СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Л
мых компаниями госсектора дивидендов государству, налогов на сверхдоходы высокооплачиваемых лиц и зарплаты руководителей компаний госсектора. Китайские газеты утверждали, что этот план будет быстро претворен в жизнь, но экономисты не особенно верят этому. Эти реформы обсуждались с 2004 г. и Государственный совет уже дважды отклонил его. Как считает экономист Ли из CEIBS, многие группировки, интересы которых будут затронуты этими планами, будут отчаянно сопротивляться нововведениям. По мнению историка Занг Лифана, многие из этих мер так и останутся мерами прошлой администрации и не будут использоваться нынешней. Чтобы бороться с сегодняшними проблемами неравенства, китайскому руководству придется делать больше, чем просто опираться на консенсус. Самую важную меру — перераспределение финансов между государственными и частными компаниями будет очень тяжело осуществить. Честно говоря, очень трудно найти компромисс между реформами и противодействием им со стороны госсектора и некоторых министерств. Стараясь найти золотую середину на пути борьбы с неравенством, китайское правительство может оказаться на том же месте, где оно и начинало.
Кроме того, в качестве негативных факторов, способствующих развитию социального неравенства и сохранению бедности
в КНР, признаются распространение «серых» доходов и коррупция. Многие китайцы считают, что она является закоренелой и свойственной Китаю проблемой. Хотя, по мнению многих экспертов, например, автора книги «Двойной парадокс: быстрый рост и растущая коррупция в Китае» Андре Ведемана, коррупция в Китае соответствует таковой в других странах с таким же уровнем экономического развития и причем её уровень не повышался резко в прошлой декаде, составляя примерно 30000 дел в год [14, с. 38]. Несмотря на это, коррупция в Китае остается важнейшей проблемой. Из-за повышенной роли государства, люди с большими связями имеют больше возможности заработать. Обычно все коррупционные дела обсуждаются с большим ажиотажем, репортажами о коррупционерах в наручниках. Хотя, по мнению экспертов, более эффективным методом был бы аудит банковских счетов и собственности [15]. Решение проблем бедности не является сугубо экономической проблемой. Оно предполагает очень серьезные институциональные изменения.
В представленной статье обобщен исторический опыт КНР в преодолении бедности — представлены её особенности в условиях трансформационной экономики, механизмы и инструменты в борьбе с бедностью, показана роль государства и корпораций в решении данной проблемы новейшей истории Китая.
Литература
1. World Bank; Development Research Center of the State Council, the People’s Republic of China. 2013. China 2030: Building a Modern, Harmonious, and Creative Society. © Washington, DC: World Bank. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/12925 License: CC BY 3.0 Unported.
2. Rising Power, Anxious state. Special Report China // The Economist. June 25th, 2011.
3. Rural Survey Group of the National Bureau of Statistics of China. 2006. Poverty Monitoring Report of Rural China: 2006. Beijing: China Statistics Press.
4. 23 Million Chinese escape poverty in 2012: China Daily. — Web site, http://www.chinadaily.com.cn/china/2013-02/22/content_ 16248468.htm
5. For Richer, for Poorer. Special Report. World Economy // The Economist. October 13, 2012.
6. Chinese Workers Find Prosperity Elusive // Bloomberg Businessweek, January 31-February 6, 2011. P. 14.
7. Rising Power, Anxious State. Special Report. China // The Economist. June 25th. P. 11.
8. Eliminating Poverty through Development in China. China Development Research Foundation. Routledge. 2009.
9. Zhou Binbin. 1991. “Poverty Scene in the Era of People’s Communes. Economic Development Forum. P. 3.
10. National Bureau of Statistics of China. 1999. China Statistical Summary. Beijing: China Statistics Press.
11. China Yearbook of Rural Household Survey. 2006. P. 34.
12. China to Increase Efforts to Alleviate Poverty: China Daily. — Web site, http://www.chinadaily.com.cn/china/2013-03/25/content_ 16341128.htm
13. Цивинский О. Частное дело китайцев. Почему в отличие от США и Европы экономика Китая будет расти и дальше // Forbes Magazine. Россия. — 2011. — Ноябрь. — C. 40.
