2004.04.046. БУСЫГИН Е.П., ЗОРИН Н.В. ЭТНОГРАФИЯ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2002. - 220 с.
Монография хронологически охватывает все время существования Казанского университета (1804-2000), с последовательной характеристикой этапов накопления и развития этнографического знания.
Открытый в 1804 г., одновременно с Юрьевским (ныне Тартуским) и Харьковским, Казанский университет был ориентирован на изучение стран Востока и многонационального Поволжья. Для решения этих задач здесь был открыт Восточный разряд (факультет), на котором велось обучение восточным языкам и изучались культурно-бытовые особенности народов Востока и Поволжья.
Этнографическими вопросами занимались ученые, работавшие на кафедре российской истории, географии и статистики. «Под этим названием понималась страноведческая наука, комплексно и в историческом плане рассматривавшая природу, население и хозяйство. Это направление, основанное в XVIII в. В.Н.Татищевым и М.В.Ломоносовым, было теснейшим образом связано с решением вопросов хозяйственного освоения страны» (с.6).
Первый директор Казанского университета И.Ф.Яковкин, занимаясь в основном историей и географией, значительное внимание уделял и этнографическим сюжетам. Его работа «Летоисчислительное изображение российской истории» является историко-этнографическим сочинением, которое давало солидную базу для дальнейшего углубленного рассмотрения обитавших в нашей стране народов, их культуры и быта.
Значительный вклад в изучение народов Востока и пополнение музея этнографическими коллекциями внес профессор монгольской словесности О.М.Ковалевский - ректор Казанского университета (18551860), путешествовавший по Сибири. Он изучал быт забайкальских бурят и тунгусов (эвенков). В результате путешествий О.М.Ковалевский написал ряд интересных этнографических работ: «О забайкальских бурятах», «Поездка из Иркутска в Ургу (ныне Улан-Батор)», «О китайском календаре» и др. (с. 9).
Следует отметить этнографические работы профессора кафедры политической экономии и статистики И.Я.Горлова. В 1839г. он предпринял путешествие по губерниям Казанского учебного округа, в результате которого собрал этнографический материал, изложенный им в статьях «Калмыцкое народонаселение России» и «Движение народонаселения в
Казанской губернии». Обе статьи напечатаны в «Ученых записках Казанского университета» в 1840 г.
Во всех работах указанных авторов содержится много данных по материальной и духовной культуре, семейным и общественным отношениям, зафиксированным авторами в то время, когда архаические элементы культуры и быта играли большую роль в жизни описываемых народов.
Во второй половине XIX в. в Казанском университете было создано Общество археологии, истории и этнографии (1878-1930), а в 1884 г. -кафедра географии и этнографии. Создание научного общества в Казани не было случайным. Казань в то время была самым восточным в России университетским городом. Помимо научных сил здесь сложились традиции исторических, лингвистических, археологических, этнографических исследований. До создания общества ученые, работавшие в этих областях, были рассредоточены по различным кафедрам, факультетам и учреждениям, многие исследования проводились краеведами-любителями, не связанными между собой.
В 1878 г. при Казанском университете было создано Общество археологии, истории и этнографии (далее ОАИЭ), сыгравшее большую роль в изучении культуры и быта народов много-национального Поволжья. Организационная структура общества была довольно сложной. Оно включало почетных членов, членов-соревнователей, действительных членов и членов-сотрудников. Почетные члены избирались на общих собраниях общества по предложению совета и при согласии кандидатов. В почетные члены избирались лица, «известные своими учеными трудами или покровительством наукам». Число их не ограничивалось. Судя по спискам членов общества, в первые годы его существования был лишь один почетный член - граф Алексей Сергеевич Уваров, действительный статский советник, доктор русской истории, председатель Московского археологического общества. В последующие годы число почетных членов значительно возрастает, среди наиболее известных были Д.Н. Анучин - заведующий кафедрой географии и антропологии Московского университета;
B.П.Васильев - академик, профессор Санкт-Петербургского университета;
C.М.Шпилевский - профессор, директор Демидовского юридического лицея в Ярославле; И.Е.Забелин - директор Московского исторического музея.
Важной задачей общества являлось привлечение к его работе широких масс населения. В связи с этим в 1879 г. С.М.Шпилевский выступил с обширным докладом « О задачах деятельности Казанского общест-
ва археологии, истории и этнографии и о возможности содействии обществу со стороны жителей местного края». Говоря об этнографии, он подчеркнул, то общество должно составить подробную программу о различных сторонах жизни народов и распространить ее по возможности среди большого числа лиц, от которых можно ожидать ответов.
Видное место в работе общества занимала его собирательская деятельность. С самого основания ОАИЭ при нем стали складываться библиотека, архив рукописей и актов, а также археологический и этнографический музеи. Большую ценность имеет собрание актов ХУН-ХУП вв. по истории Казанского уезда, подаренное членом-сотрудником Г.И.Мешковым. Из более близких к этнографии рукописей можно отметить «Сборник заговоров и заклинаний на разные случаи жизни» (конец XVII в.)
