Научная статья на тему '2004. 03. 044. Ли цзинвэнъ. Десять проблем здорового развития урбанизации в Китае. Ли Цзинвэнь. Чэншихуа цзяннькан фачжань ды ши ГЭ вэньти // Шэньчжэнь дасюэ сюэбао. - Шэньчжэнь, 2003. - Т. 20, № 3. -С. 32-37. - кит. Яз'

2004. 03. 044. Ли цзинвэнъ. Десять проблем здорового развития урбанизации в Китае. Ли Цзинвэнь. Чэншихуа цзяннькан фачжань ды ши ГЭ вэньти // Шэньчжэнь дасюэ сюэбао. - Шэньчжэнь, 2003. - Т. 20, № 3. -С. 32-37. - кит. Яз Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКА -КНР / УРБАНИЗАЦИЯ КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 044. Ли цзинвэнъ. Десять проблем здорового развития урбанизации в Китае. Ли Цзинвэнь. Чэншихуа цзяннькан фачжань ды ши ГЭ вэньти // Шэньчжэнь дасюэ сюэбао. - Шэньчжэнь, 2003. - Т. 20, № 3. -С. 32-37. - кит. Яз»

2004.03.044. ЛИ ЦЗИНВЭНЪ. ДЕСЯТЬ ПРОБЛЕМ ЗДОРОВОГО РАЗВИТИЯ УРБАНИЗАЦИИ В КИТАЕ.

ЛИ ЦЗИНВЭНЬ. Чэншихуа цзяннькан фачжань ды ши гэ вэньти // Шэньчжэнь дасюэ сюэбао. - Шэньчжэнь, 2003. - Т. 20, № 3. -С. 32-37. - Кит. яз.

Сотрудник Академии общественных наук Китая, заместитель председателя Научной ассоциации городов Китая, пишет, что урбанизация и улучшение градостроительства в Китае имеют важное значение в экономической жизни страны, должны при условии единого планирования способствовать продолжению устойчивого развития экономики и сохранению стабильности в обществе. Для развития городской системы необходимо решить следующие десять проблем.

1. Четко определить функции города (Г) и стратегию его развития. Определение функций Г включает не только определение его экономических функций в регионе, в стране, определение его политической функции в государственной системе, но и определение экономических и политических функций Г, а также круга тех услуг, которые может обеспечить городское правительство (ГП) горожанам, инвесторам, приезжим.

Во-первых, необходимо изучить глобальную экономическую обстановку, ибо экономика Китая все более включается в глобальную систему разделения труда и производства, и каждый Г фактически стал звеном мировой сети быстрого перемещения людских, материальных и информационных ресурсов. Увеличение масштабов перемещения материальных ресурсов ведет к возникновению невиданного прежде повсеместного быстрого подъема и упадка отдельных Г в Китае.

Во-вторых, при оценке городских функций необходимо учитывать не только современные условия этого Г, но и перспективу его развития, например, в случае развития благодаря расширяющемуся использованию природных ресурсов, власти должны предусматривать судьбу Г в то время, когда эти ресурсы иссякнут. Жизнеспособность каждого Г заключается в том, чтобы, развивая изначальные преимущества, непрерывно создавать новые (это происходит в Шанхае).

Город, претендующий на то, чтобы стать торговым центром глобального масштаба, должен обладать соответствующими людскими ресурсами, системами информации и товарообмена. Нужно ори-

ентироваться на создание малозатратной, удобной и надежной системы передвижения материальных ресурсов.

2. Дать научное определение функций ГП. Они должны обеспечивать наилучшее планирование и проведение основных мероприятий в сфере образования, подготовки кадров, трудоустройства;создать городские системы медицинского страхования и социальногообеспечения; повышать эффективность и прозрачность административного управления; стимулировать здоровое развитие городскойэкономики; обеспечить сильную финансовую и материальную поддержку развития Г; создавать условия для развития духовной культуры.

ГП не должно заниматься делами, которые регулируются рыночным механизмом или находятся в ведении гражданских организаций. В частности, функции правительства в развитии городской экономики состоят в обеспечении информацией об экономическом развитии в стране и за ее пределами, в предоставлении инвесторам необходимых преференций. Четкая регламентация административного управления и повышение степени его прозрачности, соблюдение законов чиновниками, создание атмосферы безопасности жизни в Г -все это поможет понизить роль «торгового капитала» в экономической жизни Г.

