Научная статья на тему '2004. 04. 020. Уткин Э. А. Этика бизнеса: учеб. Для вузов / фин. Акад. При Правительстве Рос. Федерации. - М. : Зерцало, 2003. - 274 с'

2004. 04. 020. Уткин Э. А. Этика бизнеса: учеб. Для вузов / фин. Акад. При Правительстве Рос. Федерации. - М. : Зерцало, 2003. - 274 с Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
408
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ДЕЛОВАЯ / КУЛЬТУРА КОРПОРАТИВНАЯ / КУЛЬТУРА СПЕКУЛЯТИВНАЯ / ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ / ЭТИКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 04. 020. Уткин Э. А. Этика бизнеса: учеб. Для вузов / фин. Акад. При Правительстве Рос. Федерации. - М. : Зерцало, 2003. - 274 с»

Окружающие должны понять, что ценность свободы превыше их собственной свободы. Свобода как ценность служит основанием для подчинения личной свободы свободе общей. Многие люди сознательно отдавали свою жизнь в борьбе за свободу. И это не была свобода отдельных личностей: такая свобода ушла вместе с их героической жизнью. Эти люди боролись за свободу всех, за свободу как ценность. В итоге автор приходит к выводу, что развитие концепции свободы способно обогатить представления о морали в целом.

О.В.Летов

2004.04.020. УТКИН Э.А. ЭТИКА БИЗНЕСА: Учеб. для вузов / Фин. акад. при Правительстве Рос. Федерации. - М.: Зерцало, 2003. - 274 с.

Автор определяет этику бизнеса как теорию, базирующуюся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями. Психология бизнеса - сфера науки, занимающейся психологическими особенностями управления. Объектами изучения здесь выступают взаимоотношения людей между собой, в коллективе.

В рамках бизнеса автор выделяет три составные части: предприниматель, условия предпринимательства, этика бизнеса. Предприниматель - главная фигура современного бизнеса, постоянно готовая идти на риск, обладающая неуемной энергией, настойчивостью, умением преодолевать любые преграды на пути к намеченной цели, свободой в принятии управленческих решений. Чем выше образовательный и культурный уровень людей, чем ближе к цивилизованной экономике общество, тем меньше в нем недобросовестности в деловых отношениях между людьми.

Облик «нового русского», который сколотил свой капитал на спекулятивных операциях, на обмане людей и государства, наложил свой отпечаток и на формирование особой предпринимательской культуры, которую автор называет спекулятивной. Ее характерные особенности -стремление к быстрому финансовому успеху, для которого любые пути и средства хороши, высокий риск, максимальное использование открывающихся шансов. Проповедуют эту культуру в основном молодые бизнесмены, девиз которых: «Быстрые сделки - быстрые деньги». У такого делового человека ускоренно развиваются бойцовские, агрессивные качества. Чувства, привязанности остаются в стороне.

Главное - быстрый и крупный финансовый результат любой ценой и любыми методами.

По мере продвижения России в современную рыночную экономику постепенно меняется само представление о характере и целях бизнеса, его общественном назначении, вновь проявляются на новом уровне старые добрые традиции предпринимательства. Бизнесмены России все активнее приобретают современные ценностные ориентиры. Постепенно возникает и расширяет свои границы обновленная деловая культура, нацеленная на удовлетворение требований рынка, на приоритет общественных, а не личных ценностей. Происходят кардинальные изменения в этических оценках и подходах российских предпринимателей.

Экономическая цель предпринимательства - опосредование личного интереса каждого сотрудника предприятия, которое обеспечивает интеграцию коллектива для достижения общей цели, создает основу для нравственного менеджмента. В настоящее время эффективно такое управление, которое направлено на повышение роли человеческого фактора. Нацеленное на человека, на личность управление обеспечивает свободное развитие каждого работника, удовлетворение его личных интересов.

В начале ХХ в. в России появились клубы промышленников и купеческие гильдии, которые сами наводили порядок в своей среде. Автор ссылается на принципы ведения дела в России, выработанные в 1912 г. и неуклонно соблюдаемые большинством российских предпринимателей. Среди них: уважай власть, будь честен и правдив, уважай право частной собственности, люби и уважай человека, будь верен слову, живи по средствам.

Отношение российского предпринимателя к своему делу, его целям существенно отличалось от принятой на Западе практики. Российские бизнесмены смотрели на свою рыночную деятельность не столько как на источник наживы, сколько как на своеобразную миссию, возложенную на них Богом. Считалось, что богатство дано Богом только в пользование, и Он потребует отчета. Поэтому российские коммерсанты активно участвовали в благотворительности, оказывали немалую помощь бедным. В России в целом не любили богатых людей, в отличие от «культа миллионеров», столь характерного для Запада. В России наиболее значимой ценностью, обосновывающей предпринимательскую активность и обеспечивающей модернизацию в конце XIX - начале XX

в., было служение общественно-государственному идеалу. Предпринимавшиеся в это время попытки модернизации осуществлялись во имя «великой России», во имя того, чтобы она заняла достойное место в мире.

Подлинная социальная ответственность предпринимателей выражается не столько в обильных пожертвованиях на просвещение народа, сколько в такой организации дела, которая бы обеспечивала трудящемуся устойчивое имущественное положение, социальную защиту, возможности для духовного роста.

