Научная статья на тему 'Институциональные преобразования на этапе модернизации экономики Узбекистана'

Институциональные преобразования на этапе модернизации экономики Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Расулев А., Тростянский Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные преобразования на этапе модернизации экономики Узбекистана»

А. РАСУЛЕВ,

директор Института экономики АН РУз, д.э.н., проф.

Д. ТРОСТЯНСКИЙ, зав. отделом Института экономики АН РУз, к.э.н.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НА ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА

В Республике Узбекистан, взявшей курс на либерализацию и модернизацию национальной экономики, построение открытой экономики на основе осуществления глубоких структурных преобразований и интеграции страны в мировую систему хозяйствования отнесено к числу главных приоритетов. Устойчивые темпы роста национальной экономики являются результатом системной, поэтапной реализации национальной модели реформ. Последовательная модернизация экономики направлена на обеспечение ее макроэкономической сбалансированности, ускоренное развитие тех отраслей и производств, которые должны стать движущей силой для дальнейшего экономического роста республики. Результаты проводимых реформ оказали положительное влияние на темпы роста и структуру ВВП Узбекистана (рис.1).

Макроэкономические показатели развития экономики Узбекистана

2000 2001 2002 2003

Годы

,1Д.

2004 2005

1ВВП

I Сельское хозяйство I Инфляция

В Промышленность П Инвестиции в основной капитал

Рис.1

Темпы роста ВВП возросли с 103,8% в 2000 г. до 107% в 2005 г. Это обеспечивается увеличением инвестиций в основной капитал и снижения уровня инфляции, что, в конечном счете, способствует устойчивому росту промышленности и сельского хозяйства. Реальный ВВП увеличился по сравнению с 1995 г. почти на 50%. Качественные сдвиги произошли и в структуре ВВП. Так, удельный вес промышленности после относительного снижения, начиная с 2000 г. неуклонно возрастал и достиг к 2005 г. 20,7%, что в немалой степени обусловлено снижением налогового бремени (табл. 1).

Таблица 1

Производственная структура ВВП

Структура 1991 1995 2000 2003 2004 2005

ВВП 100 100 100 100 100 100

Промышленность 26,3 17,1 14,2 15,0 17,5 20,7

Сельское хозяйство 37,3 28,1 30,1 28,8 26,4 25,0

Строительство 10,4 7,1 6,0 4,5 4,8 4,9

Сфера услуг 26,3 34,6 37,2 38,3 37,0 38,3

Чистые налоги -0,3 13,1 12,5 13,4 14,1 11,0

Источник: Государственный комитет по статистике РУз.

Принимая во внимание необходимость решения социальных проблем, значительными темпами развивается сфера услуг, удельный вес в ВВП которой превысил 38%. Здесь опережающими темпами развиваются такие важные элементы рыночного хозяйства как телекоммуникации, финансово-банковская система, страхование, лизинг и аудит.

Основа положительных тенденций в инвестиционной политике была заложена, начиная со второй половины 1995 г., когда началось изменение структуры источников их финансирования, при которой бюджетное финансирование сохранилось только за базовыми отраслями. За прошедший период выработана четкая стратегия экономических реформ, создана полноценная правовая, институциональная и финансовая системы, соответствующие новым условиям хозяйствования. Процессы разгосударствления, осуществляемые в стране, привели к созданию негосударственного сектора, влияние которого на экономику страны заметно усиливается. В данном секторе в 2005 г. произведено соответственно 75,8% ВВП, а также 99,1% валовой продукции сельского хозяйства и 71,4% промышленной продукции, выполнено 87,4% строительномонтажных работ.

Существенные изменения произошли в структуре инвестиций по источникам финансирования. Последовательное сокращение доли бюджетных ассигнований в развитие производственной сферы, а также иностранных инвестиций и кредитов, привлеченных под гарантию правительства, сопровождается увеличением доли инвестиций, формируемых за счет собственных средств предприятий и внебюджетных фондов (табл.2).

Таблица 2

Динамика распределения инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (%)

Отрасли промышленности 2000 2001 2002 2003 2004 2005 На 1 июля 2006 г.

