УДК 316.7 (075.8)
В.И.Яковлев
КАЗАНСКАЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ ДИСКУРСЫ
Статья посвящена выявлению «доминантных» событий в жизни и деятельности выдающихся казанских ученых - этнографов и фольклористов.
Ключевые слова: этнография, фольклор, этномузыкология, «доминантные» события.
V.I.Jakovlev kazan ethnographic school historiographical and source study discourses
The article is devoted to revealing of the «dominant» events in the life and activity of outstanding Kazan scientists -ethnographers and specialists in folklore.
Keywords: еthnography, Kazan ethnographic school, folklore, music еthnology, «dominant» events.
28 ноября 2012 года состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция «Бусыгинские чтения-2012». Конференция была посвящена памяти выдающихся ученых-этнографов - представителей Казанской этнографической школы: Н.И.Воробьева (1894-1967), Е.П.Бусыгина (1913-2008), Н.В.Зорина (1923-2006), а также памяти известных казанских фольклористов-этномузы-кологов, профессоров Казанской государственной консерватории А.Х.Абдуллина (1923-1993), О.К.Егоровой (1927-2010), Ш.КШарифуллина (1949-2007). Тема конференции «Народы и культуры: традиции и современность. Этнография и фольклор».
В выборе данной темы видится определенная закономерность. Дело в том, что, с одной стороны, ученые Казанской этнографической школы всегда рассматривали этнографическую науку как междисциплинарную область знаний, теснейшим образом связанную со многими смежными дисциплинами, в том числе и с фольклором (вербальным, музыкальным, хореографическим). С другой стороны, на выбор темы конференции, несомненно, повлиял тот факт, что один из основоположников (лидеров, руководителей) Казанской этнографической школы Е.П.Бусыгин свое первое профессиональное образование получил как музыкант. Он - выпускник Казанского музыкального училища по классу скрипки. Затем, окончив Казанский университет, Е.П.Бусыгин в дальнейшей своей научно-исследовательской, педагогической, творческой деятельности ученого-этнографа уделял пристальное внимание музыкальному фольклору как одному из важнейших источников и составных частей этнографии, обладающей большими эвристическими возмож-ностями.
Так же, как и Е.П.Бусыгин, профессора консерватории - А.Х.Абдуллин, О.К.Егорова, Ш.К. Шарифуллин - выпускники Казанского музыкального училища: А.Х.Абдуллин - по классу хорового дирижирования, О.К.Егорова - по классу фортепиано и теории музыки, Ш.К.Шарифуллин - по классу баяна и композиции. Окончив Казанскую консерваторию, они посвятили себя изучению одной из важнейших сторон культуры и быта народов Среднего Поволжья, каковым является музыкальный фольклор, а для решения своих профессиональных этномузыковедческих, этномузыкологических проблем широко и активно, главное - плодотворно, использовали данные этнографической науки.
И если, например, в своей научно-исследовательской деятельности этнограф Е.П.Бусыгин избрал в качестве объекта изучения русское население Татарстана, Среднего Поволжья, его материальную культуру (он одним из первых защитил кандидатскую и докторскую диссертации по данной проблематике), то фольклорист А.Х.Абдуллин избрал в качестве такого объекта татарскую народную песню. А.Х.Абдуллин - один из первых фольклористов Татарстана - в 1971 году с блеском защитил в Московской консерватории кандидатскую диссертацию на тему «Татарская народная песня (тематика, жанры и некоторые особенности народного исполнительства)», во многом положившую начало татарской этномузыкологии.
Объектом изучения О.К.Егоровой стал фольклор марийского народа. И это также закономерно. Она - дочь известного марийского художника Константина Егорова, внучка крупного марийского религиозного деятеля Федора Егорова, репрессированных в 30-е годы. Вместе с матерью -Екатериной Аполлоновной, Ольга Константиновна вынуждена была переехать в Казань и поселиться в небольшой квартире у родственников на улице Большая Красная.
Небезынтересно, что мама Ольги Константиновны многие годы работала в Научной библиотеке имени Н.И.Лобачевского Казанского университета. Ее хорошо знали Н.И.Воробьев, Е.П.Бусыгин, Н.В.Зорин. Именно она, как вспоминал Е.П.Бусыгин, в 40-50-е годы выдавала книги в читальном зале, когда он работал над кандидатской диссертацией.
