Научная статья на тему 'Казанская этнографическая школа: историографический и источниковедческий дискурсы'

Казанская этнографическая школа: историографический и источниковедческий дискурсы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
249
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ / ФОЛЬКЛОР / ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ / «ДОМИНАНТНЫЕ» СОБЫТИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яковлев В. И.

Статья посвящена выявлению «доминантных» событий в жизни и деятельности выдающихся казанских ученых этнографов и фольклористов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAN ETHNOGRAPHIC SCHOOL HISTORIOGRAPHICAL AND SOURCE STUDY DISCOURSES

The article is devoted to revealing of the «dominant» events in the life and activity of outstanding Kazan scientists ethnographers and specialists in folklore

Текст научной работы на тему «Казанская этнографическая школа: историографический и источниковедческий дискурсы»

УДК 316.7 (075.8)

В.И.Яковлев

КАЗАНСКАЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ ДИСКУРСЫ

Статья посвящена выявлению «доминантных» событий в жизни и деятельности выдающихся казанских ученых - этнографов и фольклористов.

Ключевые слова: этнография, фольклор, этномузыкология, «доминантные» события.

V.I.Jakovlev kazan ethnographic school historiographical and source study discourses

The article is devoted to revealing of the «dominant» events in the life and activity of outstanding Kazan scientists -ethnographers and specialists in folklore.

Keywords: еthnography, Kazan ethnographic school, folklore, music еthnology, «dominant» events.

28 ноября 2012 года состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция «Бусыгинские чтения-2012». Конференция была посвящена памяти выдающихся ученых-этнографов - представителей Казанской этнографической школы: Н.И.Воробьева (1894-1967), Е.П.Бусыгина (1913-2008), Н.В.Зорина (1923-2006), а также памяти известных казанских фольклористов-этномузы-кологов, профессоров Казанской государственной консерватории А.Х.Абдуллина (1923-1993), О.К.Егоровой (1927-2010), Ш.КШарифуллина (1949-2007). Тема конференции «Народы и культуры: традиции и современность. Этнография и фольклор».

В выборе данной темы видится определенная закономерность. Дело в том, что, с одной стороны, ученые Казанской этнографической школы всегда рассматривали этнографическую науку как междисциплинарную область знаний, теснейшим образом связанную со многими смежными дисциплинами, в том числе и с фольклором (вербальным, музыкальным, хореографическим). С другой стороны, на выбор темы конференции, несомненно, повлиял тот факт, что один из основоположников (лидеров, руководителей) Казанской этнографической школы Е.П.Бусыгин свое первое профессиональное образование получил как музыкант. Он - выпускник Казанского музыкального училища по классу скрипки. Затем, окончив Казанский университет, Е.П.Бусыгин в дальнейшей своей научно-исследовательской, педагогической, творческой деятельности ученого-этнографа уделял пристальное внимание музыкальному фольклору как одному из важнейших источников и составных частей этнографии, обладающей большими эвристическими возмож-ностями.

Так же, как и Е.П.Бусыгин, профессора консерватории - А.Х.Абдуллин, О.К.Егорова, Ш.К. Шарифуллин - выпускники Казанского музыкального училища: А.Х.Абдуллин - по классу хорового дирижирования, О.К.Егорова - по классу фортепиано и теории музыки, Ш.К.Шарифуллин - по классу баяна и композиции. Окончив Казанскую консерваторию, они посвятили себя изучению одной из важнейших сторон культуры и быта народов Среднего Поволжья, каковым является музыкальный фольклор, а для решения своих профессиональных этномузыковедческих, этномузыкологических проблем широко и активно, главное - плодотворно, использовали данные этнографической науки.

И если, например, в своей научно-исследовательской деятельности этнограф Е.П.Бусыгин избрал в качестве объекта изучения русское население Татарстана, Среднего Поволжья, его материальную культуру (он одним из первых защитил кандидатскую и докторскую диссертации по данной проблематике), то фольклорист А.Х.Абдуллин избрал в качестве такого объекта татарскую народную песню. А.Х.Абдуллин - один из первых фольклористов Татарстана - в 1971 году с блеском защитил в Московской консерватории кандидатскую диссертацию на тему «Татарская народная песня (тематика, жанры и некоторые особенности народного исполнительства)», во многом положившую начало татарской этномузыкологии.