Инвестиции - всего 100 100 100 100 100 100 100

в том числе:

республиканский бюджет 30,3 23,1 25,0 17,7 14,9 12,7 12,1

средства предприятий 26,4 27,5 40,0 41,8 43,2 48,5 48,3

иностранные инвестиции и кредиты 21,7 29,3 20,4 26,3 24,5 19,2 13,7

средства населения 12,7 11,3 12,0 11,1 12,4 11,8 13,3

кредиты банков и другие заемные средства 7,5 8,7 2,2 2,7 2,6 3,1 1,9

средства внебюджетных фондов 1,4 0,1 0,4 0,4 2,4 4,7 10,7

Также качественные сдвиги произошли и в структуре инвестиций в основной капитал. Если в 2000 г. из них на развитие производственных отраслей было направлено 55,5%, то на 1.07.2006 г. - 63,4%. Основной удельный вес среди них занимает промышленность -26,9%, а также транспорт и связь - 23,3%. Основной сферой вложения капитала топливная промышленность (26,6%), металлургия (20,4%), электроэнергетика (13,9%) и легкая промышленность (11,7%). Это позволило осуществить структурные изменения в экономике по следующим стратегическим направлениям:

- устранение преимущественно сырьевой направленности и повышение степени переработки сырья;

- развитие добычи и переработки цветных и драгоценных металлов;

- укрепление собственной топливно-энергетической базы;

Особый приоритет в осуществлении структурной политики отдается, прежде всего, ускоренному развитию базовых отраслей. За прошедшие годы структура промышленного производства республики стала более прогрессивной (табл. 3).

Таблица 3

Динамика структурных изменений в промышленности Республики Узбекистан (%)

Отрасли промышленности 1991 2000 На 1 июля 2006

Промышленность - всего 100 100 100

в том числе:

Электроэнергетика 2,8 9,1 10,5

Топливная промышленность 3,7 15,0 16,5

Черная металлургия - 1.2 2,3

Цветная металлургия 9,7 10,1 19,6

Химическая и нефтехимическая промышленность 4,3 5,5 5,0

Машиностроение и металлообработка 11,6 9,2 12,6

Лесная, деревообрабатывающая - 1,4 0,7

Промышленность стройматериалов - 5,3 3,7

Легкая промышленность 39,9 19,5 16,1

Пищевая промышленность 14,7 14,1 8,7

Прочие отрасли 13,3 9,6 4,3

Источник: Составлено по данным Государственного комитета РУз по статистике.

За пятнадцатилетний период доля таких базовых отраслей как электроэнергетика и топливная промышленность в общем объеме промышленного производства возросла соответственно в 3,8 и 4,4 раза. В тоже время резко сократился удельный вес легкой промышленности (с 39.9% до 16,1%). Также увеличился удельный вес цветной металлургии и машиностроения. Это обусловлено тем, что в данные отрасли активно

привлекаются иностранные инвестиции.

Существенным результатом реализации структурных реформ является опережающее развитие легкой промышленности, темпы роста которой в 2005 г. по сравнению с 2004 г. в целом достигли 12%, а по текстильной промышленности достигли 17%, швейной - 24%, трикотажной - 53%.

Для производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью была принята Программе инвестиций в текстильную промышленность на 2005-2008 г.г. Общий объем инвестиций составляет 1230 млн. долл. США. Особенностью программы является тот факт, что, она ориентирована на развитие предприятий по производству трикотажа и готовой продукции, доля которых должна превысить 60% в общем объеме производства отрасли против 35% в 2004 г.

Произошли также структурные сдвиги в производстве промышленной продукции по областям Узбекистана. Так, в 2002 г. в пятерку промышленно развитых регионов, на долю которых проходилось 62,5% общего объема промышленного производства, входили Ташкентская (14,9%), г. Ташкент (14,5%), Навоийская (12,7%), Ферганская (11,6%) и Андижанская (8,8%) области. То в 2005 г. ведущие позиции занимают Ташкентская (14,4%), Навоийская (14,2%), Кашкадарьинская (12,6%), г. Ташкент (10,9%) и Андижанская области (10,6%).