Профессор О.К.Егорова стояла у истоков марийской этномузыкологии. Ее диссертация «Фольклорные традиции в творчестве марийских композиторов», защищенная в 1978 году, явилась своеобразным призывом, я бы сказал императивом-примером бережного отношения композитора к народному музыкальному наследию - фольклору, а опубликованная ею в 2005 году монография «Миф. Фольклор. Творчество: марийская музыка в аспекте мифологизма ХХ века» - одна из немногих подобных (по комплексной тематике и междисциплинарным связям) работ музыковедов Среднего Поволжья, получила научное признание и с ошеломляющей быстротой стала бестселлером, затем -раритетом.
Примером глубокого понимания фольклора, его неразрывных связей с историей, этнокультурой татар является собирательская, научно-исследовательская и композиторская деятельность Ш.К.Шарифуллина - лауреата Государственной премии РТ имени Г.Тукая. Созданные им на основе татарского фольклора хоровые концерты «Мунаджаты» и «Деревенские напевы» вошли в золотой фонд татарской, отечественной музыкальной культуры, а его учебная программа «Татарская народная музыка», опубликованная в 1997 году, является в настоящее время одной из основных по фольклорному воспитанию в детских музыкальных школах.
К сожалению, вплоть до настоящего времени как в этнографической науке, так и в этномузыкологии, отсутствуют глубокие по содержанию работы, раскрывающие роль и значение наследия казанских ученых - этнографов и фольклористов в контексте современной академической науки и практики. Остаются не изученными и неразработанными основы этих работ, прежде всего, личные биографии многих казанских ученых. Например, как это ни странно, отсутствует целостная, научная биография выдающегося казанского этнографа Н.В.Зорина. Не изучены и не введены в научный оборот биографии (биографические данные) многих безвременно ушедших ученых -представителей Казанской этнографической школы: Ф.Валеева, А.Г.Симонова, И.Н.Смирнова, Н.Н.Кучерявенко, Р.Г.Кашафутдинова, Л.П.Шебалиной и многих других. Также совершенно не изучены, насколько позволяет судить историографический анализ биографий, жизнь и творческая деятельность многих казанских фольклористов-этномузы-кологов.
В этой связи большой научный и практический интерес вызывает проблема выявления в биографиях казанских ученых наиболее значимых, «доминантных» событий, по сути, «доминантных» событий в истории Казанской этнографической школы, включающей в себя и историю современности.
Посмотрим с точки зрения «доминантности» на уходящий 2012 год. Приведем только лишь наиболее важные, по нашему мнению, для этнографической науки Казани события 2012 года.
Так, 2 ноября 2012 года исполнилось 160 лет со дня рождения Петра Ивановича Кротова -выдающегося ученого географа и этнографа, основоположника Казанской этнографической школы. Благодаря П.И.Кротову в 1888 году в Казанском университете (почти одновременно с Московским университетом) была открыта кафедра географии и этнографии. И, как отмечают Е.П.Бусыгин и Н.В.Зорин, с этого времени в университете началась систематическая подготовка специалистов-этнографов, чтение лекций и проведение практических занятий, широко развернулась экспедиционная деятельность [2].
В 1911 году П.И.Кротов передал кафедру географии и этнографии профессору Б.ФАдлеру. Небезынтересно, что в октябре 1917 года (95 лет назад) Б.Ф.Адлера назначили деканом этнографического факультета (по совместительству) Северо-Восточного археологического и этнографического института - первого в России специального высшего учебного заведения для подготовки специалистов археологов и этнографов [3].
Наполненный драматическими событиями для этнографической науки Казани стал 1922 год. 90 лет назад профессор Б.Ф.Адлер вместе со своим учеником Н.И.Воробьевым вынуждены были уйти из Казанского университета, а в феврале 1922 года Б.ФАдлер навсегда покинул Казань. С отъездом Б.Ф.Адлера, как подчеркивает Н.В.Зорин - исследователь его биографии, научной деятельности, этнография в Казанском университете прекратила свое существование и как наука и как специализация [4].
Для Н.И.Воробьева «доминантными событиями» в уходящем 2012 году, согласно его биографическим данным, опубликованным в монографии Е.П.Бусыгина «Николай Иосифович Воробьев» [5], по-видимому, целесообразно считать 1922, 1932, 1952,1957 и 1967 годы.
