капиталовложений.
К 1999 г. было зарегистрировано 3954 совместных предприятия (СП), наибольшее число - с Россией, Турцией, США и Пакистаном; по объему произведенной продукции преобладающая часть прихо-дится на долю Южной Кореи, США, Англии, Турции. Доля СП в ВВП увеличилась с 2,6% в 1994 г. до 12% в 2000 г., объем их продукции вырос за 1995—2000 гг. более чем в 30 раз (с. 200). По инициативе и при поддержке государства идет формирование рынка ценных бумаг, создается законодательная и институционная база защиты прав участников рынка; в 1994 г. была создана республиканская фондовая биржа «Ташкент», сейчас она имеет 12 межрегиональных отделений в республике (с. 211).
Приоритетом экономических реформ в Узбекистане оставалась сильная социальная политика. На каждом этапе реформ решались свои задачи при сохранении основного принципа - не за счет уровня жизни и занятости. На первом этапе (1991—1994) задачей было недопущение массовой безработицы и резкого падения уровня жизни. Увеличилась площадь земель в личном владении сельских жителей с 12 до 30 соток, что позволило создать рыночный тип личного подсобного хозяйства с довольно высокой товарностью (с. 228); была разработана система
нормированного отпуска определенных товаров по талонам и купонам; начала формироваться законодательная база социальной политики. На втором этапе (1995-1997) главной задачей социальной политики стало повышение благосостояния народа, формирование достаточно мощного класса собственников, внушение людям веры в необходимость рыночных отношений, в их необратимость. Удалось остановить снижение бюджетных расходов на социальные программы, предприняты более решительные шаги по социальной защите населения. Одним из принципов социальной политики было повышение основных показателей на селе. Третий этап (с 1997 г. по настоящее время) предусматривал устойчивый экономический рост и повышение уровня жизни, развитие малого бизнеса.
Но еще не удалось преодолеть бедность значительной части населения, скрытую безработицу, перелив рабочей силы в теневую экономику, внутреннюю «утечку» мозгов. Демографический пресс в Узбекистане все еще очень ощутим, ежегодный прирост трудовых ресурсов превышает 250 тыс. человек, или 2,4-2,6% (с. 236). Проблемой является высвобождение избыточной рабочей силы, прежде всего из сельского хозяйства: из 3,5 млн. человек, занятых в этой отрасли, для производства потребного объема продукции достаточно 1,5 млн. человек, это значит, что необходимо создать условия для продуктивной занятости 2 млн. человек. Государством принят ряд комплексных программ создания на селе в 2000-2010 г. дополнительных рабочих мест путем развития промышленности, сферы услуг производственной и социальной инфраструктуры малого предпринимательства и т. д. Рост занятости сдерживается относительно слабыми стартовыми условиями республики, демо-графическим давлением, психологической неподготовленностью населения к новым формам трудовой деятельности. Ежегодно создается 300 тыс. рабочих мест, что опережает прирост трудовых ресурсов (с. 269). Безработица в Узбекистане в значительной мере - молодежная проблема, на долю молодежи приходится около 60% всех ищущих работу при посредстве бирж труда. Ее большой приток на рынок труда может создавать напряженность, особенно в трудоизбыточных регионах, тем более что это, как правило, неквалифицированные и профессионально неподготовленные люди, а спрос растет на квалифицированную рабочую силу.
Развитие интеграционных связей Узбекистана с мировым хозяйством опирается на такие его преимущества, как выгодное
геостратегическое положение на евразийском континенте; значи-тельные запасы земельных, минерально-сырьевых и растительных ресурсов и почвенно-климатические условия, благоприятные для сельского хозяйства; значительный внешнеторговый и экспортный потенциал; крупный промышленный потенциал, на базе которого можно довольно быстро организовать производство конкуренто-способной продукции высокой степени готовности; значительный людской потенциал, быстрорастущие трудовые ресурсы и сравни-тельно низкая стоимость рабочей силы; наличие развитой производственной инфраструктуры; стабильная политическая обстановка в республике.