Для дальнейшего обеспечения реализации проектов по модернизации и техническому перевооружению базовых отраслей экономики, устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития страны в мае 2006 г. был создан Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан. Источниками его формирования являются:

- сверхпрогнозные поступления в республиканский бюджет по налогам на сверхприбыль, за пользование недрами и акцизному налогу, образующиеся в результате благоприятных цен на мировых рынках по отдельным стратегическим ресурсам республики;

- поступления от превышения мировой цены на драгоценные металлы над ценой отсечения, ежегодно устанавливаемой решениями Кабинета Министров при утверждении параметров Г осударственного бюджета;

- доходы Республики Узбекистан от реализации продукции в рамках соглашений о разделе продукции с иностранными партнерами;

- средства от реализации государственного имущества иностранным инвесторам за иностранную валюту сверх объемов, учтенных при формировании доходов Государственного бюджета;

- иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Узбекистан.

Средства Фонда будут расходоваться для следующих целей:

а) финансирования (софинансирования) важнейших проектов, включенных в Государственную инвестиционную программу, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, химической промышленности, машиностроении, цветной металлургии и других базовых отраслях экономики, а также в сфере транспорта и телекоммуникаций;

б) финансирования (софинансирования) на грантовой основе национальных социально-значимых государственных программ и проектов по формированию производственной и непроизводственной инфраструктуры, в первую очередь в перспективных, но недостаточно развитых регионах;

в) софинансирования с коммерческими банками инвестиционных программ (бизнес-планов) предприятий-заемщиков, в том числе позволяющих технически перевооружить

производство, увеличить загрузку производственных мощностей, нарастить объемы производства конкурентоспособной продукции и ее экспорта.

Одним из важнейших факторов стимулирования привлечения иностранных инвестиций в республику является ее богатейшая минерально-сырьевая база. Несомненно, возможности по участию в их освоении представляют значительный интерес для зарубежного бизнеса. Так, по оценке экспертов Дойче-Банка, проводимой по 12 параметрам экономического развития страны, ориентация на ее сырьевые возможности являются одним из главных факторов в расширении их деловых контактов с узбекскими партнерами. Отметим, что из всего многообразия форм привлечения зарубежного капитала в экономику республики наиболее привлекательным в настоящее время является совместное предпринимательство. На 1.01.06 г. в Узбекистане зарегистрировано 2627 СП с участием иностранного капитала, внешнеторговый оборот которых достигает почти 2,5 млрд. долл. США. Наибольшее их число организовано при участии компаний Германии, Казахстана, Китая, Кореи, Российской Федерации, США и Турции.

В настоящее время внешнеторговый режим Узбекистана в результате проводимой либерализации внешнеэкономической деятельности приближается к требованиям и нормам международной практики по многим направлениям. Сократился список лицензируемых товаров, количественные ограничения все больше заменяются тарифным регулированием, вводятся льготы для предприятий, экспортирующих конкурентоспособную с высокой степенью готовности продукцию собственного производства за свободно конвертируемую валюту. Также действует система льгот на стимулирование иностранных инвестиций в производственную сферу и, особенно в отрасли, обладающие большим экспортным потенциалом. Отрабатывается система страхования инвестиционных вложений, создается необходимая финансовая инфраструктура для реализации различных инвестиционных проектов с применением самых сложных схем финансирования.

Формирование нормативно-законодательной базы и соответствующей инфраструктуры оказало позитивное влияние на эффективность внешнеэкономической деятельности в республике. Динамика внешнеторгового оборота Узбекистана за 1993-2005 г.г. приведена в табл. 4. За 1993-2005 г.г. внешнеторговый оборот страны увеличился более чем в 5 раз, причем экспорт увеличивался более высокими темпами (5,9 раза).

Таблица 4

Динамика внешнеторгового оборота Узбекистана, млн. долл. США

Показатели 1993 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Внешнеторговый оборот (ВТО) 1900,0 6001,7 6212,1 6401,8 5700,4 6689,2 8669,0 9500,1

Экспорт 919,2 3104,0 3264,7 3264,9 2988 3725,0 4853,0 5408,8

в % 48,3 51,7 52,5 50,9 52,4 55,7 56,0 56,9

Импорт 980,8 2892,7 2947,4 3136,9 2712,0 2964,2 3816,0 4091,3

в % 51,7 48,3 47,5 49,1 47,6 44,3 44,0 43,1

Сальдо ВТО (+, -) -61,6 +216,3 +317,3 +128,0 +276,4 +760,8 +1037 +1317,5

Источник: Государственный комитет статистики Республики Узбекистан.

