УДК 316.7(075.8)
В.И.Яковлев
ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ КАЗАНИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ
Одной из актуальных в этнографической науке представляется проблема периодизации этнографического музееведения в Казани. Предлагаемая в статье периодизация этнографического музейного дела в Казанском университете, базирующаяся на анализе трудов Н.И.Воробьева, Е.П.Бусыгина, Н.В.Зорина, дает возможность более четко представить основные этапы формирования и развития этого дела и очертить пути дальнейшего изучения истории этнографическогомузееведения, этнографической науки в Казани, Татарстане, Волго-Уралье.
Ключевые слова: этнографическая наука, этнографическое музееведение, этнографическое музейное дело, периодизация этнографического
музееведения.
V.I.JAKOVLEV ETHNOGRAPHIC MUSEOLOGY OF KAZAN: ACTUAL PERIODIZATION PROBLEMS
The problem of ethnographic museology periodization in Kazan remains one of the most actual. The article represents periodization of ethnographic museum business of the Kazan university. It is based on N.I.Vorobeva, E.P.Busygina, N. V.Zorina works' analysis. The following periodization provides an opportunity for accurate representation of this business formation stages as well asfor defining possible further research in the sphere of ethnographic museology, its history and ethnographic science in Kazan, Tatarstan and the Volga region.
Keywords: ethnographic science, ethnographic museology, ethnographic museum business, periodization of ethnographic museology.
На современном этапе развития культуры народов России, несмотря на активные процессы глобализации, молодежь, возможно, как никогда ранее, проявляет повышенный интерес к проблемам этнической и этноконфессиональной идентификации, проблемам этногенеза, этнической истории, в целом - к традиционно-бытовой культуре. В студенческой молодежной среде подобная тенденция проявляется, насколько позволяет судить научная и педагогическая практика, прежде всего, в гуманитарных вузах (в рамках которых преподаются этнография, этнология, этническая история, народное творчество, фольклор и другие народоведческие дисциплины). Речь в первую очередь идет о Казанском (Приволжском) федеральном университете, Казанской консерватории, о Казанском университете культуры и искусства. Особое внимание к традиционно-бытовой культуре того или иного народа уделяется в этнографических и культурологических исследованиях, на научно-практических конференциях, посвященных данной проблематике, в ставших ныне распространенными фольклорных фестивалях и конкурсах, участниками которых в большей степени является молодежь и т.д.
Общеизвестно, что почти все работы ученых Казанской этнографической школы - Н.И.Воробьева, Е.П.Бусыгина, Н.В.Зорина - посвящены, в основном, исследованию культуры и быта народов Волго-Ураль-ского региона. В суммарном, количественном, отношении ими создано около 700 научных работ по различным проблемам материальной, духовной и социальной культуры. Целый ряд из них получили статус доминантных - классических исследований. Это труды Н.И.Воробьева «Материальная культура казанских татар», «Казанские татары», разделы, написанные Н.И.Воробьевым в коллективных монографиях «Татары Среднего Поволжья и Приуралья» и «Чуваши. Этнографическое исследование»; монография Е.П.Бусыгина «Русское население Среднего Поволжья (историко-этнографическое исследование материальной культуры)», учебники Е.П.Бусыгина «Общая этнография (этнология)», «История географии»; работы Н. В.Зорина «Русская свадьба в Среднем Поволжье», «Русский свадебный ритуал», многочисленные совместные работы Е.П.Бусыгина и Н.В.Зорина, например, «Этнография в Казанском университете» и другие.
Значимость этих работ трудно переоценить. В настоящее время почти ни одно этнографическое исследование по народам Волго-Уралья не обходится без ссылок на труды Н.И.Воробьева, Е.П.Бусыгина, Н.В.Зорина. Многие авторы кандидатских и докторских диссертаций, работы ученых Казанской этнографической школы используют в качестве методологической основы своих исследований.
Об актуальности, теоретико-методологическом (концептуальном) значении идей, заложенных в работах. Н.И.Воробьева, Е.П.Бусыгина, Н.В.Зорина, мы можем судить, например, по «Сборнику научных трудов», опубликованному Институтом истории им. Ш.Марджани АН РТ в октябре 2010 г. В сборник включены материалы XVIII Международного научного симпозиума «Интеграция археологических и этнографических исследовании», посвященного 80-летию со дня рождения Павла Ивановича Пучкова и 80-летию со дня рождения Альфреда Хасановича Халикова.
Научный интерес, в частности, вызывает статья «Этнография (этнология) и ее интеграция с гумма-нитарными науками» Николая Аркадьевича Томилова - доктора исторических наук, профессора, директора Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН и Сибирского филиала Российского института культурологии, заведующего кафедрой этнографии и
музееведения Омского государственного университета, представителя Омской этнографической школы. В своей работе Н.А.Томилов рассматривает такие актуальные для современной этнографии проблемы, как объект и предмет этнографической науки, классификации этнографии и этнологии, междисциплинарные проблемы в этнографии, связи и взаимовлияния этнографии с археологией (этноархеология), экологией (этническая экология) и др. Сравнивая его подходы с решением аналогичных проблем в работах ученых Казанской этнографической школы, в частности, в учебнике Е.П.Бусыгина «Общая этнография (этнология)», обучение по которому ведется в России с 2001 г.,следует подчеркнуть, что по многим позициям Н.А.Томилов и Е.П.Бусыгин независимо друг от друга предложили близкое, во многих случаях идентичное понимание базовых научных категорий в отечественной этнографии, несмотря на некоторые различия в интерпретациях как представители разных региональных этнографических школ.