14. Uneven Ground. China’s Yawning income gap poses an unprecedented threat to new leadership // China Economic Reviews. 2012. — V. 23. — N. 12. -December.
15. Каримов А.Г., Моисеева Т.П. Городская бедность как социальное явление в современном российском обществе. — Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2010. — 140 с.
НА ПУТИ К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ: ОБЗОР ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА
ДХ. Шадиева,
старший научный сотрудник, соискатель Ташкентского финансового института
dildora-shadieva@mail.ru
В статье произведена оценка показателей экономического развития Узбекистана на предмет готовности перехода экономики страны к инновационному типу развития. Проведён корреляционный анализ основных макроэкономических показателей с целью установления зависимостей и факторов экономического роста.
Ключевые слова: Узбекистан, инновационное развитие, макроэкономические показатели, научно-технический потенциал.
УДК 338.24.01 ББК 65.9 (5У)
За последние десятилетия в мировой экономике роль человеческого капитала, науки, знаний и высококвалифицированных кадров среди факторов экономического роста неуклонно растёт, и, как следствие, наблюдается увеличение
доли высокотехнологичных, наукоёмких отраслей в структуре промышленного производства. В маркетинговой стратегии современных предприятий конкурентные преимущества товаров и услуг, такие как низкая цена, высокое качество, богатый ас-
29 1
И1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
сортимент уступают по приоритетности таким преимуществам, как новизна, высокотехнологичное^ экологичность продукции. Страны вступают на инновационный путь развития, а процессы глобализации мировой экономики определили условия данного перехода: инновационный путь развития доступен для стран с макроэкономической и политической стабильностью и развитой конкурентной средой, с высоким научно-техническим потенциалом и эффективной национальной инновационной системой; для экономик, имеющих высокую степень индустриализации и развитые экспортно-импортные отношения. Данный путь развития не является прерогативой стран Большой Семёрки, многие развивающиеся страны, такие как Китай, Индия, Израиль, страны Центральной и Восточной Европы демонстрируют впечатляющие результаты инновационной деятельности. Страны СНГ, как часть мирового сообщества, не могут оставаться вне мировых тенденций, и своевременный отзыв вызовам мировой экономики означает сохранение и повышение конкурентоспособности не только отдельных республик, но и экономики региона в целом.
1. Исторические аспекты экономического развития Узбекистана. Республика Узбекистан — одна из стран СНГ, которая занимает первое место в Центральной Азии по численности населения (около 30 млн человек) и темпам экономического роста (более 8% в год). Благоприятные агроклиматические условия, обилие солнечных дней, плодородная почва, трудолюбие местного населения послужили историческими факторами формирования аграрной экономической системы в Узбекистане — сельское хозяйство на протяжении многих веков было основной сферой занятости. Издавна страна славилась такой продукцией, как хлопковое волокно, фрукты и овощи, бахчевые и зерновые культуры.
В ХХ веке экономика Узбекистана имела сырьевую направленность: основными производимыми и поставляемыми в другие страны товарами являлись хлопок-сырец, газ, каракуль, шелковичные коконы, фрукты и овощи. К концу 80-х годов ХХ века в стране насчитывалось около 1500 производственных объединений и предприятий, причем в промышленности преобладали отрасли первичной переработки сырья.
После провозглашения независимости 1 сентября 1991 года Правительством Узбекистана был принят курс на переход к социально-ориентированной рыночной экономике. За годы независимости была произведена диверсификация экономики, устранена монокультурность хлопка, обеспечена зерновая и энергетическая независимость государства, развиты новые отрасли промышленности, как-то автомобилестроение, фармацевтика, информационные технологии и др., созданы условия для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, а также льготный режим для деятельности иностранных инвесторов. В стране, где проживают представители более ста национальностей, все реформы производились на фоне политической стабильности республики, постоянства государственной власти в выборе направлений реформирования, поддержании системы поэтапного, постепенного перехода на рыночную экономику, что дало свои экономические результаты.
