ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ
2004.04.022. ПЕРЕСМОТР ОБОЗНАЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В СВЕТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕКТОРА УСЛУГ / ДЖЕЛАЛ Ф., ФРАНКОЗ Д., ГАЛЛУЖ К., ГАЛЛУЖ Ф., ЖАКУН И. REVISING the definition of research and development in the light of the specifities of services / Djellal F., Francoz D., Gallouj C., Gallouj F., Jacquin Y. // Science a. publ. policy. - Guildford, 2003. - Vol. 30, N 6. - P. 415-429.
Ключевые слова: ИР в сфере услуг, Методика Фраскати, новое обозначение ИР деятельности.
Трое из авторов реферируемой статьи - сотрудники Лилльского университета (Фарида Джелал - адъюнкт-профессор экономики, Фаиз Галлуж - профессор экономики и Камаль Галлуж - адъюнкт-профессор факультета экономики и социальных наук); Доминик Франкоз возглавляет Бюро статистики исследований в Министерстве по делам молодежи, национального образования и исследований Франции; Ив Жакун работает в Национальном НИИ статистики и экономики при Министерстве обороны.
Целью своей статьи авторы считают доказательство того, что роль ИР в сфере услуг «недооценивается и даже не признается». Причину такого положения они видят в несовершенстве существующего обозначения и показателей сферы ИР. Основы для работы национальных статистических институтов, занимавшихся учетом показателей ИР, были заложены в так называемой «Методике Фраскати» (Frascati manual), принятой странами - членами ОЭСР в 1963 г. В этом документе, отмечают авторы, подчеркивалась промышленная и технологическая концепция ИР; при этом оставалась в стороне такая область деятельности, которая ориентирована на «создание новых знаний в промышленности услуг».
Значимость ИР, осуществляемых в сфере услуг, подтверждается данными обследования 30 компаний, разрабатывающих до нескольких сотен исследовательских тем и реализующих около 50 проектов в банковском деле, страховании, почтовых услугах, крупномасштабной торговле промышленными и продовольственными товарами, туризме, транспорте, гостиничном хозяйстве, консультативных услугах и т. п.
Специальный раздел реферируемой статьи посвящен традиционному обозначению деятельности, подпадающей под понятие «исследования и разработки». После появления главного методического справочника в рассматриваемой области, эксперты ОЭСР и других международных организаций несколько раз дополняли и уточняли Методику Фраскати. В ходе применения названной Методики в практике стран-членов выяснилось, что определение «исследования и разработки», представленное в данном справочнике, «неадекватно отражает все аспекты научнотехнической деятельности».
В 1970 г. была обнародована «Методика Осло» (Oslo manual). В этом документе особое внимание уделено проблемам учета инновационной деятельности. Работа над методикой велась и в 90-е годы. В так называемом «ТВР manual», обнародованном в 1990 г., рассматривались проблемы балансовых выплат в сфере технологии. В «Патентной методике» (1994) предлагались уточненные способы учета патентной деятельности. Проблемам трудовых ресурсов в сфере науки и технологии уделено особое внимание в «Методике Канберры», принятой в 1995 г. Итогом работы, проделанной экспертами ОЭСР, стало понимание исследований и разработок «как деятельности, которая происходит на любой стадии данного инновационного процесса, а не только на его начальных этапах».
После проведенных уточнений обозначение ИР формулируется следующим образом: «Исследования и экспериментальные разработки включают творческую работу, проводимую систематически в целях расширения фонда знаний, в том числе знаний о человеке, культуре и обществе, и использование этого капитала знаний для изобретения новых применений» (с. 417).
Характеризуя объект знаний, авторы обращают внимание на то, что в первых вариантах Методики Фраскати речь идет исключительно о естественнонаучных и технических исследованиях и разработках. Упоминание о социальных и гуманитарных науках встречается лишь в третьей редакции данной Методики в 1976 г. В целом, подчеркивают авторы,
обозначения, используемые в Методике Фраскати, не всегда просто реализовать на практике. Так, существуют проблемы при использовании критерия новизны. Допустим, полагают авторы, продукт может быть новым и относится к иннова-ционной категории, но при этом он не базируется непосредственно на ИР. В этом случае провести отличие подобной деятельности от производства новых знаний не всегда просто. Особенно это касается сферы услуг. Одно из последних изданий Методики (1993) предлагает ряд критериев, позволяющих получить информацию, которая помогла бы отличить ИР от смежной деятельности. К такого рода критериям относятся: природа целей проекта; тип персонала, занятого его разработкой; используемые методы; природа и источники финансирования; степень «всеобщности» результатов.
Прежде чем приступать к характеристике положения и роли ИР в сфере услуг, авторы посчитали необходимым выяснить, что из себя представляет данный сектор. Специалисты определяют такого рода деятельность как осуществляемую производителем услугу в интересах потребителя с использованием средств доставки подобной услуги. К последним принято относить как «осязаемые» (материальные), так и «неосязаемые» (нематериальные) формы предоставления услуг.
