Научная статья на тему '2005. 01. 001. Аглиетта М. Возможен ли экономический подъем в Европе. Agliette M. l'Europe n'a pas les outils d'action collective pour impulse une reprise vigoureuse // Banque mag. - P. , 2004. - n 656. - P. 14-26'

2005. 01. 001. Аглиетта М. Возможен ли экономический подъем в Европе. Agliette M. l'Europe n'a pas les outils d'action collective pour impulse une reprise vigoureuse // Banque mag. - P. , 2004. - n 656. - P. 14-26 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ЕС СТРАНЫ ПРОГНОЗЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 01. 001. Аглиетта М. Возможен ли экономический подъем в Европе. Agliette M. l'Europe n'a pas les outils d'action collective pour impulse une reprise vigoureuse // Banque mag. - P. , 2004. - n 656. - P. 14-26»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

2005.01.001. АГЛИЕТТА М. ВОЗМОЖЕН ЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ В ЕВРОПЕ.

AGLIETTE M. L'Europe n'a pas les outils d'action collective pour impulse une reprise vigoureuse // Banque mag. - P., 2004. - N 656. - P.14-26.

В статье профессора Университета Париж-Х рассматриваются перспективы оживления европейской и мировой экономики в целом.

Одной из наиболее острых проблем мировой экономики является продолжающееся обесценение доллара, что заставляет центральные банки многих стран, особенно азиатских (Индии, Малайзии, Южной Кореи, Китая), принимать меры по недопущению дальнейшего падения курса доллара и соответственно повышения курса их национальных валют. Так, например, поступает центральный банк Японии, стремящийся не допустить слишком быстрого повышения курса иены, поскольку это может затормозить процессы оживления экономической конъюнктуры и замедлить темпы расширения экспорта. В других азиатских странах осуществляются серьезные структурные изменения, связанные с формированием в них индустриальной базы в результате существенных перемен в системе международного разделения труда. Эти страны нуждаются в экспортных рынках и особенно в рынках США, что обусловливает их растущую зависимость от циклов в развитии американской экономики. Следует учитывать и тот факт, что многие азиатские страны накопили значительные официальные резервы, номинированные в долларах, так что обесценение доллара на 25% может привести к потерям, эквивалентным 6% ВВП Южной Кореи и 5,7% ВВП Китая (с.15).

Европейский центральный банк (ЕЦБ) может контролировать уровень курса евро в отношении доллара. Однако сегодня стабильность евро имеет большее значение, чем его обменный курс. Дело в том, что чрез-

мерная волатильность евро отрицательно влияет на поведение инвесторов и способствует расширению спекулятивных операций против доллара, что может вызвать обострение валютного кризиса. В этих условиях, считает автор, ЕЦБ мог бы действовать согласованно с центральными банками других стран, чтобы установить ориентиры для валютных рынков.

В целом подъем европейской экономики продолжает зависеть от США. Нынешнее оживление американской экономики является результатом экспансионистской экономической политики, которая представляет собой сочетание кредитно-денежной и бюджетной политики, проводившейся в США в течение последних трех лет. Экономическое оживление в США объясняется главным образом ростом военных расходов и расходов домашних хозяйств под воздействием снижения налогов и удешевления кредитов. В то же время частный сектор в США развивается не более динамично, чем в Европе, при этом не происходит повышения реальной заработной платы и уровня занятости. Кроме того, в США накапливаются финансовые диспропорции, проявляющиеся в трансферте задолженности от предприятий к домашним хозяйствам и высоких темпах увеличения государственного долга. Одновременно с этим продолжается перемещение предприятий обрабатывающей промыш-ленности в другие (главным образом азиатские) страны. Вероятно, нынешний курс американского правительства сохранится до конца 2004 г. (в связи с кампанией по выборам президента). Однако в 2005 г. правительству придется сделать выбор с учетом того, что возможности сокращения дефицита текущего баланса с помощью снижения курса доллара весьма ограничены, эластичность внешнеторговых цен низка, а восстановление равновесия торгового баланса невозможно без снижения темпов роста американской экономики (с.15).

Европа не имеет инструментов коллективного действия, позволяющих придать ей импульс для быстрого роста, который не может быть результатом развития только частного сектора экономики. ЕЦБ смог бы снизить уровень базовой процентной ставки, чтобы затормозить процесс обесценения доллара. Однако не только денежно-кредитная политика ЕЦБ связана с решением проблемы оживления европейской экономики. Важна и фискальная политика, направленная на снижение государственных расходов. Следует пересмотреть действующий в ЕС Пакт стабильности и роста, что позволит проводить активную антициклическую политику.

Ряд французских организаций (CEPII, OFCE, CEPREMAR) совместно разработали модель INGENUE, которая дает возможность изучать условия средне- и долгосрочного роста в крупных регионах мира с учетом темпов распространения технологических инноваций и демографического перехода. Как показывает модель, быстрое распространение технического прогресса в крупных азиатских странах, обладающих значительными резервами человеческого капитала, позволит обеспечить темпы роста мировой экономики в 3-5% (с.16). В странах Запада рост доходов будет обеспечиваться в основном за счет доходов от вложений капиталов, а не роста ВВП. Именно поэтому эти страны должны быть заинтересованы в проникновении в экономику быстро развивающихся азиатских стран. В новой фазе глобализации финансовой сферы главное внимание следует уделять управлению рисками. Что касается стран Латинской Америки, то экономическое развитие многих из них (например, Бразилии) блокируется глубоким социальным неравенством и отсутствием эффективной системы образования. Наиболее острыми проблемами африканских стран являются продолжающееся распространение СПИДа, гражданские войны и конфликты, коррупция.

Касаясь проблем деятельности МВФ, автор пишет, что предпринимавшиеся в последние годы попытки реформирования этой организации провалились. Первой была попытка МВФ в 1998 г. стать кредитором в последней инстанции, а второй - предложенный в 2002 г. проект разработки международного закона о банкротстве государств в случае дефолта, т. е. отказа от выплаты внешнего долга. Этот проект был отвергнут конгрессом США под влиянием мощного лобби инвестиционных банков и развивающимися странами, которые опасались удорожания кредитов в связи с принятием закона о банкротстве государств. В результате все закончилось предложением пересмотреть содержание соглашения с МВФ и ввести в него статьи о коллективных действиях в отношении государств, объявивших дефолт, чтобы избежать положения «спасайся от кредиторов, кто может». Однако эти статьи не являются обязательными, так что возможность одностороннего отказа государства от платежей по своему долгу сохраняется. А это, как известно, чревато возникновением системного кризиса. Чтобы выйти из этого тупика, заключает М.Аглиетта, необходимо разработать международное законодательство о банкротстве, за соблюдением которого должен наблюдать международный суд.

Л.А.Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.