Экономический потенциал Узбекистан позволяет значительно увеличить внешнеторговый оборот. Одним из основных показателей эффективности

внешнеэкономической деятельности является товарная структура экспорта и импорта, динамика которых показана в табл. 5.

Говоря об изменениях товарной структуры экспорта, следует заметить, что в начале экономических реформ Республика Узбекистан экспортировала в основном хлопковое волокно, доля которого в 1992 г. составляла 62,8%. Однако, в дальнейшем, происходят существенные структурные сдвиги в экспорте Узбекистана. Доля хлопка-волокна в экспорте в 2005 г. снизилась до 19,1%. Динамичное развитие добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности, предприятий химической отрасли, промышленности строительных материалов способствовало дальнейшему расширению экспортной номенклатуры группе товаров минеральной и химической продукции. Топливно-энергетические ресурсы играют стратегическую роль в обеспечении экономического роста страны. За годы реформирования существенно увеличилось производство нефти и газа. В результате Узбекистан в настоящее время не только полностью удовлетворяет потребности внутреннего рынка, но и экспортирует энергетические ресурсы в другие страны.

Таблица 5

Динамика товарной структуры экспорта и импорта Узбекистана за 1992-2002гг.

Показатели 1992 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Экспорт, всего в том числе: 100 100 100 100 100 100 100 100

хлопок-волокно 62,8 57,8 27,5 24,3 22,4 19,8 18,1 19,1

Химическая продукция, минеральные удобрения 6,1 2,8 2,9 2,6 3,0 3,1 4,7 5,3

цветные и черные металлы 9,2 5,6 6,6 6,8 6,4 6,4 8,6 9,2

Машины и оборудование 7,0 2,5 3,4 3,8 3,9 5,9 7,4 8,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

энергоносители 6,7 14,0 10,3 9,9 8,1 9,8 12,4 11,5

продовольственн ые товары 2,5 2,5 5,4 3,8 3,5 2,7 3,8 3,8

прочие (в т.ч. услуги) 5,7 14,8 13,7 48,8 52,7 52,3 45,0 42,7

Импорт, всего в том числе: 100 100 100 100 100 100 100 100

химическая продукция, пластмассы и изделия 5,6 9,0 13,6 12,7 15,1 12,8 12,5 13,6

цветные и черные металлы 8,8 5,7 8,6 10,9 8,0 7,9 10,3 10,3

машины и оборудование 5,2 47,9 35,4 41,2 41,4 44,4 46,0 43,3

энергоносители 13,3 1,9 3,8 1,9 1,3 2,7 2,1 2,5

продовольственн ые товары 46,4 18,2 12,3 10,8 12,5 9,9 6,8 7,0

прочие (в т.ч. 20,7 17,3 8,5 22,5 21,7 22,3 22,3 23,3

услуги)

Источник: Государственный комитет статистики Республики Узбекистан.

Наибольший удельный вес в импорте за последние годы составили машины и оборудование, на их долю приходится более 40% в объеме всего импорта товаров. В отличие от большинства стран СНГ, Узбекистан стремится пополнять внутренний рынок не импортными товарами, а развивать отечественное производство и тем самым обеспечивать потребности населения. Особенность использования внешних кредитов и инвестиций Узбекистана заключается в том, что приоритетными направлениями стали покупка передовых технологий и техники, создание совместных предприятий. В результате осуществления соответствующих мер по проведению импортозамещающей политики значительно улучшилась структура импорта. Импорт продовольственных товаров ранее составлял значительную долю в общем объеме импорта Узбекистана (в 1992 г. - 46.4%). В результате осуществления импортозамещающей политики удельный вес продовольственных товаров снизился в 2005 г. до 7,0%. Для обретения продовольственной независимости нашей страны были проведены изменения в структуре посевных площадей сельскохозяйственных культур, что, в конечном итоге, привело к уменьшению зависимости от мирового рынка продовольственных товаров.

Одним из элементов повышения экономической эффективности внешней торговли и комплекса работ в области развития внешних экономических связей является совершенствование географической структуры экспорта и импорта. В 2005 г. внешняя торговля осуществлялась более чем с 130 странами, среди которых на долю России, Казахстана и Украины приходилось более 30% внешнеторгового оборота.