Так, в 1922 году (90 лет назад) в силу названных обстоятельств этнография из Казанского университете «перемещается» в Государственный музей ТАССР. Этому во многом способствовал переход Н.И.Воробьева в музей. В 1922 году Н.И.Воробьева (после ухода из университета) назначили
на должность заведующего этнографическим и естественноисторическим отделом Государственного музея ТАССР, а затем и его директором, которую он занимал до 1932 года.
В 1932 году (80 лет назад) Н.И.Воробьева избирают на должность заведующего кафедрой и руководителем географического отделения Восточного педагогического института.
В 1952 году (60 лет назад), Н.И.Воробьевым были опубликованы статьи, посвященные актуальным проблемам культуры и быта колхозного крестьянства.
В 1957 году (55 лет назад) Н.И.Воробьевым в соавторстве с Е.П.Бусыгиным опубликовал работа «Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем» [6]. Эта работа имела большое научное и практическое значение, положив начало исследованиям народных промыслов в Татарстане и других регионах Среднего Поволжья.
В 1967 году (45 лет назад) под руководством Н.И.Воробьева был опубликован капитальный труд «Татары Среднего Поволжья и Приуралья» [7]. Подобный обобщающий труд по этнографии татар был создан впервые. Работа под руководством Н.И.Воробьева сыграла исключительно важную роль в дальнейшем изучении этнографии татарского народа. В этом же, 1967 году, 29 сентября, Н.И.Воробьев умер.
Весьма плодотворной на «доминантные события» 2012 года является биография Е.П.Бусыгина.
Так, в 1932 году (80 лет назад), Е.П.Бусыгин окончил Казанское музыкальное училище. Следует подчеркнуть, Е.П.Бусыгин известен не только как крупный ученый- этнограф, но и как талантливый музыкант-исполнитель. Некоторое время спустя он оказался у истоков формирования в Казани ансамблевого и оркестрового исполнительства на струнных инструментах, в частности, формирования оркестра народных инструментов (он играл на домре и мандолине в оркестрах народных инструментов под управлением В.Суслина, Н.Крикнина) и симфонического оркестра (здесь он играл на скрипке и альте в оркестре Казанского музыкального училища под управление А.Литвинова, участвовал в постановке первой татарской оперы С.Габаши, В.Виноградова и ГАльмухаметова «Эшче» («Рабочий») (1930).
В 1937 году (75 лет назад), Е.П.Бусыгин был приглашен на работу сразу в два оркестра - оркестр Татарского государственного драматического театра под управлением С.Сайдашева и первый симфонический оркестр Татарской филармонии под управлением вначале Д.Садрижиганова, а затем известного дирижера, впоследствии главного дирижера Большого театра СССР А.Пазовского. В своих работах Е.П.Бусыгин оставил яркие воспоминания о становлении первых в Казани симфонических оркестров.
Е.П.Бусыгин - участник Великой Отечественной войны. В 1942 году (70 лет назад) Е.П.Бусыгин был награжден орденом Красной Звезды за участие в боях за освобождение Москвы. Тогда же ему было присвоено воинское звание - политрук. С 1942 года Е.П.Бусыгин служил в разных военных округах, в оркестрах ансамблей песни и пляски Советской Армии (вначале как исполнитель на домре, а затем как скрипач).
Насыщенным «доминантными событиями» для Е.П.Бусыгин стал 1947 год, когда он работал и в университете, и в театре оперы и балета.
В 1947 году Е.П.Бусыгин активно участвовал в концертно-исполнительской деятельности струнного квартета Татарского радио. И, как он вспоминал, концерты с участие струнного квартета часто транслировали по радио, в прямом эфире.
В своей биографии Е.П.Бусыгин отметил, что последний раз играл в оркестре Татарского театра оперы и балета в июне 1947 года. Это была опера Дж. Верди «Риголетто». Е.П.Бусыгин вспоминает: "С тяжелым сердцем расставался я с театром. Я знал, что больше никогда не сяду за оркестровый пульт, не спущусь в оркестровую яму, не увижу перед собой вдохновенные лица дирижеров, не окунусь в профессиональную атмосферу театра. Мне было очень тяжело. О моем увольнении знали только близкие друзья - скрипач Валя Рыжиков, виолончелист Володя Грикулов, альтист Бари Сафиуллин и инспектор оркестра. К сожалению, мои возвращения в оркестр осуществлялись только во сне, что было довольно часто" [8].