2. Анализ экономического развития современного Узбекистана. На 1 января 2014 года в Узбекистане насчитывалось 241,2 тыс. предприятий и организаций, из них наибольшее количество зарегистрировано в торговле и общественном питании (28,3% от общего количества), промышленности (16,6%), строительстве (8,6%), в сельском и лесном хозяйстве (8,5%).
С 1996 года в экономике Узбекистана наблюдаются положительные темпы роста ВВП по сравнению с показателями предыдущего года. Мировой финансово-экономический кризис стал испытанием на прочность для экономики многих государств, в том числе развитых. Однако в Узбекистане, даже в годы мирового кризиса, благодаря своевременно принятой Правительством Антикризисной программы [1], темпы экономического роста сохранялись в пределах 8-9% (табл. 1).
Как видно из табл.1, за период 2008-2013 гг. темпы роста ВВП Узбекистана сохранялись на достаточно высоком уровне, государственный бюджет Узбекистана исполнялся с профицитом (начиная с 2005 г.), уровень инфляции составляет около 7%, а инвестиции в основной капитал имеют устойчивую тенденцию
роста. В целом, данные табл.1 подтверждают макроэкономическую стабильность и положительную динамику изменения основных показателей экономики Узбекистана.
Таблица 1
Основные макроэкономические показатели Узбекистана, %
2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Темпы роста ВВП 9,0 8,1 8,5 8,3 8,2 8,0
Профицит госбюджета 1,5 0,2 0,3 0,2 0,4 0,3
Уровень инфляции 7,8 7,4 7,3 7,3 7,0 6,8
Темпы роста инвестиций в основной капитал 28,3 26 9,2 11,2 14 9,8
Темпы роста отраслей экономики
Промышленность 12,7 9,1 8,5 6,3 7,7 8,8
Сельское хозяйство 4,5 5,7 6,9 6,6 7,0 6,8
Источник: http://data.mdg-stat.uz/ и http://www.stat.uz/
В структуре ВВП промышленность и сельское хозяйство также демонстрируют положительную динамику роста. Как отмечал Президент страны Ислам Каримов на Совместном Заседании обоих палат Парламента Узбекистана: «Наряду со стабильно высокими темпами роста сельского хозяйства его удельный вес в общем объёме валовой внутренней продукции имеет тенденцию к уменьшению (с 30,1 процента в 2000 году до 16,8 процента в 2013 году). Это, прежде всего, свидетельство глубоких структурных изменений и поступательного преобразования нашей страны, некогда аграрной, в современное промышленно развитое государство» [2].
■ промышленность □ сельское хозяйство
Рис.1. Динамика изменения доли промышленности и сельского хозяйства в структуре ВВП Узбекистана за 2000-2013 гг., %
Как видно из рис.1, доля сельского хозяйства в структуре ВВП понизилась за данный период, однако в абсолютных показателях объём производства сельскохозяйственной продукции в 2013 г. по сравнению с 2000 г. возрос в 2,3 раза. Доля же промышленности в структуре ВВП Узбекистана выросла с 14,2% в 2000 году до 24,2% в 2013 году. Данные цифры свидетельствуют о повышении уровня индустриализации экономики Узбекистана, что имеет большое значение при переходе на инновационный путь развития.
Научно-технический потенциал страны представлен Академией наук Республики Узбекистан, более 60 высшими учебными заведениями, более 140 научно-исследовательскими институтами, более 30 научно-производственными объединениями. Со стороны государства созданы все необходимые институты инновационного развития: Агентство по интеллектуальной собственности, Агентство по трансферу технологий, Агентство “Узстандарт”, Фонд реконструкции и развития, ГУП “Научно-техническая информация”, ежегодно проводятся территориальные и Республиканская ярмарки инновационных идей, технологий и проектов, где субъекты рынка могут ознакомиться с отечественными нововведениями и заключить договора с разработчиками инноваций.