При выполнении такого рода деятельности в распоряжение клиента предоставляются средства решения проблем с привлечением человеческих, технологических, методологических и организационных ресурсов. Главное отличие сферы услуг от сферы промышленной деятельности состоит в том, что она не ориентирована не непосредственное обеспечение материальной коммерческой продукцией.
Какого рода и характера ИР реализуются в сфере услуг? Ответ на этот вопрос содержится в специальном разделе реферируемой статьи. Авторы обращают особое внимание на специфическую связь деятельности рассматриваемого типа с природой и тематикой осуществляемых здесь ИР. В этой связи отмечается, что важную роль играют многодисциплинарные, а также социальные и гуманитарные исследовательские проекты. Характеристика профиля ИР и соответствующих проектов, разрабатываемых в интересах потребителей сферы услуг, представлена авторами в таблице на с. 421. Например, при разработке автоматических сортировальных машин нового типа, оборудования для химчисток, новых поколений бытовой техники, в секторе услуг проводятся ИР, которые авторы определяют как «профильные, ориентированные на материальные компоненты». В рамках информационных ИР разрабатываются, в частно-
сти, видеоигры для парков развлечений, программные продукты для осуществления контроля качества. Целую категорию проектов авторы относят к разделу методологических ИР. По запросам клиентов, в рамках данного направления осуществляется составление справочников, методических пособий и другой подобной продукции.
Характеризуя в целом роль ИР в деятельности сектора услуг, авторы отмечают: усилия, предпринимаемые в данной сфере и направленные на решение проблем, часто имеют комплексный характер и включают аспекты технических, организационных, социальных и экономических ИР. Данное обстоятельство затрудняет задачу идентификации и точного измерения указанной деятельности с точки зрения общепринятой методики. Вот почему, подчеркивают авторы, несмотря на то, что новая редакция Методики Фраскати «узаконила» включение социальных и гуманитарных наук в общий спектр научно-технической деятельности, лишь немногие страны занимаются систематическим учетом усилий, вкладываемых в такие научные дисциплины. Считается, что такого рода усилия «слишком незначительны» на фоне общенациональных и промышленных затрат. В этой связи, полагают авторы, следовало бы обратить особое внимание на сектор услуг, поскольку его исследовательские усилия «никак нельзя признать незначительными».
Характеризуя роль социальных и гуманитарных исследований в сфере услуг, авторы подчеркивают: указанные усилия не ограничиваются рамками фундаментальных исследований. Здесь все шире реализуются прикладные проекты и разработки. Типичные потребители такого рода услуг - почтовые ведомства, страховые компании и банки.
В связи с возрастающей ролью исследовательской составляющей в общем спектре усилий сектора услуг особую актуальность приобретает проблема оценки новизны таких ИР. Решение проблем, подчеркивают авторы, не только рождает новые результаты, но и «питается» ими, поскольку непредсказуемая природа решаемых проблем создает условия для появления новых знаний. В то же время общепризнанно: новизна может возникнуть на базе соединения уже существующих знаний.
В связи с учетом ИР усилий в сфере услуг особое значение приобретает проблема размежевания исследовательской и смежной деятельности. Этой проблеме авторы посвящают специальный раздел реферируемой статьи. Согласно Методике Фраскати, проблема размежевания может затрагивать такие виды работ, как создание прототипа, сооружение и эксплуатация опытного производства, проектные работы, инструментальная оснастка и организация производства,
ментальная оснастка и организация производства, экспериментальные разработки и стартовый этап производства.
Сопоставление определений Методики Фраскати с особенностями сферы услуг позволяет выявить некоторые различия в подходе. Так, проектные работы в секторе услуг являются существенным компонентом исследовательских и инновационных усилий. Основная часть такого рода работ в промышленной сфере в соответствии с рекомендациями Методики не включается в ИР. Авторы обращают внимание на то, что весьма трудно провести четкую границу между деятельностью, необходимой для разработки начальной концепции продукта или процесса (которая вполне «вписывается» в рамки ИР), и усилиями в области организации производства или маркетинга, которые не включаются в ИР. Между тем, отмечают авторы, в сфере услуг такого рода усилия тесно переплетены и трудно поддаются размежеванию. Аналогичные проблемы в системе разграничения существуют и в других направлениях ИР, реализуемых в секторе услуг. Дело в том, подчеркивают авторы, что здесь вообще трудно отделить продукт, процесс и организационные проекты, классифицировав их в самостоятельные категории.
В какой мере особенности сферы услуг воздействуют на организационную структуру выполняемых здесь ИР? Рассмотрению проблем такого рода посвящен особый раздел реферируемой статьи. Обычная характеристика организационной структуры ИР, отмечают авторы, не годится для рассматриваемого «служебного» сектора. Здесь реализуется «интерактивная модель, базирующаяся на раздробленных подразделениях ИР и инноваций». Для такой модели характерны также временные проектные группы и система участия клиентов. Специальные крупные отделы являются скорее исключением.
