Научная статья на тему '2004. 03. 002. Даниэль Канеман и Вернон Л. Смит: экономика тоже является наукой о человеке. Daniel Kahneman et Vernon L. Smith: l'economie est aussi une Science de l'homme // problemes Econ. - P. , 2003. - n 2790. - P. 1-7'

2004. 03. 002. Даниэль Канеман и Вернон Л. Смит: экономика тоже является наукой о человеке. Daniel Kahneman et Vernon L. Smith: l'economie est aussi une Science de l'homme // problemes Econ. - P. , 2003. - n 2790. - P. 1-7 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
763
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ ТЕОРИИ / НАПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ / ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ШВЕЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 002. Даниэль Канеман и Вернон Л. Смит: экономика тоже является наукой о человеке. Daniel Kahneman et Vernon L. Smith: l'economie est aussi une Science de l'homme // problemes Econ. - P. , 2003. - n 2790. - P. 1-7»

должна и не влияет определяющим образом на социальную динамику, она лишь ее утверждает.

И.Ю.Жилина

2004.03.002. ДАНИЭЛЬ КАНЕМАН И ВЕРНОН Л. СМИТ: ЭКОНОМИКА ТОЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАУКОЙ О ЧЕЛОВЕКЕ. DANIEL KAHNEMAN ET VERNON L.Smith: l'economie est aussi une science de l'homme // Problemes econ. - P., 2003. - N 2790. - P. 1-7.

В информационных сообщениях Шведской королевской академии наук рассматриваются основные положения работ Д. Канемана по психологии принятия решений и В.Л.Смита по экспериментальной экономике, за которые они получили Нобелевскую премию 2002 г.

Традиционно экономическая теория основывается на абстрактной концепции homo oeconomicus: поведение человека определяется его личными интересами, и он способен принимать рациональные решения. Экономика считалась неэкспериментальной дисциплиной, в которой исследователи могут использовать только фактические данные, полученные в результате наблюдения за внешними событиями. Однако в течение последних 20 лет произошли определенные изменения. Сегодня экономисты все чаще прибегают к контролируемым экспериментам, доказывающим, что некоторые фундаментальные постулаты экономической науки нуждаются в пересмотре. Новые представления опираются на когнитивную психологию, изучающую способ принятия решений человеком, и экспериментальную экономику, проверяющую лабораторными методами экономические модели и теории.

Цель первых лабораторных экономических экспериментов состояла в проверке наиболее фундаментального экономического постулата, гласящего, что в условиях совершенной конкуренции на рынке устанавливается равновесие между предложением и спросом, и цена товара, назначенная маргинальным покупателем, равна цене товара маргинального продавца. В первых лабораторных опытах В. Смита как продавцы, так и покупатели выбирались случайно. Каждый из них самостоятельно определял границы приемлемых цен товара между наиболее низкой ценой продажи для продавца и наиболее высокой для покупателя. Анализ распределения приемлемых цен позволил Смиту определить теоретическую цену равновесия, т.е. цену, подходящую для одинакового количества продавцов и покупателей. Еще в 1962 г., когда Смит опубликовал результаты первых экспериментов, он пришел к выводу, что полученная им в

эксперименте цена была близка к теоретически рассчитанной. Многочисленные дополнительные эксперименты подтвердили первоначальные результаты.

Множество экспериментов Смита относилось к результатам публичных торгов, традиционно проводимых на рынках сырья, акций и других финансовых инструментов, а также при приватизации государственных монополий. В теории ценообразования различают четыре вида аукционов. Победителем «английского» аукциона является покупатель, предложивший наивысшую цену. При проведении «голландского» аукциона первоначальное предложение снижается до тех пор, пока один из покупателей его не примет. На аукционе «по первой цене» (заявки подаются в закрытом конверте) победителем является участник, предложивший наивысшую цену, соответствующую цене продавца. Победителем аукциона «по второй цене» является участник, подавший в закрытом конверте предложение, соответствующее цене, следующей за ценой продавца.