3. Выработать целостный перспективный план развития Г.При

разработке такого плана необходимо прежде всего уяснить

характер данного Г и его возможности обновления материальных ресурсов, а также иметь взгляд на перспективу во избежание того, чтобы Г из-за его чрезмерной закрытости не потерял своей жизнеспособности и чтобы беспорядочное развитие Г не привело его в ловушку.

Считается, что Китай находится сейчас на среднем этапе процесса урбанизации и что этот процесс должен идти с той же скоростью, что и процесс индустриализации (ранее имелось его некоторое отставание). В стране непрерывно возникают новые и растут прежние Г, поэтому совершенно необходимо перспективное планирование масштабов каждого Г.

ГП должно определить границы возможностей городской системы социального обеспечения и уровень социальной защиты, предоставляемой населению. Рост Г в значительной мере связан с миграцией сельского населения. Но из-за того, что экономические воз-

можности Г за короткое время не могут резко возрасти, трудно избежать больших различий в получении социальных благ старыми и новыми жителями Г. Система социального обеспечения, недавно возникшая в Китае, не в состоянии охватить всех городских новоселов.

Проблемы определения масштабов городской системы социального обеспечения и уровня социальной зашиты решаются в каждом Г в зависимости от уровня его социально-экономического развития и имеющихся в распоряжении ГП денежных средств. Необходимо также учитывать, что повышение уровня социального обеспечения может привести к ослаблению социальных стимулов развития, а чрезмерно низкий его уровень будет иметь негативные последствия для стабильности в обществе.

При составлении перспективного плана развития Г необходимо всесторонне учитывать особенности его культуры и исторические традиции, нельзя в погоне за достижениями современной материальной культуры разрушать связь между современной культурой и прошлым.

4. Развитие городских коммуникаций и информатизации. С этой целью, во-первых, необходимо разработать высококачественный перспективный план строительства и благоустройства городских коммуникаций, учитывая имеющийся опыт множества центров, где возникают пробки на вновь построенных дорогах.

Во-вторых, следует создать эффективный механизм, способный предотвратить превращение местными чиновниками городских коммуникаций в ложную витрину успехов администрации и в средство извлечения чиновниками личной выгоды, прибегая для этого как к мягким, так и к жестким дисциплинарным мерам воздействия, направлять ограниченные денежные средства на решение тех задач благоустройства Г, без решения которых невозможна производственная жизнь людей.

В-третьих, необходимо найти определенный баланс между предоставлением услуг общественного транспорта и использованием индивидуального транспорта. Следует предусмотреть повышение уровня предоставления населению услуг на основе использования общественного транспорта.

В-четвертых, необходимо учитывать способность к восстановлению природной среды (можно позаимствовать опыт сингапурского правительства).

ГП необходимо выработать взгляд на перспективу информатизации своего Г. Каждый Г должен, исходя из собственных условий и потребностей, планировать осуществление информатизации, примером может служить Шанхай.

5. Изыскать средства обеспечения работ по благоустройству Г.В

большинстве случаев расходы на благоустройство несет ГП. В

случае отсутствия денежных средств ГП может прибегнуть к выпуску долговых обязательств, иных видов ценных бумаг или к другим способам привлечения частного капитала.

6. Создание совершенной системы образования, профессионального обучения, трудоустройства.

В развитии Г человеческий фактор всегда имел решающее значение. Хотя Г, способный обеспечить трудящимся большие возможности для развития, может привлекать квалифицированные кадры из мигрантов, но более важным является создание надежных систем образования, подготовки кадров и трудоустройства, преследуя цель повышения качества городского населения в культурной и профессиональной областях.

В настоящее время в Китае большая часть услуг в сфере образования обеспечивается правительством, но существует постоянно усиливающаяся тенденция к перекладыванию части расходов на частный сектор. Отдаленный эффект этих перемен еще ждет своей оценки. Вопрос о том, каким путем, с учетом национальных особенностей страны, должна развиваться система образования в Китае, нуждается в серьезном обсуждении.