Организационная структура, сложившаяся в секторе услуг, предлагает особый путь формирования кадрового потенциала: исполнители ИР «приходят» из различных подразделений: отделов маркетинга, информационной технологии, правовых отделов и др. В разработке проектов участвуют менеджеры, инженеры, юристы, экономисты, социологи, психологи, специалисты по проблемам управления, архитекторы и др.
Отнесение указанных категорий специалистов к исследователям не противоречит рекомендациям Методики Фраскати. Последняя причисляет к исследователям «профессионалов», причастных к созданию концепции или новых знаний, продуктов, процессов, методов, систем и к управлению соответствующими проектами. В данном перечне авторы особо
выделили слова «концепция», «методы» и «системы». На их взгляд, под «профессионалами» следует понимать не только специалистов из сферы естественных или технических наук, но и представителей гуманитарных и социальных дисциплин. В целом, авторы считают классификацию для исполнителей ИР вполне пригодной к применению в сфере услуг.
Заключительный раздел реферируемой статьи касается возможного нового обозначения ИР для производства товаров и для предоставления услуг. Авторы полагают, что необходимости иного обозначения для указанных сфер ИР деятельности нет. Достаточно ввести незначительные поправки в существующую терминологию. Основание для такой позиции авторы видят в том, что за последние годы отмечается определенная конвергенция («сходимость») указанных сфер реализации ИР. Ценность многих товаров, подчеркивают авторы, во многом определяется их «служебными функциями». Это относится не только к высокотехнологичной продукции, но и к более обычным изделиям. Некоторые компании, и в сфере высоких технологий, и в области обычной продукции, все чаще трансформируются из производственных в фирмы по обеспечению услуг. Наиболее часто упоминаемые примеры - IBM и «Benetton». Наконец, многие фирмы практикуют продажу товаров и услуг «в одном пакете».
Какие поправки в терминологию предлагают ввести авторы? Важным им представляется особое акцентирование гуманитарных и социальных ИР в обозначении ИР деятельности в целом. Поскольку компонент разработок в системе ИР значительно увеличился за последние годы, было бы желательно, считают авторы, обозначать такого рода деятельность как «дизайн и разработки» (design and development - D&D).
Обозначение, которое более точно отражало бы характер ИР деятельности с учетом сферы услуг, могло бы, на взгляд авторов, выглядеть следующим образом: «Исследования, проектирование и экспериментальные разработки (RD&D) включают творческую деятельность, осуществляемую систематически в целях увеличения роста знаний, в том числе знаний о человеке, культуре и обществе (особенно знаний о поведении экономических агентов и производительных организаций), и использование этого капитала знаний для изобретения новых применений (касается ли это товаров, услуг, процессов, методов или организаций)». Дополнения, предложенные авторами, они выделили особым шрифтом.
Существуют ли четкие критерии, которые позволят отнести тот или иной род деятельности к сфере ИР? Авторы полагают, что такие критерии существуют, и приводят список из 16 пунктов (на с. 428). В их чис-
ле: патентные заявки; наличие в программе прототипов, пилотных установок, схем организации производства, светокопий; публикации статей в солидных научных журналах; членство в редколлегиях таких журналов; организация научных семинаров или конференций и др. Особо упоминаются такие аспекты, как связи с исследовательскими лабораториями и организация исследовательских фондов.
Авторы считают необходимым внести еще одно уточнение в тот пункт Методики Фраскати, в котором приводится определение лица, относящегося к категории исследователей. Предложенные изменения они выделяют особым шрифтом. «Исследователями являются профессионалы в области естественных, социальных и гуманитарных наук (включая различные категории конструкторов и разработчиков), участвующие в создании концепции или новых знаний, продуктов, процессов, услуг, методов и систем и в управлении соответствующими проектами».
В заключение авторы подчеркивают, что сфера услуг «постоянно предъявляет вызов экономической теории и системе оценки». Показатели продуктивности в данной сфере - не ниже, чем в других секторах хозяйства, не отстает эта сфера и по показателям инновационности. До сих пор, полагают авторы, ИР в этом секторе недооценивались. В этой связи не требуется кардинально пересматривать обозначение ИР, предложенное в свое время в Методике Фраскати. На взгляд авторов, достаточно внести лишь некоторые дополнения в соответствующую терминологию. Подобные уточнения помогут по-иному оценить объем ИР, выполняемых компаниями в сфере услуг.
Т.В.Горбунова
2004.04.023. ГРОНБЕК Д. ЕВРОПЕЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ: ИДЕЯ, ВРЕМЯ КОТОРОЙ ПРИШЛО?
GRONBAEK D. A European research council: An idea whose time has come? // Science a. publ. policy. - Guildford, 2003. - Vol. 30, N 6. - P. 391-404.
Ключевые слова: система исследований в ЕС, Европейский исследовательский совет.
Автор реферируемой статьи - руководитель отдела в Датском исследовательском агентстве (Копенгаген, Дания) - утверждает, что идея создания Европейского исследовательского совета, призванного финансировать фундаментальные исследования в Европе, становится в послед-