Объектом изучения О.К.Егоровой стал фольклор марийского народа. И это также закономерно. Она - дочь известного марийского художника Константина Егорова, внучка крупного марийского религиозного деятеля Федора Егорова, репрессированных в 30-е годы. Вместе с матерью -Екатериной Аполлоновной, Ольга Константиновна вынуждена была переехать в Казань и поселиться в небольшой квартире у родственников на улице Большая Красная.

Небезынтересно, что мама Ольги Константиновны многие годы работала в Научной библиотеке имени Н.И.Лобачевского Казанского университета. Ее хорошо знали Н.И.Воробьев, Е.П.Бусыгин, Н.В.Зорин. Именно она, как вспоминал Е.П.Бусыгин, в 40-50-е годы выдавала книги в читальном зале, когда он работал над кандидатской диссертацией.

Профессор О.К.Егорова стояла у истоков марийской этномузыкологии. Ее диссертация «Фольклорные традиции в творчестве марийских композиторов», защищенная в 1978 году, явилась своеобразным призывом, я бы сказал императивом-примером бережного отношения композитора к народному музыкальному наследию - фольклору, а опубликованная ею в 2005 году монография «Миф. Фольклор. Творчество: марийская музыка в аспекте мифологизма ХХ века» - одна из немногих подобных (по комплексной тематике и междисциплинарным связям) работ музыковедов Среднего Поволжья, получила научное признание и с ошеломляющей быстротой стала бестселлером, затем -раритетом.

Примером глубокого понимания фольклора, его неразрывных связей с историей, этнокультурой татар является собирательская, научно-исследовательская и композиторская деятельность Ш.К.Шарифуллина - лауреата Государственной премии РТ имени Г.Тукая. Созданные им на основе татарского фольклора хоровые концерты «Мунаджаты» и «Деревенские напевы» вошли в золотой фонд татарской, отечественной музыкальной культуры, а его учебная программа «Татарская народная музыка», опубликованная в 1997 году, является в настоящее время одной из основных по фольклорному воспитанию в детских музыкальных школах.

К сожалению, вплоть до настоящего времени как в этнографической науке, так и в этномузыкологии, отсутствуют глубокие по содержанию работы, раскрывающие роль и значение наследия казанских ученых - этнографов и фольклористов в контексте современной академической науки и практики. Остаются не изученными и неразработанными основы этих работ, прежде всего, личные биографии многих казанских ученых. Например, как это ни странно, отсутствует целостная, научная биография выдающегося казанского этнографа Н.В.Зорина. Не изучены и не введены в научный оборот биографии (биографические данные) многих безвременно ушедших ученых -представителей Казанской этнографической школы: Ф.Валеева, А.Г.Симонова, И.Н.Смирнова, Н.Н.Кучерявенко, Р.Г.Кашафутдинова, Л.П.Шебалиной и многих других. Также совершенно не изучены, насколько позволяет судить историографический анализ биографий, жизнь и творческая деятельность многих казанских фольклористов-этномузы-кологов.

В этой связи большой научный и практический интерес вызывает проблема выявления в биографиях казанских ученых наиболее значимых, «доминантных» событий, по сути, «доминантных» событий в истории Казанской этнографической школы, включающей в себя и историю современности.

Посмотрим с точки зрения «доминантности» на уходящий 2012 год. Приведем только лишь наиболее важные, по нашему мнению, для этнографической науки Казани события 2012 года.

Так, 2 ноября 2012 года исполнилось 160 лет со дня рождения Петра Ивановича Кротова -выдающегося ученого географа и этнографа, основоположника Казанской этнографической школы. Благодаря П.И.Кротову в 1888 году в Казанском университете (почти одновременно с Московским университетом) была открыта кафедра географии и этнографии. И, как отмечают Е.П.Бусыгин и Н.В.Зорин, с этого времени в университете началась систематическая подготовка специалистов-этнографов, чтение лекций и проведение практических занятий, широко развернулась экспедиционная деятельность [2].

В 1911 году П.И.Кротов передал кафедру географии и этнографии профессору Б.ФАдлеру. Небезынтересно, что в октябре 1917 года (95 лет назад) Б.Ф.Адлера назначили деканом этнографического факультета (по совместительству) Северо-Восточного археологического и этнографического института - первого в России специального высшего учебного заведения для подготовки специалистов археологов и этнографов [3].

Наполненный драматическими событиями для этнографической науки Казани стал 1922 год. 90 лет назад профессор Б.Ф.Адлер вместе со своим учеником Н.И.Воробьевым вынуждены были уйти из Казанского университета, а в феврале 1922 года Б.ФАдлер навсегда покинул Казань. С отъездом Б.Ф.Адлера, как подчеркивает Н.В.Зорин - исследователь его биографии, научной деятельности, этнография в Казанском университете прекратила свое существование и как наука и как специализация [4].