По указу 1884 г. в Московском и Казанском университетах были открыты кафедры географии и народоведческих наук. В Московском университете кафедра называлась кафедрой географии и антропологии, а в Казанском - кафедрой географии и этнографии. «Этим актом, - писал профессор П.И.Кротов, - был уничтожен один из крупнейших пробелов нашего университетского преподавания» (с.43).
Вначале кафедра географии и этнографии была образована на историко-филологическом факультете, но в 1888 г. была перенесена на естественное отделение физико-математического факультета (с.44). Всю организационную работу по деятельности кафедры географии и этнографии взял на себя первый заведующий кафедрой профессор Петр Иванович Кротов, который вел эту гигантскую работу в течение 23 лет. Многое было сделано Кротовым в деле непосредственного сбора этнографического материала по поволжским народам. Большое количество фотографий марийцев, удмуртов и других народов в национальных костюмах, различные бытовые и производственные сцены с подписями Кротова и поныне хранятся в этнографическом музее университета.
П. И.Кротов поставил преподавание географии в Казанском университете как широкой страноведческой науки на новый качественный уровень. Здесь впервые в нашей стране была начата подготовка по специальному учебному плану высоко-квалифицированных специалистов-этнографов. Большое внимание было уделено практическим занятиям и использованию в процессе обучения наглядных пособий. Собранные бытовые вещи и иллюстрированный материал во время многочисленных поездок по Поволжью и Приуралью, а также приобретенные в качестве
наглядных пособий многочисленные коллекции в Германии были сконцентрированы в образованном при кафедре географическом кабинете. Эти коллекции стали впоследствии частью этнографического музея Казанского университета.
В развитие высшего этнографического и географического образования в Казанском университете, а также этнографического научного краеведения в Казанском Поволжье значительный вклад внес Бруно Фридрихович (Федорович) Адлер. Он был избран на кафедру географии и этнографии Казанского университета в 1911 г. Выбор Б.Ф.Адлера на заведование кафедрой не был случайным. Он имел блестящее образование, широкий кругозор и значительный опыт педагогической работы.
Интересен взгляд Б.Ф.Адлера на цели научных исследований, которые в новых условиях должны развиваться «не вширь, а вглубь», так как к исследованиям стран «предъявляются теперь неизмеримо высшие требования». Что касается этнографии, то Адлер считал первоочередной задачей изучение этнографии народов, их сословных групп, культурно-бытовых особенностей сельского и городского населения.
Большое значение в научных исследованиях он придавал музеям и отстаивал необходимость создания музеев под открытым небом как наиболее полно отражающих культурно-бытовые комплексы. Значительное место в учебном процессе занимали практические занятия студентов, существенно увеличился преподавательский состав.
Огромная работа была проделана Б.Ф.Адлером по созданию в университете единого этнографического музея. Работы по созданию объединенного археологического и этнографического музея университета на базе географического кабинета велись чрезвычайно быстро. Уже в 1914 г. музей начал функционировать. В музее систематически проводились занятия как со студентами географами, этнографами Казанского университета, так и со студентами других высших учебных заведений Казани.
Деятельное участие Адлер принимал в работе общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В 1911 г. он был единогласно избран действительным членом общества, а в 1918 г. - его председателем.
Время, когда кафедру географии и этнографии возглавлял Адлер, представляло наиболее яркую страницу этнографического образования в Казанском университете. Он стоял у истоков специального этнографического образования в нашей стране; возглавлял первое в стране этнографическое отделение Северо-Восточного института и очень много сделал
для организации учебного процесса и подготовки высококвалифицированных специалистов этнографов.
Б.Ф.Адлер внес большой вклад в дело популяризации этнографической науки и этнографических знаний. Благодаря ему этнографические выставки, концерты, лекции органически вплетались в общественную жизнь Казани. Эта деятельность способствовала привлечению внимания общественности к проблемам экологии и национальных отношений в многонациональном Поволжье.
Интенсивное развитие этнографии в Казани продолжалось до конца 20-х годов XX столетия. С этого времени начался кризис этнографической науки в стране. Одной из причин кризиса явилась проводимая в то время политика на сближение наций, стирание национальных различий, формирование новой безэтнической общности людей. Интерес к изучению национальной культуры расценивался как проявление национализма. В Казанском университете в 1930 г. было закрыто Общество археологии, истории и этнографии, с 1929 г. прекратились этнографические экспедиции, чтение этнографических курсов, лекций и проведение практических занятий.