В работе Н.А.Томилова внимание привлекает также проблема периодизации истории этнографической науки в современной России. Ученый убежден, что изучение именно региональных особенностей истории этнографических исследований, ее периодизация в региональном контексте и в целом по странам СНГ даст возможность построить «более научную, строгую периодизацию и осветить остальные историографические аспекты»
В данной связи актуальной для нас представляется проблема периодизации этнографического музееведения в Казани. Несмотря на многочисленные научные работы Н.И.Воробьева, Е.П.Бусыгина, Н.В.Зорина, посвященные вопросам формирования и развития этнографического музейного дела в Казани, эта проблемам на наш взгляд, нуждается в дальнейшей разработке.
Одним из новых дополнительных источников для ее решении могут послужить работы доктора исторических наук Г.Р.Назиповой - монография «Университетский музей: исторический опыт губернской Казани» (Казань, 2004) и докторская диссертация «Казанский университете и музеи: проблемы культурного взаимодействия (XIX - начало ХХ вв.)» (Казань, 2009). В них автор на основании анализа внутренних и внешних факторов истории развития музеев Казанского университета выделяет четыре основных периода в их становлении. При этом Г.Р.Назипова подчеркивает, что предложенная периодизация является обоб-щенной, каждый музей прошел свой путь, имеет свою историю.
И, действительно, согласно работам Н.И.Воробьева, Е.П.Бусыгина, Н.В.Зорина, история формирования и развития этнографического музейного дела в Казанском университете, Казани имеет свои особенности, свою периодизацию, значительно дополняющую общую схему периодизации музеев Казанского университета.
На основе анализа материалов, характеризующих историю этнографического музееведения в Казанском университете, условно можно выделить следующие пять основных периодов в его формировании и развитии:
Первый период - 1804-1860 гг. Это начальный этап формирования, т.е. собирания (накопления) этнографических коллекций. Прежде всего, он связан с образованием в университете новых кафедр, поезд-ками ученых в разные страны, из которых привозились этнографические коллекции. Его нельзя представить без имен И.М.Симонова (коллекция с островов Тихого океана), О.М.Ковалевского (коллекции из Забайкалья, Монголии, Тибета, Китая), В.П.Васильева (китайская коллекция), известного китаеведа Иакинфа Бичурина (китайская коллекция), К.Фукса, Г.Фирсова, В.Сбоева (коллекции по народам Поволжья).
Одним из значимых событий в истории становления этнографического музея Казанского университета в этот период стало создание в 1835 г. Кабинета редкостей. Он послужил основой для дальнейшего развития этнографического музейного дела (этнографического музееведения) в Казани.
Второй период - 1860-1911 гг. Это время динамичного становления этнографического музейного дела в Казанском университете, следствием чего стало создание трех самостоятельных этнографических музеев. Так, в конце 1860 г. на кафедре отечествоведения на базе Кабинета редкостей и Кабинета монет и медалей был создан Музей этнографии, древностей и изящных искусств. Его экспонаты отражали культуру и быт разных народов России, особенно поволжских этносов.
В 1878 г. при Казанском университете было создано Общество археологии истории и этнографии, ответвлением которого (дочерним образованием) стал этнографический музей. Музей возглавил П.ИКротов.
В 1888 г. в Казанском университете открывается кафедра географии и этнографии во главе с П.И.Кротовым. При кафедре был создан этнографический музей. По инициативе П.И.Кротова для этнографического музея были выписаны из музея Умляуфа в Гамбурге коллекции по быту многих народов мира (коллекции по Океании, Австралии, Северной и Южной Америки, из юго-восточной Африки, Новой Зеландии и др.).
Этот период связан с именами профессоров НФ.Катанова, И.Н.Смирнова, С.В.Ешевского и др.
Третий период - 1911-1922 гг. На эти годы пришелся наиболее деятельный этап этнографической науки, этнографического музейного дела в Казанском университете (в дореволюционное время и первые годы после революции).
Этому способствовали, по крайней мере, два обстоятельства.
Во-первых, в 1911 г. кафедру географии и этнографии возглавил Б.Ф.Адлер. Он организовал чтение этнографических курсов, развернул большую работу по изучению культуры и быта народов России, сбору этнографических коллекций. Б.Ф.Адлер заинтересовал этнографией многих студентов. В 1913 г. в Казанс кий университет поступил и начал заниматься этнографией Н.И.Воробьев.