Для Н.И.Воробьева «доминантными событиями» в уходящем 2012 году, согласно его биографическим данным, опубликованным в монографии Е.П.Бусыгина «Николай Иосифович Воробьев» [5], по-видимому, целесообразно считать 1922, 1932, 1952,1957 и 1967 годы.

Так, в 1922 году (90 лет назад) в силу названных обстоятельств этнография из Казанского университете «перемещается» в Государственный музей ТАССР. Этому во многом способствовал переход Н.И.Воробьева в музей. В 1922 году Н.И.Воробьева (после ухода из университета) назначили

на должность заведующего этнографическим и естественноисторическим отделом Государственного музея ТАССР, а затем и его директором, которую он занимал до 1932 года.

В 1932 году (80 лет назад) Н.И.Воробьева избирают на должность заведующего кафедрой и руководителем географического отделения Восточного педагогического института.

В 1952 году (60 лет назад), Н.И.Воробьевым были опубликованы статьи, посвященные актуальным проблемам культуры и быта колхозного крестьянства.

В 1957 году (55 лет назад) Н.И.Воробьевым в соавторстве с Е.П.Бусыгиным опубликовал работа «Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем» [6]. Эта работа имела большое научное и практическое значение, положив начало исследованиям народных промыслов в Татарстане и других регионах Среднего Поволжья.

В 1967 году (45 лет назад) под руководством Н.И.Воробьева был опубликован капитальный труд «Татары Среднего Поволжья и Приуралья» [7]. Подобный обобщающий труд по этнографии татар был создан впервые. Работа под руководством Н.И.Воробьева сыграла исключительно важную роль в дальнейшем изучении этнографии татарского народа. В этом же, 1967 году, 29 сентября, Н.И.Воробьев умер.

Весьма плодотворной на «доминантные события» 2012 года является биография Е.П.Бусыгина.

Так, в 1932 году (80 лет назад), Е.П.Бусыгин окончил Казанское музыкальное училище. Следует подчеркнуть, Е.П.Бусыгин известен не только как крупный ученый- этнограф, но и как талантливый музыкант-исполнитель. Некоторое время спустя он оказался у истоков формирования в Казани ансамблевого и оркестрового исполнительства на струнных инструментах, в частности, формирования оркестра народных инструментов (он играл на домре и мандолине в оркестрах народных инструментов под управлением В.Суслина, Н.Крикнина) и симфонического оркестра (здесь он играл на скрипке и альте в оркестре Казанского музыкального училища под управление А.Литвинова, участвовал в постановке первой татарской оперы С.Габаши, В.Виноградова и ГАльмухаметова «Эшче» («Рабочий») (1930).

В 1937 году (75 лет назад), Е.П.Бусыгин был приглашен на работу сразу в два оркестра - оркестр Татарского государственного драматического театра под управлением С.Сайдашева и первый симфонический оркестр Татарской филармонии под управлением вначале Д.Садрижиганова, а затем известного дирижера, впоследствии главного дирижера Большого театра СССР А.Пазовского. В своих работах Е.П.Бусыгин оставил яркие воспоминания о становлении первых в Казани симфонических оркестров.

Е.П.Бусыгин - участник Великой Отечественной войны. В 1942 году (70 лет назад) Е.П.Бусыгин был награжден орденом Красной Звезды за участие в боях за освобождение Москвы. Тогда же ему было присвоено воинское звание - политрук. С 1942 года Е.П.Бусыгин служил в разных военных округах, в оркестрах ансамблей песни и пляски Советской Армии (вначале как исполнитель на домре, а затем как скрипач).

Насыщенным «доминантными событиями» для Е.П.Бусыгин стал 1947 год, когда он работал и в университете, и в театре оперы и балета.

В 1947 году Е.П.Бусыгин активно участвовал в концертно-исполнительской деятельности струнного квартета Татарского радио. И, как он вспоминал, концерты с участие струнного квартета часто транслировали по радио, в прямом эфире.