Хотя, в целом, политика в области образования определяется государством, но правительство каждого Г также имеет определенную свободу действий в этом вопросе. Так, выдача субсидий на образование детей родителям с малыми доходами, забота об образовании детей новых горожан, повышение уровня оснащения начальных и средних школ, поощрение и распространение новых методов обучения, помогающих повысить творческий дух молодежи, - все, что способствует повышению качества городского населения, должно находиться в центре внимания каждого ГП.

Городская система образования должна включать начальное, среднее, высшее, профессионально-техническое образование, а также систему переподготовки людей, потерявших или сменивших профессию. Начальное и профессионально-техническое образование

играет все более решающую роль. Трудно переоценить ее значение для повышения степени мобильности и гибкости рынка рабочей силы. Достаточно мобильный рынок рабочей силы способствует не только повышению конкурентоспособности Г, но и стабильности в обществе.

Заслуживает особого внимания проблема обучения детей новых горожан. Из-за системы регистрации большая часть таких детей не может получить обязательное в Г девятилетнее школьное обучение. Хотя в местах массового проживания новых горожан стихийно возникают начальные и средние школы упрощенного типа, но в них невозможно гарантировать качество обучения. Это влияет не только на средние показатели качества городского населения, но и может создать угрозу общественной безопасности.

Решение проблемы трудоустройства населения, в основном, зависит от того, как сможет ГП обеспечить благоприятный климат для инвестиций. В современных условиях, когда средние и мелкие предприятия играют главную роль в обеспечении занятости, особенно важны снятие ограничений с деятельности частных предприятий и повышение активности частного капитала. Проблему трудоустройства населения каждый Г должен решать сообразно своим условиям.

7. Создание систем медицинского обслуживания и социального обеспечения.

В последние годы проблема медицинского страхования находится в центре общественного внимания. Необходимо повышать жизнеспособность учреждений страховой медицины, препятствовать превращению ее в средство извлечения доходов привилегированными слоями общества. С этой целью необходимо определение объектов страхования и перечня лекарств, включаемых в медицинскую страховку.

Гарантирование соответствующего уровня социального обеспечения чрезвычайно важно для сохранения стабильности в обществе. Очень важным является вопрос о праве городских новоселов на социальное обеспечение. Разные Г могут искать свои пути для его решения в зависимости от собственного уровня экономического развития, финансовых возможностей ГП. На самом низком, по международным стандартам, уровне социального обеспечения каждый человек, имеющий на это право, может получить денежную помощь на

удовлетворение «основных жизненных потребностей», в перечень которых в Китае входят питание,-одежда, пользование транспортом.

Более высокий уровень предусматривает «помощь на особые нужды», куда входят медицинская помощь, обучение, обеспечение жильем, а также оплата необходимых расходов на поддержку престарелых, больных, инвалидов. При решении вопросов социального обеспечения ГП, по-видимому, необходимо устанавливать верхний предел оказания социальной помощи.

8. Обеспечение общественного порядка. Его состояние является важнейшим показателем уровня административного управления Г,влияет на привлечение инвесторов и прямо сказывается на экономике Г, ориентированной главным образом на туристический бизнес.

В переходный для экономики и общества период огромная разница в доходах населения и большое количество избыточной рабочей силы создают очень большие трудности в деле сохранения общественного порядка. Изменения в порядке регистрации населения и административной системы управления населением, а также увеличение масштабов миграции создали дополнительные трудности в обеспечении безопасности в китайских Г.

Наибольшую угрозу обществу несут преступные группировки, имеющие характер тайных обществ, и преступные группировки бродяг и скрывающихся от правосудия преступников. Первые из них обычно насильственным путем захватывают монопольное положение в некоторых сферах деятельности и пытаются проникнуть «в высшие слои надстройки» (с. 36).

Преступные группы обычно устремляются в такие сферы деятельности, как индустрия развлечений, перевозки, строительство, где легче всего установить свой контроль насильственным путем. Как показывает опыт, преступные группы активнее действуют там, где правоохранительные органы не ведут с ними достаточную борьбу, поэтому для охраны общественного порядка в Г необходимо, прежде всего, укрепление правоохранительных органов. Власти на местах должны целенаправленно принимать и вводить в действие местные законоположения, усиливать контроль за их исполнением, повышать активность и сознательность домовладельцев и их ответственность за жильцов, идти путем массовой профилактики правонарушений.