В начале ХХ в. отдельные предприниматели, главным образом представители молодого поколения, начали отказываться от меценатства и благотворительности в пользу непосредственной социальной защиты своих рабочих. При фабриках создавались детские сады, больницы, школы. Причем делалось это не из чистой филантропии, а прежде всего из осознания потребностей рачительного хозяина в дисциплинированной, квалифицированной и социально благополучной рабочей силе.

Сегодня раздаются призывы к новым российским предпринимателям следовать традициям своих дореволюционных предшественников и больше жертвовать на благотворительные и общественные нужды. Вместе с тем сами новые предприниматели начинают ощущать потребность в общественном признании, в нравственной легитимизации своей деятельности. Они постепенно осознают, что благожелательное отношение общественности к их деятельности объективно необходимо.

Социальная ответственность свободного предпринимательства состоит в том, чтобы не способствовать обострению социальных противоречий, не усиливать такие неизбежные негативные последствия рыночной экономики, как нарастание безработицы и бедности, дискриминация в сфере занятости и оплаты труда.

Успешное развитие современной России требует четкого усвоения общественным сознанием того общеизвестного факта, что рыночное общество - это не общество, где все торгуют, а общество, где все работают. Базовыми ценностями в нем являются трудолюбие и добросовестность, честность и выполнение долга, а вовсе не обогащение людей по праву сильного. Тем более что в России никогда не принимались всерьез идеи социального дарвинизма - безжалостной борьбы за выживание, за успех и процветание сильных ценой подавления слабых.

В зарубежных деловых кругах полагают, что российский стиль делового поведения отличается необязательностью и неаккуратностью, отсутствием привычки держать слово, вечным стремлением что-то выклянчить лично для себя у иностранных партнеров. Даже лучшие представители нарождающегося делового российского мира часто оказываются в проигрыше при контактах с потенциальными зарубежными партнерами, потому что не умеют вести себя достойно. В прежние времена иностранные предприниматели закрывали глаза на неотесанность своих советских партнеров, поскольку те выступали не сами по себе, а в качестве полномочных представителей державы, гарантировавшей выполнение даже самых невыгодных контрактов. Ныне же наши бизнесмены, как правило, представляют собственные предприятия и компании, а от впечатления, которое они производят на потенциального партнера, очень часто зависит судьба даже неплохо задуманного начинания. За рубежом ценят проверенных годами деловых партнеров, а к новичкам подходят очень осторожно. У деловых людей существует строгое понятие обязательности.

В бизнесе необязательно противостояние этики и прибыли. В полной мере учитывать запросы этики оказывается выгодным. Кроме того, это приводит к самоуважению и уверенности. Отказ от конфликта с моральными нормами сам становится нормой.

Управленческая этика - совокупность правил и форм делового общения с людьми, позволяющая выразить им уважение, способствующая установлению между руководителями и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу. Суть управленческой деятельности - цепочка постоянно принимаемых ответственных решений, которые должны быть нравственно обоснованными и исключать любые моральные потери.

Автор выделяет два основных направления в стиле руководства. Первое характеризуется минимальной степенью, с которой руководитель делегирует свои полномочия, стремлением достичь цели любой ценой, не оказывая никакого доверия сотрудникам. Второе определяется стремлением лидера достичь целей путем создания деловой, доверительной обстановки в коллективе. В первом случае стиль руководства находится в пределах от авторитарного до либерального, во втором - от ориентированного на бизнес до ориентированного на человека.

Для деятельности фирмы, где доминирует демократический стиль руководства, характерны высокая степень децентрализации полномочий, активное участие сотрудников в выработке и принятии решений. Создаются условия, когда для подчиненных их обязанности не выглядят обременительными, сотрудники считают свою работу достойной и престижной. Демократический стиль руководства предполагает, что подчиненные самостоятельно решают большую часть проблем, не нуждаются в одобрении шефа и не бегают к нему по любому поводу за советом или разрешением. Но для практической реализации такого стиля руководства необходима длительная и кропотливая работа руководителей по созданию в трудовом коллективе атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения.

Как показывает опыт, при авторитарном руководстве выполняется больший объем работ, чем при демократическом. Однако платой за это являются относительно низкая мотивация, меньшая оригинальность решений, напряженный морально-психологический климат в фирме, агрессивность сотрудников, стремящихся быть похожими на шефа. Такие предприятия держатся на сильном лидере, но основная часть сотрудников постоянно испытывает тревогу, находится в зависимом положении и покорна лишь до поры до времени.

Автор определяет корпоративную культуру как систему ценностей и убеждений, разделяемых всеми работниками фирмы, предопределяющих их поведение, характер жизнедеятельности организации. Экономическая этика предполагает верховенство человека над материальными потоками в процессе производства, которым он управляет, придавая ему гуманистический характер. Без экономической этики не может быть рыночной экономики. «Экономическая этика -наука, указывающая, что та экономическая цель и те формы, методы производства экономически и этически оправданны, которые ведут к росту производительности общественного труда и на этой основе способствуют благосостоянию людей» (с.138).

О.В.Летов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.