В своей биографии Е.П.Бусыгин отметил, что последний раз играл в оркестре Татарского театра оперы и балета в июне 1947 года. Это была опера Дж. Верди «Риголетто». Е.П.Бусыгин вспоминает: "С тяжелым сердцем расставался я с театром. Я знал, что больше никогда не сяду за оркестровый пульт, не спущусь в оркестровую яму, не увижу перед собой вдохновенные лица дирижеров, не окунусь в профессиональную атмосферу театра. Мне было очень тяжело. О моем увольнении знали только близкие друзья - скрипач Валя Рыжиков, виолончелист Володя Грикулов, альтист Бари Сафиуллин и инспектор оркестра. К сожалению, мои возвращения в оркестр осуществлялись только во сне, что было довольно часто" [8].

С 1947 года по 1992 годы (45 лет) Е.П.Бусыгин работал в обществе «Знание», более 30 лет был его председателем.

В 1947 году Е.П.Бусыгин познакомился с известным московским этнографом К.И.Козловой. В Казань она приехала специально для работы в архивах ТАССР, в библиотеке имени Н.И.Лобачевского и для знакомства с экспонатами этнографического музея Казанского университета .

Но, по-видимому, одним из «доминантных событий» 1947 года стала его вторая

этнографическая экспедиция, положившая начало систематическому изучению русского населения Татарстана, Среднего Поволжья.

В последующие пять лет, с 1947 по 1952 годы, ежегодное экспедиционное изучение Е.П. Бусыгиным хозяйства и материальной культуры русских, живущих в различных районах Татарстана, а также работа в архивах, дали возможность ему написать ряд научных статей и подготовить к защите кандидатскую диссертацию.

Особо важным для Е.П.Бусыгина стал 1952 год. 60 лет назад, в апреле 1952 года, Евгений Прокопьевич успешно защитил в Москве в Институте этнографии АН СССР кандидатскую диссертацию на тему "Материальная культура русского сельского населения Татарской АССР". Оппонентами на защите диссертации выступили ведущие ученые-этнографы Н.Н.Чебоксаров, В.Н.Белицер, Г.С.Маслова. Работа получила высокую оценку научной общественности. Говоря о полевых этнографических материалах, положенных Евгением Прокопьевичем в основу кандидатской диссертации, профессор Московского университета Н.Н.Чебоксаров писал: "Материалы собраны очень тщательно с соблюдением методических требований, предъявляемых к полевой этнографической работе" [9].

«Доминантными событиями» в творческой деятельности Е.П.Бусыгина являются годы присвоения ему почетных званий. В 1972 году (40 лет назад), Е.П.Бусыгину было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки ТАССР», а через 25 лет, в 1997 году - почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

Одно из последних «доминантных событий» пришлось на 2007 год. Тогда была опубликована работа Е.П.Бусыгина «Счастье жить и творить» [10]. Презентация книги состоялась вначале в Казанском университете, а затем в Москве, в Институте этнологии и антропологии Российской академии наук, в Санкт-Петербурге, в Российском институте истории искусств.

Мы представили только лишь некоторые «доминантные» события казанских этнографов уходящего 2012 года. Их, конечно же, во много раз больше, и все эти события нуждаются в тщательном прочтении и в тщательном изучении в историческом и источниковедческом дискурсе.

Поэтому цель наших конференций заключается не только в том, чтобы выявить и представить новые, перспективные направления в этнографической науке, но и в какой-то степени восполнить на современном этапе развития науки дефицит внимания к ученым - этнографам и фольклористам.

Литература

1. Миф. Фольклор. Творчество: Марийская музыка в аспекте мифологизма ХХ века. Казань: Изд-во КГК, 2005.

2. Бусыгин Е.П., Зорин Н.В. Этнография в Казанском университете. - Казань: Изд-во КГУ, 2002.- с.3.

3. Зорин Н.В. Бруно Фридрихович Адлер. - Казань: Изд-во КГУ, 2001.- с. 17-18.

4. Зорин Н.В. Бруно Фридрихович Адлер. - Казань: Изд-во КГУ, 2001.- с.26.

5. Бусыгин Е.П. Николай Иосифович Воробьев.- Казань: Изд-во: КГУ, 2002

6. Воробьев Н.И., Бусыгин Е.П. «Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем» - Казань, 1957.

7. Воробьев Н.И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука,1967.

8. Яковлев В.И. Евгений Прокопьевич Бусыгин. - Казань: Изд-во КГУ, 2003.- с.15

9. Яковлев В.И. Евгений Прокопьевич Бусыгин. - Казань: Изд-во КГУ, 2003.- с.20

10. Бусыгин Е.П. Счастье жить и творить. Казань: Изд-во Kazan-Казань, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.