Лишь в начале 1940-х годов период дискриминации науки, нанесший огромный материальный и моральный ущерб нашей стране и Казанскому университету в частности, закончился, и этнография стала возрождаться. В 1945 г. в Казанском университете были возобновлены этнографические исследования, началось восстановление этнографического музея, прекратившего свое существование в годы Великой Отечественной войны, чтение курса по общей этнографии на географическом и историческом факультетах университета, стали проводится этнографические экспедиции. Организацию и осуществление всех этих начинаний взял на себя профессор Н.И.Воробьев, один из учеников Б.Ф.Адлера, работавший в то время на географическом факультете университета. К этнографической работе в университете Н.И.Воробьев привлек Е.П.Бусыгина и Г.В.Юсупова, поручил им восстановление этнографического музея и заинтересовал этнографической проблематикой. В 1946 г. на географическом факультете даже была открыта кафедра этнографии, но по причине отсутствия квалифицированных этнографов в университете уже в 1947 г. кафедра этнографии вновь была ликвидирована.
В конце 1940-х годов, когда широко развернулось историко-этнографическое изучение татар, чувашей, удмуртов и других народов, стало ясно, что необходимо всестороннее изучение и русского населения
Поволжья. В 1946 г. была проведена первая этнографическая экспедиция в Закамские районы ТАССР. Это была совместная экспедиция Казанского филиала и АН СССР. В 1947 г. была проведена первая этнографическая экспедиция по изучению русского населения Татарстана. Материал собирался по широкой программе, охватывающей элементы материальной и духовной культуры. В 1947-1952 гг. Е.П.Бусыгиным было начато систематическое изучение русского населения Среднего Поволжья. Ежегодные экспедиционные поездки и собранный в экспедициях материал дали возможность представить особенности материальной культуры русского сельского населения Среднего Поволжья. В 1956-1960 гг. основной задачей экспедиций было изучение материальной культуры русских Среднего Поволжья и определение границ Средневолжского историко-этнографического района.
В экспедициях в течение многих лет изучались отдельные элементы культуры у всех поволжских народов. Это сделано на примере изучения музыкальных инструментов (В.И.Яковлев), традиционных напитков (Р.А.Бушков), декоративного оформления сельского жилища (Л.С.Токсубаева) и др (с .121).
В 1980-е годы впервые начато изучение населения малых городов Поволжья, истории формирования городов, а также формирования и функционирования городской культуры населения (с. 122).
Таким образом, начиная с 1946г. при проведении экспедиций изменялась тематика этнографических исследований - от изучения только материальной культуры до изучения путей формирования этнического самосознания и всего комплекса межнациональных отношений в целом.
Изменялась методика сбора этнографического материала. Традиционные методы, широко применяемые в первые послевоенные годы, дополнялись статистикой, а затем стали использоваться методы современной этносоциологии с последующей обработкой полученных данных с помощью компьютерной техники.
По ряду причин лишь в 1988 г., через 100 лет после основания кафедры географии и этнологии, была создана кафедра этнографии и археологии. Этнография в Казанском университете имеет все условия для своего дальнейшего развития. Это накопленный опыт изучения совместно живущих различных по языку и культуре народов, выработанная десятилетиями методика изучения, прекрасная материальная база в виде этнографического музея и многочисленных пособий, накопленных почти за 200-летний период развития этнографии в университете, хорошо подго-
товленные кадры и, наконец, важность решения национальных проблем в одном из многонациональных регионов нашей страны - Среднем Поволжье.
М.В.Еремина
ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ
2004.04.047-056. ПЕРЕСМАТРИВАЯ ПРОШЛОЕ: СОВРЕМЕННАЯ РЕВИЗИЯ ИСТОРИОГРАФИИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ НА СТРАНИЦАХ «ЖУРНАЛА СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ». JOURNAL OF CONTEMPORARY HISTORY. - L., 2003. - Vol. 38, №. 1.
1. ИВЭНС Р.ДЖ. Введение. Пересматривая прошлое: Историография в условиях политики переходных периодов
EVANS R.J. Introduction. Redesigning the past: history in political transitions.
2. МЕРРИДЕЙЛ К. Пересмотр истории в современной России. MERRIDALE C. Redesigning history in contemporary Russia.
3. РЕЙНОЛЬДС Д. Истоки двух «мировых войн»: Исторический дискурс и международная политика.
REYNOLDS D. The origines of the two «World Wars»: Historical Discourse and International Politics.
4. ФОН БОРРИС Б. Третий рейх в немецких учебниках по истории, вышедших после 1945 г.
VON BORRIES B. The third Reich in German history textbooks since 1945.
5. БЕРГЕР Ш. Историки бывшей ГДР в воссоединенной Германии: Альтернативная культура историографии и ее попытки примириться с наследием ГДР.
BERGER S. Former GDR historians in the reunified Germany: An alternative historical culture and its attempts to come tot Terms with the GDR past.
6. КОНРАД С. Переплетения исторической памяти: Версии прошлого в Германии и Японии.
CONRAD S. Entangled memories: Versions of the past in Germany and Japan.
7. СИМАЦУ Н. Популяризация представлений о прошлом: Пример послевоенной Японии.
SHIMAZU N. Popular representation of the past: The case of postwar Japan.
8. МИТТЕР Р. Старые призраки, новая память: Изменения в китайской историографии войны в эпоху постмаоистской политики.
MITTER R. Old ghosts, new memories: China's changing war history in the era of post-Mao politics.