292
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
В процессе создания и внедрения инноваций немаловажную роль играет малый бизнес — мобильностью производства, сравнительно небольшими затратами на организацию и ведение бизнеса малые предприятия служат важным источником генерации и воплощения инновационных идей. Если в 2000 г. в Узбекистане доля малого бизнеса в ВВП страны составила 31%, то в 2013 г. этот показатель был равен 55,8%, то есть более половины Валового Внутреннего Продукта страны производится малым бизнесом и частным предпринимательством. Кроме того, в 2013 г. по условиям регистрации бизнеса среди составляющих рейтинга деловой среды Doing business [3] Узбекистан поднялся на 66 позиций и занимает по данному показателю 21-е место среди 189 стран, включённых в рейтинг.
55,8
2000
2002
2004 2006
2008 2010
г 60
50
40
30
20
10
0
2012 2013
Рис.2. Динамика изменения доли малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП Узбекистана за 2000-2013 гг., %
Используя данные Всемирного банка WDI — World Development Indicators, мы рассчитали корреляционную зависимость ВВП Узбекистана за период 1992-2012 годы с основными макроэкономическими показателями, такими как объём промышленного производства, сферы услуг, объём экспорта и прямые иностранные инвестиции (ПИИ).
Из табл. 2 видно, что существует тесная связь между ВВП Узбекистана и объёмами производства промышленности и сферы услуг, также эта связь значительна и между этими двумя отраслями производства добавленной стоимости (0,98). В то же время между иностранными инвестициями и ВВП коэффициент корреляции равен 0,68, что говорит о большей значимости внутренних источников финансирования и имеющемся резерве использования иностранных инвестиций в будущем. Таким образом, на рост ВВП Узбекистана решающее значение оказывают развитие промышленности, сферы услуг и рост объёмов экспортируемой продукции (коэффициент корреляции равен 0,94).
Таблица 2
Корреляционная таблица факторов экономического роста Узбекистана
ВВП Про- мыш- лен- ность Услуги Экс- порт ПИИ
ВВП 1 — — — —
Промыш- ленность 0,99073 1 — — —
Сфера услуг 0,997279 0,983043 1 — —
Экспорт 0,945648 0,945417 0,952432 1 —
ПИИ 0,676864 0,681466 0,683922 0,755314 1
На сегодняшний день, одной из основных проблем практического воплощения инновационных идей в Узбекистане является проблема финансирования. По данным Комитета по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, затраты на технологические инновации малых предприятий и микрофирм покрывались в основном за счёт собственных средств (на 59 процентов), 21% — за счёт иностранных инвестиций, 15% — за счёт кредитов банков и 5% — прочих источников. К сожалению, в переходной экономике Узбекистана основным поставщиком инвестиций для финансирования инновационной деятельности всё ещё является государство. Частный сектор, банки, страховые компании и другие категории институциональных инвесторов при имеющемся спросе на инновационные продукты практически не участвуют в процессе финансирования программ их создания. Как показывают исследования, основными источниками инвестиционного обеспечения растущих потребностей предприятий-новаторов остаются их собственные средства и сбережения, банковские кредиты и ограниченные целевые бюджетные ассигнования. Масштабы же использования альтернативных источников инвестиционного обеспечения, включая инструменты акционерного и долгового финансирования, грантов международных финансовых институтов, венчурного финансирования и других прогрессивных форм финансовой поддержки, остаются крайне ограниченными.
В целом можно сделать вывод, что Узбекистан обладает базовыми условиями для перехода к инновационному типу развития экономики, сформированы необходимые элементы национальной инновационной системы. Мощным импульсом развитию инновационной деятельности в республике может послужить вовлечение в данную сферу частного, корпоративного и иностранного капитала.
Литература
1. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. — Ташкент, 2009. — С. 25.
2. Каримов И.А. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвящённом итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год. — Ташкент: Узбекистан, 2014. — С. 37.
3. www.doingbusiness.org
293