С 1947 года по 1992 годы (45 лет) Е.П.Бусыгин работал в обществе «Знание», более 30 лет был его председателем.
В 1947 году Е.П.Бусыгин познакомился с известным московским этнографом К.И.Козловой. В Казань она приехала специально для работы в архивах ТАССР, в библиотеке имени Н.И.Лобачевского и для знакомства с экспонатами этнографического музея Казанского университета .
Но, по-видимому, одним из «доминантных событий» 1947 года стала его вторая
этнографическая экспедиция, положившая начало систематическому изучению русского населения Татарстана, Среднего Поволжья.
В последующие пять лет, с 1947 по 1952 годы, ежегодное экспедиционное изучение Е.П. Бусыгиным хозяйства и материальной культуры русских, живущих в различных районах Татарстана, а также работа в архивах, дали возможность ему написать ряд научных статей и подготовить к защите кандидатскую диссертацию.
Особо важным для Е.П.Бусыгина стал 1952 год. 60 лет назад, в апреле 1952 года, Евгений Прокопьевич успешно защитил в Москве в Институте этнографии АН СССР кандидатскую диссертацию на тему "Материальная культура русского сельского населения Татарской АССР". Оппонентами на защите диссертации выступили ведущие ученые-этнографы Н.Н.Чебоксаров, В.Н.Белицер, Г.С.Маслова. Работа получила высокую оценку научной общественности. Говоря о полевых этнографических материалах, положенных Евгением Прокопьевичем в основу кандидатской диссертации, профессор Московского университета Н.Н.Чебоксаров писал: "Материалы собраны очень тщательно с соблюдением методических требований, предъявляемых к полевой этнографической работе" [9].
«Доминантными событиями» в творческой деятельности Е.П.Бусыгина являются годы присвоения ему почетных званий. В 1972 году (40 лет назад), Е.П.Бусыгину было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки ТАССР», а через 25 лет, в 1997 году - почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Одно из последних «доминантных событий» пришлось на 2007 год. Тогда была опубликована работа Е.П.Бусыгина «Счастье жить и творить» [10]. Презентация книги состоялась вначале в Казанском университете, а затем в Москве, в Институте этнологии и антропологии Российской академии наук, в Санкт-Петербурге, в Российском институте истории искусств.
Мы представили только лишь некоторые «доминантные» события казанских этнографов уходящего 2012 года. Их, конечно же, во много раз больше, и все эти события нуждаются в тщательном прочтении и в тщательном изучении в историческом и источниковедческом дискурсе.
Поэтому цель наших конференций заключается не только в том, чтобы выявить и представить новые, перспективные направления в этнографической науке, но и в какой-то степени восполнить на современном этапе развития науки дефицит внимания к ученым - этнографам и фольклористам.
Литература
1. Миф. Фольклор. Творчество: Марийская музыка в аспекте мифологизма ХХ века. Казань: Изд-во КГК, 2005.
2. Бусыгин Е.П., Зорин Н.В. Этнография в Казанском университете. - Казань: Изд-во КГУ, 2002.- с.3.
3. Зорин Н.В. Бруно Фридрихович Адлер. - Казань: Изд-во КГУ, 2001.- с. 17-18.
4. Зорин Н.В. Бруно Фридрихович Адлер. - Казань: Изд-во КГУ, 2001.- с.26.
5. Бусыгин Е.П. Николай Иосифович Воробьев.- Казань: Изд-во: КГУ, 2002
6. Воробьев Н.И., Бусыгин Е.П. «Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем» - Казань, 1957.
7. Воробьев Н.И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука,1967.
8. Яковлев В.И. Евгений Прокопьевич Бусыгин. - Казань: Изд-во КГУ, 2003.- с.15
9. Яковлев В.И. Евгений Прокопьевич Бусыгин. - Казань: Изд-во КГУ, 2003.- с.20
10. Бусыгин Е.П. Счастье жить и творить. Казань: Изд-во Kazan-Казань, 2007