Система интеграционных связей Узбекистана включает пять уровней: глобальный, трансконтинентальный, субрегиональный, региональный и локальный. В ходе их освоения происходит формирование экономики «открытого типа». Важным фактором углубления интеграции является транспортное обеспечение внешних связей республики. Это самое «узкое» место, Узбекистан является единственной страной в мире, для которого выход к морю проходит как минимум через территории двух государств, и транспортные расходы зачастую составляют 80% и более стоимости товара (с. 322).
В настоящее время экспортный сектор Узбекистана имеет малый вес в мировой экономике, хотя доля экспорта в ВВП составляет 19,9% (в промышленно развитых странах - 20-25) и стоимость экспорта за 1992— 2000 гг. выросла в 3,7 раза (с. 323). Появились новые статьи экспорта -автомобилей, электроники; доля хлопка и золота в общем экспорте выросла за 1993—1998 гг. с 60% до 64%. Но в мировом экспорте не увеличилась: доля хлопка на мировом рынке снизилась с 21% в 1993 г. до 16% в 1998 г., а доля золота увеличилась всего на 0,4% (с. 325). По данным ЮНКТАД, доля сырьевых товаров в общем экспорте в 1996 г. составила 78%, переработанное сырье - 7, трудоемкие товары - только 1% (с. 327). Доля стран СНГ в торговле Узбекистана резко упала: за 1994—1996 гг. экспорт сократился с 67,6% до 22,9, импорт - с 53,3 до 32,1%, причем экспорт уменьшился и в абсолютном значении. Зато значительно возросла доля внешнеторгового оборота с остальным миром - с 38,8 до 72,4% (с. 328). В 2000 г. республика вела торговые операции с более чем 140 странами. Доля экономически развитых стран равнялась 35,3%, развивающихся - 27,3, стран СНГ - 37% (с. 344). Резко возросла во внешней торговле роль предприятий с иностранным капиталом. В основном они развивали капиталоемкие проекты, их доля в ВВП выросла
с 2,3% в 1994 г. до 12,1 в 2000 г., а в экспорте - с 0,6 до 13,8%. К 2000 г. было зарегистрировано 3554 предприятия с иностранным капиталом, втрое больше, чем в 1994 г. (с. 336, 337).
Отказ от «шоковой терапии», прагматичный подход к либерализации внешней торговли, сохранение государственной монополии на внешнюю торговлю позволили Узбекистану избежать многих болезненных ошибок. Постепенно государство снижает количество товаров, запрещенных к экспорту. Запреты сохраняются на экспорт хлебных продуктов, мяса и другие, важные потре-бительские товары. В целом, по словам И.Каримова, «избранный нами путь нацелен на форсирование социально ориентированной рыночной экономики» (с. 341). Но есть и сдерживающие факторы: неустойчивость инвестиционной сферы, сохранение структурных деформаций в экономике.
С.М.Макарова
2005.01.016. САБОЛ С. СОПРОТИВЛЕНИЕ КАЗАХОВ РОССИЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ: О ВОССТАНИИ КЕНЕСАРЫ КАСЫМОВА, 18371847.
SABOL S. Kazak resistance to Russian colonization: interpreting the Kenesary Kasymov revolt, 1837 - 1847// Centr. Asian surv. - Abingdon, 2003. - Vol. 22, N 2/3. - P.231-252.
Напоминая об оценках восстания Кенесары Касымова в западной и частично советской1 историографии, автор ставит вопрос «была ли эта борьба национально-освободительным движением или просто желанием ее лидера подтвердить традиционную власть хана, в которой ему отказывали российские власти?» (с. 231).
В XVI - XVIII вв. взаимоотношения Российской империи с казахскими ханствами были спорадическими. Только в 1734 г. хан Абулхаир обратился в Санкт-Петербург, заявив о добровольном принятии российского подданства (в интерпретации царского правительства), или же с просьбой о помощи (в интерпретации ряда
1 Оценки национально-освободительного характера движения в «Истории Казахской ССР» (1943) были подвергнуты резкой критике, но руководитель издания акад. А.М. Панкратова отстояла книгу. Однако воспроизводившая этот подход книга ее ученика Р.Б. Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е годы ХХ в.» (Алма-Ата, 1947) была запрещена, автор репрессирован. См.: История и время: 20-50-е годы ХХ в. А.М.Панкратова. - М., 2000. - С.170-173. - Прим. реф.