В ходе экспериментов удалось выявить, что, как и предсказывала теория, продавец может получить одну и ту же цену на «английском» аукционе и на аукционе «по второй цене». В то же время было опровергнуто предположение об эквивалентности результатов «голландского» аукциона и аукциона «по первой цене». Смит также изучил различные способы организации рынков энергии в Австралии и Новой Зеландии.

Поскольку на реальных рынках обращаются гораздо более значительные средства, чем в эксперименте, Смит разработал методы, повышающие вероятность использования денежных стимулов на рынках. Однако поскольку личные предпочтения индивидов (часто не воспринимаемые) могут в ходе экспериментов влиять на их поведение, возникают серьезные проблемы. Так, индивид, играющий роль покупателя товара, не всегда ведет себя в соответствии с кривой спроса. Смит разработал технику, позволяющую решить эту проблему, побуждая участника опыта вести себя в соответствии с желанием экспериментатора. С помощью этих и других средств, а также различных практических рекомендаций, разработанных на основе лабораторных экспериментов, Смит установил методологические нормы экспериментирования в экономических исследованиях.

В экономических исследованиях обычно предполагается, что поведение индивида мотивируется в основном материальными соображениями и что он действует рационально, оценивая состояние экономики и

последствия своих поступков, опираясь на определенным образом представленную статистическую информацию. Этот подход нашел отражение в аксиомах «теории ожидаемой полезности», являющейся доминирующей теорией принятия решений в условиях неопределенности.

Психология, и особенно когнитивная психология рассматривает человека как систему, кодирующую и интерпретирующую имеющуюся информацию, а также, хотя и менее осознанно, другие факторы, влияющие на его решения. Речь идет о восприятии как таковом, ментальных моделях интерпретации специфических ситуаций, эмоциях, отношениях и воспоминаниях о прежних решениях и их последствиях.

Широкое исследование гипотезы экономической рациональности, основанное на опросах и экспериментах, было проведено Канеманом совместно с рядом других психологов. Был сделан вывод, что в реальном мире индивид при принятии решений часто оценивает неопределенные события, не прибегая к законам теории вероятности и тем более теории ожидаемой полезности.

В ряде совместных работ с ныне покойным А.Тверски Канеман показал, что индивиды не способны анализировать сложные ситуации, если последствия их решений неопределенны. В этом случае они руководствуются эвристическими умозаключениями или здравым смыслом. Экспериментальные данные Канемана и Тверски выявили альтернативный способ оценок индивидами случайных событий. В проведенном исследовании большинство мелких и крупных событий имели одинаковую вероятность. При их оценке индивиды руководствовались законом малых чисел, забывая о законе больших чисел теории вероятности. В ходе известного эксперимента опрашиваемые оценили как вероятное событие появление в какой-то день более 60% новорожденных мальчиков как в небольшой больнице (где количество родившихся невелико), так и в крупной (где количество родившихся значительно).

Точно также вкладчик считает, что, если показатели управляющего инвестиционными фондами в течение двух лет выше рыночных, его уровень компетентности выше среднего, тогда как статистически это не подтверждается. Такая ограниченность трактовки индивидами данных помогает прояснить некоторые тенденции на финансовых рынках, трудно объяснимые с помощью существующих моделей, в частности, значительные беспричинные колебания на рынке акций. Под влиянием работ Ка-немана в экономике финансов получило развитие такое направление, как

«поведенческие финансы», использующее достижения психологии для понимания функционирования финансовых рынков.