9. Повышенное внимание к развитию городской культуры. Ееразвитие тесно связано с состоянием городской экономики и истори-

ческими традициями. В то же время на культуру Г оказывают довольно большое влияние общественное мнение, доступность культурных учреждений для населения, личный пример чиновников из ГП. Процесс формирования культуры включает элементы и стихийности, и внешнего руководства.

Прилагая усилия к тому, чтобы Г соответствовал международным стандартам, очень важно сохранить у населения традиционно присущие китайцам трудолюбие, бережливость, заботу об образовании, почитание старших, заботу о детях. В то же время нельзя занимать чисто консервативные позиции в отношении к традиционной культуре, поскольку жизнеспособная культура должна находиться в постоянном развитии. Очень важно предотвратить разлагающее влияние на общество нездоровых форм культуры, ГП обязано перекрывать источники их возникновения и пути распространения.

10. Обязательное согласование масштабов городского строительства с государственной политикой обеспечения непрерывного развития.

Обеспечение последнего требует правильного регулирования взаимозависимости между населением, состоянием материальных ресурсов и среды обитания. Ключ к обеспечению непрерывного развития Г лежит в уяснении решающего значения «фактора условий» и в ограничении развития Г рамками действия этого фактора во избежание того, чтобы чрезмерное развитие не повлекло невосполнимого вреда среде и состоянию материальных ресурсов. При составлении перспективного плана развития Г необходимо учитывать неразрывную связь между численностью городского населения и возможностью восстановления природной среды и обновления ресурсов.

Главные препятствия для непрерывного развития китайских Г:

1. Состояние водных ресурсов, уже ставшее главным фактором,ограничивающим развитие Г. Непрерывное развитие Г требует решения проблемы водопользования на основе закона.

2. Состояние земельных ресурсов. В условиях Китая, где накаждого человека приходится очень мало земли, необходимо, чтобывопрос о степени эффективности и экономичности использованиятерритории при развитии Г занимал важное место. При пуске земли воборот нужно одновременно обращать внимание на пресечение попыток властей добиваться аренды земли.

3. Людские ресурсы. Возможность их совершенствования -основное условие непрерывного развития Г. Это выдвигает ряд требований к рождению здорового потомства, обучению, здравоохранению. Сейчас уже многие Г начали борьбу за получение квалифицированных кадров.

4. Загрязнение городской среды. Увеличение масштабов этогоявления, происходящее вслед за расширением Г, серьезно осложняетэффективное развитие функций Г.

В стремлении разрешить проблему непрерывного развития Г, заключает автор, городская администрация должна опираться на творческое использование скрытых возможностей городской системы, рынка, использование передовой техники и технологий, системы административного управления.

И. С. Ермаченко

2004.03.045. ЭНГЛЕХАРТ Н. ДЕМОКРАТИЯ И СРЕДНИЙ КЛАСС В ТАИЛАНДЕ: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ENGLEHART N. Democracy and the Thai Middle Class: Globalization, Modernization and Constitutional Change // Asian survey. - Berkley, 2003. - Vol. 43, №2. - P. 253-279.

Нейл Энглехарт (Лафайетт колледж, Истон, Пенсильвания; Институт перспективных исследований, Принстон, Нью-Джерси) исследует проблему связи между демократическими преобразованиями последних лет и политической активностью среднего класса в Таиланде.

Демократизация Таиланда в 90-х годах обычно рассматривается как классический случай действия теории модернизации. Считается, что экономическое развитие привело к появлению массовых образованных городских слоев, выступавших за установление подотчетного демократического правительства. Военный переворот 1991 г., свергший демократов, вызвал массовые выступления представителей среднего класса в 1992г., которые привели к ликвидации хунты и «твердому вступлению страны на путь, ведущий к демократической консолидации» (с. 253).

Н. Энглехарт считает интерпретацию этих процессов с точки зрения теории модернизации некорректной и указывает, что гораздо лучшим объяснением демократизации может служить экономическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.