Либерализация внешнеэкономической деятельности открыла большие возможности для реализации широкомасштабных рыночных преобразований, формированию класса реальных собственников на основе приватизации и развитию малого бизнеса.

Основным условием успешного развития рыночных отношений и стабилизации экономики республики является многообразие форм собственности. Трансформация экономической системы и переход к рыночной экономике потребовал кардинальных изменений во всей структуре собственности и формах ее реализации. Только обеспечив благоприятный предпринимательский климат и создав действенный механизм реализации интересов каждой отдельной личности, республика смогла продвигаться по пути обновления и прогресса. В этой связи весь ход рыночных преобразований экономики в Узбекистане тесно связан с решением проблемы становления и развития малого предпринимательства, что позволит насытить отечественный рынок необходимыми потребительскими товарами и услугами, создать новые рабочие места, производить продукцию конкурентоспособную на внешних рынках.

Для эффективного развития предпринимательства в стране имеются все необходимые предпосылки. Создана организационно-правовая база приоритетного развития малого бизнеса, сформированы институты рыночной инфраструктуры, совершенствуется банковско-финансовая система, проводится либерализация валютного рынка. В настоящее время в республике функционирует около 6 тыс. организаций рыночной инфраструктуры и их филиалы на местах. Интересы субъектов малого бизнеса в государственных органах представляют Торгово-промышленная палата, Ассоциация дехканских и фермерских хозяйств и др. К финансовой поддержке субъектов малого бизнеса, помимо Фонда содействия занятости, Фонда поддержки дехканских и фермерских хозяйств, привлечено 32 коммерческих банка и 20 кредитных союзов, а

также 98 лизинговых организаций и 229 филиалов страховых агентств. Услуги по обеспечению малого и частного предпринимательства материально-техническими и сырьевыми ресурсами оказывают - Республиканская товарно-сырьевая биржа, Агропромбиржа, АК "Узулгуржисавдо", АК "Узкургазмасавдо" и их 85 региональных подразделений.

По состоянию на 1.01.2006 г. в республике зарегистрировано 308,7 тыс. субъектов малого предпринимательства. За 2000-2005 г.г. малый бизнес значительно расширил ресурсную базу, укрепил свой производственный потенциал, что в конечном итоге способствовало росту занятости населения. Только в 2005 г. было создано около 58,5 тысяч субъектов малой экономики. В результате за счет развития предпринимательства в целом, за последние пять лет создано около 1,5 млн. новых рабочих мест. Демографическая особенность Узбекистана состоит в том, что страна имеет достаточно высокие темпы роста населения, из которого более 60 % проживает в сельской местности, в связи, с чем обеспечение его занятости делает указанную проблему особенно актуальной.

Принятые в последние годы государством законы РУз о предпринимательской деятельности, постановления Правительства страны по вопросам активизации деятельности Республиканского координационного совета по стимулированию развития предпринимательства, его поддержке, новые порядки микрокредитования, упрощение условий лицензирования, регистрации, учета, отчетности и налогообложения -значительно улучшили экономическую среду для развития и деятельности субъектов малого бизнеса страны. Данные меры по стимулированию и поддержке предпринимательства отразились на процессах его развития, увеличении доли в валовом внутреннем продукте страны и уровне занятости в данном секторе экономики (табл. 6).

Таблица 6

Динамика развития малого предпринимательства в Республике Узбекистан

Показатели Ед. изм. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г.

1. Удельный вес МП в ВВП республики % 33,8 34,6 35,5 35,6 35,6 38,2

2.Кол-во действующих субъектов МП тыс. ед. 177,7 215,7 229,6 237,5 237,5 308,7

3. Численность занятых в сфере МП тыс. чел. 4733,0 4994,1 5465,1 6038,3 6038,3 7861,3

Источник: Государственный комитет статистики Республики Узбекистан.

Как видно из приведенных данных удельный вес малого предпринимательства в ВВП республики увеличился на 4,4% с 33,8 % в 2000 году до 38,2 % в 2005 году. Анализ показывает, что количество действующих предприятий МП по сравнению с 2000 года возросло в 1,7 раза. Наряду с этим, несмотря на рост количества предприятий МП, оптимальное соотношение их еще не достигнуто, то есть на 1000 человек населения республики приходится в среднем около 9,0 предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза - не менее 30. Численность занятых в МП страны достигла 7,86 млн. человек и составила 77,1% от общего количества занятых в экономике страны.

