Научная статья на тему '2004. 02. 031. Логвинов Ю. В. Интеллектуальное пиратство / под ред. Эминова В. Е. - М. : пенаты, 2002. - 63 с'

2004. 02. 031. Логвинов Ю. В. Интеллектуальное пиратство / под ред. Эминова В. Е. - М. : пенаты, 2002. - 63 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО -ЕС СТРАНЫ / КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ {{-}}РФ БОРЬБА С НЕЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крысанова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 02. 031. Логвинов Ю. В. Интеллектуальное пиратство / под ред. Эминова В. Е. - М. : пенаты, 2002. - 63 с»

материальных, интеллектуальных или иных вложений. Тем самым составитель новой базы данных экономит затраты (на сбор, компоновку, проверку, систематизацию информации) и успешно конкурирует на рынке информационных услуг наряду с составителем ранее существующей базы данных. Подписанное Россией в 1994г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и странами ЕС обязывает Россию ввести специальную охрану прав составителей баз данных. В связи с тем, что под используемым в российском законодательстве понятием «база данных» понимается электронная база данных (это расходится с пониманием базы данных в Директиве ЕС), авторы считают целесообразным при введении специальной (дополнительной) охраны в России использовать более общий термин «составное произведение», включающий и базы данных. Для повышения эффективности охраны прав и законных интересов составителей баз данных они предлагают принять закон о специальной охране составных произведений. Также формулируется и ряд других предложений по совершенствованию законодательства РФ в рассматриваемой области.

О.Л.Алферов

2004.02.031. ЛОГВИНОВ Ю.В. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПИРАТСТВО / Под ред. Эминова В.Е. - М.: Пенаты, 2002. - 63 с.

В монографии анализируются проблемы правового обеспечения противодействия правонарушениям, совершаемым в сфере интеллектуальной собственности. Книга состоит из введения и четырех глав.

Понятие «интеллектуальное пиратство» является сравнительно новым для российского законодательства. Впервые данный термин возник в связи с ратификацией в 1995 г. Соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Швейцарией. В Приложении к Соглашению закреплено собирательное определение понятия интеллектуальной собственности, которое позволяет очертить границы понятия. В отечественной юридической литературе существует ряд существенно различающихся понятий интеллектуального пиратства (ИП). Так, Ю.В.Тунцевский считает ИП как «паразит, существующий за счет творчества, таланта и труда других, наносящий огромный вред экономике и культуре» (с. 11). Ряд цивилистов определяют его как «любые действия, направленные на

101

2004.02.031

воспроизведение, распространение или любое другое использование произведения или объектов смежных прав без согласия правообладателя или обладателя смежных прав, как правило, с целью извлечения прибыли и в коммерческом масштабе» (с. 12). Легального определения интеллектуального пиратства не существует.

Наиболее существенным признаком ИП является признак контрафактности. В Законе РФ «О авторском праве и смежных правах» к контрафактным относятся все экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Это также экземпляры произведений и фонограмм, импортируемых без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государств, в которых данные произведения и фонограммы ранее не охранялись или перестали охраняться. Вместе с тем, отмечает автор, нарушения авторских и смежных прав выходит за пределы, вытекающие из правового содержания признака контрафактности. Автор монографии предлагает включить в перечень нарушений помимо подделки следующие действия: а) воспроизведение интеллектуальных продуктов путем тиражирования на компакт-дисках; б) распространение интеллектуальных продуктов ггутем продажи или проката.

В соответствии с Регламентом Совета ЕС по мерам недопущения свободного обращения, экспорта, реэкспорта или введения в оборот поддельных (контрафактных) или пиратских товаров к «контрафактным товарам» относятся: товары (включая упаковку, любые символы торговой марки, этикетку, наклейку, логотип, инструкции использования или гарантийные документы, представленные вместе или по отдельности), не имеющие разрешения на торговую марку, которая полностью идентична торговой марке известного производителя такого же товара или имеющие признаки, которые не могут быть характерны для этой торговой марки, а также нарушающие права владельца торговой марки в рамках законодательства ЕС в целом или какого-либо из ее членов в отдельности. Из данного документа следует, что термин «пиратские товары» означает товары, которые являются копиями или сходны с копиями, сделанными без ведома и согласия владельца авторских или смежных прав или владельца права дизайна товара, как зарегистрированного согласно закону, так и не зарегистрированного, или лица, уполномоченного владельцем в стране, производящей товар, где изготовление таких копий нарушает

закон ЕС или страны — члена ЕС, в которой подано заявление в таможенные органы. Приведенные определения выявляют существенные различия в российском и европейском подходах к толкованию понятий контрафакции и пиратства. Автор монографии отдает предпочтение варианту общеевропейскому.

Необходимо также учитывать, что в соответствии с европейскими стандартами не относятся к контрафактным экземпляры товара, хотя и имеющие признаки подделки, но провозимые в личных вещах туристов в небольшом объеме с некоммерческой целью. Таким образом, делает вывод автор, налицо использование качественно-количественного критерия для отграничения преступления, связанного с нарушением авторских и смежных прав, и непреступных деяний, обладающих формальным признаком контрафактности.

Рассматривая характерные черты правового регулирования способов и мер противодействия интеллектуальному пиратству, автор приводит краткий исторический экскурс. Первый российский законодательный акт об авторском праве появился в 1828 г. - Цензурный устав, который содержал специальную главу «О сочинителях и издателях книг». Согласно Уставу, сочинитель или переводчик книги имел право пользоваться всю жизнь своим произведением и его продажей по своему усмотрению. Срок действия авторского права ограничивался 25 годами со дня смерти автора.

Далее проводится сравнительный анализ международного и зарубежного законодательства об ответственности за интеллектуальное пиратство. В связи с этим рассматриваются правовые нормы уголовного законодательства Казахстана, Украины, Узбекистана, Таджикистана, Грузии и Азербайджанской Республики.

Н.В.Крысанова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.