2009.01.014. КРЕЕЛЬ Ж., ЛОРАН Э. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА НА ЭКОНОМИКУ ЗОНЫ ЕВРО.
CREEL J., LAURANT E. La Banque centrale europeenne va-t-elle faire plonger la zone euro? // Lettre de l'OFCE. - P., 2008. - N 296. - P. 1-4.
В статье сотрудников Французской обсерватории экономической конъюнктуры (Observatoire français des conjonctures economiques) критически оценивается денежно-кредитная политика Европейского центрального банка (ЕЦБ). Современный экономический кризис, подчеркивают авторы, не является результатом только рыночных нарушений. Для превращения финансового шока в реальный кризис необходимы ошибочные решения на биржах, в банковском секторе, а также в центральных банках. Авторы напоминают, что в 2001 г. ЕЦБ, руководствуясь догмой о поддержании уровня процентной ставки, не стал снижать ее в период замедления экономического роста. В результате экономика зоны евро на долгое время (вплоть до 2006 г.) была обречена на низкие (а иногда и нулевые) темпы роста. В то же время Федеральная резервная система (ФРС) США стала снижать процентные ставки, что позволило американской экономике быстро восстановить 3%-ные темпы роста (с. 1).
Сегодня экономическая ситуация еще более серьезна, а денежно-кредитная политика ЕЦБ по-прежнему ошибочна и неуместна. Авторы выделяют три главные ошибки ЕЦБ.
Во-первых, ошибочно положение о том, что риск ускорения инфляции опаснее риска замедления экономического роста. В своей политике ЕЦБ исходит из убеждения, что зоне евро в 2008 г. удастся избежать «глобального замедления», о котором предупреждал Международный валютный фонд (МВФ). Но это убеждение не согласуется с реальными данными о развитии европейской экономики, которые свидетельствуют о продолжающемся в 2008 г. снижении темпов экономического роста в зоне евро под влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относится замедление экономического роста в США и Великобритании, на долю которых приходится треть внешнеторгового оборота зоны евро. Замедлению европейского экспорта способствует также продолжающееся повышение курса евро. Не оправдывается и предположение о том, что снижение европейского экспорта в развитые
страны может быть компенсировано его расширением в страны с развивающимися рынками. К внутренним факторам относится замедление темпов роста в четырех странах зоны евро - Германии, Франции, Италии и Испании, на долю которых приходится 80% ВВП зоны. Таким образом, риск замедления экономического роста в 2008 г. очевиден, причем он гораздо выше, чем риск усиления инфляции. Это требует снижения уровня официальной процентной ставки, а не его поддержания на нынешнем уровне.
Во-вторых, ошибочно положение ЕЦБ о том, что европейская инфляция усиливается под влиянием повышения мировых цен на сырье. В ноябре-декабре 2007 г. инфляция в зоне евро повысилась до 3,1% (в годовом исчислении), а в первые месяцы 2008 г. -до 3,2%, что гораздо выше целевой установки ЕЦБ - поддержания стабильности цен на уровне до 2% в год. Однако связывать это повышение в основном с ростом сырьевых цен вряд ли уместно, так как взрыв этих цен произошел в 2005-2006 гг., когда уровень инфляции в зоне евро не превышал 2,2%. По данным МВФ, повышение мировых цен на сырье и энергию повлияло главным образом на экономику стран с развивающимися рынками. Влияние повышения цен на продовольствие на инфляцию в развитых странах оценивается в 2000-2006 гг. в 18,4% и в 2007 г. - в 18,4%, тогда как для азиатских стран эти показатели составляют соответственно 34,1 и 55,9% (с. 2).
В-третьих, ошибочно мнение ЕЦБ о том, что заработная плата в зоне евро растет «вызывающими беспокойство темпами». Один из членов Совета управляющих ЕЦБ в начале 2008 г. призвал наемных работников стран зоны евро не требовать повышения заработной платы, чтобы не допустить появления «спирали цены -заработная плата». Фактически зарплата в зоне евро растет в последние годы очень медленно, не оказывая никакого инфляционного давления. Вместе с тем в последнее время ее покупательная способность снижается. По данным ОЭСР, за два последних десятилетия доля заработной платы в ВВП стран зоны евро снизилась на 5 процентных пунктов, тогда как в США, Канаде и Великобритании она увеличилась. Все это может служить оправданием для повышения зарплаты в зоне евро.
Самым большим отличием нынешней ситуации и ситуации в 2001 г. является различие курса евро, который с 2002 г. почти по-
стоянно повышается. В условиях режима свободного плавания валют, в которых функционирует евро, было иллюзорным полагать, что ЕЦБ может полностью контролировать его курс. Возникает вопрос: не превратился ли курс евро в один из инструментов осуществления стратегии ЕЦБ? В первые годы после введения евро, когда его курс по отношению к доллару был занижен, правительства европейских стран и ЕЦБ координировали с американскими, английскими, японскими и канадскими коллегами свои действия, чтобы не допустить краха. Когда курс евро стал повышаться, никакой международной координации не стало, поскольку руководство ЕЦБ не считает курс евро слишком высоким, объясняя это тройным антиинфляционным эффектом такого курса евро: а) выраженные в евро цены импортируемых товаров, особенно сырьевых, снижаются; однако этот эффект не имеет для европейских предприятий слишком большого значения, поскольку в структуре их издержек главное место занимают затраты на капитал и оплату труда, а не на сырье; б) ценовая конкурентоспособность европейского экспорта и внешний спрос на европейские товары снижаются, что заставляет европейские предприятия соглашаться на понижение нормы прибыли (сегодня поле для подобных маневров приближается к нулю); в) усиливается давление на внешние и внутренние источники инфляции, в том числе на заработную плату.
Воздержание ЕЦБ от снижения процентной ставки увеличивает разницу между уровнями процентных ставок в зоне евро и США, ускоряет повышение курса евро, что повышает риск длительного замедления европейской экономики и усиливает инфляционное давление.
«Институциональный империализм» (imperialisme institutionnel) ЕЦБ не имеет границ. Будучи независимым органом, наделенным правом проводить денежно-кредитную политику и определять уровень официальной процентной ставки, он постоянно вмешиваться в социальную политику, претендуя на то, чтобы фиксировать темпы повышения заработной платы, обращаясь непосредственно к профсоюзам. Вместе с тем еще в Римском договоре была четко определена независимость стран - членов ЕС в проведении социальной политики. Если ЕЦБ хочет, чтобы уважалась его независимость в проведении денежно-кредитной политики, он должен с уважением относиться к социальным моделям стран -
членов ЕС, которые определяют и процедуру переговоров между социальными партнерами по поводу заработной платы.
Конечно, ЕЦБ не может повлиять на спрос стран с развивающимися рынками на сырье, но он может и должен многое сделать для европейской экономики. Для этого ему следует изменить направления денежно-кредитной политики и начать снижение процентной ставки, чтобы не допустить отставания в развитии экономики зоны евро, как это происходило после 2001 г.
Л.А. Зубченко