Всесторонняя оценка развития и деятельности МП предполагает определение уровня

отраслевого развития, расчет его доли в основных отраслях экономики республики с целью выявления позитивных и негативных сторон и приоритетных направлений развития предпринимательства (табл. 7).

Таблица 7

Удельный вес малого предпринимательства в основных отраслях экономики Узбекистана

Показатели 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г.

Удельный вес МП в общем объеме производства промышленной продукции 7,1 8,1 8,6 10,7 10,7 9,8

Удельный вес МП в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства 72,1 75,0 76,2 76,5 80,9 85,5

Удельный вес МП в общем объеме розничного товарооборота 42,5 42,0 40,1 41,4 41,8 44,0

Удельный вес МП в общем объеме платных услуг 36,6 38,8 40,3 44,7 47,4 52,0

Удельный вес МП в общем объеме строительства 33,4 32,6 37,6 39,4 48,5 49,4

Источник: Государственный комитет статистики Республики Узбекистан.

Данные таблицы свидетельствуют, что одно из ведущих мест по отраслевому развитию МП, приходится на сельское хозяйство, удельный вес которого в общем объеме валовой продукции в данной отрасли к 2005 г. возрос, по сравнению с 2000 г., на 13,4%. Рост удельного веса МП в общем объеме платных услуг связан с повышающейся активностью частного малого предпринимательства, на долю которого приходится основной объем платных услуг населению.

Самый низкий уровень развития МП наблюдается в такой важной отрасли экономики страны как промышленность. Необходимо отметить, что малые предприятия и микрофирмы пока еще не в состоянии самостоятельно производить высокотехнологичные и конкурентоспособные товары, ориентированные на экспорт, в силу того, что не имеют возможности содержать собственную научно-производственную базу для разработки и внедрению наукоемких и передовых товаров.

Следует отметить, что опыт практически всех стран с развитой рыночной экономикой показывает, что малый бизнес функционирует наиболее эффективно под патронажем крупных предприятий. Именно крупные субъекты хозяйствования определяют уровень эффективности и темпы технологического прогресса национальной экономики. Для поддержания оптимального соотношения крупного и малого бизнеса в экономики страны необходима реализация крупных инвестиционных проектов и построение под них сетей распределения из малых предприятий.

На современном этапе рыночных преобразований в Узбекистане, в целях формирования конкурентной среды, осуществляются следующие институциональные преобразования:

- обеспечение качественных результатов процессов приватизации и расширения доли негосударственного сектора в национальной экономике;

- совершенствование корпоративных методов управления;

- стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства;

Для развития конкурентной среды в республике реализуется комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее развитие частного предпринимательства. Так, в Указе Президента РУз от 24.01.2003 г. определены стратегические задачи по достижению качественных результатов процессов приватизации и расширению доли частного сектора в экономике. Они включают в себя изменение структура собственности путем дальнейшего сокращения в ней государственной доли, расширения реструктуризации и реализации реальным собственникам неэффективных предприятий, а также активизацию рынка ценных бумаг, в том числе и вторичного. Особое внимание уделяется проведению поэтапной передачи государственных пакетов акций в доверительное управление профессиональным управляющим компаниями и совершенствованию корпоративных методов управления в предприятиях.

В целях дальнейшего углубления процессов разгосударствления и приватизации предприятий ведущих отраслей экономики на 2006-2008 г.г., были утверждены перечни предприятий:

- не размещенные активы государства, на которых полностью реализуются в частную собственность;

- не размещенные активы государства на которых подлежат реализации в 2006-2007 годах по нулевой выкупной стоимости, с принятием инвесторами инвестиционных обязательств;

- имеющих стратегическое значение, в уставном фонде которых не размещенные активы государства (включая ранее переданные в уставные фонды хозяйственных объединений) подлежат реализации по решению Государственной тендерной комиссии в частную собственность в период 2006-2008 г.г. с принятием инвестиционных обязательств.