Во-вторых, в 1914 г. по инициативе и при активном участии Б.Ф.Адлера в Казанском университете был создан единый Этнографический музей. В него вошли этнографические коллекции трех музеев - Отечествоведения, Общества археологии и истории и этнографии и музея кафедры географии и этнографии. Для нового музея было оборудовано специальное помещение с хорами, на которых были выставлены экспозиционные шкафы. Это то помещение, в котором музей находится в настоящее время.
Его значение в развитии этнографической науки велико. По словам известного географа В.Н.Сементовского, сказанных в связи с 25-летием кафедры географии и этнографии, благодаря инициативе Б.Ф.Адлера Этнографический музей Казанского университета стал первым в русской провинции и не имеет аналогов в современной Европе. В Этнографическом музее при непосредственном участии Б.Ф.Адлера устраивались выставки и демонстрации новых поступлений из частных этнографических коллекций. Так, в 1920 г. в его залах состоялась первая в Казани этнографическая выставка «Культура народов Востока», был издан иллюстрированный каталог выставки.
Четвертый период - 1922-1945 гг. На этот период пришлась черная полоса в истории этнографической науке, Этнографического музея Казанского университета. Она связана с уходом в 1922 г. из университета Б.Ф.Адлера и Н.И.Воробьева. Более чем на 20 лет этнография как наука и как специализация в Казанском университете перестала существовать. На долгие годы прекратились поступления экспонатов в Этнографический музей, который поддерживал лишь сохранность этнографических коллекций, накопленных за предыдущее время.
В этот период центр этнографической науки, этнографического музейного дела перемещается из Казанского университета в другие социокультурные учреждения Казани и, прежде всего, в Центральный краеведческий музей. Здесь во многом успешному развитию этнографического музейного дела способствовал Н.И.Воробьев. Его назначение в 1922 г. на должность заведующего этнографическим и естественно-исто-рическим отделом музея, а год спустя - на должность директора музея сыграло определяющую роль в этнографической науки в Казани. В 1925 г. по инициативе Н.И.Воробьева в Центральном в музее открывается этнографический отдел, посвященный в основном культуре татарского народа. Деятельность Н.И.Воробьева в Центральном музее продолжалась до 1934 г., до его назначения на должность декана географического факультета Казанского педагогического института.
В годы Великой Отечественной войны коллекции Этнографического музея Казанского университета были демонтированы и рассредоточены по разным аудиториям главного здания. В эти годы музей не функционировал. В его помещении размещались лаборатории различных отделов АН СССР.
Пятый период - с 1945 г. и по настоящее время. Это период возрождения и активного развития этнографической науки, этнографического музейного дела в Казанском университете, в Республике Татарстан. Он связан с именами ученых Казанской этнографической школы Н.И.Воробьева, Е.П.Бусыгина, Н.В.Зорина.
Так, с 1 ноября 1945 г. Е. П.Бусыгин под руководством Н.И.Воробьева начинает восстанавливать коллекции Этнографического музея. С сентября 1946 г. в музее организуются занятия по курсу общей этнографии, читаемому Н.И.Воробьевым. С 1946 г. проводятся этнографические экспедиции, которые продолжаются вплоть до настоящего времени. С 1953 г. музеем заведует Н.В.Зорин. Ежегодно музей пополняется новыми материалами, способствующими более глубокому изучению и пониманию культуры и быта народов Татарстана, Волго-Уралья, других регионов России, ближнего зарубежья. На основе материалов, собранных учеными Казанской этнографической школы, их учениками, подготовлены многие кандидатские и докторские диссертации, многочисленные научные работы.
Предлагаемая периодизация этнографического музейного дела в Казанском университете, базирующаяся на анализе трудов Н.И.Воробьева, Е.П.Бусыгина, Н.В.Зорина, дает возможность, на наш взгляд, более четко представить основные этапы формирования и развития этого дела и очертить пути дальнейшего изучения истории этнографического музееведения, этнографической науки в Казани, Татарстане, Волго-Уралье.
Литература
1. Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар. - Казань, 1930.
2. Воробьев Н.И. Казанские татары (этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода). - Казань,1953.
3. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М., 1967.
4. Чуваши. Этнографические исследования. -Часть первая. - Чебоксары, 1956; Чуваши. Этнографические исследования. -Часть вторая.- Чебоксары. 1970.
5. Бусыгина Е.П. Русское население Среднего Поволжья (историко-этнографическое исследование материальной культуры).- Казань, 1966.
6. Бусыгин Е.П. Общая этнографии (этнология). - М., 2001.
7. Бусыгин Е.П. История географии.- Казань, 1998.
8 Зорин Н.В. Русская свадьба в Среднем Поволжье.- Казань, 1981.
9. Бусыгин Е.П., Зорин Н.В. Этнография в Казанском университете. - Казань, 2002.
10.Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов. Часть 1 /отв. ред. М.Л.Бережнова, С.Н.Корусенко, Р.С.Хакимов, Н.А. Томилов (гл.ред.).- Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2010.- 468 с.
11. Томилов Н.А. Этнография (этнология) и ее интеграция с гуманитарными науками // Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов. - Часть 1.- Казань, 2010. - С.43-48.