При принятии решений индивиды руководствуются также таким правилом здравого смысла, как «представительность». Канеман и Твер-ски провели опыт, в ходе которого опрашиваемых просили на основе устных характеристик разделить индивидов на две категории: «продавцы» и «члены парламента». Когда случайно выбранный индивид описывался как интересующийся политикой и дискуссиями, большинство опрашиваемых причисляли его к членам парламента, несмотря на то, что относительно высокая доля продавцов в обществе повышает вероятность того, что он является именно продавцом. Результаты опроса не изменились даже после того, как опрашиваемым сообщили данные о действительном соотношении между членами парламента и продавцами в обществе.

Таким образом, Канеман показал, что в ситуации неопределенности человек часто использует приблизительные несформулированные правила, систематически противоречащие основным положениям теории вероятности. Однако наибольший вклад он внес в решение проблемы принятия решений в условиях неопределенности. Он выявил поразительный факт: индивиды гораздо более чувствительны к степени отклонения результата от «точки отсчета» (часто являющемуся положением статус кво), чем к самому результату. Если индивиды сталкиваются с серией рисковых решений, они обосновывают каждое решение, изолированно оценивая его выгоды и потери, а не общие последствия всех решений. Кроме того, люди более чувствительны к потерям, чем к выгодам. Таким образом, практика показывает, что в условиях неопределенности не только вынесение суждения, но и принятие решения не вписываются в рамки традиционной экономической теории.

Существование разрывов между теорией ожидаемой полезности и практикой принятия решений в условиях неопределенности показал еще в 1953 г. экономист М.Алле (Нобелевский лауреат 1988 г.). Например, многие предпочитают выиграть 3 тыс. долл. в лотерею, которая предлагает с вероятностью в 80% против 0% шанс выиграть 4 тыс. долл. В то же время некоторые предпочитают также скорее выиграть 4 тыс. долл. при вероятности в 20%, чем 3 тыс. с вероятностью 25%. Эти предпочтения не согласовываются с «аксиомой замещения ожидаемой полезности» (с. 4).

Кроме того, по оценкам Тверски и Канемана, предпочтения индивидов определяются стремлением избежать проигрыша. Когда ставки

невелики (например, если вероятность выиграть 12 или потерять 10 долл. составляет 50%,), индивиды в целом предпочитают ничего не предпринимать, что не согласуется с результатами традиционного экономического анализа поведения в случае крупных проигрышей и выигрышей. Распространенное мнение о «привлекательности риска», очевидного при больших ставках, не совпадает с традиционной гипотезой неприятия риска. Например, Канеман и Тверски констатировали, что 7 индивидов из 10 предпочитают потерять 6 тыс. долл. с вероятностью в 25%, чем потерять 4 или 2 тыс. долл. с вероятностью 50% в каждом случае. В то же время согласно традиционным представлением о неприятии риска первый вариант не должен быть предпочтительным.

Канеман и Тверски не ограничились простой критикой аксиоматической теории ожидаемой полезности, но и предложили альтернативную теорию - описательную prospect theory, строящуюся индуктивно на основе эмпирических данных. В то же время они признавали обоснованность обеих теорий, поскольку теория ожидаемой полезности характеризует рациональное поведение, а prospect theory - реальное. Prospect theory объясняет многие закономерности, представляющиеся аномалиями в рамках традиционной экономической теории: готовность индивидов отправиться в дальний магазин, чтобы сэкономить несколько долларов на мелкой покупке, но колебания при осуществлении тех же действий для того, чтобы сэкономить при покупке дорогой вещи; нежелание сокращать потребление в ответ на информацию о снижении постоянного дохода и т.д. В целом эмпирические исследования Канемана выявляют некоторые закономерности выбора в нестабильной среде, а концепции, включенные в prospect theory, хорошо объясняют эти закономерности. Заключения Канемана помогли исследователям создать модель, показавшую специалистам в области принятия решений ошибки, часто допускаемые индивидами при принятии решений в обычной жизни. Prospect theory позволяет более точно описать поведение индивидов в условиях риска, чем теория ожидаемой полезности, которая в настоящее время является основой прикладных эмпирических исследований в этой области.

И.Ю.Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.