В республике отмечается устойчивая динамика сокращения количества создаваемых в процессе приватизации акционерных обществ с государственной долей и роста числа предприятий, создаваемых в форме ООО и реализуемых в частную собственность. Только с 2004 по 2005 г.г. удельный вес акционерных обществ в общем количестве зарегистрированных предприятий сократился с 0,8 до 0,6%, а доля обществ с ограниченной ответственность достигла 8,3%.

Принятый за последние годы комплекс мероприятий по совершенствованию форм и методов приватизации создали условия для ускорения и углубления процессов преобразования отношений собственности практически во всех отраслях экономики. Отличительной чертой процесса приватизации последних лет является реализация государственных активов и пакетов акций по нулевой выкупной стоимости. Осуществлен кардинальный поворот в сторону расширения частного сектора, ускоренного развития малого бизнеса, фермерских хозяйств и предпринимательства. Пересматриваются механизмы приватизации крупных предприятий базовых отраслей экономики, занимающих монопольное положение на рынке, нуждающихся в притоке значительных инвестиций, в том числе иностранных, внедрении современных технологий. Также совершенствуется деятельность по управлению государственными активами в приватизированных предприятиях.

Приватизация содействует формированию конкурентной среды в том случае, если она сочетается с процессами демонополизации. Демонополизация приводит к увеличению численности субъектов собственности, открытости рынка, эффективному использованию ресурсов, повышение качества продукции, работ и услуг. В республике используются два взаимосвязанных направления демонополизации, которые включают в себя соответствующие механизмы структурного реформирования производства. Первое

предусматривает внешние изменения организационных форм хозяйствования предприятий, а второе - внутренних перемен в их деятельности. Изменение форм и методов функционирования вызывает необходимость совершенствования структуры управления, использования рыночных механизмов.

В целях стимулирования ускоренного развития частного сектора экономики, формированию конкурентной среды, созданию рыночной системы поддержки конкуренции и предпринимательства, а также обеспечения надежной защиты прав потребителей в республике в апреле 2005 г. был образован Государственный комитет по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства. Его основными направлениями деятельности определено:

- создание условий для ускоренного развития частного сектора;

- разработка и реализация действенных мер по демонополизации, в том числе на основе разукрупнения и реструктуризации предприятий-монополистов и создания на их основе частных производств;

- осуществление контроля над деятельностью предприятий естественных монополий с целью недопущения необоснованного искусственного завышения цен на производимую продукцию и оказываемые услуги;

- совершенствование правового поля для конкурентной среды, пресечение недобросовестной конкуренции, монополизации рынков товаров и услуг;

- организация системы государственной защиты прав потребителей в тесной координации с общественными структурами защиты прав потребителей и др.

Вместе с тем, все еще действуют факторы, сдерживающие развитие предпринимательства. К ним относятся: высокий уровень налогообложения доходов, низкий уровень платежеспособного спроса на продукцию малого бизнеса, низкий уровень менеджмента и т. д.

В этой связи важным шагом по стимулированию деловой активности является широкое обсуждение Проекта основных направления налоговой политики на 2007 год. В нем предусматривается дальнейшее существенное снижение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства. В частности, снижение единого налогового платежа - с 13% до 10% создаст благоприятные условия для реализации стратегии ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Важное значение для стимулирования развития крупных производств имеют предложения по снижению ставок налога на прибыль юридических лиц с 12% до 10%. Это позволит увеличить доходы предприятий, направленные на модернизацию и расширение производства, повышение заработной платы работников. Дальнейшее снижение единого социального платежа с 25% до 24% позволит снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда и увеличить сумму средств для повышения заработной платы работников и выплату социальных пособий.

Вместо действующих пяти видов налогов и обязательных платежей и достаточно сложной системы их исчисления вводится единый налоговый платеж с товарооборота: для торговых предприятий в городах численностью более 100 тыс. человек - 5%, в других населенных пунктах - 3%, а в труднодоступных и горных районах - 1%.

Анализ поставленных в статье проблем позволяет сделать вывод о том, что современный этап рыночной трансформации носит главным образом институциональный характер, что позволяет создать основу для устойчивого развития национальной экономики.

Социальное рыночное хозяйство: принципы, общественные условия становления и эффективного функционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.